Главные вкладки

    Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом.
    статья по физкультуре

    Фадеев Сергей Николаевич

    Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sovremennye_podhody_k_organizatsii_zanyatiy_fk_i_s.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом.

    В настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены новыми, более эффективными. Исходя из этого идет поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы.

    Особое внимание специалистов привлекают вопросы перестройки физкультурно-спортивной работы к современным требованиям, разработка новых программ обучения и к переосмыслению подходов преподавания.

    Новые программы. В соответствии с современными подходами основными задачами физкультурно-спортивной работы в учебных заведениях специалисты считают приобщение детей к здоровому образу жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.

    Программы можно подразделить на несколько основных типов. Программы, в которых основное место отводится педагогу, его творческим и профессиональным возможностям. Второй тип программ ориентирован на самих воспитанников, в них физкультурная активность выступает как средство самовыражения. В третьей модели программ акцент делается на подвижных и спортивных играх. В четвертой модели приоритет отдается осознанию учащимися смысла обучения и воспитания.

    В нашей стране можно выделить пять основных подходов к переосмыслению содержания физкультурно-спортивной работы:

    Первый, ориентируется главным образом на усвоение учащимися определенных знаний в сфере физической культуры и спорта, а также двигательных умений и навыков.

    Второй подход, акцент делается на значимом тренировочном эффекте и высоком уровне развития физических качеств посредством увеличения объема обязательных занятий спортом.

    Третий, спортивно-ориентированный, подход основан на рациональном сочетании классно-урочной и секционных форм занятий определенными видами спорта. Ставится задача формирования у детей привычки систематически заниматься избранными видами двигательной активности.

    Четвертый, оздоровительный подход, как высшая ценность рассматриваются здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития, физической подготовленности.

    Предлагают также альтернативные формы организации физического воспитания с отказом от традиционного урока физкультуры и проведения занятий в учебно-тренировочных группах за пределами академического расписания и в тренировочных режимах. При этом учащиеся имеют полную свободу выбора вида занятий в связи с их интересами и уровнем притязания.

    Особо значимым представляется подход, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностями. Прежде всего, ставится задача, опираясь на материал таких наук, как гуманитарные дисциплины, теория и история физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология, биомеханика, сформировать у детей целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры человека. В качестве второй важной задачи физического воспитания рассматривается творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностей.

    В рамках совершенствования физического воспитания важное значение придается созданию конкретных вариантов учебных программ с учетом особенностей интересов учащихся и профессиональных возможностей педагогов. Она должна состоять из двух частей: базовой (обязательной) и вариативной (дифференцированной).

    Базовая часть программы предлагается в качестве основы "общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры". Ею должны овладевать все дети независимо от региона проживания и индивидуальных отличий.

    Вариативная часть, содержание предмета "физическая культура" обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации педагога и интересов детей. Содержание вариативной части программы определяется самим учебным заведением. Сюда включается материал, выбранный педагогом конкретного учебного заведения и согласованный с соответствующими структурами районных отделов народного образования.

    Рациональное сочетание базовой и вариативной частей содержания учебной программы позволяет снять существующие противоречия между интересами общества и индивида, повышает значимость физической культуры в здоровом образе жизни, более полно удовлетворяет потребности детей в самопознании и самосовершенствовании, создает большие возможности для творческих поисков нетрадиционных форм организации физического воспитания, реализации принципов гуманизации в педагогическом процессе.

    Отмеченные выше общие подходы к проведению физкультурно-спортивной работы в школе и других учебных заведениях отражаются и на конкретном построении учебных занятий.

    Организация учебных занятий. Новые подходы к содержанию занятий ориентируют не только на двигательную подготовку учащихся, но и на развитие личности, на индивидуальное восприятие учебного материала. Нагрузка подбирается в зависимости от подготовленности детей. Специальное время отводится для выполнения упражнений, выбранных по их желанию. Такой подход стимулирует к приобретению навыков выполнения упражнений в процессе самостоятельных занятий.

    В числе ведущих тенденций построения учебных занятий по физическому воспитанию можно отметить усиление их образовательной направленности. Это выражается в увеличении тех специальных знаний (по теории и методике физической культуры, смежных с нею областей), которые должны усвоить учащиеся, в широком использовании межпредметных связей, позволяющих более полно и глубоко осмыслить изучаемый материал.

    Все большее внимание уделяется эстетическим аспектам. Акцентируется внимание на положительных качествах и достижениях учащихся, на удовлетворении их потребности в самоутверждении и общении. Решение этих задач предполагает отход от жесткой регламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности, максимальное разнообразие форм, методов и средств физического воспитания, широкое использование наглядных и технических средств.

    Значительное внимание уделяется поиску новых форм и методов тестирования учащихся. Для инновационных подходов к тестированию детей характерно усиление внимания показателям прироста индивидуальных результатов. Тестирование должно побуждать учащихся добиваться более высокого уровня физической подготовленности, не вызывать отрицательного отношения к занятиям физическими упражнениями, помогать создать у детей положительный психологический настрой. Тесты должны носить информационный характер, давать учащимся представление об уровне их физической подготовленности и рекомендации по его повышению. Не следует сравнивать результаты различных учащихся между собой или с установленными нормами. Более правильной следует считать установку, когда каждый учащийся стремился к достижению своей личной цели в физической подготовленности, в укреплении здоровья.

    Такой подход реализуется в новых учебных программах по физической культуре и спорту, которые в настоящее время вводятся в нашей стране. В них изменена система оценивания физической подготовленности учащихся. До последнего времени в учебных программах существовали нормативы физической подготовленности, выполнение которых являлось обязательным для всех учащихся и было основанием для выставления отметки по физической культуре. Практика показала, что с нормативами справлялись меньше половины учащихся. Поэтому учителя стремились к развитию физических качеств учащихся и, как правило, сводили уроки к тренировкам. В связи с этим у них не оставалось времени на обучение школьников самостоятельной работе, на знакомство с различными оздоровительными системами и со всем остальным, что входит в содержание физкультурной образованности.

    С учетом сказанного в новых программах требования к учащимся и их двигательной подготовленности выражаются в приростах развития физических качеств, фиксируемых по окончании учебного года. В течение учебного года учащиеся получают отметки за освоение представленных в учебных программах умений и навыков. Итоговая отметка за год ставится на основании текущей успеваемости с учетом изменения уровня развития физических качеств (определяется процент прироста развития физических качеств в зависимости от вида упражнений, возраста и пола учащихся).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий.

    Обобщение опыта работы по теме: Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий....

    «Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий».

    Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности.    Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей...

    "Развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом через сочетание традиционного игрового и соревновательного методов и современных информационных технологий"

    Творческий подход к применению игрового и соревновательно­го методов упражнения, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что с...

    Современные подходы к организации занятий физической культуры и спортом.

    Переосмысление подхода к организации занятий физической культуры и спорта, содержания физкультурно-спортивной работы, оценка воспитанников по итогам их физической подготовленности....

    Тема по самообразованию: «Повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом через внедрение современных образовательных технологий»

    Тема «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов»....

    Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта

    Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...