Физическая культура и спорт в режиме для школьников
статья по физкультуре (9 класс)

Cеврунова Галина Александровна

Физическое воспитание — это, прежде всего, широкий ком­плекс оздоровительных воздействий на организм, включающий рациональное чередование труда и активного отдыха. Это иг­ры, физические упражнения, различные виды спорта, закали­вающие процедуры с использованием естественных сил приро­ды: солнца, воздуха и воды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_kultura_i_sport_v_rezhime_dnya_shkolniko1.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №3»

Физическая культура и спорт в режиме для школьников.

для  внеурочной деятельности

учитель физической культуры

Севрунова Галина Александровна

Физическая культура и спорт в режиме дня школьников.

Ученые подсчитали, школьник находится в полной или относительной неподвижности, т. е. сидит или лежит, 18 часов в сутки. Таким образом, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, физическую культуру и спорт, остается 6 часов. Разумеется, неплохо было бы увеличить время активного отдыха учащихся до 8—9 часов в сутки. Но и 6 часов при их максимальном и рациональном использовании могут принести большую пользу здоровью. Для этого учащимся необходимо строго соблюдать режим дня, в который обязательно должны быть включены элементы активного отдыха, физической культуры и спорта. Вовлечение детей и подростков в занятия физической культурой и спортом, начатое в школьном возрасте, создает потребность в активном образе жизни на все последующие годы.

Физическое воспитание — это, прежде всего, широкий комплекс оздоровительных воздействий на организм, включающий рациональное чередование труда и активного отдыха. Это игры, физические упражнения, различные виды спорта, закаливающие процедуры с использованием естественных сил природы: солнца, воздуха и воды. Больше того, к системе физического воспитания относится и привитие учащимся гигиенических навыков и привычек: умения правильно организовать свое рабочее место, сидеть за столом, читать, писать, носить портфель или ранец, выбирать подходящую одежду и обувь, соответствующую сезону и роду занятий. Физической культурой в самой различной форме школьник должен заниматься регулярно, а не от случая к случаю. Она должна быть тесно связана с программой обучения школьников, с распорядком дня в семье.

Распределение нагрузок должно быть по возможности равномерным в течение дня и недели. Кроме того, необходимо чередовать различные виды нагрузок, следить за тем, чтобы занятия не были утомительными, а в работу вовлекались все группы мышц. Физическая культура приносит школьникам ощущение радости, создает у них бодрое настроение, повышает работоспособность.

У младших школьников (особенно первоклассников) после детства, двигательная активность в котором почти не ограничивалась, а круг обязанностей был очень небольшим, резко увеличивается умственная нагрузка, уменьшается свобода движения, что связано с необходимостью спокойно сидеть за партой в течение 45 минут урока. Поэтому в первом полугодии первоклассники проходят своеобразный период адаптации к школе.

Дети, посещавшие перед школой детский сад, адаптируются, как правило, быстрее, так как элементы классных занятий и строгого распорядка есть и в программе дошкольного обучения. Ребятам, которые до школы воспитывались дома, приспособиться к режиму занятий значительно сложнее.

Основная задача физической культуры в младших классах — максимально облегчить «вхождение» детей в новый для них распорядок жизни, способствовать лучшему усвоению учебной программы, сделать умственную деятельность менее утомительной, более продуктивной

С первых дней учебы в школе ребенка следует приучать к неукоснительному выполнению распорядка дня. А распорядок дня должен быть буквально «пронизан» элементами физической культуры, закаливающими процедурами. Свободное время младшим школьникам необходимо проводить на свежем воздухе, в подвижных, веселых играх.Одной из важных забот воспитателей, родителей и педагогов должно быть формирование правильной осанки у детей.Следить за осанкой детей необходимо не только когда они сидят, но и когда стоят, ходят, бегают. Нужно научить ребенка равномерно распределять тяжесть тела на обе ноги, держаться прямо, не сутулиться, не шаркать ногами при ходьбе, не свешивать головы. Много внимания следует уделять осанке на уроках физкультуры.

Особое внимание надо обратить на то, что нарушение осанки часто бывает связано с асимметричностью работы мышц туловища и спины, а также с праворукостью. Поэтому следует так построить занятия с детьми и выбрать для них такие игры и упражнения, чтобы, правая и левая стороны тела развивались равномерно.Для укрепления голеностопных суставов следует ввести специальные упражнения: попеременное сгибание и разгибание стопы, ходьба на носках или пятках, ходьба на наружных поверхностях стоп — «мишка косолапый», упражнения с ходьбой по наклону, на буме, бревне; занятия на шведской стенке, лазание по канату и шесту.Совершенно необходимо, чтобы дети делали утреннюю гимнастику. Но по-настоящему гимнастика принесет пользу только тогда, когда она проводится систематически, регулярно.

Исследования показали, что ко второй половине урока, даже самого интересного, у младших школьников наступает умственное утомление. Поэтому при первых признаках утомления целесообразно провести физкультурную паузу, в которую можно включить ряд дыхательных упражнений, несколько наклонов туловища, приседаний. При длительном письме у младших школьников сильно устают мелкие мышцы кисти. Специально для малышей в гимнастику следует ввести упражнения для пальцев рук: ритмичное сжатие в кулак и разжимание пальцев с разведением их в стороны Во время перемены школьники, особенно младшие, должны двигаться, бегать, играть.По существующим в настоящее время программам в I и II классах основное место должны занимать игровые занятия, гимнастическое построение и перестроение, повороты на месте, ходьба в строю, бег, прыжки, лазание по шесту, канату, перелазание, кувырки. Необходимо вырабатывать у детей правильную осанку, обучать их правильному шагу при ходьбе и беге, научить правильно отталкиваться и мягко приземляться при прыжках в длину и высоту. Много места в занятиях следует уделять общеукрепляющим упражнениям, обучению ребят правильному дыханию при выполнении упражнений. Надо следить за тем, чтобы, у них равномерно вовлекались в работу все группы мышц.

ЛИТЕРАТУРА

Булич  Э. Г.    Физическая культура и здоровье. М.,   Знание,   1981

Васильев 3. А, Любинекая С. М. Резервы  здоровья. Л., 1990

Гриненко М. Ф. Путь к здоровью. М., 1998.

Данек. К, Теплы 3. Искусство отдыхать. Пер. с чешск. М., 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по физической культуре и спорту на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника»

Проект по физической культуре на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школьника»       Учитель физической культ...

"Влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьника"

Воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников...

Статья "Спортивно ориентированная направленность физического воспитания школьников как вектор взаимодействия физической культуры и спорта"

Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция ...

Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха.

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевр...

Повышение мотивации школьников к активным занятиям физической культурой и спортом как результат реализации этнокультурного компонента программы физического воспитания учащихся V-ХI классов

С 1999 года на базе МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа им. Х.М. Николаева» реализуется Программа физического воспитания с этнокультурным компонентом для учащихся V-ХI классов МОУ «Олене...

Публикация на тему: «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА УЧЕБНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ».

Актуальность: современные дети растут и развиваются в эпоху искусственного интеллекта, где компьютеры, ноутбуки, сложные коммуникационные аппараты притягивают их внимание, удерживая перед монитором. В...