Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС
учебно-методический материал по физкультуре

Лукьянова Екатерина Викторовна

Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) коренным образом меняет содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося. Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска

Доклад

на тему:

Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС

Выполнила: учитель физической культуры Лукьянова Е.В.

2024 г.

Введение

Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) коренным образом меняет содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося. Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.

Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС

Обновление содержания образования меняет взгляд на технологии основной формы обучения – урока физической культуры. Это определяет усиление требований к уровню профессиональной компетентности учителя физической культуры. Особо стоит затронуть тему внедрения в процесс проектирования новых технологических форм, а в частности, технологию деятельностной педагогики.

Согласно теории деятельностного подхода усвоение содержания опыта людей осуществляется не путём передачи информации о нём человеку, а в процессе его собственной активности (деятельности), направленной на предметы и явления, которые созданы развитием человеческой культуры. Для учителя физической культуры это означает, что средством формирования физической культуры личности учащегося является физкультурная деятельность, которая имеет множество видов: образовательная, спортивная, рекреационная, оздоровительная, адаптивная, коррекционная и т.д. А физическое упражнение трансформируется из основного средства физического воспитания в главный элемент (способ) видов физкультурной деятельности.

Деятельностный подход существенно расширил целевые установки начального образования в сфере физической культуры и кардинально изменил программное содержание по физической культуре. Сегодня, в соответствии со структурой физкультурной деятельности, предмет включает в себя три основных учебных раздела:

1) «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности);

2) «Способы двигательной деятельности» (практический компонент);

3) «Переживание эмоционально-эстетического и ценностно-смыслового отношения к физкультурной деятельности» (эмоционально-ценностный компонент).

Каждый из этих разделов имеет свои специфические задачи и содержание.

Раздел «Знания о физической культуре» включает в себя знания о сущности и значении физической культуры, её истории и развитии, о видах физкультурной деятельности, о средствах и методах физического воспитания, о правилах и нормах выполнения физических упражнений, о состоянии своего организма и о способах его регулирования.

Раздел «Способы двигательной деятельности» включает в себя овладение основными видами двигательной деятельности (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка и т.д.), а также развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости).

Раздел «Переживание эмоционально-эстетического и ценностно-смыслового отношения к физкультурной деятельности» включает в себя формирование положительного отношения к физической культуре, развитие интереса и склонности к занятиям физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость, дисциплинированность и др.).

Урок физической культуры в условиях ФГОС должен быть построен на основе деятельностного подхода. Это означает, что учитель должен создавать условия для того, чтобы учащиеся были активными участниками образовательного процесса, чтобы они самостоятельно добывали знания, умения и навыки, чтобы они учились применять свои знания и умения в реальной жизни.

Для этого учитель может использовать различные методы и приемы обучения, такие как проблемное обучение, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, игровые методы и т.д. Также учитель должен использовать разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся, такие как групповая работа, парная работа, индивидуальная работа и т.д.

Современный урок физической культуры должен быть ориентирован на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Личностные результаты включают в себя формирование положительного отношения к физической культуре, развитие интереса и склонности к занятиям физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых качеств. Метапредметные результаты включают в себя формирование универсальных учебных действий, таких как умение ставить цели, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия и результаты своей деятельности. Предметные результаты включают в себя овладение основными видами двигательной деятельности, развитие физических качеств, знание основ теории и методики физической культуры.

Заключение

Таким образом, современный урок физической культуры в условиях ФГОС должен быть построен на основе деятельностного подхода, ориентирован на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и использовать разнообразные методы и приемы обучения и формы организации учебной деятельности учащихся.

Список литературы

1. Богданов В.М. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры / В.М.Богданов, В.С.Пономарев, А.В.Соловов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizo1.

2. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. – М.: Феникс, 2007.

3. Головина В.А. Физическое воспитание: Учебник / В. А. Головина,
В. А. Маслякова. – М., 2003.

4. Гордияш Е.Л. Физическое воспитание в школе. – Волгоград, 2008.

5. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fisio.ru/fisioinschool.html .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС

Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры в условиях внедрения ФГОС...

Статья "Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС"

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Статья показывает,что, для построения урока физической культуры деятельностная модель является действительно инновационной и требует серьёзного осмысления и процедуры модифицирования со стороны педаго...

Cодержание составляющих оценки результативности урока физической культуры в контексте требований ФГОС: метопределение; предметные; личностные.

Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема.Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность у...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эруд...

Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», к...