Роль Йоги на уроках физической культуры
статья по физкультуре
Йога помогает телу и уму звучать в унисон с самим ядром человеческого существа — с душой — и сливает их все воедино.
Слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж», означающего «связывать», «соединять», «скреплять», «сцеплять». Оно также означает союз или общность. Это единство ума, души и тела . Именно этот аспект единения физического и духовного развития нужно использовать на уроках в школе. Когда говорят о йоге, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_yogi_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx | 15.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль Йоги на уроках физической культуры
Йога помогает телу и уму звучать в унисон с самим ядром человеческого существа — с душой — и сливает их все воедино.
Слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж», означающего «связывать», «соединять», «скреплять», «сцеплять». Оно также означает союз или общность. Это единство ума, души и тела . Именно этот аспект единения физического и духовного развития нужно использовать на уроках в школе. Когда говорят о йоге, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями.
Результатом постоянных занятий станет заметное улучшение гибкости тела, подвижности суставов, крепости связок и упругости мышц. Благодаря воздействию на позвоночник ученик почувствует, что постепенно избавились от остеохондроза, улучшится осанка, исчезнут головные боли. Под воздействием дыхательных упражнений наладится метаболизм, улучшается общее самочувствие, снизится уровень стресса и плохое настроение с апатией покинут вас навсегда. Йога направлена, прежде всего, на развитие организма, его гибкости, обмена веществ, а так же психологического равновесия.
Элементы йоги можно не только использовать в различных частях урока, но и строить на них целый урок, структура которого в этом случае будет такая же, как и классического урока физической культуры. В нем выделяют три части: подготовительную (10–15 мин.), основную (20–25 мин.) и заключительную (3-5 мин.). Уроки йоги проводятся под музыку, так как от этого во многом зависят эффективность и привлекательность занятий для обучающихся. В подготовительной части используется умеренный темп, создающий эмоциональный настрой урока.
На подготовительную часть урока отводится 3-5 минут. Сначала можно провести обычную разминку, которая активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание учащихся. Эти упражнения способствуют подготовке опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока. Но можно провести разминку с использованием подготовительного комплекса йоги «Сурья намаскара» или «Приветствие солнцу».
В основной части занятия удобно применять фронтальный способ выполнения упражнения. Это наиболее распространенный способ организации учащихся при выполнении упражнений йоги. При этом хорошо заметен ученик, который по какой-то причине не успевает за остальными. Учитель может демонстрировать асаны (позы) йоги сам или применять мультимедийное оборудование. Учитель в ходе просмотра учащимися фильма и выполнения ими указаний инструкторов имеет возможность следить за правильностью выполнения асан (поз): положение тела, дыхание, длительность выполнения упражнения; вносить коррективы, исправлять ошибки учащихся, давать методические указания. Также в основной части урока можно использовать карточки с иллюстрациями и описаниями выполнения асан йоги. Такой подход позволяет провести занятие по методу круговой тренировки.
Правилами безопасности при выполнении асан йоги:
Не пытайтесь форсировать растяжку. Стремление чрезмерно растянуть мышцы приводит к их рефлекторному сокращению (защитная реакция), а порой и к травмам.
При занятиях дышите глубоко, непрерывно и ритмично через нос. Старайтесь не задерживать дыхание, поскольку это напрягает тело.
Во всех позах сидите или стойте прямо. Чтобы тело приняло правильное положение, вытяните позвоночник. Вес тела должен быть распределен равномерно. Точно принимайте положение, указанное для каждой позы. Эта информация очень важна и позволяет получать максимальную пользу от занятия.
В заключительной части урока можно провести рефлексию в форме беседы, или провести это время в шавасане ( поза отдыха),учитывая загруженности детей это позволит восстановить свои силы.
Евстигнеева Евгения Юрьевна,
учитель физкультуры ГБОУ СОШ №450 Курортного района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
Статья представляет собой педагогический проект по внедрению СОТ...
Семейная эстафета.Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры
Спортивные конкурсы для всей семьи.Для чего необходимо применение подвижных игр на уроках физической культуры....
«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
Педагогический эксперимент по освоению и внедрению СОТ на уроках физической культуры....
Роль урока физической культуры
материал...
Дифференцированное обучение на уроках физической культуры и его роль в развитии личности учащихся.
Дифференцирование обучение на уроках физической культурыОсобенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям Дифференцированное развитие физическ...
Доклад на ММО учителей физической культуры «Воспитательная роль урока физической культуры».
Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...
Использование элементов детской йоги на занятиях физической культуры
Использование элементов детской йоги на занятиях физической культуры...