Индивидуальный профиль функциональной асимметрии как генетический маркер в спорте
презентация к уроку по физкультуре

Тупчиенко Юлия Александровна

Индивидуальный профиль функциональной асимметрии как генетический маркер в спорте

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальный профиль функциональной асимметрии как генетический маркер в спорте Тупчиенко Юлия

Слайд 2

Индивидуальный профиль функциональной асимметрии — это сочетание моторной, сенсорной и психической асимметрий, которое определяет присущие только определенному индивидууму особенности поведения.

Слайд 3

У многих людей отмечается правосторонняя асимметрия рук, ног, зрения, слуха и левосторонняя асимметрия в функциях осязания, обоняния и вкуса. В поведении человека основное значение имеет асимметрия рук, ног, зрения и слуха, которое в основном и учитывается при определении профиля асимметрии. По этим показателям ( рука-нога-глаз-ухо ) выделено восемь основных вариантов функциональной асимметрии у человека

Слайд 4

Различают одностороннее доминирование этих функций (либо правостороннее, либо левостороннее преобладание функций рук, ног, зрения и слуха) и парциальное (частичное) доминирование с любым сочетанием преобладающих функций. Особое значение в жизнедеятельности человека имеет сочетание ведущей руки и ведущего глаза

Слайд 5

Примерно две трети населения имеет ведущий правый глаз, около трети – ведущий левый глаз и лишь немногие – симметрию зрительной функции. У спортсменов также отмечаются проявления сенсорной асимметрии. Ведущим глазом у преобладающего числа спортсменов является правый (85 %), левоглазых около 12%, без асимметрии – примерно 3 %.

Слайд 6

Особенностью женского организма является значительно меньшее проявление функциональной асимметрии левого и правого полушария. Функции речи у них связаны в большей мере с деятельностью обоих полушарий. В индивидуальном профиле асимметрии у них чаще выражена правосторонняя асимметрия. Профиль асимметрии определяет наиболее предпочитаемую «удобную» сторону вращения в фигурном катании, в гимнастике («винт») и др. видах спорта. В произвольном вращении примерно 90% людей предпочитают повороты влево — более удобные для правшей. Левый профиль асимметрии у борцов, боксеров, теннисистов, фехтовальщиков делает их неудобными соперниками для спортсменов с правым профилем асимметрии .

Слайд 7

У многих представителей циклических видов спорта встречается перекрестная асимметрия: у пловцов-подводников ведущими являются в большинстве случаев правая рука и левая нога

Слайд 8

Аналогичную картину можно видеть у 60% высококвалифицированных лыжников-гонщиков.

Слайд 9

Обследование школьников-правшей 7—15 лет с правым ведущим глазом показало их большую способность к понятийному, абстрактному мышлению и более низкий уровень тревожности по сравнению с детьми, имеющими более низкие коэффициенты праворукости, стертые признаки левшества и левый ведущий глаз. У школьников–левшей в 90-100 % случаев отмечено преобладание реакций на непосредственные раздражители, а у правшей – 25 % случаев – преобладание реакций на словесные раздражители

Слайд 10

Индивидуальный профиль асимметрии коррелирует с различными особенностями внимания. Поданным статистического анализа леворукие спортсмены с доминирующим правым глазом характеризуются большей концентрацией внимания, а с доминирующим левым глазом — более выраженным распределением внимания, эффективностью в обнаружении объектов

Слайд 11

Спортсмены, имеющие односторонний тип доминирования функций (либо левый, либо правый профиль асимметрии), отличаются более высоким уровнем подвижности нервных процессов и психических функций, более короткой сенсомоторной реакцией. Однако они быстрее утомляются на тренировках с предельными и околопредельными нагрузками

Слайд 12

Следовательно, показатели моторного доминирования конечностей и особенности индивидуального профиля асимметрии можно рассматривать как ценный генетический маркер успешности спортивной деятельности с учетом специфических требований к организму спортсмена в различных видах спорта.

Слайд 13

Однако, в связи с недостаточно жесткой генетической детерминацией этих признаков (неполная доминантность гена) указанные показатели функциональной асимметрии испытывают значительное влияние средовых влияний, в том числе педагогических и тренерских. В процессе обучения и тем более переобучивания функциональная асимметрия может сглаживаться и даже изменяться на противоположную, Многолетний тренировочный процесс в ряде видов спорта естественным образом сглаживает моторную асимметрию, способствуя адаптации спортсменов к нагрузкам в избранной специализации.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему: «Определение профиля функциональной асимметрии»

Цели:Познакомить с понятием “профиль функциональной асимметрии”.Научить методикам определения моторной и сенсорной асимметрии.Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индиви...

Моторная асимметрия представителей разных видов спорта

ПРОЯВЛЕНИЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА...

Презентация "Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений"

В презентации отражены принципиальные отличия понятия  "Спорт" от других  видов занятий физическими упражнениями. Виды современного спорта....

Функциональная проба сердечно-сосудистой системы с нагрузкой для определения степени тренированности и возможной нагрузки при занятиях физической культурой и спортом.

В программу медосмотров школьников включается функциональная проба сердечно-сосудистой системы с нагрузкой для определения степени ее тренированности и возможной нагрузки при занятиях физической культ...

Индивидуализация обучения обучающихся с разной функциональной асимметрией полушарий

Индивидуализация обучения обучающихся с разной функциональной асимметрией полушарий...