Образовательная общеразвивающая программа "Туризм"
методическая разработка по физкультуре

Михайлов Сергей Гаврилович

Актуальностью программы является вопрос здоровья воспитанников, их социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие которые определяются окружающей средой.Туризм является одной из эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни воспитанников, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm_progr.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Данная программа имеет физкультурно-спортивную и туристско-краеведческую направленность и предусматривает знакомство учащихся с дисциплиной спортивного туризма – «дистанции пешеходные», элементами спортивного ориентирования, походной деятельностью и школой безопасности.

 Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты второго поколения). Вид программы: модифицированная, вариативная. Спортивный туризм с каждым годом становится более привлекательным видом досуга, как среди взрослого населения, так и среди подрастающего поколения. История детско-юношеского туризма в Российской федерации имеет многолетнюю традицию и опыт, позволяющий эффективно использовать различные формы туристско-краеведческой деятельности. Во время походов, экскурсий, решаются задачи воспитания патриотизма, инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности, что ставит спортивный туризм в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подростков и молодежи. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. Рабочая программа по туризму составлена в соответствии и с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования.

Главная цель программы определяется как: формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Образовательный процесс направлен на решение следующих задач:

-· развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены; ·

- обучение основам специфических видов двигательных действий; ·

- углубление представления о правилах соревнований, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

- · воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранного вида спорта в свободное время; ·

- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве капитана команды, судьи; ·

-формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; ·

- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

- · содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

 Актуальность программы особенно повышается на фоне резкого снижения двигательной активности школьников в течение дня. В настоящее время одной из важных социально-педагогических задач, наряду с подготовкой подрастающего поколения к профессиональному труду и общественной деятельности, является так же воспитание патриотизма, приверженности родной культуре, своему краю. Причем педагогическая работа в этом направлении должна охватывать все стороны жизнедеятельности подростка: учеба, быт, досуг. Туризм же, особенно учитывая большие региональные туристско-экскурсионные возможности, дает прекрасную перспективу развития всесторонне развитой личности.

 Новизна данной образовательной программы заключается в том, что занятия по туризму становятся естественным продолжением пребывания ребенка в стенах общеобразовательного учреждения. Систематические занятия являются для ребенка и досугом, и тренировочным занятием, и источником получения новых знаний и навыков. Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации выполняются основные принципы всесторонней подготовки туристов. Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебного процесса: физической, технической, тактической, психологической, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа подготовки, развития индивидуальных особенностей занимающихся, разнообразие программного материала для практических занятий и тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности тесного сотрудничества учителя с учащимися, а так же использовании гармоничной образовательной среды и ее компонентов, дающих хороший воспитательный и развивающий эффект. Походы и экскурсии, участие в соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию обеспечивают целостность психического, физического, умственного и духовного процесса развития.

 Программа рассчитана на 3 года обучения учащихся в возрасте 11 – 16 лет (4-9 классы), но в случае необходимости может быть реализована в течение более длительного срока. После прохождения трехлетнего цикла учитель может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Занятия групп проводятся согласно санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям  образования детей (СаНПиН), согласно утвержденного расписания. Практические занятия составляют большую часть программы.

 Задачи первого года обучения: · научить надевать страховочную систему, вязать основные узлы, бухтовать веревки; · научить преодолевать естественные и искусственные препятствия; · лично преодолевать этапы 1-2 классов дистанций: спуск, подъем по склону, траверс склона по перилам, переправа по бревну, навесная переправа, переправа по веревке с перилами, маятниковая переправа, заболоченный участок; · правилам прохождения этапов дистанции спортивного туризма в дисциплине «дистанции пешеходные», применять штрафные баллы за неправильные действия на этапах в дисциплине «дистанции – пешеходные»; · подбирать личное и групповое снаряжение для похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты, составлять меню; · комплектовать походную аптечку, уметь применять лекарственные препараты, содержащиеся в аптечке по назначению; · основам гигиены туриста; · мерам безопасности во время участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях; · подвижным и спортивным играм; · различать стороны горизонта, ориентироваться по природным признакам, различать условные знаки спортивных и топографических карт, работать с компасом; · развивать физические навыки, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников; · воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдение экологических требований.

 Задачи второго года обучения: · научить методике преодоления естественных препятствий согласно регламенту соревнований по спортивному туризму в дисциплине «дистанции – пешеходные»; · закреплять на практике технические приемы наведения различных переправ, техники и тактики командной работы на этапах 1-2 классов дистанций соревнований по спортивному туризму в дисциплине «дистанции – пешеходные», совместно с учителем анализировать итоги соревнований, находить ошибки в технических и тактических приемах и исправлять их; · составлять график движения походов, заполнять маршрутную документацию, читать карту, овладевать тактическими навыками движения по азимуту, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе на технических этапах дистанций соревнований, походах. · Развивать физические навыки, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию учащихся; · воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдения экологических требований.

 Задачи для третьего года обучения: · совершенствование скоростных навыков завязывания узлов, личного и командного прохождения этапов 1 -2 классов дистанций спортивного туризма в дисциплине «дистанции – пешеходные», самостоятельной работы по организации командного прохождения технических этапов, · самостоятельное планирование тактики прохождения дистанции, изготовление носилок; · совершенствование навыков организации и подготовки к степенным походам, самостоятельной организации туристского бивака, самостоятельной отработке технических и тактических приемов спортивного ориентирования; · уметь обеспечивать безопасность при работе на технических этапах дистанций соревнований, в походах; · развивать физические навыки, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию учащихся; · Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдения экологических требований.

 Теоретические занятия в помещении или практика в помещении проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, а остальное образовательное время выделяется для практики на местности, походы и соревнования. После второго года обучения практическая деятельность преобладает над теоретическими занятиями. Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. На протяжении всех лет обучения учащиеся совершенствуют свои знания и навыки, а так же свой коллектив, туристскую группу. Расписание занятий составляется согласно более благоприятному режиму учебных занятий и отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях. Основной формой организации учебной деятельности являются групповые занятия. Теоретические занятия могут включать как темы одного образовательного блока, так и являться синтезом взаимораскрываемых тем изучаемой проблемы, например: спортивный туризм, туристская группа, психология, этика, ориентирование. Выработке и прочному закреплению знаний, умений и навыков, обучающихся по программе, способствует практическая подготовка и участие в спортивных походах, туристских соревнованиях и слетах, которое может являться так же и одним из критериев оценки результатов реализации программы. В целях раскрытия содержания программы по туризму используются современные образовательные технологии, которые применяются на занятиях и туристических мероприятиях.

Учебный план

 

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

Введение

2

2

беседа

1

Топография и ориентирование

16

6

10

опрос, индивид.

задание, прохождение

мини-маршрута

2

Основы техники туризма

16

4

12

опрос, индивид.

проверка, мини/соревнования

3

Организация и подготовка тур. похода

12

6

6

опрос, мини/поход

4

Основы техники спортивного туризма в помещении

20

6

14

опрос, норматив

мини/соревнования

5

Основы доврачебной медицинской помощи

14

4

10

опрос/тест

6

Основы зимнего ориентирования

18

8

10

мини/соревнования норматив, опрос

7

Основы техники пешеходного туризма

18

6

12

мини/соревнования

норматив, опрос

8

Основы правил дорожного и движения и пожарной безопасности

8

4

4

мини/соревнования

норматив, опрос

9

Туристские возможности родного края

4

2

2

опрос тест/викторина

10

Техника и тактика спортивного ориентирования

16

6

10

мини/соревнования

норматив, опрос

Итого:

144

52

92

Содержание учебного плана.

Вводное занятие. Туризм – спорт и отдых. История туристских путешествий. Виды туризма, их характеристика и особенности. Определение возможностей и интересов учащихся. Полезность занятий туризмом и спортивным ориентированием. Общефизическая подготовка. Понятие о спортивном туризме. Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.    

Раздел 1. Топография и ориентирование.

Теория: Определение роли топографии и спортивного ориентирования. Что такое спортивное ориентирование и топография? Условные знаки. Карта, компас, план. Что такое легенда и ее применение. Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Что такое азимут? Движение по азимуту, его применение. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Глазомерный способ измерения расстояния. Масштаб карты и его значение.   

 Практика: Знать что такое карта, компас, условные знаки. Умение использовать условные знаки при ориентировании на местности и по карте. Умение пользоваться легендой и знать ее значение. Уметь изображать план стадиона, парка, местности. Определять стороны горизонта. Участвовать в соревнованиях. Общефизическая подготовка. Ориентирование карты по компасу. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Уметь двигаться по азимуту, проходить азимутальные отрезки.    

 Раздел 2. Основы техники туризма.  

Теория: Основы техники безопасности. Основы техники движения в туризме. Основы техники страховки и самостраховки. Узлы их назначение и применение. Основные узлы. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра. Узлы для связывания веревок разного диаметра. Проводники. Узлы для самостраховки.

Практика: Знание техники безопасности. Знание техники движения через препятствия. Умение организовать страховку и самостраховку. Умение организовывать полиспас. Умение вязать узлы. Общефизическая подготовка.      

Раздел 3. Организация и подготовка туристского похода.

Теория: Организация путешествия. Правила и культура поведения в походе. Снаряжение групповое и личное. Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Установка палаток. Правила поведения в палатке. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Правила купания. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Практика: Умение комплектовать групповое и личное снаряжение, его хранение и транспортировка. Знание организации бивака. Умение разводить и применять виды костров. Знание техники безопасности во время путешествия. Общефизическая подготовка. Развертывание и свертывание лагеря (бивака).

Раздел 4. Основы техники спортивного туризма в помещении.

Теория (6ч): Техника спортивного туризма. Основы техники альпинизма. Правила техники безопасности. Основы организации страховки. Преодоление искусственных препятствий. Основы стадионного туризма.

Практика (14ч): Умение надевания альпинистской страховочной системы (одинарной, сдвоенной). Знание и умение пользоваться туристским снаряжением. Умение проходить подъем, спуск, траверс, навесную переправу, маятник и т.д. Навыки скоростного прохождения дистанции. Общефизическая подготовка. Навыки стадионного туризма.  

Раздел 5. Основы доврачебной медицинской помощи.

Теория: Профилактика травматизма и заболеваний. Медицинская аптечка. Первая доврачебная медицинская помощь. Средства транспортировки пострадавшего. Виды лекарственных растений. Походная медицинская аптечка.

Практика: Умение определить вид кровотечения, переломов. Знать и организовывать средства транспортировки (вязка носилок, организация переноски в сидячем состоянии). Знание медицинских препаратов и умение комплектовать аптечку. Умение оказать помощь при утоплении, обмороке, солнечном и тепловом ударе и т.д. Общефизическая подготовка. Знать и определять виды растений.  

Раздел 6. Основы зимнего ориентирования.

Теория: Что такое зимнее ориентирование и чем оно отличается от летнего спортивного ориентирования. Правила техники движения на лыжах (классика, конек). Правила техники безопасности. Правила использования снаряжения для зимнего ориентирования. Карта для зимнего ориентирования. Планшет для зимнего ориентирования. Личное снаряжение для зимнего ориентирования (одежда, обувь и т.д.).

Практика: Знать правила соревнований по зимнему ориентированию. Знать и уметь пользоваться картой и компасом. Уметь сделать планшет. Уметь кататься на лыжах и уступать лыжню. Иметь навыки ориентироваться в зимнем лесу. Общефизическая подготовка.  

Раздел 7. Основы техники пешеходного туризма.

 Теория: Техника безопасности в пешеходном туризме. Техника преодоления естественных препятствий. Классификация узлов и их применение. Работа и психология командной работы. Знание и применение специального снаряжения (веревки, карабины и т.д.). Организация переправ. Основы многоборья.

Практика: Умение технически преодолевать естественные препятствия с применением командного и группового снаряжения. Уметь организовывать различные переправы (через ров, брод, бревно, завал, узкий лаз и т.д.). Знать правила соревнований по пешеходному туризму. Уметь вязать и применять узлы. Уметь работать в команде. Общефизическая подготовка.  

Раздел 8. Основы правил дорожного движения и пожарной безопасности.

Теория: Характеристики дорожных знаков. Правила поведения на дороге. Правила поведения во время движения команды. Правила безопасности. Правила пожарной безопасности.

Практика: Знать классификацию дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие и т.д.). Знать правила дорожного движения. Уметь переходить дорогу (командой, поодиночке, двигаться вдоль дороги и т.д.). Иметь навыки оказать помощь при ДТП. Уметь проходить пожарную полосу препятствий. Иметь навыки сбивания предмета из пожарного ствола. Общефизическая подготовка.  

   Раздел 9. Туристские возможности родного края.

Теория: Родина моя – Бурятия, Заиграевский район. Туристские возможности. Особенности и достопримечательности. Особо охраняемые территории.

Практика: посещение библиотеки, круглый стол. Работа с картой особо охраняемых территорий. Проведение викторины и тестирования (для подготовки к соревнованиям).

Раздел 10. Техника и тактика спортивного ориентирования.

 Теория: Отработка приемов ориентирования с учетом конкретных условий. Виды ориентирования. Правила соревнований по спортивному ориентированию.

Практика: Знание правил соревнований по спортивному ориентированию. Уметь применять тактику и технику в спортивном ориентировании. Участвовать в соревнованиях. Уметь применять карту, компас, легенду. Знать виды ориентирования. Общефизическая подготовка.  

   

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

сентябрь

Набор детей в группы

кабинет

сентябрь

Утверждение расписания

сентябрь

Распределение групп по часам

1

сентябрь

беседа

2

Вводное занятие. Основы туризма.

кабинет

опрос

2

сентябрь

лекция

2

Топография и ориентирование.

кабинет

опрос

3

сентябрь

упражнение

2

Что такое карта, компас, азимут?

кабинет

опрос

4

сентябрь

беседа/лекция

2

Условные знаки топографических и спортивных карт.

кабинет

опрос

5

сентябрь

практическая работа

2

Условные знаки карт, их применение при чтении карты. ОФП. Мини-соревнования.

стадион

индивид.

задание

6

сентябрь

тренировка

2

Чтение карт с помощью легенды. ОФП.

стадион

прохождение

мини-маршрута

7

октябрь

тренировка

2

Чтение карт с помощью легенды. ОФП.

стадион

прохождение

мини-маршрута

8

октябрь

самостоятельная работа

2

Ориентирование по карте-схеме парка, стадиона, лесной зоны. ОФП.

стадион, лес, парк

прохождение

мини-маршрута

9

октябрь

лекция

2

Основы техники туризма

с/зал,стадион

опрос

10

октябрь

упражнение

2

Правила безопасности. Основные узлы и их применение. ОФП.

с/зал, стадион

индивид.

проверка

11

октябрь

работа по планшетам

2

Вспомогательные узлы. ОФП.

с/зал, стадион

индивид.

проверка

12

октябрь

работа по карточкам

2

Узлы разного диаметра. ОФП.

с/зал, стадион

индивид.

проверка

13

октябрь

работа по планшетам

2

Узлы одинакового диаметра. ОФП.

с/зал, стадион

индивид.

проверка

14

октябрь

работа по планшетам

2

Проводники.  ОФП.

с/зал, стадион

индивид.

проверка

15

октябрь

мини-зачет

2

Знание и применение узлов. ОФП.

с/зал, стадион

мини/соревнования

16

октябрь

лекция/беседа

2

Организация и подготовка туристского похода

кабинет

беседа/опрос

17

ноябрь

упражнение

2

Правила безопасности. Снаряжение личное и групповое

с/зал

самостоятельное задание

18

ноябрь

тренировка

2

Привалы и ночлеги. Палатки. ОФП.

с/зал

норматив

19

ноябрь

демонстрация

2

Виды костров. Техника безопасности при разведении костра. ОФП.

с/зал

работа по карточкам

20

ноябрь

демонстрация

2

Разбивка бивака, постановка и сброс лагеря. ОФП.

с/зал

опрос

21

ноябрь

упражнение

2

Выбор места бивака, организация кострища. ОФП.

лесной массив

мини/поход

22

ноябрь

лекция/демонстрация

2

Основы техники спортивного туризма в помещении

кабинет

опрос

23

ноябрь

тренировка

2

Основы техники альпинизма. ОФП.

с/зал

самостоятельное задание

24

ноябрь

тренировка

2

Организация страховки и самостраховки. ОФП.

с/зал

норматив

25

декабрь

тренировка

2

Основы вертикального подъема. ОФП.

с/зал

норматив

26

декабрь

тренировка

2

Основы вертикального спуска. ОФП.

с/зал

норматив

27

декабрь

тренировка

2

Основы вертикального подъема и спуска. ОФП.

с/зал

норматив

28

декабрь

тренировка

2

Основы стадионного туризма. ОФП.

с/зал

самостоятельное задание

29

декабрь

тренировка

2

Наклонный подъем, параллельные перила. ОФП.

с/зал

норматив

30

декабрь

тренировка

2

Наклонный спуск, параллельные перила. ОФП.

с/зал

норматив

31

декабрь

тренировка

2

Основы скаладрома. ОФП.

с/зал

норматив

32

декабрь

тренировка

2

Техника спортивного, стадионного туризма. ОФП.

с/зал

мини/соревнования

33

январь

лекция/демонстрация

2

Основы доврачебной медицинской помощи

кабинет

опрос

34

январь

лекция/демонстрация

2

Походная аптечка. Изучение медицинских препаратов. Лекарственные растения.

кабинет

опрос/тест

35

январь

упражнение

2

Заболевания и травмы, техника безопасности. ОФП.

с/зал

индивид.

проверка

36

январь

самостоятельная работа

2

Первая доврачебная медицинская помощь при переломах, оказание помощи.   ОФП.

с/зал

самостоятельное задание

37

январь

самостоятельная работа

2

Первая помощь при отравлении, утоплении, тепловом ударе и т.д. ОФП.

с/зал

самостоятельное задание

38

январь

тренировка

2

Оказание помощи пострадавшему (по заданному заболеванию). ОФП.

с/зал

мини/соревнования

39

январь

лекция/демонстрация

2

Основы зимнего ориентирования

кабинет

опрос

40

январь

лекция/демонстрация

2

Правила соревнований по зимнему ориентированию, техника безопасности

кабинет

опрос

41

февраль

лекция/демонстрация

2

Специально личное снаряжение. Снаряжение для соревнований. Хранение, транспортировка.  

кабинет

опрос

42

февраль

упражнение

2

Особенности зимней карты и зимнего ориентирования (отличие от летнего ориен-я)

кабинет

самостоятельное задание

43

февраль

демонстрация

2

Основы движения на лыжах коньковым шагом. ОФП.

стадион

самостоятельное задание

44

февраль

демонстрация

2

Основы движения на лыжах классическим шагом. ОФП.

стадион

самостоятельное задание

45

февраль

тренировка

2

Чтение карты по зимнему ориентированию, изготовление планшета. ОФП.

лесной массив

самостоятельное задание

46

февраль

тренировка

2

ОФП. Техника движения во время соревнований

лесной массив

самостоятельное задание

47

февраль

тренировка

2

Зимнее ориентирование как вид спорта. ОФП.

лесной массив

самостоятельное задание

48

февраль

лекция/демонстрация

2

Основы техники пешеходного туризма

кабинет

опрос

49

март

лекция/демонстрация

2

Правила техники безопасности. Правила соревнований по пешеходному туризму. Основы многоборья. ОФП.

кабинет

опрос

50

март

лекция/демонстрация

2

Организация страховки и самостраховки. Узлы и их применение.

кабинет

опрос

51

март

тренировка

2

 Основы навесной переправы. ОФП.

лесной массив-с/зал

мини/соревнования

52

март

тренировка

2

Основы подъема, траверса, спуска. ОФП.

лесной массив-с/зал

мини/соревнования

53

март

тренировка

2

Основы переправы по бревну, качающемуся бревну. ОФП.

лесной массив-с/зал

мини/соревнования

54

март

тренировка

2

Основы переправы через брод. ОФП.

лесной массив-с/зал

мини/соревнования

55

март

тренировка

2

Основы переправ через ров, гать, кочки, маятником, узкий лаз, качающиеся перила, ромб. ОФП.

лесной массив-с/зал

мини/соревнования

56

апрель

тренировка

2

Правила соревнований, скоростное прохождение индивидуально и командой. ОФП.

лесной массив-с/зал

мини/соревнования

57

апрель

лекция

2

Основы правил дорожного движения и пожарной безопасности

кабинет

опрос

58

апрель

мини-игра

2

Знаки дорожного движения

с/зал

самостоятельное задание

59

апрель

тренировка

2

Правила пожарной безопасности. ОФП.

пожарная часть

самостоятельное задание

60

апрель

тренировка

2

Правила пожарной безопасности, правила дорожного движения.  ОФП.

пожарная часть, улица

мини/соревнования

61

апрель

лекция/демонстрация

2

Туристские возможности родного края.

кабинет

опрос

62

апрель

беседа/лекция

2

Знания о родном крае

кабинет

опрос

63

апрель

беседа/лекция

2

Викторина по родному краю

кабинет

опрос/тест

64

апрель

лекция/демонстрация

2

Техника и тактика спортивного ориентирования

кабинет

опрос

65

май

лекция/демонстрация

2

Условные знаки, легенда. ОФП

с/зал, стадион

опрос

66

май

тренировка

2

Расчет и определение маршрута движения, техника безопасности.

с/зал, стадион

самостоятельное задание

67

май

тренировка

2

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию «Российский азимут». ОФП.

лесной массив

самоанализ

68

май

тренировка

2

Ориентирование в заданном направлении. ОФП.

лесной массив-с/зал

самостоятельное задание

69

май

тренировка

2

Ориентирование по выбору. ОФП.

лесной массив-с/зал

самостоятельное задание

70

май

тренировка

2

Ночное ориентирование. ОФП.

лесной массив-с/зал

самостоятельное задание

71

май

тренировка

2

Ориентирование, туристская техника,  подготовка к турслету.  ОФП.

лесной массив-с/зал

самостоятельное задание

72

май

тренировка

2

Ориентирование, туристская техника,  подготовка к турслету.  ОФП.

массив-с/зал

командные

задания

Итого: 144 часа

 Ожидаемым результатом реализации данной программы является:

 - знание начальных основ теории и практики, техники и тактики оздоровительного и спортивного туризма;

 - владение навыками безопасной жизнедеятельности в природной среде и оказания первой доврачебной помощи;

- знания в области географии и истории, флоры и фауны своего края, его туристско-рекреационных возможностей;

- приобретение компетенции правильного образа жизни;

 - выполнение тестовых норм Всероссийского физкультурнооздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне».

При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.

Формы занятий применяемые в работе по реализации программы:  практические занятия;  беседы; экскурсии;  игровые программы; спортивные тренировки; соревнования; походы; зачетные занятия.

Методы, применяемые в работе по реализации программы:

 1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.

 2. Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

3. Практические методы: спортивные тренировки, полигоны, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов.

 4. Методы контроля: участие в прикидках, соревнованиях, походах, тестирование.

Планируемые результаты. Учащийся научится: · характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; · раскрывать базовые понятия и термины , применять их в процессе совместных занятий спортивным туризмом со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; · разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; · руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; · руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; · составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; · классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; · самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; · тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; · выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе спортивной деятельности; · выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); · надевать страховочную систему, вязать основные узлы, бухтовать веревки; · преодолевать естественные и искусственные препятствия; · преодолевать этапы 1-2 классов дистанций: спуск, подъем по склону, траверс склона по перилам, переправа по бревну, навесная переправа, переправа по верёвке с перилами, маятниковая переправа, заболоченный участок; · правилам прохождения этапов дистанции спортивному туризму в дисциплине дистанция пешеходная, применять штрафные баллы за неправильные действия на этапах спортивному туризму в дисциплине «дистанции – пешеходные»; · подбирать личное и групповое снаряжение для двухдневного похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты, составлять меню; комплектовать походную аптечку, уметь применять лекарственные препараты, содержащиеся в аптечке по назначению; · основам гигиены туриста; · мерам безопасности во время участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях; · подвижным и спортивным играм; · различать стороны горизонта, ориентироваться по природным признакам, различать условные знаки спортивных и топографических карт, измерять расстояние шагами, работать с компасом; · развивать физические навыки детей, укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию воспитанников; · воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдение экологических требований; · методике преодоления естественных препятствий согласно регламенту соревнований по спортивному туризму в дисциплине «дистанции пешеходные»; · закреплять на практике технические приемы наведения различных переправ, техники и тактики командной работы на этапах 1-2 классов дистанций соревнований по спортивному туризму в дисциплине «дистанции – пешеходные», совместно с педагогом анализировать итоги соревнований, находить ошибки в технических и тактических приёмах и исправлять их; · составлять график движения 2-3 дневных походов, заполнять маршрутную документацию, читать карту, овладевать тактическими приемами спортивного наведения, навыкам движения по азимуту, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе на технических этапах дистанций соревнований, походах. · самостоятельно планировать тактику прохождения дистанции; · организовывать туристский бивак; · самостоятельно отрабатывать технические и тактические приемы спортивного ориентирования; · обеспечивать безопасность при работе на технических этапах дистанций соревнований, в походах; · выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Выпускник получит возможность научиться: · характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту; · определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма; · вести дневник по спортивной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; · проводить занятия с использованием оздоровительной ходьбы и бега, туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; · проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа; · преодолевать естественные и искусственные препятствия; · осуществлять судейство по виду спорта «Спортивный туризм, дистанции пешеходные»; · выполнять комплекс Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Список рекомендуемой литературы

Для воспитанников:

Гостюшин А.В., С.И.Шубина. Азбука выживания. – М.: Знание, 2000.

Зорин И.В., Энциклопедия туризма/ И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2000.

Коструб А.А., «Медицинский справочник туриста» М.: Профиздат, 2000.

Бичиханов М.П. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / М.П. Бичиханов. – Улан-Удэ, 2005. – 135с.

Замалетдинов И., Шипилов Р. Веревочный полигон / Замалетдинов И., Шипилов Р. //Спорт в школе. 2011. № 11. – с.41-43.

Для руководителей:

Алексеева О.В., Банзаракцаев А.С., Косыгина Л.В. Основы спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009.

Вяткин Л.С. Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие. – М.: Академия, 2001.

Бухаева Г.П., Матвеев Г.Е. Палаточный лагерь – основа здорового образа жизни детей. 3-е издание, дополненное и переработанное. – Улан-Удэ: «Бэлиг», 2011.

Зорин И.В., Энциклопедия туризма/ И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2000.

Бичиханов М.П. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / М.П. Бичиханов. – Улан-Удэ, 2005. – 135с.

Коструб А.А., «Медицинский справочник туриста» М.: Профиздат, 2000.

Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность/ П.В.Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011.– 80с. – (Работаем по новым стандартам). _ ISBN 978-5-09-017995-9.

Тармаева Е.Р. Модельная методика мотивации здорового образа жизни школьников: методическое пособие / Е.Р. Тармаева. – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2012.

Шендановин Ю.Технологическая карта урока / Ю. Шенданович // Спорт в школе. 2013. ноябрь. – с.26-29.

Чернавина С.А., Евшель Н.А. Развитие координационных способностей у школьников, занимающихся спортивным туризмом / С.А. Чернавина., Н.А. Евшель // Физическая культура. 2012.№4. – с.56-59.

Никандрова Т. Игра по станциям / Т. Никандрова // Спорт в школе. 2008. №11. – с.29-34.

Замалетдинов И., Шипилов Р. Веревочный полигон / Замалетдинов И., Шипилов Р. //Спорт в школе. 2011. № 11. – с. 41-43.

Куприянов Б.В., Миновская О.В. Методика сопровождения процесса самоопределения школьников в занятиях по интересам / Б.В. Куприянов, О.В. Миновская //Внешкольник. 2008. №6. – с. 15-18.

Вполне официально. Правила спортивного туризма (группа дисциплин «маршрут») // Физическая культура. 2017.№2 [62] февраль. – с 13-21.

Вполне официально. Правила спортивного туризма (группа дисциплин «дистанция») // Физическая культура. 2017.№3 [63] март. – с.13-21.

Шедова Е.Б.Дополнительные образовательные программы. №2 [44]. Москва. 2016 г.77с.  

Дополнительная литература:

Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка / З.К. Шнекендорф. – М., 1997.

Организация отдыха и оздоровления детей в Республике Бурятия. – Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2010. – 164с.

Бичиханов М.П. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / М.П. Бичиханов. – Улан-Удэ, 2005. – 135с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фитодизайн»

Программа знакомит детей с основами комнатного и садового цветоводства, искусством составления цветочных композиций с использованием различных материалов и техник изготовления....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"

Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение  мотивации к изучению английского языка и обретение...

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа "ОбраЗ": через Образование к Здоровью

Программа социально-педагогической направленности. Для детей с 11 лет. Передполагает обучение по предметам: психологии, актерскому мастерству, социологии. Цель- социальная адаптация. По программе рабо...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...