статья " Понятие здоровьесберегающих технологий и их реализация в дошкольном и школьном учреждении"
статья по физкультуре

Аверьянова Наталья Юрьевна

Статья освещает вопросы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Понятие здоровьесберегающих технологий и их реализация в дошкольном и школьном учреждении

Состояние здоровья будущих поколений является важнейшим показателем благополучия общества и государства, не только отражает нынешнюю ситуацию, но и прогнозирует будущее. Здоровьесбережения стало атрибутом учебно-воспитательного процесса в дошкольном и школьном образовании. Оно проявляется в использовании здоровьесберегательных технологий, совместной деятельности педагогов медицинских работников и психологов, которая имеет целью формирование культуры здоровья детей .

Несмотря на повышенный интерес к проблеме, на практике ей уделяется недостаточно внимания. Условиями целостного развития ребенка является использование в учебных заведениях здоровьесозранительных и здоровьеформирующих технологий, реализуемых в комплексе через создание безопасной развивающей среды, экологически благоприятного жизненного пространства, полноценного медицинского обслуживания, питания, оптимизации двигательного режима, системного подхода к формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью и мотивации относительно здорового образа жизни, соблюдения гармоничных, доброжелательных отношений между педагогом и воспитанниками, самими детьми .

«Здоровьесберегающие технологии - это система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, которая учитывает важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, которые влияют на здоровье. Эта система мер направлена ​​на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития» (профессор, член-корреспондент Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья при Министерстве образования РФ Н.К. Смирнов).

Ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в нашей стране стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Более тревожными становятся результаты медицинских исследований. Все меньше детей рождаются здоровыми. Ритм и стиль современной жизни оставляет все меньше возможностей для сохранения и укрепления здоровья, тем более что в нашей ментальности вообще не заложено стремление к сохранению и укреплению здоровья. По статистике, в настоящее время большую группу составляют дети, которые находятся «между здоровьем и болезнью».

Для обеспечения здоровья у детей дошкольного и школьного возраста целесообразно формировать культуру здоровья как главное условие культурного и духовного становления личности. Именно культура здоровья определяет образ жизни не только отдельного человека, но и всего человечества. Особенно важная роль в формировании культуры здоровья принадлежит первым ступеням образования, то есть зарождается именно в дошкольном образовании, ведь здесь закладывается основа, а продолжается в школе. Педагоги работают с детьми, приучают к режимных моментов, создают атмосферу для улучшения морального, психического состояния детей, обеспечивает успех к преодолению трудностей .

Для педагога главное правильно и рационально использовать методы и приемы по применению здоровьесохраняющих технологий, ребенок полностью полагается на взрослого, ведь он является авторитетом. На этом этапе важно поддерживать интерес детей к упражнениям, занятиям, чтобы обеспечить желание к дальнейшей работе. Ребенок в таком возрасте должна быть заинтересована в работе, когда теряется интерес получить результат невозможно, так как исчезает сосредоточенность и внимание. В процессе использования здоровьесохраняющих технологий следует работать не только на результативность, но и не забывать, что аудитория для которой используются методы и приемы в полном объеме не воспринимает учебно-воспитательный процесс, поэтому необходимо компоновать работу используя игровые моменты для создания необходимой атмоферы, сохранение любопытства, сосредоточение внимания и желания повторять упражнения, заниматься на уроке.

Педагог, обладая современными знаниями, при постоянном взаимодействии с детьми, их родителями, медицинскими работниками, психологами, планирует и организует свою деятельность с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех субъектов учебного процесса, применяет  те или иные технологии и методы формирования здоровья. Такие подходы меняют требования ко всему содержанию образования, его приоритетам, выдвигают первоочередные задачи по формированию валеологического сознания воспитанников. Это способствует полноценному личностному развитию здорового ребенка .

В процессе жизнедеятельности детей в дошкольных учебных заведениях используется комплекс различных средств:

- Физические упражнения (гимнастика, игры, элементы спорта и туризма), среду (воздух, солнце, вода);

- Гигиенические факторы (режим питания, сна, занятий и отдыха, гигиена одежды, обуви, оборудования и т.д.). Наряду с традиционными средствами физического воспитания, оздоровления дошкольников в практике работы дошкольных учреждений находят место другие, например:

- Фитбол-гимнастика - упражнения с использованием мяча, имеет определенные свойства (размер, цвет, запах, упругость), которые применяются с оздоровительной целью;

- Стретчинг - система упражнений, основанная на статических растяжениях мышц тела и позвоночника, которая позволяет предотвращать нарушение осанки, имеет оздоровительное воздействие на весь организм, помогает активизировать его защитные силы.

Многие ученые считают, что эффективными формами занятий по детях дошкольного возраста является физкультурно-оздоровительная работа, которая включает, : утреннюю гимнастику, гимнастика после дневного сна, физкультурные паузы, физкультурные минутки, закаляющие процедуры.

Утренняя гимнастика - обязательная составляющая организации жизнедеятельности детей в дошкольном учебном заведении. Она способствует углублению дыхания, усилению кровообращения, обмена веществ, развития разных групп мышц, правильной осанке, растормаживанию нервной системы после сна, вызывает позитивные эмоции.

Отбор упражнений в комплексе определяется с учетом возможностей и состояния здоровья детей определенного возраста, а также их индивидуальных особенностей. Упражнения должны быть простые и доступные для выполнения, целесообразно включать бег, ходьбу, прыжки, другие упражнения для разных групп мышц.

Гимнастика после дневного сна проводится после постепенного подъема детей в спальной, групповых комнатах или зале. Комплекс такой гимнастики включает общеразвивающие упражнения на разные мышечные группы с изменением исходных положений и специальные упражнения для формирования стопы и осанки. Длительность от 6 до 9 минут в зависимости от  возраста детей.

Физкультурные паузы(динамические перерывы) проводятся в перерыве между малоподвижными видами деятельности и организованными занятиями по цели снятия утомляемости детей через использование несложных подвижных упражнений. Их длительность - 5-10 мин.

Физкультурные минутки - проводятся во время организованных занятий в виде короткодлительных комплексов физических упражнений, что дает возможность уменьшить утомляемость детей и возобновить их работоспособность для дальнейшей успешной работы. В комплексы физкультурных минуток входят 3-4 упражнения, каждая из которых повторяется 4-6 раз. Их длительность 1-2 минут.

Закаляющие процедуры - система мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма детей, развития у них способности быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к переменным условиям окружающей среды.

В дошкольных учебных заведениях применяются два вида закаляющих мероприятий: повседневности и специальные.

Следовательно, работа дошкольного учебного заведения в целом должна направляться на поддержку, сохранение и развитие здорового образа жизни дошкольников, формирования мотивации здорового образа жизни. Должны использоваться комплексы разных средств : физические упражнения(гимнастика, игры, элементы спорта и туризма), естественная среда(воздух, солнце, вода), гигиенические факторы(режим питания, сна, занятий и отдыха, гигиена одежды, обуви, оборудования и тому подобное).

В профессионально-педагогической практике воспитателями должны быть учтены приоритеты здоровьесберегающей деятельности:

  • культивирования у детей осознанного отношения к собственному здоровью (физического, психического и социального) как единого целого, улучшение адаптационных возможностей детского организма;
  • закрепление педагогом эффектов отдельных оздоровительных мероприятий в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые в дальнейшем смогут воспроизводиться в режиме саморазвития;
  • формирование произвольной регуляции жизненных функций организма развития творческого воображения;
  • воспитание у ребенка способности к самовосприятию собственной телесной строения в возможных для него формах;
  • привитие детям навыков взаимопомощи в соответствующих ситуациях и основ самокоррекции;
  • активизация и развитие познавательных интересов к собственному организму;
  • формирование валеологических представлений у детей
  • развитие эмоционального сочувствия другим людям;
  • внедрение здорового образа жизни как основы повседневной деятельности.

Следует отметить, что здоровьесберегающей среды невозможно без внедрения здоровьесберегающих технологий это два взаимосвязанных процесса. Специфика организации педагогического процесса дошкольного учебного заведения позволяет утверждать, что здоровьесберегающие технологии по степени влияния на здоровье ребенка является наиболее действенными. Главной их признаком является использование психолого-педагогических методов и приемов, комплексный подход к решению проблем сохранения и укрепления здоровья.

Составляющим элементами лечебно-профилактических технологий являются:

• организация мониторинга здоровья детей дошкольного возраста;

• разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

• организация и контроль состояния организации питания детей;

• осуществление лечебно-педагогического контроля за физическими нагрузками детей в процессе физического воспитания;

• контроль за организацией и проведением специальных закаливающих процедур;

• организация профилактических мероприятий;

• организация контроля и помощь в соблюдении требований ГСанПиН;

• активное участие в организации здоровьесберегающей среды.

К составляющим элементам физкультурно-оздоровительных технологий относят:

• формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, оптимизация двигательной активности;

• становление физической культуры ребенка;

• развитие дыхательной системы;

• профилактика нарушения осанки и возникновения плоскостопия;

• воспитание потребности в ежедневной двигательной активности и заботы о собственном здоровье.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы деятельности дошкольного образовательного учреждения, приоритетных воспитательных задач, состояния здоровья воспитанников, их интересов и предпочтений, учета направленности средств оздоровления на совершенствование основных показателей физического развития детей, имеющегося кадрового потенциала (актуален вопрос психологической готовности воспитателей к перестройке собственной профессиональной деятельности, внедрения инновационных технологий, самосовершенствования, уровень осознания ответственности за собственное здоровье и здоровье своих воспитанников), материально-технического обеспечения (наличие отдельного помещения для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных площадок, физкультурных уголков в групповых комнатах, физиотерапевтического кабинета, фито-комнаты, комнаты для отдыха воспитателей и т.д.), экологических факторов (экологическая ситуация в стране, регионе, наполняемость групп, соответствие санитарно-гигиенических и санитарно-техническим требованиям), имеющегося уровня сотрудничества с родителями воспитанников, осознание ими значимости целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья детей (родители должны быть примером для своих детей), возможностей эффективно осуществлять мониторинг результативности внедряемых технологий .

Основными разделами оздоровительной работы в дошкольных и школьных  учреждениях являются организация рациональной двигательной активности детей, применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

«Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в дошкольных учреждениях».

«Гармоническому физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня»- утверждает Маханева М.Д. в представленном ею пособии «Воспитание здорового ребенка».        Причем понятие «гибкий режим дня» по ее мнению следует рассматривать в 3-х аспектах:

  • динамичный режим дня для детей;
  • гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала;
  • разная длительность пребывания детей в группе.

Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Автором приведен примерный режим дня в детском саду на осенне-зимний период при 12- часовом пребывании. Причем программные задачи решаются не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в играх, на прогулке и т.д. Маханева М.Д. в предложенном ею опыте работы считает, что такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. В каждом детском саду, подчеркивает автор, гибкая динамичная конструкция режима  дня может быть откорректирована в зависимости от условий и особенностей детей, однако время основных компонентов режима дня должно оставаться неизменным.

Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста

Обеспечение медицинского обслуживания на этапе подготовки ребенка к школе предполагает преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и детского сада.

Накануне поступления ребенка в школу следует тщательно прогнозировать ход ее адаптации к новым условиям и предоставить комплексные психолого-медико-педагогические рекомендации.

Комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей 5 - 6 лет, формирование их физической культуры должен быть представлен такими блоками.

Сохранение здоровья детей

Первый блок - меры, направленные на сохранение здоровья детей и отбор соответствующих форм, средств и методов физического воспитания дошкольников:

• комплексная психолого-физиологическая диагностика развития детей и их готовности к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей;

• отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и 'их функциональных возможностей на этом этапе развития, отказ от «школьного» типа обучения детей дошкольного возраста;

• внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении:

- Обеспечение рационального режима дня, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности;

-соблюдение оптимального двигательного режима;

- Организация эффективного закаливания;

- Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

- Создание положительного эмоционального климата;

- Использование психолога - педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей

• проектирование физкультурно-игровой среды в условиях дошкольного учреждения с целью оздоровления и всестороннего личностного развития детей (приемы повышения эффективности использования оборудования, его обновления, использования нестандартного оборудования и т.п.);

• разработка образовательных технологий:

- Занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художественная литература, просмотры видеофильмов, направленные на формирование у детей понимания ценности здоровья и здорового образа жизни;

- Приемы выполнения общеразвивающих упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закалочные процедур;

- Занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела, отдельных систем и органов;

- Подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорт} 'и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по физической культуре, направленные на формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначение и способы выполнения движений, их практическую значимость;

- Приемы, которые стимулируют ребенка к собственному оздоровления через различные формы познавательной и двигательной деятельности (занятия по различным разделам программы, дидактические игры с элементами двигательной активности, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры с динамичным компонентом)

- Приемы формирования самоконтроля и саморегуляции во время двигательной активности различных форм (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения и т.д.).

Повышение качества работы по физической культуре

Второй блок - меры, направленные на достижение высокого качества работы по физической культуре:

• разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей понимания ценности здоровья и здорового образа жизни, использование соответствующих материалов на занятиях по различным видам деятельности;

• использование новейших технологий обучения различных видов движений;

• повышение эффективности занятий по физкультуре;

• проведение мониторинг физического развития и состояния здоровья детей;

• привлечение семьи к формированию здорового образа жизни детей и культуры здоровья.

Внедрение личностно - ориентированных педагогических технологий

Третий блок - меры, направленные на модернизацию содержания работы с детьми на основе внедрения таких личностно ориентированных педагогических технологий:

• разработка дифференцированных занятий по физкультуре с учетом уровня двигательной активности детей, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий;

• разработка технологий оздоровительной физкультуры с учетом уровня индивидуального развития ребенка в дошкольном учреждении;

• внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования у детей положительной мотивации к самовыражению в движении и создание определенных образов с помощью соответствующих движений.

Совершенствование адаптивных и функциональных возможностей детского организма

Четвертый блок - меры, направленные на развитие и совершенствование адаптивных и функциональных возможностей детского организма:

• использование комплексов физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей - координации, ловкости, быстроты, силы, гибкости и тому подобное.

Взаимодействие детского сада с семьей, школой и социокультурным окружением

Пятый блок - меры, направленные на оптимизацию взаимодействия в школьное учреждение с семьей, общеобразовательной и спортивной школами, социокультурным окружением:

- Коллективное сотрудничество с семьями воспитанников - родительские собрания, заседания в форме круглых столов, тренинги, деловые игры, семинары, досуга, открытые занятия;

- Индивидуальная сотрудничество с семьями воспитанников - анкетирование, консультации, беседы, домашние задания, «Почта доверия» (анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей);

- Наглядно-информационное сотрудничество - информационные стенды, памятки для родителей, выставки работ, рабочих тетрадей детей и тому подобное;

- Привлечение родителей к активному участию в жизнедеятельности ребенка - совместные подвижные игры, занятия, соревнования, праздники, тренинги «воспитатель - родители - ребенок» и др;

- Посещение детьми занятий в школе;

- Посещение детьми спортивных секций;

- Организация спортивных праздников и соревнований совместно со школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении

В работе представлен материал, характеризующий понятие "Здоровье человека", "факторы здоровья" , обозначены "школьные факторы риска здоровья ребенка" . Автор  в работе подробно ...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

В данной работе приведена исчерпывающая информация о здоровьесберегающих техологиях, используемых учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении....

Педагогическая статья «Применение здоровьесберегающих технологий на уроке с целью развития и реализации способностей каждого ребёнка»

Статья затрагивает проблему здоровьесбережения. Акцент сделан на инновационных технологиях, в основе которых лежит методика кинезиологии - научной и практической дисциплины, изучающей мышечное движени...

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...

Статья «Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья  Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Данная статья раскрывает возможности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья....