Метадическая разработка «Путешествие в Страну Хорошей осанки» (профилактика нарушения осанки)
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Коняева Екатерина Викторовна

ЦЕЛЬ  УРОКА: ознакомить учащихся  со способами профилактики и способами определения нарушения осанки в домашних условиях.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательные: обеспечить усвоение учащимися  понятия осанки, обучить их физическим упражнениям и подвижным играм для профилактики нарушения осанки.
  • Развивающие: способствовать развитию у учащихся гибкости, силы мышц спины и брюшного пресса, чувства ритма и навыков коммуникативного общения.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение  к своему  здоровью и здоровью окружающих, формировать умение оценивать состояние своего здоровья.
  • Оздоровительная: формировать у учащихся правильную осанку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putesh._v_stranu_hor._osanki_.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

  УРОК -ИГРА

«Путешествие в Страну Хорошей осанки»

(профилактика нарушения осанки)

ЦЕЛЬ  УРОКА: ознакомить учащихся  со способами профилактики и способами определения нарушения осанки в домашних условиях.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательные: обеспечить усвоение учащимися  понятия осанки, обучить их физическим упражнениям и подвижным играм для профилактики нарушения осанки.
  • Развивающие: способствовать развитию у учащихся гибкости, силы мышц спины и брюшного пресса, чувства ритма и навыков коммуникативного общения.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение  к своему  здоровью и здоровью окружающих, формировать умение оценивать состояние своего здоровья.
  • Оздоровительная: формировать у учащихся правильную осанку.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ВИД УРОКА: игра

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКЕ: фронтальная, групповая, в парах.

МЕСТО  ПРОВЕДЕНИЯ:  спортзал.

НЕОБХОДИМЫЙ  ИНВЕНТАРЬ  И ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Гимнастические  коврики, кубики (по количеству участников урока)
  • Учебники
  • Аудиотехника, аудиозаписи
  • Гимнастические скамейки
  • Скакалки или мел.

Части урока и их содержание

Время дозировка

Методические указания

Примечания

I. Вводно – подготовительная часть урока. 

  • Построение.

  • Приветствие, объявление темы урока:  «путешествие в Страну Хорошей Осанки».

  • Задачи  урока:

Во время сегодняшнего Путешествия в страну Хорошей Осанки вы, ребята, и ваши родители получите некоторые сведения об осанке, узнаете правильная ли у вас осанка и разучите упражнения и игры для профилактики  нарушения осанки. Вы уже знаете, что осанка это произвольное положение позвоночника. Хороший позвоночник – гибкий позвоночник. И прежде чем попасть в Страну Хорошей Осанки, необходимо заработать пропуск, т.е. продемонстрировать  свою гибкость. Сейчас мы выполним несколько тестов на гибкость, и вы сами себя проконтролируете – хорошая у Вас гибкость или нет.

     (По команде учителя, все участники урока расходятся по периметру зала и останавливаются возле учебника и кубика, заранее разложенных учителем).

  • Тесты на гибкость:

- в шейном отделе позвоночника: наклон головы вперед, подбородком коснуться груди;

- в локтевых суставах: руки в сторону ладонями вверх, согнуть руки в локтях.

- в плечевых суставах: взять кубик в правую руку, поднять ее вверх, согнуть в локте за голову, левую согните за спиной. Передайте кубик из правой руки в левую и наоборот.

- в лучезапястных суставах: вытянуть руки вперед ладони внутрь, согнуть кисти внутрь.

- в тазобедренных суставах:

  и.п. – о.с. максимальный наклон вперед

- в коленных суставах и голеностопе стопе: встать на колени, попытаться сесть на пол

Гибкость ребята, это физическое качество  человека, которое позволяет нам красиво, грациозно двигаться, придает легкость и уверенность в движении. Недаром взрослые говорят: «Позвоночник гибок – тело молодо». Мы проводим тест на гибкость позвоночника.

- взять с кубика кусочек пластилина, отойти от стены на шаг, наклониться назад, поднять руки вверх и приклеить пластилин к стене обеими руками.

Ну, что ж! Вы все молодцы и пропуск в Страну  Хорошей Осанки – заработали. И первое, что нас ждет – разминка.

Встаньте у стены, прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками. Не меняя положения спины, сделайте шаг вперед. Запомните это состояние и постарайтесь сохранять его до конца урока. Именно это положение спины – положение правильной осанки.

Возьмите учебник, положите его на голову – начинаем разминку.

  • Разминка

- ходьба

- ходьба на носках

- ходьба на пятках

- ходьба на внешней и внутренней стороне стопы

- ходьба в полуприседе

(По команде учителя все снимают учебник с головы и складывают стопкой в указанное место)

- бег в медленном темпе

- ходьба

- упражнение на восстановление дыхания

10 мин.

1 – 2 мин.

30 сек.

Строятся в одну шеренгу.

Рот не открывать, плечи  на месте. Кто достает подбородком груди – гибкость хорошая.

Руки параллельно полу. Если касаетесь плеча кистью – гибкость отличная, если пальцами – хорошая.

Не наклоняться, ноги врозь. Если кубик передать удается, то гибкость хорошая.

Руки в локтях не сгибать, пальцы прямые. Если кисти перпендикулярны руке, то гибкость отличная.

Ноги в коленях не сгибать. Если достаете ладонями до пола – гибкость хорошая, если пальцами – средняя.

Ноги слегка разведены. Носки ног оттянуты. Если садитесь на пол свободно – то гибкость хорошая

Включить ритмичную мелодию. Лучше использовать знакомые для детей мелодии детских песен.

Учебник класть на темя, стараться его не ронять.

Соблюдать ритм, дистанция 2 шага

Руки вверх, ладони внутрь

Руки в стороны, параллельно полу

Руки на поле, локти назад

Руки вперед, ладони внутрь

Дистанция 2 шага, не ускоряться

Вдох через нос, выдох через рот

Урок лучше  проводить когда дети знакомы с видами построений и перестроений,

.

Если позволяют размеры спортзала, то разграничить зоны игр, разминки, упражнений и т.д. плакатами с названием зон (например, «Город Игр» или «Станция Разминки»

Похвалить самый низкий наклон  среди детей

Во время ходьбы, руки не сгибать, пальцы прямые. Похвалить всех, кто ни разу не уронил учебник

Перестроение из колонны по одному в колонну по 3

ОРУ

- потягивания

- и.п. – ст. ноги врозь руки на пояс

  1-4 вращение головы влево

  5-6 вправо

- и.п. – то же

   1-4 наклоны головы влево, вправо, вперед, назад

- и.п. – ст. ноги врозь руки перед грудью

  1-2 поворот туловища влево

  3-4 вправо

- и.п. – ст. ноги врозь руки на пояс

   1-4 наклон туловища влево, вправо, вперед, назад

- и.п. – о.с.

   1 - наклон вперед, руками коснуться колен

   2 – носков

   3 – пола

   4 – и.п.

- и.п. – о.с.

   1,3 приседания, руки вперед

   2,4 – и.п.

- Прыжки на левой, правой и обеих ногах

- Упражнение на восстановление дыхания

Молодцы ребята! Мы закончили разминку  и нас ждет город Знаний.

 

2-3 раза

4 раза

4 раза

6 раз

4 раза

4 раза

12 раз

30 раз

2-3 раза

Дистанция 2-3 шага

Держать ритм, выполнять под счет.

Спина прямая, темп медленный.

Движения плавные.

Руки параллельно полу, пятки от пола не отрывать.

Ноги не сгибать, не сутулиться.

Движения пружинистые, ноги не сгибать.

Спина прямая, руки прямо, при приседании колени слегка развести.

Прыжки мелкие, частые.

Вдох через нос, выдох через рот

II. Основная часть урока.

По команде учителя класс перестраивается в 4 шеренги. берут гимнастические  коврики для себя.

 Дорогие ребята! Я очень хочу , чтобы вы выглядели красиво, двигались легко. Для этого очень нужно, чтобы позвоночник был прямой. Но позвоночник не может держаться сам по себе. Его держат мышцы спины, живота. Поэтому для хорошей осанки мало быть  гибким, нужны еще сильные мышцы спины и живота. Сейчас мы разучим упражнения, которые можно выполнять дома.

  • Упражнения для формирования правильной осанки.

- и.п. – о.с.

  1 – подняться на носки, руки к плечам, ладони вперед

  2-3 держать

  4 – и.п.

- и.п. – ст. руки за голову

  1-3 руки вверх ладонями наружу, вдох

  4 – и.п. выдох

- и.п. – о.с.

  1 – руки к плечам

  2 – руки вверх

  3 – руки к плечам

  4 – и.п.

- и.п. – о.с.

  1 – руки вверх, левую ногу назад

  2 – и.п.

  3 – тоже правой ногой

  4 – и.п.

- и.п. – ст. руки на пояс

  1 – прогнуться, локти назад

  2-3 – держать

  4 – и.п.

- и.п. – ст. ноги врозь

  1-2 – наклон вперед, руки за голову

  3-4 – и.п.

- и.п. – ст. ноги врозь

  1-3 – пружинистые наклоны вперед

  4 – и.п.

- и.п. – ст. ноги врозь руки на пояс

   1,3 – прыжком ноги вместе, хлопок над головой

   2,4 – и.п.

- и.п. лежа на спине, руки на пояс

  1-2 – поднять ноги

  3-4 – и.п.

- и.п. то же

  «велосипед»

- и.п. лежа на животе, руки перед грудью

  имитация плавания «брасом»

- и.п. лежа на животе руки в стороны

  1-3 прогнуться, поднять руки и ноги

  4 – и.п.

- и.п. – о.с.

  1 – руки вверх, вдох, потянуться

  2,3,4 – «уронить» руки, слегка наклониться вперед – выдох

       Ребята! Упражнения, которые мы делали можно использовать для утренней гимнастики. Чтобы быть частым гостем в Стране Хорошей Осанки зарядку нужно делать каждый день.

Следующие упражнения я на растяжку.

23 мин.

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

6-8 раз

4 раза

10-15 раз

4-6 раз

4 раза

10 сек.

2-3 раза

.

Интервал, дистанция 2 шага.

Темп медленный, спина прямая.

Темп медленный, лопатки сведены

Темп медленный, держать осанку, можно положить учебник на голову

Темп средний, прогнуться

Темп средний, лопатки свести

Темп средний, стараться прогнуться

Темп средний, колени не сгибать, стараться коснуться пола

Темп быстрый, руки прямые

Ноги прямые, темп средний

Темп быстрый, ногами пола не касаться

Темп средний, прогнуться

Темп средний, похвалить лучший прогиб у ученика

Темп медленный

В процессе всех упражнения учитель поясняет, какие мышцы работают. Можно использовать музыкальное сопровождение

Если учитель почувствовал эмоциональный спад на уроке, то перед упражнениями на растяжку можно провести подвижную игру на формирование правильной осанки.

Упражнения на растяжку.

- ребенок лежит на левом боку, руки вытянуты вперед, прямая правая нога вытянута вперед. Опускать, слегка надавливая правое плечо на пол, таз придерживать. Происходит «скручивание».

То же на правом боку.

Задействован позвоночник, мышцы живота, спины.

- ребенок сидит на полу, ноги врозь. Наклоны вперед, к левой и правой   ноге. Стараясь коснуться пола как можно дальше от себя.

То же из седа ноги вместе задействован позвоночник, растягиваются мышцы спины, задняя поверхность ног.

- Упражнение для релаксации – лежа на спине руки в стороны, ноги врозь, тело расслабить, дышать свободно.

    Ребята! Медленно встаем! Покидаем город Грацию. Для этого собираемся «паровозиком» и «едем» в город Игр.

Все выполнять в медленном темпе, включить музыку.

Выполнять медленно, осторожно. Ноги от пола не отрывать.

Ноги не сгибать, у кого хорошо получается натянуть носки на себя.

Выключить музыку.

Учитель обходит зал, контролирует степень натяжения, указывает на ошибки или поощряет участников урока.

III. Заключительная часть урока.

      Ребята и родители! Осанку можно формировать не только упражнениями, но и в игре. И последней станцией в стране Хорошей Осанки будет Город Игр.

Игра «Сторож и воробьи»

Выбирают  водящего – «сторожа», дети – «воробьи». Из скакалок выкладывают круг диаметром 3-4 м.

В круг помещают кубики – «зерна» в 2 раза больше, чем количество участников игры. Водящий встает в круг и говорит: «Воробьи – воробышки, серенькие перышки. Вы поклюйте крошки у меня с ладошки». После слов дети на двух ногах впрыгивают в круг, берут кубик (каждый только по одному) и быстро выпрыгивают из круга.  Водящий старается запятнать игроков. Кого запятнали, кладет «зерна» в круг. По окончании игры отмечают тех, кто больше всех набрал «зерен», кого запятнали, выполняют упражнения на осанку.

      Ребята! Наше путешествие подходит к концу. Безусловно оно было полезным  и я надеюсь интересным для Вас. А вот насколько результативным,  мы сейчас проверим!

  • Подведение итогов.

- Подводя итог урока учитель  задает несколько вопросов  детям по уроку, говорит, что на осанку влияет еще и состояние стопы и это тема для будущего урока.

Раздает памятки  (приложение), объявляет оценки за урок.

10 мин.

Водящего выбрать из числа учащихся круг можно начертить мелом.

Вместо кубиков использовать кегли, камушки и  т.д. Игру повторять 2-3 раза. Водящего можно менять.

 

.

Приложение к уроку

 по физической культуре

ПАМЯТКА   ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

        Что влияет на состояние нашего позвоночника? Как сохранить стройную осанку у детей? Причины болезней позвоночника могут быть разными. Врачи говорят, что это могут быть и психологические предпосылки, которые возникают еще в раннем детстве. Известно, что частые запреты, исходящие от родителей, тормозят развитие ребенка. Ребенок растерян и зажат: многочисленные «нельзя» как будто сковывают его, он перестает  быть живым, шаловливым и непосредственным. Это в свою очередь отражается и на положении позвоночника ребенка, и на его движениях: он тоже становится скованным и зажатым. Поэтому, родители, когда что – то запрещаете ребенку, понаблюдайте за ним. Если ребенок сник, притих, значит вы для запрета использовали слишком сильное давление, поэтому срочно переключайте его внимание (например, на игру). Немаловажное влияние на формирование осанки оказывает дыхание. Если ребенок привыкает к неглубокому поверхностному дыханию, то мышцы  грудной клетки будут слабо развиты, что приведет к сутулости.

        Для спины полезно все, что укрепляет ее  мышцы  (плавание, езда на велосипеде, ходьба  на лыжах и т.д.). Любые движения, даже легкая зарядка под руководством взрослого, поддержат тонус  мышц спины ребенка, создадут и укрепят «мышечный корсет», что в конечном итоге сформирует правильную осанку.

        Правильная осанка способствует правильной  работе внутренних органов. Нарушение осанки может привести к нарушению кровоснабжения мозга и как следствие к быстрой утомляемости и ослабление внимание. А с этим трудно ребенку  учиться. На позвоночник  ложится очень большая нагрузка, поэтому его необходимо беречь. Если спина ребенка устала, ему нужно сделать разминку, лечь на плоскую поверхность, или сделайте ему массаж.

        При укреплении осанки ребенка необходимо соблюдать чувство меры. Важно помнить, что ваш малыш быстро устает и поэтому занятия физической культуры не должны быть  слишком  продолжительными.  Так же необходимо помнить, что позвоночник вашего ребенка  состоит преимущественно из хрящевой ткани, поэтому он более  хрупкий и эластичный, чем у взрослый. Нужно беречь его от ушибов  и повреждений..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка "Путешествие по стране здоровья"

Данная методическая разработка представляет собой преобразование материалов учебного пособия "Букварь здоровья (авторы: Баль, Ветрова) в цикл из восьми занятий для детей младшего школьного возраста. Н...

Методическая разработка "Путешествие в страну здоровячков"

Воспитательное мероприятие по программе "Здоровый образ жизни" для учащихся 1-2 классов...

Методическая разработка конспекта урока «Корригирующая гимнастика для профилактики нарушения осанки»

Представленная разработка урока  послужит более глубокому осмыслению о значимости правильной осанки. Учащиеся еще раз, убедятся в том, что правильная осанка - залог здоровья. Анализируя  уро...

Тема урока: «Осанка. Профилактика нарушений осанки».

Создание условий, способствующих повышению интереса у обучающихся к познанию своего организма, систематизации знаний обучающихся о строении своего тела, развитию потребности в формировании правильной ...

Проект «Путешествие по стране хороших манер» во второй младшей группе

Проект «Путешествие по стране хороших манер» во второй младшей группе...