методические рекомендации о проведении занятий по баскетболу
методическая разработка по физкультуре

Бабарыкина Юлия Михайловна

методические рекомендации по проведению занятий по баскетболу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basketbol.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНОГО КРУЖКА –СЕКЦИИ «БАСКЕТБОЛ»

Пояснительная записка

Программа относится к физкультурно-спортивной направленности. Она является модифицированным вариантом программы для внешкольных учреждений «Спортивные кружки и секции». Представленный вариант программы соответствует современным требованиям, предъявляемым к дополнительным образовательным программам. Модификация заключается в изменении тем некоторых теоретических занятий. Также в небольшом изменении при распределении часов, отведенных на темы.

Правильно организованные занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма человека неблагоприятным факторам влияния внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня. Что является важным для формирования и развития личности детей и остается актуальным на все времена.

Предлагаемая программа приемлема для спортивных секций и объединений общеобразовательных школ и для работы с детьми по месту жительства.

Цель работы по программе: привлечение детей к систематическим занятиям спортом и содействие укреплению их здоровья; овладение детьми навыков игры в баскетбол, соответственно их возрастной группе.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

Образовательные:

- обучение технике стоек и перемещений, ловли и передачи мяча, ведению мяча, броскам мяча.

- обучению жизненно важным двигательным навыкам и умениям;

- обучение юных спортсменов инструкторской и судейской практики (научить строевым командам, методике проведения упражнений и отдельных частей занятий, ведению технических протоколов игры, подготавливать заявку, составлять таблицу);

- обеспечение всесторонней физической, спортивно-технической и элементарной теоретической подготовки спортсменов;

- обучение основам техники и тактики игры;

- выполнение нормативов по видам подготовки.

Воспитательные:

- воспитание у юных спортсменов дисциплины, чувства товарищества;

- воспитание привычки к систематическим, самостоятельным занятиям спортом;

- привитие необходимых гигиенических навыков и умений;

- приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;

-воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям.

Развивающие:

- совершенствование общей и специальной физической подготовки учащихся;

- повышение функциональных возможностей организма воспитанников: укрепление здоровья, закаливания;

- содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;

- развитие социальных физических способностей, необходимых для совершенствования игровых навыков (укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости).

В соответствии с перечисленными задачами происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке документов годового и текущего планирования. Рекомендации даны в разделе «Методическое обеспечение программы».

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Программа предусматривает и теоретическую и практическую подготовку воспитанников. Поэтому формы работы по программе могут быть разнообразными: тренировки, беседы, соревнования, выполнение контрольных нормативов, игры.

Режим занятий: каждый день по 4 часа.

Программа объединения рассчитана на детей 7-15 лет. Все занимающиеся в объединении делятся в зависимости от возраста на учебные группы: группы начальной подготовки первого года обучения 7-11 лет; учебно-тренировочные группы второго года обучения 12-14 лет и третьего года обучения 14-16 лет.

Основной показатель работы объединения – выполнение программных требований по уровню подготовленности детей, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, теоретической подготовленности.

В целях лучшей реализации учебной программы является соответствие общей и специальной подготовки воспитанников своей возрастной группе. Подведение итогов работы в объединении проходит на заключительных соревнованиях.

 Для четкого планирования, учета, отчетности педагогу рекомендуется иметь следующую документацию: годовой план учебно-тренировочной и воспитательной деятельности; график прохождения учебного материала, месячные и поурочные планы, составленные на основе учебной программы; журналы учета учебной работы и посещаемости.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение в курс занятий. Физическая культура и спорт в нашей стране.

Теория:

Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – составная часть культуры. Задачи физического воспитания: укрепление здоровья, всестороннее развитие. Представление программы. Требования к занятиям. Техника безопасности.

  1. Физкультурный комплекс ГТО.

Теория:

Значение комплекса. Нормативные требования комплекса.

  1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

Теория:

Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Основные сведения о сердечно-сосудистой системе человека и ее функциях. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.

  1. Влияние физических упражнений на организм занимающегося.

Теория:

Влияние физических упражнений на работоспособность. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий баскетболом.

  1. Гигиена, режим дня спортсмена, самоконтроль.

Теория:

Общий режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена одежды и обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде. Предупреждение спортивных травм на занятиях баскетболом.

  1. Правила игры в баскетбол.

Теория:

Права и обязанности игроков. Костюм игроков. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии.

  1. Места занятий, инвентарь.

Теория:

Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.

  1. Общая и специальная физическая подготовка.

Теория:

Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.

Практические занятия.

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг. Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание, переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки. Упражнения без предметов. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами. Упражнения со скакалками, резиновыми мячами.

Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на голове, на руках.

Бег стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Ускорения из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40, 50 м. Кросс 300 м.

Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиваем вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.

Подвижные игры: «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал», «Круговая охота», «Бегуны», «Переправа», «Круговая лапта».

Комбинированные эстафеты.

  1. Основы техники и тактики игры.

Теория:

Техника – основа спортивного мастерства. Классификация техники и тактики игры. Целесообразность применения отдельных технических приемов в конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещения защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику. Характеристика основных приемов техники: перемещение, ловля, передача, ведение, броски. Значение тактической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.

Практические занятия:

Техника нападения. Техника передвижения. Стойка баскетболиста. Ходьба , бег. Передвижения приставными шагами. Остановки, повороты на месте.

Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками на уровне груди, двумя руками высокого мяча, низкого мяча.

Передача мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху.

 Ведение мяча с высоким отскоком, с нижним отскоком.

Техника защиты. Техника передвижений. Стойка защитника с выставленной вперед ногой. Стойка со ступнями на одной линии.

Техника нападения. Индивидуальные действия: выход на свободное место с целью атаки противника и получения мяча.

Групповые действия: взаимодействия двух игроков – «передай мяч – выходи».

Командные действия: организация командных действий по принципу выхода на свободное место.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места по отношению к нападающему с мячом, применение  изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и положений нападающего; выбор места нахождения мяча; противодействие выходу на свободное место для получения мяча; действия одного защитника против двух нападающих. Техника передвижений. Передвижения в защитной стойке вперед, назад, в стороны.

Групповые действия. Взаимодействия двух игроков – отступание, подстраховка.

Командные действия. Личная система защиты, переключения от действий в нападении к действиям в защите.

Техника владения мячом. Ловля катящегося мяча.

Передача мяча двумя руками снизу, двумя руками с отскока от пола.

Броски мяча с места одной рукой от плеча, одной рукой сверху.

Ведение мяча с изменением скорости передвижения, с изменением высоты отскока, с переводом мяча на другую руку, с изменением направления движения с обводкой препятствия.

Техника овладения мячом. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Перехват мяча.

Техника нападения. Индивидуальные действия: выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча: выбор способа передачи в зависимости от расстояния; применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

Групповые действия. Взаимодействие трех игроков – «треугольник».

Командные действия. Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий.

  1. Игры и соревнования.

Теория:

Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок в игре. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результатов соревнований.

Практические занятия:

Соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола. Учебно-тренировочные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения занятий по теме "Воображение" в детской театральной студии

Рекомендации основаны на 20летнем опыте. В приложениях - план-конспект Открытого занятия, а также некоторые упражнения...

Методические рекомендации по проведению занятий на тему "Профилактика вредных привычек"

В работе рассмаривается проблема курения среди подростков, принимаемые профилактические меры, методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий и конспект занятия. Прилагается ...

Методические рекомендации по проведению занятий по аппликации для дошкольников и младших школьников.

Данные рекомендации посвящены методике проведения занятий при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста аппликации и предназначены педагогам дополнительного образования учебных групп, р...

Методические рекомендации по проведению занятий географического практикума (пособие для учителя)

Методические  рекомендации для учителя включают теоретический материал и примеры разработок учебных занятий. Систематизировать материал помогаю учётные карточки заданий по гидрологии, отчёт о пол...

"Служи честно, кому присягнешь" Методические рекомендации для проведения занятия в ГПД в технологии личностно-ориентированного обучения

Медодические материалы позволяют организовать работу воспитателю по формированию чувства патриотизма воспитанников. желания заниматется самовоспитанием, используются отрывки из ипроизведения Вас...

Методические рекомендации по проведению занятия "Мы вместе"

Методиечские рекомендации по проведению занятия "Мы вместе", направленного на профилактику дезадаптации школьников пр переходе на основную ступень общего образования....

«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»

Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...