Гендерный подход в обучении физической культуры
статья по физкультуре

Первых Александр Николаевич

Смысл понятия «гендер» означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Таким образом, гендерный подход в образовании — это совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно, и справиться со всеми трудностями социализации, важной частью которых является самоидентификация ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otvet_2.2_pervyh_a.n.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос:

Какова цель гендерного подхода в обучении.

Ответ:

Смысл понятия «гендер» означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

Таким образом, гендерный подход в образовании — это совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно, и справиться со всеми трудностями социализации, важной частью которых является самоидентификация ребенка.

Изучив дополнительный материал по этой теме можно изложить следующее…

Основной формой преподавания физической культуры осталась классно-урочная. Инновационными стали приемы и методы обучения мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей развития, социализации и формирования личности.

Для мальчиков на уроке физической культуре хорошо использовать соревновательный метод. Для девочек соревновательный метод надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей школы, мальчики и девочки и ссорятся по-разному. Мальчики поссорились - подрались, смотришь - на другой переменке опять вместе.

Девочки же, если поссорятся - в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса.

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают "от противного": сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

Вместе с тем педагоги в школе по большей части женского пола, и потому им проще ориентироваться на девочек. Мальчики же и в начальной и в средней школе находятся под неким прессингом девочек и женщин-учительниц.

 Я думаю , что можно сделать следующие  Выводы:        

- девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развить гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п.;

- мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость;

- привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности;

- при раздельном обучении мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешанных классах, так как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, на что они были способны и что могли бы раскрыть, если бы девочки им не мешали.

Гендерный подход может быть реализован посредством организации процесса обучения (отбор форм, методов, приемов обучения); изменения содержания образования (создание учебных планов, программ, учебной литературы, составление заданий с учетом психофизиологических особенностей учащихся); создания школ раздельного и параллельно-совместного обучения. И в итоге с помощью дифференциации обучения и образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний.

Цель гендерного подхода в обучении:

  1. является обучение мальчиков и девочек взаимодополнять друг друга., не разделять их обучение, а подбирать к ним методы и приемы обучения.
  2. пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью.
  3. у девочек и мальчиков существуют различия не только половые, но и в усвоении знаний и в умственной деятельности.( в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации; в организации внимания).

Вопрос

2. Какие подходы используются  для развития физических качеств с учетом гендерных особенностей подростков?

Ответ:

Наибольший эффект в повышении уровня развития физических качеств наблюдается при целенаправленном подборе средств и методики занятий. Требования, предъявляемые к методике воспитания физических качеств школьников: всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок и функциональных возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям возрастных этапов.

Мальчики и девочки развиваются по-разному, отличаются их интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Уровень развития физических качеств учащихся в период, когда происходят их возрастные изменения, естественно возрастает за счет изменения форм и функций организма.

Основные подходы для развития физических качеств с учетом гендерных особенностей подростков:

1. Учет психологические и физиологические особенности мальчиков и девочек.( На занятия могут приходить одновременно два класса одной параллели. Все девочки занимаются со своим преподавателем на одной спортивной площадке отдельно от мальчиков. Такая организация урока учитывает все психические и физиологические особенности детей разного пола; дает возможность дозировать нагрузки, подбирать упражнения и игры, наиболее полно отражающих разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек; внимание преподавателя не рассеивается на две разнополые группы (у детей отсутствует стеснительность и ощущение неловкости при выполнении определенных упражнений).

2. Ворганизации образовательного процесса присутствует соревновательный момент, так как на уроке занимаются ученики из двух разных классов, а это способствует повышению мотивации у школьников к занятиям физической культурой и спортом.

3. Учет учащихся которые, кроме уроков, занимаются в спортивных секциях, когда объем их двигательного режима достигает 1,5-2 часа в день, физические качества развиваются значительно активнее.

4.  Учет Развитие силовых качеств школьников. В подростковом возрасте отмечается поступательное, но неравномерное, зависящее от возраста и пола изменение скоростно-силовой способности. Так, результаты прыжка вверх с места у девочек непрерывно улучшаются до 12-14 лет, затем следует некоторая их стабилизация и даже ухудшение.

У мальчиков среднегодовые показатели данной способности с годами повышаются, достигая своего максимума в 15-17 лет. Достоверные приросты взрывной силы зафиксированы у девочек 810, 11 -14 лет, у мальчиков - 11 -12 и 13-15 лет.

5.Учет Развитие скоростных качеств школьников для практики физического воспитания по сравнению с названными формами проявления быстроты имеет скорость целостных двигательных актов. У школьниц среднего физического развития скоростные способности с 8 до 15 лет увеличиваются в 1,3 раза, а с 15 до 17 лет наблюдается их уменьшение.

6.Учет Развитие выносливости у школьников. Выносливость наиболее целесообразно воспитывать в возрасте от 12-13 до 14-15 лет. Девочки уступают мальчикам в развитии выносливости, причем, чем старше возраст, тем различия больше.

7.Учет Развитие гибкости у школьников. Средства воздействия должны распределяться дифференцированно. Так, для воспитания подвижности позвоночника при разгибании у мальчиков наиболее эффективный возраст 7-14 лет, а при сгибании - 7-10 лет. У девочек чувствительные периоды соответственно распределены в возрастах 7-12 и 14 лет.

 8.Учет Воспитание ловкости. Наиболее достоверному анализу мышечного напряжения поддается юношеская возрастная группа 15-17 лет, что определяет повышенные возможности для совершенствования ловкости.

     При развитии физических качеств у подростков, необходимо учитывать физиологические особенности детей и использовать разный подход к занятиям:

Подбор упражнений. Мальчики могут выполнять упражнения на силовых тренажёрах, а девочки – с лентами.

Дозировка. Например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз.

Время занятий также дифференцируется. Например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты.

Подбор оборудования. Например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые.

Различия в обучении сложным двигательным движениям. Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам.

Пространственные ориентировки. Мальчикам необходимо больше пространства, чем девочкам, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее.

Требования к качеству выполнения заданий. От мальчиков требуется большая четкость, ритмичность, затрата дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичность, выразительность, грациозность.

Оценка деятельности. Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом «Ты лучшая в этом движении»,  

Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству. Занимаясь с девочками, чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

Также необходимо учитывать психологические особенности возраста детей при выборе определённых заданий. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.

    Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому не стоит подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности. 

  

Спасибо за внимание…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ (ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД) НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах.Цел...

Статья "Гендерный подход в обучении и воспитании"

     Основная идея гуманистического подхода заключается в том,  человек является наивысшей ценностью и несет в себе позитивную основу независимо от половой принадлежности. Г...

Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода в обучении

Реализация гендерного подхода имеет практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения, раскрытия личностных способностей. Проведение гендерных исследований в рамках образователь...

Гендерный подход в обучении как фактор успешности профессиональной деятельности педагога

Автореферат дссертации соискателя ученой степени  кандидата наук Растёгиной Н.В....

"Гендерный подход в системе физического воспитания"

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек. Вопрос о диффере...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ

Опыт школы Здоровья в организации дифференцированных уроков физической культуры....

Из опыта работы: гендерный подход к обучению

физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек при усвоениии учебных предметов...