Подвижные игры на занятиях по гимнастике
методическая разработка по физкультуре

Овсепян Армине Амасяевна

Статья содержит перечень подвижных игр, с помощью которых можно развивать физические способности у занимающихся гимнастикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры на занятиях по гимнастике

Данная тема является актуальной т. к. подвижные игры широко применяются на уроках в начальных классах. Они являются эффективным средством общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта младших школьников.

В связи с усиливающимся в наше время потоком информации, увеличением времени на учебные занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий, снижением двигательной активности, у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия. Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности. В настоящее время использование физических упражнений на занятиях физической культуры направленно не на достижение высоких результатов, а на сохранение и повышение здоровья младших школьников. Для решения такой проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, подвижные игры. Подвижная игра – это не просто физическое упражнение, т. е двигательное действие, а целая совокупность разнообразных двигательных действий, объединенных мотивом, который определяет форму поведения играющих. Подвижные игры используют для развития физических качеств, для закрепления элементов техники различных видов спорта. Именно в игре ребёнок развивает себя физически, познаёт окружающую действительность и формы общественной жизни. Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством воспитания младших школьников.

Через подвижные игры на уроках физической культуры мы решаем задачи развития физического воспитания, т. к. это необходимо детям в их жизни. Участвуя в играх, дети усваивают правильные понятия о предметах и явлениях природы, практически закрепляют некоторые знания, получаемые на уроках по познанию мира, математике, чтению. Это, в свою очередь, способствует воспитанию у детей стремления к здоровому образу жизни, а также воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки. Большое значение играм придавала Н. К. Крупская. Она писала «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, метче глаз, игра развивает сообразительность, выполняет воспитательную функцию. Мы знаем, что дети взрослеют не только в процессе учебы, что и в процессе игры они познают жизнь» Игры отличаются большой эмоциональностью, поскольку в них всегда имеются широкие возможности для проявления личных качеств и инициативы.

Велико значение игр в развитии ловкости, скорости, быстроты, находчивости, в совершенствовании двигательной способности. На уроках физкультуры в младших классах подвижным играм должно отводиться половину урока. Особенное значение имеет соблюдение правил игры и осознание своих действий.

Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всём организме. Подвижные игры оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Правильно организованные игры являются не только средством воспитания младших школьников, но и отличным средством активного отдыха. Игра — это средство подготовки ребёнка к жизни, подготовительная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитываются активность, инициатива. Игра богаче по содержанию, чем другие средства физического воспитания. Игровая деятельность - это накопление навыков, привычек, традиций. Большое образовательное значение имеет знакомство учащихся с народными играми. Они знакомят детей с национальной культурой разных народов, с их обрядами и обычаями. При отставании физического развития у детей, необходимо использовать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития. Подвижные игры младших подростков должны способствовать их дальнейшему всестороннему гармоническому развитию и физическому образованию. К подбору игр учитель физической культуры должен относиться критически, так как игра должна соответствовать возрастным особенностям школьников, а также иметь образовательное, развивающее, воспитательное значение. Каждая подвижная игра на уроке должна решать определённые задачи, чётко должна быть организована и проведена, лишь в этом случае игра даст положительный эффект. Двигательный опыт у детей этого возраста очень мал, поэтому, вначале рекомендуется проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным, постепенно повышая требования к координации движений, поведению играющих, к проявлению инициативы каждым участником игры. Объяснить правила игры младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в действиях всё изложенное руководителем. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или другую роль в игре.  Рассказ об игре в форме сказки воспринимается детьми с большим интересом и способствует воспитанию воображения, творческому исполнению ролей в игре. Таким способом рекомендуется пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после полученной физической нагрузки.

Подвижные игры с элементами гимнастики

СовушкаЦель: совершенствование группировки, развитие скоростно-силовых способностей, развитие внимательности.

Играющие свободно располагаются на площадке, водящий (совушка) находится за ее пределами, в специально очерченном кругу (в гнезде). По сигналу "День" - дети передвигаются по площадке заданным способом (см. ниже). По второму сигналу - "Ночь" играющие замирают в положении группировки сидя. Совушка выходит охотиться. Заметив игрока, который неправильно выполнил группировку или пошевелился, она берёт его за руку и отводит в свое гнездо, а сама встает на место этого игрока. Игра повторяется с новым водящим. После окончания игры отмечают игроков, которые ни разу не были водящими.

Варианты способов передвижения: а) прыжками на двух ногах, б) прыжками на одной ноге; в) прыжками в приседе без опоры и с опорой на руки; т) на четвереньках.

Кто быстрее встанет

Дети лежат на матах с закрытыми глазами, ноги и руки вытянуты. По свистку быстро должны встать (кто последний садится на скамейку).

Ловцы и раки. Цель: совершенствование группировки, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

Играющие (раки) передвигаются в положении упора лежа сзади, водящий (ловец) пытается их осалить, передвигаясь на четвереньках. Водящий не может пятнать игрока, если тот правильно выполнит группировку сидя. Осаленные игроки становятся ловцами. Игра продолжается до тех пор, пока все раки не будут пойманы.

Ловля кузнечиков. Цель: Подготовить учащихся к выполнению опорных прыжков, развивать силу рук, прыгучесть, быстроту, координацию движений.

На дистанции 10-12 м проводятся стартовая и финишная линии, впереди стартовой проводится еще одна линия. Класс делится на две команды, одна из которых становится за стартовой линией и принимает положение упора-присев. В 1,5 м перед ними такое же положение принимают игроки другой команды. По сигналу учителя все участники игры начинают прыжки вперед кузнечиком, отталкиваясь руками и ногами. Задача задних игроков догнать и касанием руки запятнать как можно больше "кузнечиков" команды соперника, пока те не достигли финишной линии, а задача передних - как можно быстрее ускакать и не дать себя осалить до финиша. Игроки, прыгающие без опоры руками, выбывают из игры. После того, как команды пересекут линию финиша, играющие возвращаются обратно на старт, меняются ролями после чего игра повторяется еще раз. Выигрывает команда, поймавшая больше "кузнечиков".

Сигнал. Цель: формирование навыка опоры руками в гимнастических прыжках, развитие быстроты двигательной реакции, ловкости, произвольного внимания.

Участники выстраиваются в колонну по одному с дистанцией 3 м и рассчитываются на "первый-второй". Оговариваются условные сигналы и двигательная реакция играющих. Колонна начинает медленный бег по залу, следя за условными сигналами учителя. Услышав один свисток, первые номера останавливаются и встают в стойку ноги врозь, вторые быстро проползают у них под ногами, затем все игроки снова переходят на легкий бег. Услышав два свистка, вторые номера останавливаются и принимают положение высокий упор лежа(горка), а вторые номера проползают под ними. Игроки, не успевшие своевременно среагировать на условный сигнал или перепугавшие двигательный ответ на него, получают штрафное очко. Игра продолжается несколько минут. Победители определяются по наименьшему количеству штрафных очков.

К своим флажкам

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, внимания. Атрибуты: 5 флажков разного цвета.

Ход игры: на игровой площадке рисуются 5 кружков диаметром 2 м на расстоянии 1 м друг от друга. Игроки делятся на 5 команд. Каждая команда встает в свой кружок. В центре каждого кружка стоит игрок с цветным флажком в руках.

По сигналу ведущего игроки разбегаются по площадке. По второму сигналу они останавливаются и закрывают глаза. В это время игроки с флажками меняются местами; По третьему сигналу игроки открывают глаза и быстро ищут свой флажок. Побеждают те игроки, которые раньше других вернулись к флажку своего цвета.

Особые замечания: если игрок открыл глаза, его команда считается проигравшей.

«Третий лишний»
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества.
Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них — водящий. Остальные играющие становятся попарно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу (круг можно начертить на игровой площадке диаметром 5—6 м).
Первый играющий отходит от водящего на 3—4 шага начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать», чтобы не быть «запятнанным», убегающий игрок может стать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»).

После этих слов стоящий последним в паре начинает убегать от водящего. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.
Правила игры: бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него.

«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.
«Свободное место»
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания.
Из числа играющих выбирается водящий. Остальные дети становятся в круг, очерчивая к тому же небольшой круг (диаметром 40 см) вокруг своих ног. Водящий подбегает к одному из стоящих и дотрагивается до него рукой. После этого водящий бежит в одну сторону, и игрок — в другую. Каждый из них стремится быстрее обежать круг и занять освободившееся место. Оставшийся из двоих без места становится водящим, и игра продолжается.
Правила игры: пробегать через круг запрещается.
Развивает: внимание, ловкость, скоростные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в занятиях баскетболом

Методические указания на занятиях баскетболом для повышения уровня физической подготовки, игрового мышления, правильного ориентира на площадке, противостояние сопернику, тактические комбинации в напад...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

Технологическая карта урока физкультуры во 2 классе по подвижным играм с элементами гимнастики.

Применение технологий опережающего и проблемного обучения на уроках физической культуры....

Ритмическая гимнастика и подвижные игры на занятиях по хореографии

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по хореографии...

Подвижные игры на занятиях физической культурой и спортом в школе. Методические материалы.

В методических материалах приведены подвижные игры народов бывшего Союза Советских Социалистических Республик, которые могут быть использованы в школе на занятиях физической культурой и дополнительног...

Различные формы традиционной и современной гимнастики, элементы акробатики, йоги, боевых искусств, подвижные игры… - в формате комплексных оздоровительно-развивающих занятий

Статья рассматривает вопрос об организации содержательной стороны оздоровительно-развивающих (физкультурно-оздоровительных) занятий с использованием элементов различных систем и направлений в комплекс...