«Спортивное ориентирование как средство воспитания и развития способностей школьников с 0ВЗ.»
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс)
Спортивное ориентирование - один из видов спорта, где участники самостоятельно и ежеминутно решают новые задачи.Установлено, что под воздействием занятий ориентированием значительно развиваются объем и переключение внимания, наглядно-образная память. Ни в каком другом виде спорта не вырабатываются столь быстро , как в ориентированиии, такие необходимые человеку качества , как самостоятельность, решительность, самодисциплина. В статье описываютя методы работы с детьми ОВЗ по направлению спортивное ориентирование и результаты деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 470.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Спортивное ориентирование как средство воспитания и развития способностей школьников с 0ВЗ»
Спортивное ориентирование - один из видов спорта, где участники самостоятельно решают ежеминутно новые задачи. Это единственный вид спорта, где можно вернуться назад, если неудачно выбран маршрут, и искать лучший вариант. Это очень эмоциональный вид спорта, который не требует никакого сложного оборудования, специальных площадок и большого финансирования.[1]
Установлено, что под воздействием занятий, ориентирование значительно развивает объем и переключение внимания, наглядно-образную память. Особенности спортивного ориентирования - это сочетание в нем физической и умственной нагрузки, способа снятия нервных нагрузок с организма человека, а также физкультурно-оздоровительного средства для людей всех возрастов. По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов спорта по количеству потребляемого кислорода на 1 кг. веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в. достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок. Неслучайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, более дисциплинированными.[1]
Дети с нарушениями состояния здоровья всегда были освобождены от уроков по физической культуре. Теперь, в связи с постановлением Президента, данные учащиеся должны быть аттестованы. В нашей школе четвёртый год по программе ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) через внеурочную деятельность обучаются дети с ОВЗ (ограничения состояния здоровья). В группе - 6 обучающихся, с первого до шестого класса с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи: два ребёнка передвигаются на инвалидной коляске, двое - с помощью родителей, один - с тростью и за одну руку, один – самостоятельно. Дети изучают топографические знаки для спортивных карт, работу с компасом, знания теории по технике туризма и спортивного ориентирования. В начале курса занимающиеся ориентируются на шахматной доске. На вопрос: укажи свои координаты?, даёт ответ: А6, Б4 и т.д. Усложняя задачи, они знают своё место нахождения на карте по следующей схеме (рис.1)
Рисунок 1
Игра имеет большое значение для детей. Во время игры успешно решаются задачи укрепления здоровья и развития различных двигательных и вегетативных функций. Игровая эмоциональность позволяет легче дозировать нагрузку, игра позволяет создавать у них положительный эмоциональный подъем, развивать осознания равного среди равных. Во время игры (ходьбы, различных положений туловища) в работу вовлекаются различные центры головного мозга, совершенствуются зрение, слух, упражняется двигательный аппарат, развивается тонкая координация движений (мелкая моторика), способность к сохранению равновесия и т.д.
Учитывая особенность наших воспитанников, связанную с трудностью передвижения, мы постоянно разнообразим настольные игровые задания по технике ориентирования. Техника — это приемы работы по чтению карты. В самом начале обучения наши воспитанники учатся понимать и читать карту сидя за столом. Позже – на ходу. За условными знаками надо видеть местность, глядя на местность — видеть карту. При движении по местности с чтением карты нужно использовать прием с применением большого пальца (БП): на старте учащийся держит карту таким образом, чтобы большой палец левой руки располагался вдоль предполагаемого направления движения, а ноготь отмечал место первого контрольного пункта (КП). Отметив компостером КП, и определив свое место нахождения, палец перемещают в точку следующего КП. И так до конца дистанции. Этот прием помогает значительно экономить время: отпадает необходимость в остановке движения для просматривания всего поля карты и отыскивать на ней свою точку местонахождения. По мере накопления опыта обучающиеся могут запомнить 2 КП.
Роль памяти в жизни человека трудно переоценить: без нее была бы невозможна любая деятельность. И.М.Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека в положении новорожденного. В процессе своей деятельности спортсмен - ориентировщик многократно запоминает участок карты, чтобы контролировать свой путь по местности, и участки местности, чтобы постоянно чувствовать и контролировать свое местонахождение на карте (рис.1). Процесс запоминания условных знаков карты и воспроизведения реальных форм местности и, наоборот, идет постоянно, от старта до финиша. Причем запоминание и воспроизведение проходит на фоне физической нагрузки, нередко при физической и психической усталости, учитывая состояние ребят: в инвалидной коляске, на костылях, с ходунками и с помощью родителей.[1]
В спортивном ориентировании используется кратковременная (оперативная) и долговременная память.. Пример: рассмотрев карту на старте, запомнил необходимый для движения участок и рассуждает: «двигаюсь вдоль левой стены спортзала до обруча, мой КП - ближе к старту, далее мимо скамейки к «кирпичу» и т.д.» (рис.2) В действии кратковременная память: участок после прохождения можно забыть. Но с накоплением опыта, он будет руководствоваться понятиями: свои КП и ложные, севернее, западнее, ближе или дальше от входа в спортзал, от старта.
Рисунок 2
Для развития зрительной памяти разработаны упражнения [3]:
1. На столе лежат предметы. Участники должны запомнить эти предметы. Для усложнения задания увеличивают количество предметов и уменьшают время для запоминания.
2. Топографическую карту разрезают на кусочки (пазлы), предлагается из них сложить целую карту, используя такую же контрольную карту.
3. Зарисовать условные знаки по памяти с карты , которая была показана в течение отрезка времени.
4. Перенос КП с контрольных карт на чистую (на скорость и точность).
5. Прослушивают слова: турист, карта, маршрут, привал, палатка, костёр, фонарь, лес, озеро. Написать, сколько запомнил. Составить кроссворд и найти значение слов.
7. Написать топографический диктант.(Рис.3)
Рисунок 3
8. Решить тест. ( рис.4)
Рисунок 4.
На основе навыков по курсу «Путь к здоровью» в нашей школе проводятся дни здоровья, открытые уроки, внутришкольные соревнованиях по спортивному ориентированию в закрытом помещении и открытой местности - по типу «Лабиринт», т.е.ограниченная лентой площадка, Для проведения соревнований или занятий непременным условием должна быть ровная, с твёрдым покрытием площадка, где безопасно может передвигаться ребёнок с ходунками, на трёхколёсном велосипеде, на костылях.
Стало традицией проведение городских соревнований по спортивному ориентированию в Саяногорске, п. Майна, в р.п.Черёмушки с участием детей с ОВЗ. В 2015-16 учебном году два воспитанника, Саша С. И Лера Х., стали призёрами городских соревнований среди коррекционных школ и заявили о своём желании в дальнейшем участвовать на общих основаниях со здоровыми детьми. В учебном году таких стартов бывает до 7-9, не во всех наши дети могут принять участие по различным причинам: невозможен переезд в общественном транспорте, не всегда свободны родители, выполняющие функции сопровождающего, не везде есть возможность для специальных средств передвижения. Однако для того, чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному ориентированию, необходимо как можно чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, а это должны обеспечить взрослые. Только вот и рост результатов заканчивается в границах города, а в Республику Хакасия нам выхода нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54919.jpg)
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-631620-1431270594.jpg)
Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие
Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-656224-1440159858.jpg)
Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме
Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-890251-1486550543.jpg)
открытое занятие "Ориентирование. Виды спортивного ориентирования"
Конспект открытого занятия по туризму "Ориентирование. Виды спортивного ориентирования" (сокращенный вариант). Данное занятие является вводным для детей 1 года обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/10/picture-1526856-1718010734.jpg)
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию «Знакомство с основами спортивного ориентирования детей дошкольного возраста»
Методические рекомендациидля тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию«Знакомство с основами спортивного ориентирования детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/10/picture-1526856-1718010734.jpg)
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию «Развитие и оздоровление обучающихся в спортивном ориентировании»
Методические рекомендациидля тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию«Развитие и оздоровление обучающихся в спортивном ориентировании»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/10/picture-1526856-1718010734.jpg)
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию «Значение и особенности мотивации и целеполагания в спортивном ориентировании»
Методические рекомендациидля тренеров-преподавателей по спортивному ориентированию«Значение и особенности мотивации и целеполагания в спортивном ориентировании»...
- Мне нравится (1)