Программа секции ОФП
методическая разработка по физкультуре

Семенов Игорь Николаевич

Новизной данной программы является изучение русских народных игр «Лапта» и «Городки». В процессе освоения данной программы происходит комплексное развитие быстроты, ловкости, координации, выносливости, волевых качеств и интеллектуальных способностей обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ofp_s_gorodkami.docx50.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Занятия в секции общей физической подготовки являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретения инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой; формирования моральных и волевых качеств

Заниматься в секции может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и

образовательных школ И.А. Водянниковой, под редакцией С.М.Зверева, и Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов, автор В. И. Лях, А.А.Зданевич.

Программа секции общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом интересов детей ( в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.     Содержание учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.

Новизной данной программы является изучение русских народных игр «Лапта» и «Городки». В процессе освоения данной программы происходит комплексное развитие быстроты, ловкости, координации, выносливости, волевых качеств и интеллектуальных способностей обучающихся. 

Актуальность программы обусловлена тем, что эти игры не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Свежий воздух, высокий эмоциональный фон оказывают мощное оздоровительное воздействие на организм занимающихся. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.

Имеются спортивные сооружения для занятий секции ОФП: стадион для занятий лёгкой атлетикой, лаптой, городками, футбольное поле, зал для игры в баскетбол, волейбол,  лыжная база. Кроме того есть в наличии подсобные помещения: раздевалки,  комната для хранения инвентаря.

Тренер должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием воспитанников, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.

Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее. Набор в группу детей более старшего возраста, учитывает увеличение физической нагрузки.

Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

При подборе средств и методов практических занятий тренер-преподаватель секции должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта. Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала.

                       УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Легкая атлетика

11

1

10

Футбол

8

1

7

Баскетбол

13

1

12

Волейбол

13

1

12

Лыжный спорт

18

2

16

Коньки, хоккей

9

1

8

Городки

16

1

15

Лапта

13

1

14

Контрольные упражнения и спортивные соревнования.

Согласно плану спортивных мероприятий.

ИТОГО

102

8

94

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:

 Основы знаний (теория)

О развитие физической культуры в современном обществе. История зарождения физической культуры. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования.

О влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности.

Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Необходимость занятиями физической культурой.

О двигательном режиме дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

 Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.(теория)

Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений. Отдых и занятия физической культурой и спортом. Личная гигиена. Гигиена обуви и одежды. Закаливание и его значение для растущего организма ребенка. Техника безопасности при занятиях различными видами спорта на стадионе, в спортивном зале.

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. (теория)

Правила проведения соревнований. Места занятий. Пришкольная спортивная площадка (стадион), спортивный зал, подсобные помещения: раздевалка, душ, комната для хранения инвентаря. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

Практические занятия.

 Легкая атлетика.

Ходьба и медленный бег. Кросс 300 - 500м. Бег на короткие дистанции до 30-60м. Бег на длинные дистанции. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, многоскоки. Метание мяча с места, на дальность, в цель. Специальные беговые упражнения. Старт высокий, низкий. Стартовый разгон.

Теория: Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега. Прыжковая техника. Техника метания.

Баскетбол.

Практика:  Стойка баскетболиста. Ходьба. Бег. Передвижение приставными шагами (лицом вперед, влево, вправо). Остановки (прыжком). Повороты на мете (вперед, назад). Ловля мяча двумя руками. Передачи мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой от плеча. Броски мяча с места двумя руками от груди, двумя руками сверху. Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком. Стойка защитника с выставленной вперед ногой. Стойка со ступнями на одной линии. Индивидуальные действия. Групповые действия. Командные действия. Учебная игра.

Теория: Правила игры. Техника передвижения. Техника владения мячом. Техника защиты. Тактика нападения.

Волейбол

Практика: Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. Игра по упрощённым правилам волейбола. Нижняя прямая подача мяча. Приём подачи. Приём мяча, отражённого сеткой. Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки. Прямой нападающий удар при встречных передачах

Теория: Терминология избранной спортивной игры.  Правила и организация избранной игры. Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

Футбол.

Практика: Бег по прямой, изменяя скорость и направление. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега. Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой, внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы. Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы. Правой и левой ногой поочередно. Обманные движения (финты). Обучение финтам: неожиданный рывок с мячом, во время ведения внезапная отдача мяча назад, откатывая его подошвой партнеру. Отбор мяча. Перехват мяча. Командные действия.

Теория: Техника передвижения. Виды обманных движений. Правила игры.

Лыжная подготовка (лыжные гонки)

Практика: Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции 4,5 км. Игры «Гонки с выбыванием», «Как по часам», «Биатлон». Попеременный четырёхшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона. Прохождение дистанции до 5 км. Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др.

Теория: Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

Городки.

Практика: демонстрировать уровень физической и технической подготовки согласно нормативным требованиям, выполнять изученные технические приёмы в упрощённых условиях, выполнять задание на точное выполнение техники бросков с преодолением сбивающих факторов.

Теория: правила поведения на городошной площадке, техника безопасности на занятиях, история городошного спорта.

Лапта. 

Практика: бег с максимальной и с переменной скоростью; по прямой и со сменой направления; обычный бег, бег спиной вперёд и боком; броски мяча на дальность, по неподвижной и двигающейся цели; передачи мяча на точность  и ловля мячей, летящих на различной высоте с различной скоростью; финты и уклонения; удары по мячу битой. Тактика  игры  в  русскую  лапту. Тактика  игры  в  нападении   ( в “городе”). Тактика игры в обороне ( в “поле”).

Теория: правила поведения на площадке, техника безопасности на занятиях, история русской лапты.

4.Учебно-методическое обеспечение программы.

Структура типового занятия:

  1. Подготовительная часть (разминка) – построение, подготовка двигательного аппарата к работе, ОРУ.
  2. Основная – основные упражнения каждого вида спорта, гимнастика, игры.
  3. Заключительная - восстановление дыхания, упражнение на расслабление, самомассаж.

Занятия по ОФП различны по своим задачам.

1. Занятия по ознакомлению с группой

2. Занятия по изучению нового материала

3. Повторение и закрепление пройденного материала

4. Занятия по изучению нового материала

5. Занятия смешанного характера

Результатом образовательного процесса  обучения является:

-желание заниматься тем или иным видом спорта.

-стремление овладеть основами техники одним из видов спорта.

-расширение знаний по вопросам правил соревнований.

-повышение уровня разносторонней физической подготовленности.

-развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости,            решительности, смелости, самообладания.

-интерес родителей к занятиям ребенка в кружке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 1984г.

  1. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 1984г.

     3. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 1982г.

     4. Куколевский Г.М. «Советы врача спортсмену». М. 1984г.

     4. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 1988г.

      5. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.1982г.

     6. Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 1982г.

     7. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 1984г.

8. В.И. Лях. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1 – 11 кл. /  В. И. Лях, А.А.Зданевич, под общ.ред. В. И. Ляха – 7-е изд. – М., Посвещение, 2010

   

№ п/п

Тема занятий

Лёгкая атлетика

Вводное занятие. Т.Б. при занятиях в секции.

Общая физическая подготовка.

Высокий старт от 30 до 40м

Бег с ускорением лт 40 до 60 м.

Бег на короткие дистанции.

Общая физическая подготовка.

Стартовый разбег по сигналу и самостоятельно, на прямой и на повороте.

Ускорения; бег по повороту; финиш.

Бег на время на дистанции 30. 60м.

Бег на время на дистанции 100м.

Бег в равномерном темпе.

Футбол

Т.Б. на занятиях спортивными играми. Правила игры в футбол.

Общая физическая подготовка.

Ведение и обводка. Отбор мяча.

Отбор мяча. Вбрасывание мяча.

Соревнования. Тренировочная игра.

Учебно-тренировочная игра.

Учебно-тренировочная игра.

Общая физическая подготовка.

Баскетбол

Правила игры в баскетбол. Общая физическая подготовка.

Перемещения и остановки. Учебная игра.

Стойки и передвижения, повороты, остановки.

Ведение мяча

Бросок мяча в движении.

Позиционное нападение

  Тактика свободного нападения

Нападение быстрым прорывом

Ловля и передача мяча. Учебная игра.

Перемещения и остановки. Ловля и передача мяча.

Учебно-тренировочная игра.

Учебно-тренировочная игра.

Общая физическая подготовка.

Волейбол

Приём мяча. Передача мяча.

Общая физическая подготовка.

Подача мяча.

Нападающий удар. Блокирование мяча.

Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек

Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку.

Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели

Учебно-тренировочная игра. Соревнования.

Совершенствование тактики игры

Учебно-тренировочная игра. Соревнования.

Общая физическая подготовка.

Общая физическая подготовка.

Учебно-тренировочная игра. Соревнования.

Лыжная подготовка

Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом.

Оказание помощи при обморожениях и травмах. Классические лыжные ходы.

Коньковые  лыжные ходы.

Подъёмы и спуски с горы.

Коньковые  лыжные ходы.

Подъёмы и спуски с горы.

Торможение на лыжах.

Повороты на лыжах.

Подвижные игры, эстафеты на лыжах.

Подвижные игры, эстафеты на лыжах.

Попеременный четырёхшажный ход.

Попеременный четырёхшажный ход.

Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона.

Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона.

Прохождение дистанции до 5 км.

Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий

Прохождение дистанции до 5 км.

Игры, эстафеты на лыжах.

КОНЬКИ. ХОККЕЙ  

Краткая характеристика вида спорта.

Требования к технике безопасности

Экипировка конькобежца. Предварительная подготовка.

Упражнения на льду

Упражнения на льду

Упражнения на льду

Экипировка хоккеиста. Основные технические приёмы. Заливка катка и уход за ним

Игра по упрощенным правилам

Игра по упрощенным правилам

Игра по упрощенным правилам

Городки

ТБ на занятиях спортивными играми. Пробная игра

Бросок биты правой и левой рукой

 

Метание набивного мяча через сторону на дальность правой и левой рукой

Выбивание фигуры «Забор»

Метание теннисного мяча в вертикальную цель. Выбивание фигуры «Бочка»

Выбивание фигуры «Ворота», «Самолет».

Выбивание фигуры «Письмо». Игра в командах.

Выбивание фигуры «Башня», «Серп».

Город и пригород. Тактика выбивания простых фигур «Пушка»

Мягкость и жёсткость приземления биты. Выбивание фигуры «Факс».

Плоскости вращения биты. Тактика простых фигур «Звезда» , «Рак».Игра.

Тактика выбивания простых фигур «Стрела»

Тактика выбивания простых фигур «Ракетка»

Штрафная зона и штрафной городок. Игра.

Техника замаха. Соревнования по выбиванию простых фигур.

Тактика выбивания широких фигур «Коленчатый вал».  Игра.

Выбивание связки от фигуры «Часовые»  Прыжок в длину

Русская лапта

Основной  спортивный  инвентарь  для  игры  в  русскую  лапту. Совершенствование  навыков  ловли  мяча  одной  рукой, двумя  руками, выполнение  передачи  мяча.

Развитие  скоростных  качеств: бег  из  различных  исходных  положений, челночный  бег, бег  с  огибанием  стоек, с  набивными  мячами; игры:  «День  и  ночь», «Вызов»

 Обучение  ударам  битой  по  мячу  различными  способами: «сверху», «сбоку», «снизу».

 Стойка  игрока. Передвижение  игроков. Овладение  стойкой  и  передвижениями.

Развитие  скоростно-силовых  качеств: броски  набивного  мяча  из  различных  положений, прыжки  с  места, многоскоки  попеременно  на  каждой  ноге, игра  «Катающаяся  мишень»

Ловля  мяча. Передача  мяча. Броски  мяча  в  цель. Финты, уклонения.

Ловля  мяча. Передача  мяча. Броски  мяча  в  цель. Финты, уклонения.

Тактика  игры  в  русскую  лапту. Тактика  игры  в  нападении.

Тактика  игры  в  русскую  лапту. Тактика  игры  в  обороне.

Тактическая  подготовка. Овладение основами индивидуальных действий игроков в нападении (“город”) и в защите (“поле”)

Тактическая  подготовка. Овладение  групповыми  взаимодействиями

Тактическая  подготовка. Овладение  командными  взаимодействиями

Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических (кондиционных и координационных) способностей. Основные правила их совершенствования.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа секции "ОФП"

Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года....

Программа секции "ОФП"

Общая физическая подготовка (ОФП)– это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.Заняти...

Рабочая программа секции "Гимнастика"

Методический материал для учителей физической культуры, ведущие секцию "Гимнастика" в школе. Рабочая программа имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Учебно - тематиче...

Внеклассная работа.. В помощь учителю . Образовательная программа секции "Спортивные игры. Баскетбол".

Секционные занятия обычно являются пререгативой системы дополнительного образования (срортивные школы. Дома детского творчества и т.д.)  Моя работа адресована тем педагогам , которые не работают ...

Программа секции "Волейбол"

Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурно-спортивной направленности.Цели и задачи секции по волейболу направлены на то, чтобы приобщить детей к систематическим занят...

Программа секции дополнительного образования по мини-футболу

Программа ориентирована на учащихся 8-15 лет. Количество часов в неделю: 2 часа. срок реализации: 3 года....

Программа секции дополнительного образования по волейболу

Программа ориентирована на учащихся 11-16 лет. Количество часов в неделю: 4 часа (2 раза по 2 часа). Срок реализации программы: 3 года....