кружок по спортивному ориентированию 8-9 классы
рабочая программа по физкультуре (8, 9 класс)

Рогова Людмила Игоревна

кружок расчитан на 34 часа (1 раз в неделю) для обучающихся 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Спортивное ориентирование83 КБ

Предварительный просмотр:

        муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ярцевская основная школа №5

«Рассмотрено»

руководитель ШМО

______/__________/   Протокол №

от «__» ________ 2019г.

«Согласовано»

заместитель директора _______ /_____________/

от «__» ________ 2019г.

«Утверждено»

директор школы

_______Т.Н. Богданова

Приказ №___

от «__» ________ 2019г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

Кружковой работы

спортивно-оздоровительного направления

 «Спортивное ориентирование»

для 8-9 классов

   учителя I квалификационной категории

Роговой Людмилы Игоревны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол №___ от __  ___ 2019г.

г. Ярцево

2019-2020 учебный год

1. Пояснительная записка.

Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности.

Ориентирование – это здоровый образ жизни и здоровые эмоции, постоянная новизна впечатлений, а также исключительно гармоничное сочетание физических и умственных возможностей человека. Наряду с вышеперечисленными достоинствами спортивное ориентирование имеет и прикладное значение – умение ориентироваться необходимо охотнику и туристу, геологу и воину, грибнику и любителю лесных прогулок.

Занятия спортивным ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Как военно-прикладной вид спорта спортивное ориентирование играет важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников, в подготовке молодежи к защите Родины.

Рабочая программа  по спортивному ориентированию для обучающихся 8-9 классов составлена на основе  пособия для руководителей кружков В.И. Тыкул «Спортивное ориентирование. М.: «Просвещение», 2005г.

2. Место курса в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана 34 часа в год из расчета 1 час в неделю, количество недель-34.

Программа предполагает преподавание основ спортивного ориентирования. Обучающиеся знакомятся с картой, компасом, получают простейшие навыки работы с картой и компасом на местности. В физической подготовке основной упор делается на общефизическую подготовку.

В конце  года обучения обучающиеся должны показывать соответствующие результаты в соревнованиях.

3. Результаты освоения курса.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы секции являются:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам на тренировочных занятиях, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время занятий и соревнований;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

4. Формы организации.

  • Занятия с образовательно - тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала до окончания основной части занятия. Помимо целенаправленного развития физических качеств, формируются у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма.
  • Соревнования
  • Состязания и эстафеты
  • Групповые занятия (круговая тренировка)
  • Беседы
  • Тестирующие занятия
  • Игровые уроки: спортивные, общеразвивающие, развивающие.

5.  Содержание курса.

Содержание

часы

Введение.    Знакомство с материалами наглядной агитации (видео- фотоматериалами и т.д.). Прогулка в лес. Обзор развития ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом. Виды спортивного ориентирования. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша, при опоздании на старт.

В процессе занятий

Общая физическая подготовка

Практические занятия.   Ходьба (на пятках, носках, спортивная, на внешней и внутренней стороне стопы, высоко поднимая колени). Бег (вперед, назад, галопом влево, вправо, на носках, с изменением направления движения). Упражнения для рук и плечевого пояса (сгибание, разгибания, вращения, махи, отведение, приведение и т.д.). Упражнения для мышц ног(приседания, махи, прыжки, выпады). Упражнения для шеи и туловища (наклоны головы, туловища). Гимнастические упражнения с предметами: скакалка, мячи, палки, обручи, гантели. Акробатика (стойки, кувырки, перекаты, перевороты). Упражнения на гимнастических снарядах (канат, скамейка, бревно, перекладина, гимнастическая скамейка. Легкая атлетика: бег на короткие, средние и дистанции, из различных исходных положений, бег по пересеченной местности. Спортивные и подвижные игры: игры на внимание, сообразительность, координацию.

8

Специальная физическая подготовка

Практические занятия. Фартлек - игра скоростей.  Развитие специальных качеств, необходимых ориентировщику. 

Упражнения на развитие выносливости: бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной, открытой, закрытой, заболоченной местности, бег в гору, специально-беговые упражнения. 

Упражнения на развитие быстроты: бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе.

Упражнения на развитие гибкости: упражнения на растяжку, упражнения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.

Упражнения на развитие ловкости и прыгучести: прыжки(в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.

Упражнения на развитие силы: сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивания, приседания, упражнения с предметами.

В процессе занятий

Техническая подготовка

Теоретическая подготовка.

Разновидности карт: топографические, спортивные. Их общие черты и различия. Изучение технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование.

Практические занятия.

Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Развитие глазомера. Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных объектов и углу схода с них.

10

Тактическая подготовка

Практические занятия.

Тактические действия на соревнованиях с большим количеством групп, с ограниченным количеством групп, действия в стартовом городке. Тактика при выборе пути движения. Опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие ориентиры, линейные ориентиры. Подход к контрольному пункту и уход с него. Раскладка сил на дистанцию.

1

Участие в соревнованиях

2

Топографическая подготовка

Теоретические занятия.

Основы топографии. Способы изображения земной поверхности. Топографические карты. Масштаб карты.

Практические занятия.

Условные знаки топографических карт. Рисование топознаков. Виды масштабов, упражнения с масштабами топокарт. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояний до недоступных предметов.

13

6. Календарно-тематический план

№ п.п.

Дата проведения

Тема занятия

1

Виды карт. Развитие ориентирования в стране.

2

Устройство компаса. Определение сторон горизонта с помощью компаса.

3

Способы определения расстояний на карте.

4

Способы определения расстояний на карте.

5

Точка стояния. Способы определения точки стояния.

6

 Способы определения точки стояния.

7

Элементы топографической карты.

8

Условные знаки спортивных карт.

9

Определение знаков на карте.

10

Чтение карты по условным знакам.

11

Работа по карточкам для определения знаков.

12

Разновидности ходьбы и бега. Развитие физических качеств.

13

Развитие физических качеств. Развитие ориентирования за рубежом.

14

Развитие гибкости и скоростно-силовых качеств.

15

Развитие физических качеств. Виды спортивного ориентирования.

16

Развитие выносливости. Действия перед стартом.

17

Развитие выносливости. Действия на старте, дистанции.

18

Развитие физических качеств. Действия на КП, на финише.

19

Развитие скоростно-силовых качеств. Действия участника при опоздании на старт.

20

Азимут. Магнитный азимут. Прямой и обратный азимут. Определение азимута на местный предмет.

21

Движение по азимуту. Отклонения при движении по азимуту.

22

Выход по азимуту на КП.

23

Выход по азимуту на КП.

24

Работа с картой на местности.

25

Нахождение места старта, описание местности.

26

Изображение рельефа на местности.

27

Горизонталь. Сечение рельефа.

28

Крутизна склона, вспомогательные горизонтали.

29

Мелкие формы рельефа.

30

Знакомство с рельефом и его формами по карте.

31

Чтение карты на местности.

32

Действия на старте. Ориентиры по ходу движения. Подход к контрольному пункту и уход с него.

33

Соревнования: выбор.

34

Соревнования в мини ориентировании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие

Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

открытое занятие "Ориентирование. Виды спортивного ориентирования"

Конспект открытого занятия по туризму "Ориентирование. Виды спортивного ориентирования" (сокращенный вариант).  Данное занятие является вводным для детей 1 года обучения....

кружок спортивное ориентирование 7-8 класс

Программа расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...

кружок "Спортивное ориентирование" 5-8 классы

Программа расчитана на 68 часов...

Авторская программа по внеурочной деятельности ориентированная на достижение результатов по художественно-эстетическому направлению. Кружок "Умелые ручки" для 2-4 классов

Предлагаемая программа направлена на развитие художественного вкуса и творческих способностей детей, а также нацелена на обеспечение самоопределения личности ребёнка. Данная программа дополняет и расш...