дополнительное образование
рабочая программа

Пузанов Сергей Михайлович

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Адаптированная рабочая программа дополнительного образования «Атлетическая гимнастика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучающихся  7 – 9  классов  разработана на основе следующих документов:

        1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

        2. «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.42.3286 – 15, Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26.

        3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

        4. Приказ Министерства образования РФ  от 10. 04. 2002 г. №  29\2065-п.    Письмо   МО РФ  от  18.09. 2002 г.    .№ 29\2331-6    «Об использовании Базисных  учебных  планов   специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования  России от 10.04.02  № 29/2065-п  ОУ».

        5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».                         6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

        7. п. 3 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.  № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

        8. адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» на 2019-2020 уч. год;

9. дополнения к методическим рекомендациям по организации деятельности специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения Российской Федерации от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685 «Об учреждении адаптивной физкультуры и адаптивного спорта», дополнения к методическим рекомендациям: письмо федерального агентства по физкультуре и спорту от 21.03.2008 г. № ЮН-02-07/912, программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью по адаптивной физкультуре в  специальных (коррекционных) образовательных учреждений) А. Н. Асикритова.

Программа дополнительного образования по атлетической гимнастике относится к образовательной области «Физической культуры». Находясь в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Атлетическая гимнастика - система разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья. Предметом обучения  является двигательная деятельность общеразвивающей направленности. В процессе овладения этой деятельностью  совершенствуются не только физические природные данные,  но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. С учётом этих особенностей предлагаемая программа   рекомендована в качестве организации работы в спортивной секции в  специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.

Целью программы является:

-приобщение к общечеловеческим ценностям и воспитание всесторонне развитой личности с ориентацией на здоровый образ жизни.

Задачи программы:

-содействовать приобретению знаний в области физической культуры

- развивать способности детей и их возможности;

-развить эмоционально-волевую сферу учащихся (волю, целеустремлённость в достижении поставленной цели, трудолюбие, внимание, быстроту реакции);

-развить способность к самостоятельному планированию своей деятельности;

-развить наблюдательность и самооценку;

-формировать культуру общения, взаимопомощи и ответственности;

-формировать устойчивый интерес, потребность в физической культуре.

.

Срок реализации данной программы 1 год. Программа ориентирована для обучения  учащихся 8-9  классов в соответствии с  комплектованием на 2019-2020 учебный год,  составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Место учебного предмета в учебном плане

Количество     часов     по     программе                                           68

Количество часов в неделю по учебному плану                                2

Личные и предметные результаты освоения

Личностными результатами:

- активно включатся в общее и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметными результатами:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

-излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развитие основных физических качеств;

-оказывать посильную помощи и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий;

- в доступной форме объяснять правили и технику выполнения двигательных действий;

- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Требование к уровню подготовки

 Должны знать:

-правила безопасного поведения на тренировочных занятиях;

-правила страховки и самостраховки;

-правила оказания первой помощи;

-роль атлетической гимнастики в укреплении и закаливании человека;

-название оборудования  и инвентаря используемого на тренировках.

 Должны уметь:

-выполнять правила безопасного поведения на тренировке;

- выполнять комплексы упражнений, целенаправленно     воздействующих на определенные группы мышц;

-соблюдать личную гигиену до и после тренировки;

-качественно выполнять упражнения из атлетической гимнастики.

Содержание программы

№ п/п

Разделы программы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Теоретическая подготовка

13

"Теоретическая подготовка" разработано в соответствии с  особенностями познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью и включают  знания о гигиене спортсмена, основные правила поведения на занятиях и соблюдение ТБ, простейшие приемы оказания первой помощи при травмах

2

Физическое совершенствование

55

Гимнастические упражнения прикладного характера:

- на перекладине - вис на согнутых руках;

- отжимания в упоре на параллельных брусьях;

- угол в упоре на параллельных брусьях;

- угол в висе на перекладине;

- подтягивание  из виса на перекладине;

Общеразвивающие упражнения для развития основных физических качеств, состоящие из  разнообразных комплексов без предметов и с предметами (набивными мячами весом до 2 кг, гимнастическими палками, скакалками).  Специальные упражнения состоят из упражнений с гантелями весом 2 -  10 кг, комплексов упражнений с гирями весом 16 кг и тренажёров. При этом, количество подходов должно быть от 4 до 6, а количество повторений 3 - 20. Применяемое усилие малой и средней  интенсивности.

Комплекс упражнений  №1:

-стоя руки с гантелями у плеч кисти вперёд или параллельно, жим гантелей,
-стоя руки с гантелями опущены, подъём гантелей вперёд (фронтальная часть дельты);

-стоя руки с гантелями опущены, разведение  рук с гантелями в стороны(боковая часть дельты);

-стоя в наклоне руки с гантелями опущены вниз, разведение гантелей в наклоне (задняя часть дельты);

-сидя на наклонной скамье, руки с гантелями ладонями внутрь, вперёд, сгибание и разгибание рук;

-стоя, сидя выпрямление рук вверх с гантелью, двигается только предплечье, плечо фиксировано строго вверх;   

-лёжа на скамье, хват гантелей ладонями внутрь, выпрямление рук, плечо фиксировано вертикально, двигается только предплечье;

Комплекс упражнений №2

-стоя в наклоне, плечо фиксировано горизонтально, выпрямление одной руки (поочерёдно) назад, двигается только предплечье;

-стоя в наклоне, тяга гантелей к поясу, другая рука в упоре (колено, гимнастическая стенка);

-стоя в наклоне отведение гантелей назад - вверх (имитация гребка) с задержкой в верхней позиции на 1-2 сек.;

-лёжа животом на скамье, тяга гантелей вверх до сгибания рук или разведение прямыми руками назад - вверх;

-лёжа на горизонтальной или наклонной скамье (варьировать угол наклона)разведение рук с гантелями;

- лёжа на горизонтальной скамье отведение выпрямленных рук назад;

-лёжа жим гантелей с различными положениями кистей (ладони вперёд, параллельно);

Комплекс упражнений №3

- из положения лёжа подъём туловища, руки с гантелью за головой, ступни закреплены;
- стоя наклоны вперёд, гантель в руках за головой;

- стоя с гантелью в руках имитация рубки дров;

- стоя руки с гантелями у плеч или опущены вниз, приседания;

- стоя на невысоком бруске, гантели у плеч подъём на носки;

- стоя на одной ноге, одна рука удерживает равновесие, в  другой руке опущенная гантель, подъём на носок;

Упражнения для развития дельтовидных мышц:

- лёжа на горизонтальной скамье, попеременный подъём гантелей вперёд- вверх;

- стоя, поочерёдный подъём прямых рук вперёд снизу вверх на блочном тренажёре;

- стоя,  подъём рук с гантелями в стороны - вверх;

- лёжа на наклонной скамье на боку, подъём гантели от бедра вверх;

- сидя в наклоне, разведение рук с гантелями в стороны;

- лёжа на боку на горизонтальной скамье, поочерёдный подъём гантелей перед собой снизу вверх.

двуглавой мышцы плеча (бицепса):

- сидя в наклоне, опираясь локтем о бедро, сгибание руки с гантелью;

- сидя, опираясь спиной о наклонную скамью, сгибание рук с гантелями;

- сидя сгибание рук со штангой, опираясь локтями о наклонную подставку;

трёхглавой мышцы плеча (трицепса):

- стоя в наклоне, отведение руки с гантелью назад;

- стоя разгибание рук на блочном тренажёре хватом сверху; 

- сидя разгибание вверх руки с гантелью в локтевом суставе;

- отжимания на брусьях обратным хватом.

мышц предплечья:

- поочерёдное растягивание пальцами резинового жгута или пружинного эспандера;

- сидя (предплечье на коленях) сгибание рук в запястьях на блочном тренажёре;

- лёжа на горизонтальной скамье, разведение рук с гантелями;

- сидя сведение рук на блочном тренажёре;

- отжимания в упоре на брусьях;

- лёжа на наклонной скамье вниз головой, разведение рук с гантелями.

 мышц спины:

- из виса на перекладине узким хватом подтягивание, прогибаясь в спине, до касания перекладины грудью; 

- сидя тяга ручки горизонтально на блочном тренажёре;

- лёжа животом на горизонтальной скамье, голени закреплены, подъём туловища.

мышц живота:

- лёжа на наклонной скамье, подбородок прижат, сгибание туловища;

- лёжа на наклонной скамье, подъём туловища с поворотами до касания локтем колена;
- сидя сгибание туловища до касания коленями груди.

четырёхглавой

-мышцы бедра (квадрицепса):

- приседания с гантелями на плечах;

- сидя разгибание ног на тренажёре.

мышц голени:

- стоя подъём на носки с гантелей на плечах;

- стоя подъём носков ступней ног с отягощением.

68

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Инструктаж по ТБ на занятиях по атлетической гимнастике. Вводное занятие.

1

2.

Комплекс упражнений №1

Поведение на занятиях атлетической гимнастикой.

1

3.

Упражнения для мышц ног. Прыжковые упражнения.

1

4.

Занятие на тренажерах.

1

5.

Занятие на тренажерах.

1

6

Упражнения с гантелями.

1

7

Занятие на тренажерах.

1

8

Упражнения на выносливость.

1

9

Комплекс упражнений №2

1

10

Комплекс упражнений №3

1

11

Упражнения для мышц ног и брюшного пресса.

1

12

Комплекс упражнений №1

1

13

Упражнения с отягощениями.

1

14

Жимовые упражнения. Упражнения для мышц брюшного пресса.

1

15

Комплекс упражнений №2. Прыжковые упражнения.

1

16

Упражнения для дельтовидных мышц и мышц предплечья. Жим лежа.

1

17

Присед с гантелями.  Занятие на тренажерах.

1

18

Упражнения для мышц брюшного пресса, голеностопного сустава.

1

19

Комплекс упражнений №1 Упражнения для дельтовидных мышц.

1

20

Упражнения для мышц ног.

1

21

Общеразвивающие упражнения с предметами. Закаливание и питание.

1

22

Занятия на станках. Контрольно-учетное занятие.

1

23

 ТБ на занятиях атлетической гимнастики.

1

24

Упражнения для мышц спины. Упражнения для мышц живота.

1

25

Упражнения для мышц голени. Упражнения с отягощением.

1

26

Занятие на станках.

1

27

Занятие на тренажерах. Поведение на занятиях атлетической гимнастикой.

1

28

ОРУ с предметами, набивными мячами.

1

29

Упражнения для мышц брюшного пресса.

1

30

Комплекс упражнений №3.

1

31

 Приседание с гантелями.

1

32

Занятие на тренажерах.

1

33

Закаливание и питание спортсмена. Упражнения с отягощениями.

1

34

Оказание первой медицинской помощи. Упражнения для двуглавой мышцы плеча.

1

35

Упражнения для мышц спины.

1

36

Специальные упражнения с гирями.

1

37

Жим гири 8,16 кг попеременно.

1

38

Жонглирование гирями двумя и одной руками.

1

39

Рывок и толчок гирь 8,16 кг.

1

40

Жонглирование гирями двумя и одной руками.

1

41

Жим гири 16 кг попеременно левой и правой руками.

1

42

Жим гири 16 кг попеременно левой и правой руками. Комплекс упражнений №1

1

43

ОРУ с предметами, набивными мячами.

1

44

 Жим лежа от пола.

1

45

Приседание с гантелями.

1

46

 Приседание. Контрольно-учетное занятие.

1

47

Упражнения для мышц ног.

1

48

Специальные упражнения с гантелями. ТБ на занятиях атлетической гимнастики.

1

49

Упражнения для мышц спины. Упражнения для мышц живота.

1

50

Упражнения для мышц голени. Упражнения с отягощением.

1

51

Занятие на станках. Поведение на занятиях атлетической гимнастикой.

1

52

Занятие на тренажерах.

1

53

ОРУ с предметами, набивными мячами.

1

54

Упражнения для мышц брюшного пресса.

1

55

Комплекс упражнений №3.

1

56

Жим лежа. Приседание с гантелями.

1

57

Занятие на тренажерах.

1

58

Закаливание и питание спортсмена. Упражнения с отягощениями.

1

59

Оказание первой медицинской помощи. Упражнения для двуглавой мышцы плеча.

1

60

Упражнения для мышц спины.

1

61

Специальные упражнения с гирями.

1

62

Жим гири 8,16 кг попеременно.

1

63

Жонглирование гирями двумя и одной руками.

1

64

Рывок и толчок гирь 8,16 кг.

1

65

Жонглирование гирями двумя и одной руками.

1

66

Жим гири 16 кг попеременно левой и правой руками.

1

67

Жим гири 16 кг попеременно левой и правой руками. Комплекс упражнений №1

1

68

ОРУ с предметами, набивными мячами.

1

 

Методическое и материально техническое обеспечение

Литература:

  1. Казин Э.М.  Адаптация и здоровье. – Кемерово, Кузбассвузиздат,  2003 - .95с.
  2. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития(лёгкая атлетика): Учебно-методическое пособие/ Н.О Рубцова, В.А. Ильин. – М., 2004. -152с.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»,2011. – 231с.
  4. Физическое воспитание в системе коррекционно- развивающего обучения – М.: ТЦ Сфера, 2003.-160с.
  5. Алексеев, Юрий Атлетическая гимнастика / Юрий Алексеев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 925 c.
  6. Арсен, Бажевund Альберт Бажев Совершенствование двигательных действий метателей копья / Арсен Бажевund Альберт Бажев. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 120 c.
  7. . Брунгардт, Курт Идеальный пресс. Интенсивный 6-недельный курс тренировок / Курт Брунгардт. - М.: Попурри, 2007. - 208 c.
  8. . Буханцов, Ким Метание диска / Ким Буханцов. - М.: Олимпия, 2008. - 104 c.

Спортивное оборудование и инвентарь:

Силовой тренажер – 1 шт.

Велоэргометр – 1 шт.

Беговая дорожка – 1 шт.

Массажер – 1 шт.

Весы электронные – 1 шт.

Шведская стенка – 4 шт.

Мат -15 шт.

Турник 1- шт.

Скамья гимнастическая – 4 шт.

Гантели 10 кг – 6 шт.

Гантели 4 кг. – 6 шт

Гриф для жима -1 шт.

Гиря 32 кг. -1 шт.

Гиря 24 кг – 1 шт.

Гиря 16 кг – 1 шт.

Гиря 8 кг – 1 шт.

Гантели 2 кг.- 6 шт.

Гантели 3 кг. – 6 шт.

Гантели 5 кг. – 6 шт.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Адаптированная рабочая программа дополнительного образования «Баскетбол» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучающихся  6 – 9  классов  разработана на основе следующих документов:

        1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

        2. «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.42.3286 – 15, Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26.

        3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

        4. Приказ Министерства образования РФ  от 10. 04. 2002 г. №  29\2065-п.    Письмо   МО РФ  от  18.09. 2002 г.    .№ 29\2331-6    «Об использовании Базисных  учебных  планов   специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования  России от 10.04.02  № 29/2065-п  ОУ».

        5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».                         6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

        7. п. 3 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.  № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

        8. адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» на 2019-2020 уч. год;

9. дополнения к методическим рекомендациям по организации деятельности специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения Российской Федерации от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685 «Об учреждении адаптивной физкультуры и адаптивного спорта», дополнения к методическим рекомендациям: письмо федерального агентства по физкультуре и спорту от 21.03.2008 г. № ЮН-02-07/912, программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью по адаптивной физкультуре в  специальных (коррекционных) образовательных учреждений) А. Н. Асикритова.

 Баскетбол один из ведущих видов спорта в организации кружковой работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

У многих учащихся с интеллектуальной недостаточностью замечено отставание в росте, весе непропорциональное телосложение и т.д. Нередко имеют место стертые двигательные нарушения, которые могут быть незамеченными в бытовых условиях - проявляются только при увеличении физической нагрузки. Двигательная недостаточность особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно- временной организации моторного акта. Недоразвитие интеллекта, в частности речи, добавляется к характеристике физического недоразвития и это приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, требует дополнительного  внимания  учителя  физкультуры.     Учитель должен хорошо знать потенциальные возможности каждого ученика; специфику каждого нарушения, чтобы грамотно и логично строить занятия по баскетболу.

Цель занятий баскетболом:

Расширить и совершенствовать знания, навыки и умения играть в баскетбол

Задачи:

-содействовать улучшению здоровья а разностороннему физическому развитию;

- воспитание у них гигиенических навыков и правильного режима;

- воспитание дисциплинированности и коллективизма, честности и отзывчивости;

- подготовка из числа занимающихся актива для проведения физкультурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе;

Срок реализации данной программы 1 год. Программа ориентирована для обучения  учащихся 6 – 9, 2  часа в неделю, 68 часов в год.

Место учебного предмета в учебном плане

Количество     часов     по     программе         68                                  

Количество часов в неделю                             2

Личностные результаты освоения

Результаты освоения программного материала оцениваются так же по личностным и предметным результатам.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по баскетболу являются следующие умения:

- активно включатся в общее и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

-излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развитие основных физических качеств;

-оказывать посильную помощи и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий;

- в доступной форме объяснять правили и технику выполнения двигательных действий;

- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

  1. Правила техники безопасности на уроках.
  2. Меры предупреждения травматизма.
  3. Название спортивного инвентаря.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Удерживать мяч и перемещаться в стойке баскетболиста.
  2. Передавать и ловить мяч на месте в парах.
  3. Выполнять ведение баскетбольного мяча шагом по прямой , змейкой;  бросать мяч по кольцу с места
  4. Играть в баскетбол по упрощенным правилам

Содержание программы

№ п.п

Раздел программы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

Теория

3

ТБ на занятиях. Основные правила игры в баскетбол

1

Физическая подготовка

12

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами,  гимнастическими палками, , с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка).Подвижные игры. Эстафеты.

Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

2

Специальная физическая подготовка.

12

Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.

Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.

Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

3

Ловля и передача мяча.

23

Двумя руками от груди, стоя на месте.

Двумя руками от груди с шагом вперед.

Двумя руками от груди в движении.

Передача одной рукой от плеча.

Передача одной рукой с шагом вперед.

То же после ведения мяча.

Передача одной рукой с отскоком от пола.

Передача двумя руками с отскоком от пола.

Передача одной рукой снизу от пола.

Ловля мяча после отскока.

Ловля высоко летящего мяча.

Ловля катящегося мяча, стоя на месте.

Ловля катящегося мяча в движении.

4

Ведение мяча.

8

На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока.

Правой и левой рукой поочередно на месте.

Правой и левой рукой поочередно в движении.

 Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

Броски мяча.

7

Одной рукой в баскетбольный щит с места.

Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.

Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении.

Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции.В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча.

Выбивание мяча

Тактическая подготовка

3

Защитные действия при опеке игрока без мяча.

Защитные действия при опеке игрока с мячом.

Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите. Командные действия в нападении.

Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Календарно-тематическое планирование

Содержание материала

Дата

план

факт

1

Т/Б на спортивных играх. Организационный момент.

2

Основные правила игры в баскетбол

3-4

Техника передвижения игрока. Ведение мяча одной рукой.

5-6

Передача мяча двумя руками от груди стоя у стены. Передачи у стены правой рукой с одновременным ведением левой рукой.

5-8

Ведение мяча с изменением направления (обводка фишек )

9-10

Ловля передача меня в парах в одном прыжке передача мяча в квадрате с сопротивлением.

11

Передача мяча в тройках или пятёрках.

12

Передачи мяча в парах во время кроссовой подготовке.

13

Для развития пальцев и кистей передачи набивными мячами в парах. Дистанция6-8метров.

14-18

Передачи мяча на точность и резкость, передачи мяча в стенку после имитации финта.

19-23

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

24

Передачи у стены в один, два, три, четыре мяча на скорость и время.

25

Длинные передачи отрыв, в парах.

26

Бег на носах с ведением мяча.

27-29

Ведение мяча с активным сопротивлением защитника

30-32

Обманные движения (финты)

33

Ведение одного или двух мячей во время прыжков в парах.

34-36

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

37-39

Совершенствование технике ведения мяча. Непрерывное ведение мяча с одновременным исполнением команд-<<сесть, лечь, встать.>>

40

Ведение мяча с активным сопротивлением.

41

Ведение мяча на ограниченном пространстве.

42

Ведение с выбиванием мяча сзади,в парах.

43

Броски из-под кольца с препятсвием.(Стул)

44

Броски со средней дистанции без сопротивления.

45

Броски из-под кольца одной рукой в движении.

46

Совершенствование техники ведения мяча

47-48

Совершенствование техники защитных действий.<<отрезать нападающего>>

50

Соревнование снайперов в парах.

51

Совершенствование техники перемещений и владения мячом. Финт уходом

52

Броски в парах до 20(30 или 50) попаданий.

53

Броски в прыжке после резкой остановки при получении передачи.

54-57

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

58-60

Ведение мяча с активным сопротивлением защитника

61-62

Совершенствование техники дальних и средних бросков.

63-65

Совершенствование тактики игры,  тактические действия в защите

66

Тактические действия в нападении

67

Двухстороння игра (Соревнование)

68

Двухстороння игра

Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы

Материально- техническое обеспечение для занятий баскетболом

  1. Баскетбольный мяч – 20 шт.
  2. Обручи – 10 шт.
  3. Скакалки – 15 шт.
  4. Гантели – 8 шт.
  5. Гимнастические палки – 15 шт
  6. Маты – 20 шт.
  7. Баскетбольные щиты с кольцами – 8 шт.
  8. Веревочная лестница – 2 шт.
  9. Шведская стенка – 4 шт.
  10. Скамейки – 5 шт.
  11. Дуга для подлезания – 10 шт.
  12. Конус – 15 шт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Контрольные тесты (требования к учащимся)

п/п

Тесты

Класс

Оценка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

м

д

м

д

м

д

8-й

8,8

9,8

9,0

10

9,3

10,3

9-й

8,5

9,5

8,8

9,7

9,0

10

8-й

8,3

8,6

8,5

8,8

8,8

9,0

9-й

8,1

8,5

8,4

8,7

8,7

9,0

8-й

5

5

4

4

3

3

9-й

6

6

5

5

4

4

4

Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток).

6-й

5

5

4

4

3

3

8-й

6

6

5

5

3

3

9-й

7

7

6

6

4

3

8-й

20

19

19

18

18

17

9-й

21

20

20

18

18

17

Список литературы

1.  Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра семь, 1997.

2. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД., 2004.

3. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.

4. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр «Академия».2008.

5. Костикова Л.В.,  Родионов А.В., Чернов С.Г. Целевая комплексная программа подготовки российских спортсменов к ИграмXXX Олимпиады 2012 года в Лондоне (баскетбол).  - М., РФБ, 2005.

6. Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В.   Структура подготовки баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле (методические разработки). Москва 2002г.

7. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006. 216 с.

8. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА 2010.

9. Программа для учебно-тренировочных групп  спортивного совершенствования СДЮШОР. Баскетбол. - М., 2004.

10. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. - М., 1996.

11. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.

12. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.

13.  Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П. 2000. 58 с.   

Дополнительная литература:

1. Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008.

2. Гомельский Е.Я.  Психологические аспекты современного баскетбола. Москва, 2010.

3. Жозе Пископо. Упражнения для победы в баскетболе. Воронеж, 2006.

4. Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2005 – 56 с.

5. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие.  Москва-Смоленск, 2011.

6. Луничкин В., Чернов С., Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты. Метод. пособие для тренеров ДЮСШ. Москва, 2002.

7. Методическое руководство для судей-секретарей по баскетболу. Москва, 2009.

8. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010.

9. Соколовский Б.И., Костикова Л.В. Словарь баскетбольных терминов на английском и русском языках. Москва, РФБ, 2012.

10. 100 лет российского баскетбола: история, события, люди (Текст) : справочник / Автор-составитель В.Б. Квасков. – М.: Советский спорт. 2006. – 274 с.:ил.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Адаптированная рабочая программа дополнительного образования «Игровая карусель» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучающихся  2 – 4  классов  разработана на основе следующих документов:

        1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

        2. «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.42.3286 – 15, Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26.

        3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

        4. Приказ Министерства образования РФ  от 10. 04. 2002 г. №  29\2065-п.    Письмо   МО РФ  от  18.09. 2002 г.    .№ 29\2331-6    «Об использовании Базисных  учебных  планов   специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования  России от 10.04.02  № 29/2065-п  ОУ».

        5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».                         6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

        7. п. 3 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.  № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

        8. адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» на 2019-2020 уч. год;

9. дополнения к методическим рекомендациям по организации деятельности специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения Российской Федерации от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685 «Об учреждении адаптивной физкультуры и адаптивного спорта», дополнения к методическим рекомендациям: письмо федерального агентства по физкультуре и спорту от 21.03.2008 г. № ЮН-02-07/912, программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью по адаптивной физкультуре в  специальных (коррекционных) образовательных учреждений) А. Н. Асикритова.

        Программа дополнительного образования «Игровая карусель» относится к образовательной области «Физическая культура». Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе с умственной отсталостью, оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач. Находясь в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Игровая карусель - система разносторонних упражнений, направленных на развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья. Предметом обучения  является двигательная деятельность общеразвивающей направленности. В процессе овладения этой деятельностью  совершенствуются не только физические природные данные,  но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. С учётом этих особенностей предлагаемая программа   рекомендована в качестве организации работы в спортивной секции в  специальных (коррекционных) общеобразовательных школах с умственной отсталости.

Весь процесс занятий дополнительного образования «Игровая карусель» будет строиться на играх.

        Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Подвижные игры способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений.

Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры.

Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.

Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Задачи

повысить уровень двигательной активности;

способствовать физическому, психическому развитию детей;

развивать активность и творчество учащихся, любознательность, честность;

вызвать интерес к занятию «Игровая карусель», позволить детям ощутить красоту и радость движений;

повысить развития  двигательной активности, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности.

развитие сообразительности, творческого воображения;

развитие коммуникативных умений;

воспитание внимания, культуры поведения;

дальнейшее укрепления организма по средствам игры.

развитие двигательных качеств по средствам игры.

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

Срок реализации данной программы 1 год. Программа ориентирована для обучения  учащихся 2-4 классов в соответствии с  комплектованием на 2019-2020 учебный год.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Ш - И поселка Эгвекинот» на 2019-2020 учебный год нагрузка по дополнительному образованию направленности «Игровая карусель»  в 2-4 классах составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Место учебного предмета в учебном плане

Количество     часов     по     программе                                           68

Количество часов в неделю по учебному плану                                2

Личные и предметные результаты освоения

Личностными результатами:

- активно включатся в общее и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметными результатами:

-оказывать посильную помощи и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

- - бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности;

- в доступной форме объяснять правили и технику выполнения двигательных действий;

- в доступной форме играть со сверстниками в разученные подвижные игры.

Требование к уровню подготовки

Обучающиеся должны уметь:

- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;

-  проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Обучающиеся должны знать:

-  правила  изучаемых игр;

- правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

- проводить самостоятельно подвижные игры со сверстниками;

4 класс

Обучающиеся должны знать:

- о способах и особенностях движение и передвижений человека;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

- о причинах травматизма и правилах его предупреждения;

Обучающиеся должны  уметь:

-правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Содержание программы

3 класс

№ п/п

Разделы программы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Русские народные игры

10

Провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры. Игры: «Горелки», «Жмурки», «Пятнашки», «Пустое место», «Кошки мышки», Ворота, Каравай и др.

2

Подвижные игры

38

Совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре. Игры: «Успей занять место», «Жонглеры», «Волк во рву», «Лови не лови» и др.

3

Эстафеты

14

Познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности. "Эстафета с поворотами" , "Посадка картошки" , "Бег пингвинов" , "Вызов номеров" , круговая эстафета, эстафеты с обручем, мячом и др.

4

Игры народов России

6

Познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе. Игры: « К своим флажкам», «Невод», Каликало», «Али-Баба» и др.

68

 

Календарно-тематическое планирование

Раздел программмы

Тема занятия

Кол. часов

Дата проведения

План

Факт

1-2

Русские народные игры

Т.Б на занятиях. Игра "Горелки"

Правила игры.

2

3-4

Подвижные игры

Игры "Падающая палка" , "Успей занять место".

2

5-6

Русские народные игры

Игра "Жмурики", «Горелки»

Правила игры.

2

7-8

Подвижные игры

Игры "Стой!" , "Лови-не лови"

2

9-10

Русские народные игры

"Пятнашки""Жмурики", «Горелки»

2

11-12

Подвижные игры

Игры "Возьми городок" , "Волки во рву"

2

13-14

Русские народные игры

 Игры "Пустое место" и "Ворота"

Правила игры.

2

15-16

Подвижные игры

"Достань городок" , "Через палку" , "Жонглеры".

2

17-18

Русские народные игры

Игры "Кошки-мышки" и "Каравай"

Правила игры.

2

19-20

Подвижные игры

Игры "Ловля цепочкой" , "Веселые ребята".

2

21-22

Подвижные игры

Игры "Третий лишний"."Удочка"

2

23-24

Эстафеты

"Эстафета с поворотами" , "Посадка картошки" , "Бег пингвинов" , "Вызов номеров"

2

25-26

Игры народов России

Стрельба в мишень, «Точный бросок»

2

27-28

Подвижные игры

Игры "Пятнашки", "Пустое место".

2

29-30

Эстафеты

Вызов номеров, эстафеты с мячом

2

31-32

Подвижные игры

Игры "Прыгалки в одиночку", "Повторяй за мной" , "Алфавит" , "Забегалы".

2

33-34

Эстафеты

Круговая эстафета

2

35-36

Подвижные игры

Игры "Быстро шагай ", "Третий лишний"

2

37-38

Эстафеты

Эстафеты с обручем

2

39-40

Подвижные игры

Игры "Часовые и разведчики", "Запятнай последнего", "Переправа"

2

41-42

Подвижные игры

"Быстрые и меткие", «Снежный бой»

Правила игры.

2

43-44

Подвижные игры

Игры "Скакалка - подсекалка", "Ловля парами"

2

45-46

Эстафеты

Эстафеты на санках и лыжах

2

47-48

Подвижные игры

Игры "Чей отскок дальше" , "Защита укрепления".

2

49-50

Игры народов России

Игры «Невод», «Али-Баба»

2

51-52

Подвижные игры

Игры "Через кочки и пенечки" , "Конники-спртсмены" , "Запрещенное движение" , "Фигуры".

2

53-54

Игры народов России

Игры: Борьба за флажок, Каликало

2

55-56

Эстафеты

Веселые старты с мячом и скакалкой

2

57-58

Эстафеты

Эстафеты с мячом

2

59-60

Подвижные игры

Игры "Вороны и воробьи ,

"День и ночь" , "Круговые салки"

2

61-62

Подвижные игры

Игры "Сумей догнать", "Наступление" , "Скакуны и бегуны"

2

63-64

Подвижные игры

Игры "Пятнашки", "Два мороза" , "День-ночь".

2

65-66

Подвижные игры

Игры "Замороженные", "Быстро возьми" , "Догони свою пару" , "Выставка картин"

2

67-68

Подвижные игры

Праздник здоровья и подвижной народной игры

Игры, эстафеты, веселые минутки

2

Содержание программы

4 класс

№ п/п

Разделы программы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Русские народные игры

10

Провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры. Игры: Ручеек, Капуста, Лягушки на болоте, Дедушка Рожок, Два Мороза.

2

Подвижные игры

38

Совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре. Игры: Птички, Кот и воробьи, Быстро в дом, Ловкий шофер, Зайка серый умывается, Гуси-Лебеди.

3

Эстафеты

14

Познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности. Эстафеты: с мячом, обручем, скакалкой, круговые.

4

Игры народов России

6

Познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе. Игры: Волк и ягнята, Татарский плетень, Отгадай, Хищник в море, Коршун и наседка.

68

 

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы

Тема занятия

Кол. часов

Дата проведения

План

Факт

1-2

Русские народные игры

Т.Б на занятиях. Игра "Ручеек"

Правила игры.

2

3-4

Подвижные игры

Игры "Дедушка Рожок", «Ручеек».

2

5-6

Русские народные игры

Игра "Дедушка Рожок", «Лягушки на болоте»

Правила игры.

2

7-8

Подвижные игры

Игры "Птички" , "Кот и воробьишки"

2

9-10

Русские народные игры

"Пятнашки" "Лягушки на болоте», «Горелки»

2

11-12

Подвижные игры

Игры "Кот и воробьишки" , "Быстро в дом"

2

13-14

Русские народные игры

 Игры "Два мороза" и "Ворота"

Правила игры.

2

15-16

Подвижные игры

"Быстро в дом" , "Ловкий шофер" , "Жонглеры".

2

17-18

Русские народные игры

Игры "Два мороза" и "Каравай"

Правила игры.

2

19-20

Подвижные игры

Игры "Ловкий шофер" , "Зайка серый умывается".

2

21-22

Подвижные игры

Игры "Третий лишний"."Зайка серый умывается"

2

23-24

Эстафеты

"Эстафета с поворотами" , "На болоте», Пройди не задень, "Бег пингвинов" , "Вызов номеров"

2

25-26

Игры народов России

Бурятские народные игры: Волк и ягнята, Рукавицу гнать.

2

27-28

Подвижные игры

Игры "Пятнашки" , "Пустое место".

2

29-30

Эстафеты

Эстафеты с мячом :Гонка мячей 3 вида. Бег с тремя мячами.

2

31-32

Подвижные игры

Игры " , "Повторяй за мной" , "Алфавит" , "Забегалы".

2

33-34

Эстафеты

Круговая эстафета с мячами и обручами.

2

35-36

Подвижные игры

Игры "Быстро шагай " , "Волк во рву"

2

37-38

Эстафеты

Эстафеты с обручем Не хуже чем кенгуру, Спасительный плот, Пролезь и не задень.

2

39-40

Подвижные игры

Игры "Часовые и разведчики" , "Запятнай последнего" , "Переправа"

2

41-42

Подвижные игры

"Быстрые и меткие", «Снежный бой»

Правила игры.

2

43-44

Подвижные игры

Игры "Скакалка подсекалка" , "Ловля парами"

2

45-46

Эстафеты

Эстафеты на санках и лыжах

2

47-48

Подвижные игры

Игры "Чей отскок дальше" , "Защита укрепления".

2

49-50

Игры народов России

Игры народов Дагестана: Отгадай, Колобок

2

51-52

Подвижные игры

Игры , "Конники-спортсмены" , "Запрещенное движение" , "Фигуры".

2

53-54

Игры народов России

Игры: Борьба за флажок, Каликало

2

55-56

Эстафеты

Веселые старты с мячом и скакалкой

2

57-58

Эстафеты

Эстафеты с мячом

2

59-60

Подвижные игры

Игры "Вороны и воробьи" , "День и ночь" , "Круговые салки"

2

61-62

Подвижные игры

Игры "Сумей догнать" , "Наступление" , "Скакуны и бегуны"

2

63-64

Подвижные игры

Игры "Пятнашки" , "Два мороза" , "День-ночь".

2

65-66

Подвижные игры

Игры "Лягушки на болоте" , "Быстро возьми" , "Дедушка Рожок" , "Выставка картин"

2

67-68

Подвижные игры

Праздник здоровья и подвижной народной игры

Игры, эстафеты, веселые минутки

2

Методическое и материально техническое обеспечение

Спортивный инвентарь и оборудование

Футбольный мяч – 10 шт.

 Волейбольный  мяч – 20 шт.

 Баскетбольный мяч – 200 шт.

 Обручи – 15 шт.

 Скакалки – 15 шт.

Гимнастические палки – 15 шт

 Ракетки для игры в бадминтон – 4 шт.

Флажки-5 шт.

Лыжи – 15 шт.

Маты – 10 шт.

 Баскетбольные щиты с кольцами – 8 шт.

 Веревочная лестница – 2 шт.

 Шведская стенка – 4 шт.

 Скамейки – 5 шт.

 Брусья навесные со спинкой – 4 шт.

Дуга для подлезания – 10 шт.

Конус – 15 шт.

Литература:

  1.  «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.
  2. «Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. ФГОС  Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 г
  3. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г
  4. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г
  5. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс, 2006 г
  6. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы».
  7. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
  8. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
  9. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
  10. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. – М.: Баласс, 2012.-128с.
  11. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
  12. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2012.-80с.
  13. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е – М.: Баласс, 2011.-80с.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Адаптированная рабочая программа дополнительного образования «Волейбол» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучающихся  7 – 9  классов  разработана на основе следующих документов:

        1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

        2. «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 2.42.3286 – 15, Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26.

        3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

        4. Приказ Министерства образования РФ  от 10. 04. 2002 г. №  29\2065-п.    Письмо   МО РФ  от  18.09. 2002 г.    .№ 29\2331-6    «Об использовании Базисных  учебных  планов   специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования  России от 10.04.02  № 29/2065-п  ОУ».

        5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».                         6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

        7. п. 3 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г.  № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

        8. адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» на 2019-2020 уч. год;

9. дополнения к методическим рекомендациям по организации деятельности специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения Российской Федерации от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685 «Об учреждении адаптивной физкультуры и адаптивного спорта», дополнения к методическим рекомендациям: письмо федерального агентства по физкультуре и спорту от 21.03.2008 г. № ЮН-02-07/912, программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью по адаптивной физкультуре в  специальных (коррекционных) образовательных учреждений) А. Н. Асикритова.

           Волейбол — один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.

        Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью.

        Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.

        Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.         Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.

        Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч. В пособии представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей, которые можно реально использовать в учебно-тренировочных занятиях в школьной спортивной секции по волейболу и в самостоятельных занятиях.

Предлагаемые упражнения не имеют количественного выражения. Их дозировку педагог должен определить самостоятельно, исходя из физической и технической подготовленности учащихся, их возрастных и половых особенностей, а также наличия и состояния спортивных сооружений, учебного оборудования и инвентаря.

Цель  программы «Волейбол»: создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом.

Основными задачами программы являются:

        1) укрепление здоровья;

        2) содействие правильному физическому развитию;

        3) приобретение необходимых теоретических знаний;

        4) овладение основными приемами техники и тактики игры;

        5) воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,         

        6) коллективизма, чувства дружбы;

        7) привитие ученикам организаторских навыков;

        8) повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;

Срок реализации данной программы 1 год. Программа ориентирована для обучения  учащихся 7 – 9   классов в соответствии с  комплектованием на 2019-2020 учебный год.

Занятия в секции  «Волейбол»  составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Место учебного предмета в учебном плане

Количество     часов     по     программе                                           68

Количество часов в неделю                                                               2

Личные и предметные результаты освоения

Личностные результаты

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной  практики, учитывающего социальное,  культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Предметные результаты

  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Требование к уровню подготовки

Обучающиеся должны знать:

1.Правила техники безопасности на уроках.

2.Содержание и значение волейбола.

3. Название спортивного инвентаря.

Обучающиеся должны уметь:

1. Выполнять положение правильной осанки, стоя у гимнастической стенки.

2. Строиться, выполнять команды по словесной инструкции учителя.

3. Ходить и бегать с преодолением простейших препятствий.

4. Бросать и ловить волейбольный мяч в парах через сетку; выполнять нижнюю подачу.

.5. играть в волейбол по упрощенным правилам

Содержание программы

№ п/п

Разделы программы

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Теория

2

История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.

2

Техническая подготовка 

40

Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока(исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.

Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.

Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.

Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).

Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.

3

Тактическая подготовка 

26

Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.

Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

4

Общефизическая подготовка

На каждом занятии

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого . Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.

Учебно-тематическое  планирование

№ п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

1-2

ТБ на занятиях. История развития волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол Стойка игрока (исходные положения)

3-4

Перемещения в стойке приставными шагами: правым,

левым боком, лицом вперёд

5-6

Сочетание способов перемещений  (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

7-8

Передача мяча сверху двумя  руками вперёд-вверх  (в

опорном положении)

9-10

Передача мяча сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)

11-12

Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи

13-14

Нижняя прямая подача

15-16

Верхняя прямая подача

17-18

Прямой нападающий удар(по ходу)

19-20

Нападающий удар с переводом вправо (влево)

21-22

Приём мяча снизу двумя  руками

23-24

Приём мяча сверху двумя руками

25-26

Приём мяча, отражённого сеткой

27-28

Одиночное блокирование

29-30

Групповое блокирование (вдвоём, втроём)

31-32

Страховка при блокировании

33-34

Индивидуальные тактические действия в нападении

и защите

35-36

Групповые тактические действия в нападении и защите

37-38

Командные тактические действия в нападении и защите

39-40

Двусторонняя учебная игра

41-42

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование

технических приёмов и тактических действий

43-44

Игры, развивающие физические способности

45-46

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости

47-48

Судейство игры в волейбол

49-50

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

51-52

Прямой нападающий удар(по ходу)

53-54

Командные тактические действия в нападении и защите

55-56

Нижняя прямая подача

57-58

Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в

опорном положении)

59-60

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование

технических приёмов и тактических действий

61-62

Игры, развивающие физические способности

63-64

Нападающий удар с переводом вправо (влево)

65-66

Одиночное блокирование

67-68

Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх (в

опорном положении)

.

Методическое и материально техническое обеспечение

Список литературы

1.Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. – М.- 2004.

2. Мерзляков В. В., Гордышев В. В. «Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста» - Волгоград, 1987.

3. «Физическая культура в школе» - Москва, 2010

4. «Физкультура и спорт» - Москва, 2010

Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар.асвета,2014

5. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 2011.

6. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 2006

7. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. – М.- 2004.

Материально-техническое обеспечение занятий по волейболу

  1. Сетка волейбольная- 1 шт.
  2. Гимнастическая стенка- .4 шт.
  3. Гимнастические маты-.20 шт.
  4. Мячи набивные (масса 1кг)- 15шт.
  5. Мячи волейбольные – 20 шт.
  6. Обручи – 15 шт.
  7.  Скакалки – 15 шт.
  8. Гантели – 8 шт.
  9.  Гимнастические палки – 10 шт
  10. Скамейки – 5 шт.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...