Главные вкладки

    Дневник самоконтроля. Дистанционное обучение по физической культуре.
    методическая разработка по физкультуре

    Чигилейчик Лада Юрьевна

    Дистанционное обучение по физической культуре.

    Дневник самоконтроля. Методика проведения тестов и оценка результатов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dnevnik_samokontrolya_po_fizicheskoy_kulture.docx25.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дистанционное обучение по физической культуре.

    Автор: учитель физической культуры МОУ СОШ № 80 г.Сочи Чигилейчик Лада Юрьевна

    Дневник самоконтроля

    месяц

    апрель

    май

    дата

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    показатели

    1

    ЧСС  утром

    2

    Рост ( на данный момент)

    3

    Вес ( по возможности)

    4

    Настроение

    5

    Аппетит

    6

    Сон

    7

    Болевые ощущения

    8

    Проба Штанге 

    9

    Ортостатическая проба

    10

    Клиностатическая проба

    11

    Проба Ромберга

    12

    Домашнее задание ( количество раз за день)

    12.1

    Количество приседаний

    12.2

    Сгибание-разгибание рук в упоре лежа

    12.3

    «Планка» (сек.)

    12.4

    Поднимание туловища из положения лежа

    12.5

    Подтягивание( у кого есть возможность)


    Проба Ромберга

    1-4 классы- испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены.

    5-8 классы- испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены.

    9-11 классы-исследуемый стоит на одной ноге, пятка другой касается коленной чашечки опорной ноги, при этом глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

    Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.

    Проба Мартинэ – Кушелевского

    Методика проведения: в состоянии покоя определяют частоту сердечных сокращений за 10 сек. Затем выполняется 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. После выполнения нагрузки – сесть на стул и в течение каждой из 3-х минут восстановительного периода регистрировать показатели пульса за первые 10 сек.

    Проба Генчи

    Методика проведения: исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Регистрируется время задержки дыхания после максимального выдоха.

    Проба Штанге

    Методика проведения: исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. Измеряется максимальное время задержки дыхания после субмаксимального вдоха.

    Теппинг – тест

    Методика проведения: испытуемому в течение 40 секунд необходимо поставить максимальное количество точек карандашом в квадрате (20х20 см, разделенном на четыре квадрата 5х5 см). Сидя за столом, испытуемый по команде начинает с максимальной частотой ставить точки в одном из квадратов, по команде через каждые 10 сек без паузы переносит руку на следующий квадрат, продолжая движения с максимальной частотой. По истечении 40 сек подается команда «стоп».

    Посчитать количество точек в каждом квадрате.

    Клиностатическая проба

    Методика проведения: производят подсчет пульса в положении стоя за 15 секунд (после 5 –ти минутной адаптации в положении стоя). Затем испытуемый ложится и у него опять определяют пульс в течение 15 секунд после смены положения тела.

    Ортостатическая проба

    Методика проведения: Тест следует проводить до еды, лучше всего утром, необходимо проводить в одно и тоже время.

    Лежать в течении не менее 5 минут, а затем медленно подняться на ноги.

    Во время проведения исследования трижды измеряется пульс:

    1=в горизонтальном положении тела,

    2-при подъёме на ноги или перемещении стола в вертикальное положение,

    3-через три минуты после перехода в вертикальное положение.


    Методика проведения тестов и оценка результатов

    Методика проведения ортостатической пробы:

    Тест следует проводить до еды, лучше всего утром, необходимо проводить в одно и тоже время.

    Лежать в течении не менее 5 минут, а затем медленно подняться на ноги.

    Во время проведения исследования трижды измеряется пульс:

    1=в горизонтальном положении тела,

    2-при подъёме на ноги или перемещении стола в вертикальное положение,

    3-через три минуты после перехода в вертикальное положение.

    Оценка результатов

    На основании значений частоты сердечных сокращений и их разницы делаются выводы о функциональном состоянии сердечно-сосудистый системы.

    Норма — учащение пульса не более чем на 20 ударов в минуту. Допустимо снижение верхнего давления (систолического), а также незначительное повышение нижнего (диастолического) — до 10 мм рт. ст.

    Клиностатическая проба

    Методика проведения: производят подсчет пульса в положении стоя за 15 секунд (после 5 –ти минутной адаптации в положении стоя). Затем испытуемый ложится и у него опять определяют пульс в течение 15 секунд после смены положения тела.

    Оценка результатов: при нормальной активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при переходе из вертикального в горизонтальное положение пульс замедляется на 4–12 ударов в минуту. Урежение более чем на 12 ударов указывает на повышенную возбудимость парасимпатической иннервации.

    Теппинг – тест позволяет определить максимальную частоту движений кисти.

    Методика проведения: испытуемому в течение 40 секунд необходимо поставить максимальное количество точек карандашом в квадрате (20х20 см, разделенном на четыре квадрата 5х5 см). Сидя за столом, испытуемый по команде начинает с максимальной частотой ставить точки в одном из квадратов, по команде через каждые 10 сек без паузы переносит руку на следующий квадрат, продолжая движения с максимальной частотой. По истечении 40 сек подается команда «стоп».

    Оценка результатов: для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных спортсменов максимальная частота движений более 70 за 10 секунд. У спортсменов, тренирующих качество быстроты и ловкости, максимальная частота больше, чем у спортсменов, работающих над выносливостью. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Увеличение частоты движений во 2-м и 3-м квадратах свидетельствует о замедлении процессов врабатывания. Ступенчатое возрастание частоты до нормального уровня и выше говорит о недостаточной лабильности двигательной сферы.

    Проба Штанге: измеряется максимальное время задержки дыхания после субмаксимального вдоха.

    Методика проведения : исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. При этом плотно закрывают рот и зажимают нос пальцами. Регистрируют время задержки дыхания.

    Оценка пробы: средние величины пробы Штанге для женщин – 40-45 сек, для мужчин – 50-60 сек, для спортсменок – 45-55 сек и более, для спортсменов – 65-75 сек и более. Для детей (по данным Язловецкого В.С., 1991г.) 7-11 лет – 30-35 сек, 12-15 лет – 40-45 сек, 16-17 лет – 45-50 сек. По данным Тихвинского С.Б. отличаются почти в 1,5-2 раза.

    С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки дыхания нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается (с учетом других показателей) как улучшение подготовленности (тренированности) спортсмена.

    Проба Генчи: регистрация времени задержки дыхания после максимального выдоха.

    Методика проведения: исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Исследуемый задерживает дыхание при зажатом пальцами носе и плотно закрытом рте. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и выдохом.

    Оценка пробы: в норме у здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-40сек (на 40-50% меньше показателей пробы Штанге). Спортсмены способны задержать дыхание на 40 -60 сек и более. При утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.

    По величине показателя пробы Генчи можно косвенно судить об уровне обменных процессов, степени адаптации дыхательного центра к гипоксии и гипоксемии.

    Пробу Мартинэ – Кушелевского проводят при массовых профилактических осмотрах, этапном врачебном контроле физкультурников и спортсменов массовых разрядов, а также в группах здоровья и ЛФК.

    Методика проведения: в состоянии покоя определяют частоту сердечных сокращений (по 10-ти сек отрезкам) и измеряют артериальное давление. Затем обследуемый выполняет 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. После выполнения нагрузки обследуемый садится и у него в течение каждой из 3-х минут восстановительного периода регистрируются показатели пульса за первые и последние 10 сек, а в промежутке между 11 и 49 сек измеряется артериальное давление.

    Оценивают пробу по приросту пульса (П) и пульсового давления (ПД), а также по характеру и времени восстановления. В норме прирост пульса и пульсового давления должен быть синхронным и составляет 25–80%, время восстановления не более 3 минут. Прирост пульса и пульсового давления определяют по формуле:

    П- П1

    Прирост П = --------------х 100%, где

    П1

    П1 – пульс до нагрузки (за 10 сек)

    П2 – пульс за первые 10 сек первой минуты восстановления

    ПД- ПД1

    Прирост ПД = ------------------х 100%, где ПД1

    ПД1 – пульсовое давление до нагрузки,

    ПД2 - пульсовое давление на первой минуте восстановления.

    В приложениях 1 и 2 приведены проценты прироста пульса и пульсового давления на 1-й минуте восстановления после выполнения физической нагрузки.

    В таблице  приведены реакции сердечно – сосудистой системы на данную пробу.

    Таблица  - «Реакции сердечно – сосудистой системы на пробу Мартинэ– Кушелевского»

    Оценка

    реакции

    Пульс

    АД

    Время восстаов-ления пульса и АД (мин)

    В покое (10 сек)

    После пробы

    (за1-е. 10 сек)

    Прирост

    (%)

    Систолическое

    Диастолическое

    Пульсовое

    Благоприятная

    10-12

    15-18

    25-50

    От +10

    до+20

    -20

    1-2

    Допустимая

    13-15

    20-23

    51-75

    От +25

    до + 40

    -10-20

    2-4

    Неблагоприятная

    >15

    Слабый

    Аритмия

    30-35

    ≥80

    ↓ или не изме-няется

    ↑ или не изме-няется

    ≥5

    Оценку пробы по изменению пульса и артериального давления можно проводить путем расчета показателя качества реакции (ПКР) сердечно – сосудистой системы на нагрузку.

    ПД2 – ПД1

    ПКР = ---------------------, где П– П1

    ПД1 – пульсовое давление до нагрузки

    ПД2 – пульсовое давление на первой минуте восстановления

    П1 – пульс до нагрузки (за мин)

    П2 – пульс на первой минуте восстановления (за мин)

    Нормальное значение ПКР составляет от 0,5 до 1,0. Отклонения в ту или иную сторону расценивают как признак ухудшения функционального состояния сердечно – сосудистой системы.

    Проба Ромберга (простая и усложненные)

    При изучении координационной функции нервной системы используют статические и динамические координационные пробы.

    Для оценки статической координации применяется простая и усложненные пробы Ромберга.

    При выполнении простой пробы Ромберга испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.

    Следует отметить, что простую пробу Ромберга применяют обычно в клинике при обследовании больных людей. Для спортсменов рекомендуют использовать усложненные пробы (проба Ромберга 2 и 3).

    Проба Ромберга - 2: испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Время устойчивости в позе Ромберга - 2 у здоровых нетренированных лиц находится в пределах 30-50 секунд, при этом отсутствует тремор пальцев рук и век. У детей показатели пробы зависят также от возраста (таблица 1). У спортсменов время устойчивости значительно больше (особенно у гимнастов, фигуристов, прыгунов в воду, пловцов) и может составлять 100-120 секунд и более.

    Таблица 1 – Среднее время устойчивости в позе Ромберга -2 у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом (по А.Ф.Синякову)

    Возраст (годы)

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    Время

    устойчивости (сек)

    13

    16

    21

    24

    28

    30

    36

    44

    48

    50

    52

    51

    53

    Проба Ромберга -3: исследуемый стоит на одной ноге, пятка другой касается коленной чашечки опорной ноги, при этом глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

    Твердая устойчивость позы более 15 сек при отсутствии тремора пальцев и век оценивается как «хорошо»; покачивание, небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение 15 сек - «удовлетворительно»; выраженный тремор век и пальцев при удержании позы менее 15 сек - «неудовлетворительно». Покачивание, а тем более быстрая потеря равновесия, указывают на нарушение координации.

    Уменьшение времени выполнения пробы Ромберга наблюдается при утомлении, при перенапряжениях, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физической культурой и спортом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация контроля и самоконтроля во время занятий физической культурой

    От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную рабо...

    Вариативное обучение по физической культуре.

    В докладе изложен материал о видах вариативного обучения по физической культуре  воспитанников ДОУ и обучающихся начальной школы....

    Дистанционные уроки по физической культуре.

    Дистанционные уроки! Самостоятельная работа ученика с изложенным материалом, овладение теоретическими знаниями по предмету....

    2.1 Итоги Всероссийской дистанционной олимпиады по физической культуре для 5-11 классов, на образовательном портале «PRODLENKA».

    Всероссийская олимпиада школьников – массовое ежегодное мероприятие по работе с одаренными школьниками в системе российского образования....

    2.1 Итоги Международной дистанционной олимпиады по Физической культуре среди 1 – 11 классов.

    Международная олимпиада школьников – массовое ежегодное мероприятие по работе с одаренными школьниками из разных регионов мира....

    Дистанционное обучение по физической культуре

    Урок  для дистанционного обучения в 3 - 11 классах...

    Дистанционное обучение по физической культуре для старших классов.

    Предлагаю Вашему вниманию пример заданий по физической культуре. Раздел "Легкая атлетика". 3 темы: "Беговые дистанции и ходьба", "Метание", "Прыжки".После каждо...