СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
статья по физкультуре (5 класс)

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

 

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

В.А. Сухомлинский

 

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной.

Образовательная модель 21 века – это целостная система основополагающих идей, целей, принципов и методов обучения и воспитания.

 

Главное в образовательном процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников.

 

Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

 

Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства.

 

Традиционное обучение и формы взаимоотношений субъектов образовательного процесса в физической культуре с направленным развитием двигательных качеств привело к изоляции от тех тенденций, которые происходят в общем образовании, где активно разрабатываются современные технологии, основывающиеся на новых дидактических методах и принципах.

 

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование физически культурной деятельности учащегося.

Результатами обучения должны стать личностные, мета предметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности.

 

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический

процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований. Как же построить современный урок физической культуры?

 

Методические принципы инновационного урока:

 

 

Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры в условиях внедрения ФГОС направлен на:

· определение цели урока;

· определение задач каждого этапа урока;

· отбора содержания учебного материала;

· подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;

· выбора средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов;

· конструирование заданий для оценки мета предметных и предметных планируемых результатов обучающихся;

· планирование контрольно-оценочной деятельности;

· организация рефлексивно-оценочного этапа урока.

 

Учитель должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика на каждом этапе урока. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.

Цель урока должна включать формирование тех или иных предметных умений, которые определяются разделом программы, тематическим планированием.

При этом необходимо учитывать, формирование каких видов универсальных учебных действий (УУД) предусматривает освоение данной темы урока. В целях урока умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.

Для осуществления процедуры целеполагания урока физической культуры можно пользоваться следующим алгоритмом действий:

1. Определить тему урока в классе в соответствии с программой обучения и тематическим планированием, ознакомиться с материалом учебника и методических пособий.

СУБЪЕКТИВАЦИЯ Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

МЕТА ПРЕДМЕТНОСТЬ Предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

ИМПРОВИЗАЦИОННОСТЬ Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

2. Определить, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого, сформулировать мета предметные и предметные цели урока.

3. Определить, какие предметные действия следует включить в содержание урока, для того чтобы способствовать формированию общего умения, сформулированного в «планируемых результатах» и обозначить их в качестве предметных «планируемых результатов». 4. Выделить из программы универсальные учебные действия (УУД), формируемые на данном этапе обучения и обозначить их в качестве мета предметных «планируемых результатов». 5. Зафиксировать выделенные цели и планируемые результаты в проекте урока.

Что касается системы оценки, то она выполняет функцию обратной связи, которая призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов учебной программы по физической культуре.

 

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале.

 

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. На единой основе самоанализа, самоконтроля, оценка дает возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

 

Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры.

В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителю физической культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов. Освоение технологии подготовки к уроку, организации урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и мета предметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бакан А.К., тренер-преподаватель

ГБОУ школа №492 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

В.А. Сухомлинский

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной.

Образовательная модель 21 века – это целостная система основополагающих идей, целей, принципов и методов обучения и воспитания.

Главное в образовательном процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников.

Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства.

Традиционное обучение и формы взаимоотношений субъектов образовательного процесса в физической культуре с направленным развитием двигательных качеств привело к изоляции от тех тенденций, которые происходят в общем образовании, где активно разрабатываются современные технологии, основывающиеся на новых дидактических методах и принципах.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование физически культурной деятельности учащегося.

Результатами обучения должны стать личностные, мета предметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности.

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический

процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований. Как же построить современный урок физической культуры?

Методические принципы инновационного урока:

Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры в условиях внедрения ФГОС направлен на:

· определение цели урока;

· определение задач каждого этапа урока;

· отбора содержания учебного материала;

· подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;

· выбора средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов;

· конструирование заданий для оценки мета предметных и предметных планируемых результатов обучающихся;

· планирование контрольно-оценочной деятельности;

· организация рефлексивно-оценочного этапа урока.

Учитель должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика на каждом этапе урока. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.

Цель урока должна включать формирование тех или иных предметных умений, которые определяются разделом программы, тематическим планированием.

При этом необходимо учитывать, формирование каких видов универсальных учебных действий (УУД) предусматривает освоение данной темы урока. В целях урока умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.

Для осуществления процедуры целеполагания урока физической культуры можно пользоваться следующим алгоритмом действий:

1. Определить тему урока в классе в соответствии с программой обучения и тематическим планированием, ознакомиться с материалом учебника и методических пособий.

СУБЪЕКТИВАЦИЯ Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

МЕТА ПРЕДМЕТНОСТЬ Предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

ИМПРОВИЗАЦИОННОСТЬ Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

2. Определить, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого, сформулировать мета предметные и предметные цели урока.

3. Определить, какие предметные действия следует включить в содержание урока, для того чтобы способствовать формированию общего умения, сформулированного в «планируемых результатах» и обозначить их в качестве предметных «планируемых результатов». 4. Выделить из программы универсальные учебные действия (УУД), формируемые на данном этапе обучения и обозначить их в качестве мета предметных «планируемых результатов». 5. Зафиксировать выделенные цели и планируемые результаты в проекте урока.

Что касается системы оценки, то она выполняет функцию обратной связи, которая призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов учебной программы по физической культуре.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. На единой основе самоанализа, самоконтроля, оценка дает возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры.

В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителю физической культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов. Освоение технологии подготовки к уроку, организации урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и мета предметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС

Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры в условиях внедрения ФГОС...

Современный урок физической культуры в реализации требований ФГОС

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое ...

Статья "Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС"

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Статья показывает,что, для построения урока физической культуры деятельностная модель является действительно инновационной и требует серьёзного осмысления и процедуры модифицирования со стороны педаго...

Cодержание составляющих оценки результативности урока физической культуры в контексте требований ФГОС: метопределение; предметные; личностные.

Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема.Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность у...

Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», к...