ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СЕКЦИИ «Волейбол в школе»
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс)
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 273) (ст 2.,ст 12, ст75)
- Федеральный закон N 273-ФЗ (ст12., ст 47, ст 75).
- Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 1,2,3,9. ст 13,п 1,5,6. ст14, ст15, ст16; ст34, ст 36, ст 75),
- СанПин2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
- Федеральный закон N 273-ФЗ (п.9,22,25 ст2;п5 ст 12; п4 ст.75),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р
Основные характеристики программы:
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы секции «Волейбола» физкультурно-спортивная. Программа направлена на освоение детьми теоретических и практических навыков игры в волейбол, укрепление здоровья, правильное физическое развитие детей.
Актуальность – это ответ на вопрос: зачем современным детям нужна данная программа. Нужна для:
- физического развития и оздоровления детей;
- повышения занятости детей в свободное время;
- организация полноценного досуга;
- развития определенных качеств личности;
- поддержки и развития талантов;
- адаптация в обществе детей с определенными особенностями.
Отличительные особенности: В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, дети приобщаются к здоровому образу жизни, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных учебных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различных уровней.
Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».
По своему воздействию спортивные игры, в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности разностороннего развития обучающихся, повышении их мотивации к данному виду деятельности.
Адресат программы: – дети от 13 до 17 лет.
Цель и задачи Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - освоение навыков спортивной игры волейбол и развитие желания заниматься этим видом спорта.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
- подготовка обучающихся к соревнованиям по волейболу.
Форма организации деятельности обучающихся:
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуально-групповая.
Сроки реализации программы: 4 года. Группа первого-второго года обучения и группа третьего-четвертого года обучения.
Количество обучающих в группе: 12-15 человек
Режим занятий: Всего 2 часа в неделю, 68 часа в год.
Вид учебной группы – постоянство учебной группы обязательно, т. к. новый материал базируется на предыдущем, и навыки накапливаются с каждым занятием. Форма занятий соответствует современным образовательным тренировкам, в которых отражён принцип индивидуального и группового обучения в пределах одной группы. Планируются следующие формы занятий: беседа, рассказ, теоретические и практические занятия, соревнования
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы).
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений личности к себе, другим людям, гражданским правам и обязанностям, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность (сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственно-этическая ориентация и др.)
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися ключевые компетенции (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – освоенный обучающимися опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или предметные компетенции – конструкторская, техническая, технологическая и т.п.
Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач, поэтому должен отражать все три заявленные в задачах составляющие: обучение, развитие, воспитание личности обучающегося.
Ожидаемым результатом прохождения программы должен стать интерес детей к спорту, в частности, к волейболу, участие в соревнованиях различных уровней, получение не менее 10% победителей и призеров муниципальных и региональных соревнований и переход на углубленный уровень освоения образовательной программы по волейболу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Яшалтинская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Панченко» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СЕКЦИИ «Волейбол в школе» (Возраст детей 13-17 лет) Разработчик: Багаева Мария Викторовна. Педагог дополнительного образования МКОУ «ЯСОШ им. В.А. Панченко» Срок реализации: 4 года с. Яшалта, 2020 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр
| 1-5 |
| 6-8 8-9 10-17 18-19 |
| 19 |
Раздел 1. Пояснительная записка программы
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 273) (ст. 2, ст. 12, ст. 75)
- Федеральный закон N 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75).
- Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 1,2,3,9 ст. 13; п. 1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст. 33, ст. 34, ст. 75),
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
- Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р
Основные характеристики программы:
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы секции «Волейбола» физкультурно-спортивная. Программа направлена на освоение детьми теоретических и практических навыков игры в волейбол, укрепление здоровья, правильное физическое развитие детей.
Актуальность – это ответ на вопрос: зачем современным детям нужна данная программа. Нужна для:
- физического развития и оздоровления детей;
- повышения занятости детей в свободное время;
- организация полноценного досуга;
- развития определенных качеств личности;
- поддержки и развития талантов;
- адаптация в обществе детей с определенными особенностями.
Отличительные особенности: В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, дети приобщаются к здоровому образу жизни, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных учебных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различных уровней.
Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».
По своему воздействию спортивные игры, в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности разностороннего развития обучающихся, повышении их мотивации к данному виду деятельности.
Адресат программы: – дети от 13 до 17 лет.
Цель и задачи Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - освоение навыков спортивной игры волейбол и развитие желания заниматься этим видом спорта.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
- подготовка обучающихся к соревнованиям по волейболу.
Форма организации деятельности обучающихся:
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуально-групповая.
Сроки реализации программы: 4 года. Группа первого-второго года обучения и группа третьего-четвертого года обучения.
Количество обучающих в группе: 12-15 человек
Режим занятий: Всего 2 часа в неделю, 68 часа в год.
Вид учебной группы – постоянство учебной группы обязательно, т. к. новый материал базируется на предыдущем, и навыки накапливаются с каждым занятием. Форма занятий соответствует современным образовательным тренировкам, в которых отражён принцип индивидуального и группового обучения в пределах одной группы. Планируются следующие формы занятий: беседа, рассказ, теоретические и практические занятия, соревнования
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы).
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений личности к себе, другим людям, гражданским правам и обязанностям, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность (сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственно-этическая ориентация и др.)
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися ключевые компетенции (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – освоенный обучающимися опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или предметные компетенции – конструкторская, техническая, технологическая и т.п.
Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач, поэтому должен отражать все три заявленные в задачах составляющие: обучение, развитие, воспитание личности обучающегося.
Ожидаемым результатом прохождения программы должен стать интерес детей к спорту, в частности, к волейболу, участие в соревнованиях различных уровней, получение не менее 10% победителей и призеров муниципальных и региональных соревнований и переход на углубленный уровень освоения образовательной программы по волейболу.
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план
1,2 года обучения.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы знаний | 2 | 2 | - | Беседа, рассказ |
2. | Освоение техники передвижений | 3 | - | 3 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
3. | Освоение техники приемов и передач мяча | 20 | - | 20 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
4. | Освоение техники подачи мяча и приема подач. | 25 | - | 25 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
5. | Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий | 10 | - | 10 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
6. | Овладение тактикой игры в нападении. | 3 | - | 3 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
7. | Овладение тактикой игры в защите | 1 | - | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
8. | Овладение организаторскими способностями | 4 | 1 | 3 | Учебно-тренировочные игры Соревнования |
ИТОГО: | 68 | 3 | 65 |
Учебно-тематический план
3,4 года обучения.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы знаний | 2 | 2 | - | Беседа, рассказ |
2. | Освоение техники передвижений | 3 | - | 3 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
3. | Освоение техники приемов и передач мяча | 20 | - | 20 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
4. | Освоение техники подачи мяча и приема подач. | 25 | - | 25 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
5. | Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий | 10 | - | 10 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
6. | Овладение тактикой игры в нападении. | 3 | - | 3 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
7. | Овладение тактикой игры в защите | 1 | - | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра |
8. | Овладение организаторскими способностями | 4 | 1 | 3 | Учебно-тренировочные игры Соревнования |
ИТОГО: | 68 | 3 | 65 |
Календарно – учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1 сентября | 29 мая | 34 | 68 | 2 раза в неделю по 1 часу |
2 год | 1 сентября | 29 мая | 34 | 68 | 2 раза в неделю по 1 часу |
3 год | 1 сентября | 29 мая | 34 | 68 | 2 раза в неделю по 1 часу |
4 год | 1 сентября | 29 мая | 34 | 68 | 2 раза в неделю по 1 часу |
Календарный учебный график составлен с учетом проведения во время каникулярного времени поездок, походов, учебно-тренировочных сборов, лагеря дневного пребывания.
2.2. Содержание учебно-тематического плана
Основная направленность | 1-2-ой год обучения | 3-4ый год обучения |
1 Основы знаний | Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований по волейболу. Жестикуляция судей. Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Технико-тактические действия в защите и в нападении. | |
2 Освоение техникой передвижений | Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.) | |
3 Освоение техники приемов и передач мяча | Передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещений. Передачи над собой, перед собой. Во встречных колоннах через сетку с переходом в конец противоположной колонны. | Передачи мяча в прыжке через сетку. Передачи мяча сверху и снизу стоя боком, спиной к цели. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3,4. |
4 Освоение техники подачи мяча и приема подач. | Верхняя прямая подача через сетку из-за лицевой линии. Верхняя прямая подача на количество попаданий на противоположную площадку. Прием подачи через сетку. | Верхняя прямая подача на количество попаданий, указанным зонам. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием подачи в зону 3. |
5 Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Нападающий удар с разбега из зоны 2, 4 с передачи мяча игроком из зоны 3. Блокирование нападающего удара (индивидуальное и групповое). Страховка. | Нападающий удар с разбега из зоны 6 с передачи мяча из зоны 2, 4. Прямой нападающий удар при встречных передачах. Блокирование нападающего удара (индивидуальное и групповое). Страховка. |
6 Овладение тактикой игры в нападении. | Выполнение подач в определенные зоны. Групповые действия – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, а игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4. Командные тактические действия через игрока передней линии без изменения позиций игроков. | Командные тактические действия через игрока передней линии с изменением позиций игроков. |
7 Овладение тактикой игры в защите | Выбор способа приема мяча. Взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии. Система игры в защите «углом вперед». | |
8 Овладение организаторскими способностями | Организация и судейство учебно-тренировочных игр, соревнований между классами. Проведение разминки тренировочных занятий. Товарищеские встречи со сборными командами близлежащих школ |
2.3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Форма контроля | ||
теория | практика | по плану | по факту | |||
1 Основы знаний | 2 | |||||
1 | Комплектование группы (только 1 год) Вводный инструктаж по ТБ Правила игры в волейбол Основные понятия об игре в волейбол. | 1 | - | Беседа, рассказ | ||
2 | Организация и судейство соревнований по волейболу. Жестикуляция судей. Технико-тактические действия в защите и в нападении. | 1 | - | Беседа, рассказ | ||
2 Освоение техники передвижений | 3 | |||||
3 | Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.) | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
4 | Перемещение игроков при подаче и приёме мяча. Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
5 | Перемещения. Прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки; сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приёмами. | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
3 Освоение техники приемов и передач мяча | 20 | |||||
6-7 | Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Передача мяча сверху двумя руками; над собой и после перемещения различными способами; в парах; в треугольнике; Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
8-9 | Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. передачи в стену; на точность с собственного подбрасывания и партнёра. Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
10-11 | Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Командные действия. Система игры со второй передачи игроком передней линии: приём подачи и первая передача в зону 3 (2) Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
12-13 | Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Командные действия. Система игры со второй передачи игроком передней линии: приём подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
14-15 | Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов. Взаимодействие при первой передаче игроков зон 3, 4 и 2; Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
16-17 | Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов. Взаимодействие при второй передаче игроков зон 3, 4, 2; Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
18-19 | Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов. Взаимодействие при первой передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при приёме подачи. Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
20-21 | Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приёме мяча. Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
22-23 | Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приёме мяча: двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
24-25 | Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приёме мяча: сочетание стоек и перемещений, способов перемещений Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
4 Освоение техники подачи мяча и приема подач. | 25 | |||||
26-27 | Приём подачи. Подающие поочерёдно подают мяч. На противоположной стороне площадки игроки принимают мяч к сетке в зону 3. В зоне 3 игрок отбивает мяч через сетку. Выполнив предварительно передачу над собой. После 3-4 подач принимающие смещаются по кругу. Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
28-29 | Перемещение игроков при подаче и приёме мяча. Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; Нижняя прямая (боковая); в стену - расстояние 6-9м, отметка на высоте 2м. Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
30-31 | Перемещение игроков при подаче и приёме мяча. Стойки основная, низкая; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом. Нижняя прямая (боковая); через сетку — расстояние 6м, 9м; Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
32-33 | Перемещение игроков при подаче и приёме мяча. Стойки основная, низкая; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. Нижняя прямая (боковая); из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки. Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
34-35 | Приём подачи Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Прием мяча двумя снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
36-37 | Приём подачи Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
38-39 | Приём подачи Верхняя прямая подача Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
40-41 | Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
42-43 | Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1,6,5 в зону 3. . Прием мяча с подачи. Учебная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
44-45 | Верхняя прямая подача с вращением. Прием мяча с подачи в зону 3. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
46 | Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно – тренировочная игра | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
47-48 | Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебно – тренировочная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
49-50 | Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
5 Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий | 10 | |||||
51-52 | Атакующие удары. Прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены; удар через сетку, подброшенному партнером; удар с передачи. Учебно – тренировочная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
53 | Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
54 | Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. Учебно – тренировочная игра | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
55 | Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование. Учебно – тренировочная игра | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
56-57 | Упражнения на развитие прыгучести. Прыжковые упражнения с отягощениями и без них. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо. Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра | 2 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
58 | Упражнения на развитие прыгучести. Прыжки из глубокого приседа. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бёдра). Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. Учебно – тренировочная игра | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
59 | Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. Учебно – тренировочная игра | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
60 | Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование. Учебно – тренировочная игра | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
6 Овладение тактикой игры в нападении. | 3 | |||||
61 | Нижняя прямая, верхняя прямая подачи по определенным зонам. Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника. Учебно – тренировочная игра | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
62 | Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока зоны 6 с игроком зоны 3. Учебно – тренировочная игра | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
63 | Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
7 Овладение тактикой игры в защите | 1 | |||||
64 | Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Учебная игра | 1 | Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра | |||
8 Овладение организаторскими способностями | 1 | 3 | ||||
65 | Организация и судейство учебно-тренировочных игр, соревнований между классами. Проведение разминки тренировочных занятий. | 1 | Учебно-тренировочные игры Соревнования | |||
66 | Организация и проведение соревнований на первенство школы по волейболу среди команд юношей и девушек 9 классов. | 1 | Учебно-тренировочные игры Соревнования | |||
67 | Организация и проведение соревнований на первенство школы по волейболу среди команд юношей и девушек 10 классов. | 1 | Учебно-тренировочные игры Соревнования | |||
68 | Товарищеские встречи между командами близлежащих школ | 1 | Учебно-тренировочные игры Соревнования | |||
Всего | 3 | 65 | ||||
Примечание: 4 часа теоретических занятий проводятся в течение всего курса практических занятий |
2.4. Методическое обеспечение программы
Формы занятий, планируемых по каждому разделу обучения.
№ п/п | Раздел | Формы занятий | Методы и приемы | Формы подведения итогов |
1 | Основы знаний | Беседа Рассказ Объяснение материала | Словесный метод (беседа, описание, разъяснение, рассуждение, дискуссия, диалог, рассказ) | Опрос |
2 | Освоение техники передвижений | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
3 | Освоение техники приемов и передач мяча | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
4 | Освоение техники подачи мяча и приема подач. | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
5 | Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
6 | Овладение тактикой игры в нападении. | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
7 | Овладение тактикой игры в защите | Объяснение материала Тестирование Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование |
8 | Овладение организаторскими способностями | Соревнование | Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) | Тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ |
2.5. Форма подведения итогов.
В конце каждой тренировке подводятся итоги:
-Анализ тренировочных упражнений;
-Анализ игровой деятельности.
В учебном году проводятся:
- школьный турнир по волейболу;
- межшкольные районные соревнования;
- соревнования различных уровней.
Раздел 3. Организационно – педагогические условия реализации
программы:
- набор и формирование групп;
- возможность зачисления в группы второго и последующих годов обучения;
- необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы;
- особенности организации образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы: спортивный зал, волейбольные мячи, волейбольная сетка, кегли, скакалки, компьютер, проектор, экран, Интернет.
Кадровое обеспечение реализации программы: педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры.
Список литературы:
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Кружки пионерских профильных лагерей. М.Изд-во, 1988г.
- Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М. Изд-во, 1978г.
- Волейбол. Учебник для вузов. Под общей редакцией Беляева А.В.,
Савина М.В. Москва.2005г.
- Волейбол. Примерные программы спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Москва. Советский спорт.2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-332480-1384343590.jpg)
Дополнительная образовательная программа спортивной секции « ВОЛЕЙБОЛ » (9 – 11 классы)
Волейбол – спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действия своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуац...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-525537-1579934074.jpg)
Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"
Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"...
Дополнительная образовательная программа Спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ» для учащихся 7– 9 классов
Дополнительная образовательная программа Спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ»для учащихся 7– 9 классовСрок программы2015-2016 учебный годСоставитель: руководитель спортивной секции, учитель ф...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/09/picture-864483-1481298961.jpg)
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Волейбол» (юноши)
Данная программа разработана для занятий волейболом во второй половине дня...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/09/picture-864483-1481298961.jpg)
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Волейбол» (девушки)
Данная программа разработана для занятий волейболом с девушками во второй половине дня...
Дополнительная образовательная программа для учащихся начальной школы "ЧЕРЛИДИНГ"
Тематическое направление Дополнительное образование детей"СОЗДАЁМ НОВЫЙ ИМИДЖ"...
Образовательная программа секции "Волейбол"
Рассчитана на обучающихся в возрасте 15-25 лет. Срок реализации: 1 год...