Образовательная общеразвивающая программа "Шашки"
методическая разработка по физкультуре

Михайлов Сергей Гаврилович

В нашей стране большой популярностью пользуется шашечная игра. Среди других видов спорта, по массовости шашки занимают восьмое место. Эта народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный - не менее пяти тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shashki.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность программы. В нашей стране большой популярностью пользуется шашечная игра. Среди других видов спорта, по массовости шашки занимают восьмое место. Эта народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

  Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

   Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

  Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

 Следует отметить, что во многих образовательных учреждениях занятия шашками носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах. Систематические занятия могут быть организованы только в кружках, секциях или объединениях.

В связи с этим, для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий.

Отличительной особенностью и новизной данной программы  является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации.Данная программа относится к физкультурно-спортивной направленности, базовому уровню сложности.

В младшем школьном возрасте продолжает совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы; произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленным; у ребенка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. Обучение в кружке начинается с 7 - 10 лет. В этом возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, т.к. память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой. В кружке каждый ребенок может реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть богатство своих умений. На занятиях кружка для ребенка создаются все условия, чтобы у него появилась заинтересованность и он мог почувствовать уверенность в своих силах. Создаются необходимые условия для интеллектуального и коммуникативного развития. У детей в возрасте 10 - 13 лет происходит перестройка памяти, активно развивается логическая память, способность ко многим видам обучения, активизируются любознательность, желание продемонстрировать свои способности. В возрасте 14-15 лет ребенок стремится мыслить независимо и самостоятельно, принимать лишь то, что ему кажется интересным и полезным. Это стимулирует его к выходу за пределы обычной школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков.

Для работы по программе формируются постоянные группы. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

В основной состав группы могут включаться обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. В этом случае образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной программе организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Для данной категории детей могут быть разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

Программа рассчитана на 3 года. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

2. Цель и задачи программы:

Цель программы: Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся посредством углубленного обучения игре в шашки.  

Задачи:

Обучающие:

- обучение основам шашечной игры;

- обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

-воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

- выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

-развитие стремления детей к самостоятельности;

- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

Формы и методы проведения занятий:

При проведении занятий используется групповая и индивидуальная  форма работы. Проводятся теоретически  и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шашкистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.

Используются следующие  методы проведения  занятий:  словесные методы, наглядные методы, практические.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

1. Метод упражнений;

2.Игровой метод;

3.Соревновательный;

4.Метод круговой тренировки.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

- основы шашечной игры;

- историю возникновения шашек;

- различные тактические приемы игры;

- шашечную нотацию;

- примеры выигрыша двух против одной.

Учащиеся должны уметь:

- играть в шашки;

- записывать партию;

- разыгрывать простейшие комбинации;

- уметь разыгрывать основные дебюты.

Текущий контроль успеваемости результатов проводится по итогам обучения по разделам программы в форме итогового занятия, на котором проводится наблюдение за игрой обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится в конце первого и второго полугодия обучения в форме зачета. В конце первого полугодия зачет предполагает проведение  контрольной работы, в конце второго полугодия  - тестирование.

Учебно-тематический план

 Наименование  

учебного модуля

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Модуль первого полугодия

70

32

38

зачет

2.

Модуль второго полугодия

74

24

50

зачет

Итого:

144

56

88

учебный модуль первого полугодия

N п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

История развития  шашек.

8

_

8

1.1

Различные шашечные системы. Древность русских шашек.

2

_

2

1.2

Распространение  шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым

4

_

4

1.3

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

2.

Первоначальные понятия

12

12

24

2.1

Правила игры, шашечная нотация

4

_

4

2.2

Основы шашечной игры и её общие вопросы

4

-

4

2.3

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях

2

4

6

2.4

Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров

_

4

4

2.5

Игры с записью партий

_

4

4

2.6

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

3.

Тактика

12

26

38

3.1

Различные способы выигрыша шашек

4

4

       8

3.2

Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться, в процессе игры

4

2

6

3.3

Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии

4

4

8

3.4

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры

-

4

4

3.5

Комбинационные ловушки

-

4

4

3.6

Контрудары

-

4

4

3.7

Итоговое занятие. Текущий контроль.

-

2

2

4.

Промежуточная аттестация

2

2

Итого:

32

38

70

учебный модуль 2 полугодия

N п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1.

Стратегия

4

4

8

1.1

Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра

2

2

4

1.2

Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная.  Значение общего плана игры в партии

2

_

2

1.3

Итоговое занятие. Текущий контроль.

-

2

2

2.

Эндшпиль

8

8

16

2.1

Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой

4

-

4

2.2

Правило оппозиции – противостояние шашек

2

-

2

2.3

Три дамки против одной, «треугольник»

2

2

4

2.4

Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений

-

4

4

2.5

Итоговое занятие. Текущий контроль.

-

2

2

3.

Дебют

8

-

8

3.1

Определение дебюта, его основные цели

Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше»

4

_

4

3.2

Нахождение дебютных ловушек и комбинаций Тематические игры с разбором сыгранных партий

2

_

2

3.3

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

4.

Композиция

4

2

6

4.1

Концовки, задачи и этюды – произведения композиции

2

_

2

4.2

Связь композиции с практикой

-

2

2

4.3

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

5.

Международные шашки

-

16

16

5.1

Нотация  доски, запись ходов и положений

-

4

4

5.2

Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры

_

4

4

5.3

Красота игры. Простор для творчества

-

4

4

5.4

Упражнения в записи отдельных положений и записи партий

-

2

2

5.5

Итоговое занятие. Текущий контроль.

-

2

2

6.

Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры

_

10

10

6.1

Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров

_

2

2

6.2

Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся

_

2

2

6.3

Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий

_

4

4

6.4

Итоговое занятие. Текущий контроль.

-

2

2

7.

Классификационные турниры

_

10

10

7.1

Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам

_

4

4

7.2

Запись партий, их последующий разбор

-

2

2

7.3

Итоговое занятие. Текущий контроль.

-

2

2

8

Промежуточная аттестация

-

2

2

ИТОГО:

24

50

74

Содержание программы

    1. История развития шашек

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей развития шашек, шашечным кодексом.                                              

Теоретический компонент:

Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение  шашечной игры в России. Первая книга по шашкам в России, написанная, в 1827 году, А.Д. Петровым.

2. Первоначальные понятия

Теоретический компонент:

Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной игры и её общие вопросы. Понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество - важный путь к достижению победы.

Практический компонент:

Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях. Упражнения на усвоение правил игры, разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий.

3. тактика

Теоретический компонент:

Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии.

Практический компонент:

Жертва шашки. Комбинационные эпизоды игры. Комбинационные ловушки. Контрудары.

4.Стратегия

Теоретический компонент:

Значение центральных полей игры. Сила и слабость центра.

Практический компонент:

Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии.

5. Эндшпиль

Теоретический компонент:

Расчет ходов, ценность времени и пространства,  игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции – противостояние шашек.

Практический компонент:

Три дамки против одной, «треугольник. Разбор специальных тематических примеров. Решение упражнений.

6.Дебют

Теоретический компонент:

Определение дебюта, его основные цели.  Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Перекрестке», «Отыгрыше». Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Тематические игры с разбором сыгранных партий.

7.Композиция

Теоретический компонент:

Концовки, задачи и этюды – произведения композиции  (особой области шашечного творчества). Связь композиции с практикой.

8.Международные шашки

 Теоретический компонент:

Нотация  доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры. Красота игры. Простор для творчества.

Практический компонент:

Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.

9. Спарринг тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры

Практический компонент:

Систематичность спарринг – тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры, учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий.

10.Классификационные турниры

Практический компонент:

Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их последующий разбор.

Методическое обеспечение

Работа ведется с учетом учебно-воспитательного режима МБОУ ЧООШ №2. Для успешного функционирования кружка имеется помещение оборудованое всем необходимым для работы: столы, стулья, шашечные  доски, шашки, методическая литература, тест-задачи.

Оценочный материал

 Критерии оценки результатов:

- Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием, умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, аналитически мыслит, записывает сыгранные партии;

- Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога, недостаточно знает правила игры, с трудом записывает сыгранные партии;

- Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки педагога, не знает правила игры, не может записать сыгранные партии

 промежуточная аттестация

1. По каким линиям выполняются ходы?

а) по горизонтальным

б) по диагональным

в) разницы нет

2. На каких полях ведется игра в шашки?

а) на белых полях

б) на черных полях

в) большой разницы нет

3.Ломаный путь "называемый тройником" - это

а) путь ограниченный полями c1, h8, f4, a8

б) путь ограниченный полями c1, h6, f8, a4

в) путь ограниченный полями g1, h2, b8, a7

4. какие поля обозначаются буквами латинского алфавита?

а) горизонтальные

б) вертикальные

5. передвижение шашки с одного поля на другое - это

а) дамка

б) пешка

в) ход

6. Когда можно снимать побитые шашки с доски?

а) нет никакой разницы

б) после того как выполнены все ударные ходы до конца

в) после каждого ударного хода

7. Ломаный путь "называемый двойником" - это

а) путь ограниченный полями c1, h8, f4, a8

б) путь ограниченный полями c1, h6, f8, a3

в) путь ограниченный полями g1. h2. b8, a7

8. Игровой путь называемый "большой дорогой" - это

а)c1 h6

б)a1 h8

в)f8 a3

9) Сколько соперников в шашечной партии?

а) 4

б) 2

в) 1

10) Правильно ли выполнена запись3с-4d?

а) нет

б) да

        итоговая аттестация

Выберите правильные ответы:

1. Дайте определение термину «рожон»:

А) шашка, достигшая 6-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности её атаковать.

А) шашка, достигшая 7-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности её атаковать.

А) шашка, достигшая 8-ой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности её атаковать.

2. Дайте характеристику термину «ЛЮБКИ»:

А)шашка соперника заходит в середину, когда одна из шашек гибнет, тоесть она как бы говорит «отдай любую»

б)шашка соперника заходит на поле b4

в)шашка соперника изолируется от остальных

 3. Окончание в партии - …

      А) завершающая стадия партии в которой действует ограниченное количество шашек и где значение каждого хода огромно.

       Б)начальная стадия игры

       В) стадия в середине партии в которой действует неограниченное  количество  шашек.

4. Комбинация – это?

  А)серия последовательных взаимосвязанных между собой ходов, объединённых единым замыслом и форсированно путём жертв шашек, осуществляющих его.

       Б) ловушка

       В)проигрыш партии

5. Изолированные шашки - ?

        А)шашки, удалённые от своих сил

        Б)шашки близко расположенные к своим

        В)пустые поля.

6. Бортовые шашки в игре являются:

  а)активными

  б)сильными

  в)слабыми и пассивными

  г)все варианты верны

7. Безупорные позиции это такие позиции когда…

 А)шашки в которых отсутствуют упоры и всякая  возможность произвести размен

       Б) шашки в которых присутствуют упоры и всякая  возможность произвести размен

       В) шашки в которых нет никакой  возможности побить дамкой.

       8.К безупорным позициям можно отнести:

         А) скученные , отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них отсутствуют.

         Б)скученные , отсталые и «нормальные позиции», но упоры в них присутствуют.

        В) сильные и активные поля

       9.Центр можно  окружить в следующих случаях:

А)когда он переразвит;

Б)когда он безупорен (в позиции нет полезных разменов)

В)при наличии отсталых шашек a1, a3, h2

Г)когда соперник играет неумело

Д)все вышеперчисленные варианты верны

10. Роздых – это?

А)наличие свободного темпа у обоих соперников

Б)наличие свободного темпа у одного из соперников

В)отсутствие темпа

Критерии оценки:

Высокий уровень – 9-10 правильных ответов

Средний уровень – 6-8 правильных ответов

Низкий уровень – 1-5 правильных ответов

Список литературы:

1.        Новости шашек /журнал/.2003

2.        Типы позиций зажима (статья) .2009

3.        Шашечный вестник/журнал/. 2001-2004

5.        Шашечный калейдоскоп /журнал/.2006

6.        Шашки/журнал/. 1961-1962

7.        Шашки /журнал/.1991-1992

8.        Шашки в Израиле /журнал/.2006

9.        Шашки в Израиле/журнал/. 2007

10.        Шашки в Израиле /журнал/.2008

11.        А. С. Ляховский, Н.В. Курилович. Азбука шашек (2004-2006). «Арена-  

           64».

 12.        Д. Кульбанов. "Корифеи русских шашек" . 2006

13.        И. Головня. Русские шашки. 2005.

14.        М. А. Фазылов ."Мои избранные партии" . 2005

15.        Б. М. Блиндер, А. А. Косенко. "Середина игры в русские шашки" . :   Черкассы, 2005

16.        М. М. Становский. "Этюдными тропами - 5". 2006.

17.        О. А. Романчук. Учебник по шашкам. Черкассы, 2005

18.        Сахаров Н.И. - "Шахматная литература России". М., 2001

19.        О.Рамм. "Курс шашечных начал". 2000

20.        Д.Абаулин. "Начало шашечной партии"М., 2006

21.        Р.Куперман, Н.Каплан ."Начало и середина игры в шашки".2004

22.        А.Городецкий. "Борьба в середине партии".М.,2004

23.        И.Шмульян. "Середина игры в шашки".2000

24.        Г.Миротин, А.Козлов. "Тактика в русских шашках".М., 2000

25.        Б.Адамович.  Позиционные приемы борьбы в русских шашках".М, 2003

26.        "Шашечный кодекс России".Тихвин 2003.

27.        В.Витошкин. «Секреты этюдного творчества». Минск.2007

28.        Е.Полянская. «Кудесницы шашек». Москва. 2000

29.        Н.Агафонов .«Комбинация. Международные шашки». Москва. 2003

30.        Н.Агафонов. «Курс дебютов. Международные шашки». Москва. 2005

31.        А.Решетников, Г.Троцких. «Василий Соков». Москва.2000

32.        А.Виндерман, И.Герцензон .«Шашки для всех». Москва 1983

33.        Л.Исаев. «Творческая лаборатория шашечного этюдиста». Киев.2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фитодизайн»

Программа знакомит детей с основами комнатного и садового цветоводства, искусством составления цветочных композиций с использованием различных материалов и техник изготовления....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"

Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение  мотивации к изучению английского языка и обретение...

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа "ОбраЗ": через Образование к Здоровью

Программа социально-педагогической направленности. Для детей с 11 лет. Передполагает обучение по предметам: психологии, актерскому мастерству, социологии. Цель- социальная адаптация. По программе рабо...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...