Физическая культура для специальных медицинских групп(5-9классы).Самомассаж.
план-конспект урока по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Самомассаж

Самомассаж - это самостоятельное массирование отдельных мышечных групп или всего тела собственными руками, без помощи другого лица. Методика самомассажа имеет большое практическое значение наряду с другими вспомогательными методами, повышающими эффективность физических упражнений. Значение самомассажа ещё более возрастает, если принять во внимание то обстоятельство, что использование массажа в повседневной жизни часто бывает поставлено в зависимость от наличия и возможности иметь специальных массажистов. В ряде случаев самомассаж не сможет заменить собою массаж, выполняемый опытным массажистом (например, в период тренировки, после состязаний или при наличии спортивной травмы). В остальных же случаях, когда вопрос идёт о повышении тонуса организма или о борьбе с усталостью отдельных мышечных групп, самомассаж приобретает самостоятельное практическое значение, способствуя созданию благоприятных условий, определяющих или усиливающих положительное воздействие физических упражнений на организм. Это хорошо понимали ещё народы древнего мира, у которых физическое воспитание стояло на должной высоте.

 

В особенности широко был распространена техника самомассажа в древней Греции и Риме. В Греции, как и вообще на юге в ту отдаленную эпоху, одним из элементов ухода за телом и кожей не только среди атлетов, но и среди населения, являлось умащивание тела благовонными маслами и, в первую очередь, оливковым маслом.

Смазанная маслом кожа посыпалась мелким песком, который затем удалялся посредством особых скребков. Приняв ванну, грек начинал тщательно разглаживать и растирать свое тело. Великие врачи Греции — Гиппократ, Геродик, Аретей — постоянно рекомендуют среди различных средств неизменное «трение всего тела», т. е. повседневное растирание. Об этом же пишет и знаменитый историк Плутарх.

Большое распространение получил самомассаж в древнем Риме. Этому способствовала страсть римлян к баням, купанию и плаванию. Искусство плавания составляло в Риме очень важную часть воспитания юношества.

Сохранилась старинная римская пословица, характеризующая малокультурного по тем временам человека: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Плавание заключалось массажем и самомассажем.

Самомассаж вошёл в обиход римских легионеров (воинов), охотно применявших его в походной обстановке. Исключительная роль в насаждении в Риме массажа и самомассажа принадлежа римскому врачу Хармису, жившему в эпоху Нерона. Римский писатель Плиний упоминает, что Хармис ввёл в обычай холодные бани. Чтобы смягчить раздражающее влияние холодной воды (особенно на лиц пожилого возраста), широко использовались по предложению Хармиса энергичные поглаживания и растирания в форме массажа и самомассажа.

С исчезновением обеих древних культур интерес к вопросам физического воспитания, а вместе с тем и к массажу заглох на долгие годы, вплоть до второй половины XVIII века. С указаниями на необходимость изучения самомассажа мы встречаемся в многотомном Врачебном словаре (Le Dictionnaire de Sante), издававшемся в конце XVIII века во Франции.

После воины 1914 г. в некоторых странах, главным образом в Америке, начали появляться в большом количестве популярные брошюры с описанием приёмов самомассажа, а физкультурные организации стали включать приёмы самомассажа в систему обшей физической подготовки молодёжи. Чем объясняется широкое распространение самомассажа в Европе и Америке?

Удобством и доступностью применения самомассажа в любой обстановке и в любых условиях и эффективностью воздействия его на ткани нашего организма.

В самом деле, каждый человек может использовать самомассаж в утренней зарядке, отчасти в тренинге, в туризме и тд. Конечно, самомассаж не может полностью заменить спортивный массаж. Этому мешает невозможность использования различных приёмов массирования, некоторая напряжённость статического положения тела, часто не зависящая от нашей воли, техническое несовершенство производимых массажных манипуляций.

 

Вначале необходимо объяснить, что такое лимфатические узлы и где они располагаются, а также то, что массировать их нельзя, иначе от массажа и самомассажа только вред. То есть массирующие движения должны быть только по ходу лимфатических узлов.

Затем необходимо изучить следующие правила самомассажа:

- шею массируют от головы к плечевым суставам;

-поясницу массируют по направлению к спине;

-спину массируют от позвоночника в стороны и от таза вверх к шее;

-грудную клетку-от центра в стороны, ближе к подмышечным впадинам;

-ноги массируют от стоп до коленного сустава, не касаясь лимфатических узлов;

-руки массируют от кисти к локтю и далее от локтя к подмышечной впадине.

Приёмы самомассажа:

Поглаживание-это прием, которым начинают и заканчивают процедуру. Оно выполняется ладонью или двумя, массирующие руки скользят по коже, но не сдвигают её. Поглаживание осуществляется прямолинейно или кругообразно. Поглаживанием начинается и заканчивается урок самомассажа.

Разминание- воздействие не должно быть совершенно безболезненным, но в то же время глубоким, чтобы повысить тонус мышц и улучшить кровообращение.

Вибрация-наиболее сложный приём самомассажа. Этот приём активирует кровообращение и стимулирует обмен веществ. Вибрация выполняется фалангами одного или нескольких пальцев, одной или обеими руками.

           Сочетание этих приёмов позволяет достичь наибольшего положительного эффекта. Самомассаж делается чистыми и тёплыми руками, с максимальным расслаблением мышц. Массаж не должен вызывать болезненных ощущений , но должно появляться ощущение тепла и расслабленности. Сначала массаж делают легко, мягко, затем постепенно увеличивают силу воздействия. Каждый приём массажа повторяется 3-6 раз. Общее время массажа не должно превышать 10 минут.

Самостоятельная работа

Вопрос №1.Перечисли основные приёмы самомассажа

Ответ:___________________________________________________

Вопрос №2.Сколько должно занимать общее время самомассажа?

Ответ:_____________________________________________________

Вопрос №3.Как правильно массировать руки?

Ответ:______________________________________________________

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Физическая культура в специальной медицинской группе".

Презентация выполнена для выступления на курсах повышения квалификации в ЛОИРО города Санкт-Петербурга, 06 февраля 2012 года по теме "Физическая культура в специальной медицинской группе"....

Выступление на курсах повышения квалификации в Ленинградском областном университете "Физическая культура в специальной медицинской группе" 07 февраля 2012 года

Выступление на курсах повышения квалификации учителей физической культуры в ЛОИРО города Санкт-Петербурга по теме "Физическая культура в специально-медицинской группе". 07 февраля 2012 года   ...

Презентация "Физическая культура в специальной медицинской группе"

Рассказывается об организации и особенностях работы специальной медицинской группы в условиях общеобразовательной школы. Рассматриваются критерии распределения детей по группам, режим работы, регламен...

Личностно-ориентированный подход к занятиям физической культуры в специальных медицинских группах в школе

личностно-ориентированные технологии в организации занятий в специальной медицинской группе направлены на  укрепление здоровья, улучшение показателей физического развития, воспитание сознат...

Программа физической культуры в специальной медицинской группе. Автор А.П. Матвеев.

Программа Физическая культура в специальной медицинской группе...

Программа физической культуры в специальной медицинской группе 1-4 кл. Автор Л.Н. Каданёва

Программа физической культуры в специальной медицинской группе...