Отчет работы шахматного кружка за 2019-2020 уч. год Результаты освоения программы
элективный курс по физкультуре

 

Отчет работы

шахматного кружка за 2019-2020 уч. год

Результаты освоения программы

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:

к концу учебного курса дети научатся:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

Выпускник получит возможность научиться:

 

1 уровень обучающиеся изучат:

  • шахматную доску и ее структуру;
  • обозначение полей линий;
  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;
  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

выпускник получит возможность научится

  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

2 уровень:

обучающиеся научатся;

  • выигрышные стратегии матования одинокого короля;

 выпускник получит возможность научится

  • ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;
  • понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
  • сравнивать и анализировать действия других игроков;
  • разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

3 уровень:

обучающиеся научатся:

  • основные идеи комбинаций различных типов;
  • осуществлять простейшие комбинации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью типичных шахматных задач, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Промежуточная аттестация проводится в торжественной соревновательной обстановке в виде шахматной игры.

Основные методы обучения:  игровой, наглядно-образный методы обучения. Они применялись при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.

 При изучении дебютной теории основным методом являлся, поисковый.

Основные формы и средства обучения:

  • Теоретические занятия, шахматные игры
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Решение шахматных задач
  • Практическая игра

Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:

•        Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

•        Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное  созерцание со стороны;

•        Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Ожидаемый результат

К концу года обучения дети должны знать:

•        шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

•        названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

•        правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу года обучения дети должны уметь:

•        ориентироваться на шахматной доске;

•        играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

•        правильно размещать  шахматную доску между партнерами;

•        правильно расставлять фигуры перед игрой;

•        различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

•        рокировать;

•        объявлять шах;

•        ставить мат;

•        решать элементарные задачи на мат в один ход.

В работе использовался  дидактический  материал:

- игры и упражнения для закрепления пройденного материала;

- игровой метод: крестики нолики, морской бой

- схемы и модели шахматных фигур и их ходов;

-  дидактические игры («Крокодил»);

- компьютерная игра «Шахматы с динозавриками»;

          - практический материал (упражнения, диаграммы, схемы, лабиринты, раскраски) для выполнения домашних заданий и для практической работы на занятиях в кружке.

 

Первая половина учебного года была посвящена знакомству с шахматными полями, шахматными фигурами, пешками, их первоначальным местоположением и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске, правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному. Со второй половины года дети стали знакомиться с шахматными понятиями: шах, мат, пат, рокировка. Практиковались в постановке мата ладьей, ферзем, слоном, пешкой. Учились защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур, познакомились с первой стадией шахматной игры - дебютом  (началом шахматной партии), её главными принципами, играть до конца шахматную партию всеми фигурами.

Использовались различные приемы: загадывание загадок, рассказывание сказочных историй о шахматных фигурах, проводились игры «Чудесный мешочек», «Волшебный кубик», упражнение «Узнай фигуру по описанию», « Какой фигуры не стало». Проводились  командные игры «Чья команда быстрей расставит фигуры», «Чьи пешки первыми  превратятся в шахматную фигуру», «Какая  команда быстрее поставит шах королю».

Занимаясь на большой шахматной доске,  на которой демонстрировались различные ходы, положения шахматных фигур, их передвижения по шахматному полю, решались различные шахматные этюды. Каждый ребенок имел возможность выступить, показать свои знания, у  детей  развивалось внимание, память, воспитывалась уверенность в себе, в своих силах, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь. Дети учились анализировать позиции и ходы шахматных фигур вслух (формировался внутренний план действий - способность действовать в уме).

Стимулировался познавательный интерес детей, желание к самостоятельному творчеству: решали задачки на внимание, сообразительность (ценность шахматных фигур), дети награждались за сообразительность.

Использовал компьютерную игру «Динозаврики учат шахматам», которая так же была предложена детям и родителям для самостоятельных занятий с детьми дома.

Успешное обучение детей шахматам требовало участия родителей, их внимательного отношения к достижениям ребенка. Поэтому каждому ребенку была подготовлена папка,  в которой был подобран материал для закрепления полученных знаний дома. Родители могли ознакомиться с памятками: «Шахматный этикет», «Как стать рыцарем шахмат», «Взялся - ходи».

Анализ  овладения детьми теоретического и практического  уровня   освоения азов шахматной игры показал, что:

высокий уровень – 20%; средний уровень - 55%; низкий уровень  - 25%.  Причины низкого уровня -  плохая посещаемость.

Оценка уровней:

Высокий уровень - знает названия всех шахматных фигур, называет шахматные термины и  использует их в речи, ориентируется на шахматной доске; играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, правильно размещает шахматную доску между партнерами, расставляет фигуры перед игрой; различает горизонталь,   вертикаль, диагональ; рокирует; объявляет шах; ставит мат, имеет устойчивый интерес к занятиям шахматами, выстраивает внутренний план действий, вдумчивый, усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели.

 Средний уровень – знает названия шахматных фигур, но не всегда использует в речи шахматные термины. С помощью подсказки воспитателя играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. Проявляет интерес к занятиям шахматами. С помощью взрослого выстраивает внутренний план действий.

Низкий уровень - испытывает затруднения в объяснении названий и ходов шахматных фигур, с помощью подсказки взрослого играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, проявляет не долговременный интерес к занятиям шахматами, не желает выстраивать внутренний план действий, не настойчивый в достижении цели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_kruzhka_po_shahmatam_1_god_obucheniya.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет работы

шахматного кружка за 2019-2020 уч. год

Результаты освоения программы

УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ:

к концу учебного курса дети научатся:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

Выпускник получит возможность научиться:

1 уровень обучающиеся изучат:

  • шахматную доску и ее структуру;
  • обозначение полей линий;
  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;
  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

выпускник получит возможность научится

  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

2 уровень:

обучающиеся научатся;

  • выигрышные стратегии матования одинокого короля;

 выпускник получит возможность научится

  • ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;
  • понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
  • сравнивать и анализировать действия других игроков;
  • разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

3 уровень:

обучающиеся научатся:

  • основные идеи комбинаций различных типов;
  • осуществлять простейшие комбинации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью типичных шахматных задач, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Промежуточная аттестация проводится в торжественной соревновательной обстановке в виде шахматной игры.

Основные методы обучения:  игровой, наглядно-образный методы обучения. Они применялись при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.

 При изучении дебютной теории основным методом являлся, поисковый.

Основные формы и средства обучения:

  • Теоретические занятия, шахматные игры
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Решение шахматных задач
  • Практическая игра

Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:

•        Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

•        Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное  созерцание со стороны;

•        Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Ожидаемый результат

К концу года обучения дети должны знать:

•        шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

•        названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

•        правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу года обучения дети должны уметь:

•        ориентироваться на шахматной доске;

•        играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

•        правильно размещать  шахматную доску между партнерами;

•        правильно расставлять фигуры перед игрой;

•        различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

•        рокировать;

•        объявлять шах;

•        ставить мат;

•        решать элементарные задачи на мат в один ход.

В работе использовался  дидактический  материал:

- игры и упражнения для закрепления пройденного материала;

- игровой метод: крестики нолики, морской бой

- схемы и модели шахматных фигур и их ходов;

-  дидактические игры («Крокодил»);

- компьютерная игра «Шахматы с динозавриками»;

          - практический материал (упражнения, диаграммы, схемы, лабиринты, раскраски) для выполнения домашних заданий и для практической работы на занятиях в кружке.

 

Первая половина учебного года была посвящена знакомству с шахматными полями, шахматными фигурами, пешками, их первоначальным местоположением и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске, правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному. Со второй половины года дети стали знакомиться с шахматными понятиями: шах, мат, пат, рокировка. Практиковались в постановке мата ладьей, ферзем, слоном, пешкой. Учились защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур, познакомились с первой стадией шахматной игры - дебютом  (началом шахматной партии), её главными принципами, играть до конца шахматную партию всеми фигурами.

Использовались различные приемы: загадывание загадок, рассказывание сказочных историй о шахматных фигурах, проводились игры «Чудесный мешочек», «Волшебный кубик», упражнение «Узнай фигуру по описанию», « Какой фигуры не стало». Проводились  командные игры «Чья команда быстрей расставит фигуры», «Чьи пешки первыми  превратятся в шахматную фигуру», «Какая  команда быстрее поставит шах королю».

Занимаясь на большой шахматной доске,  на которой демонстрировались различные ходы, положения шахматных фигур, их передвижения по шахматному полю, решались различные шахматные этюды. Каждый ребенок имел возможность выступить, показать свои знания, у  детей  развивалось внимание, память, воспитывалась уверенность в себе, в своих силах, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь. Дети учились анализировать позиции и ходы шахматных фигур вслух (формировался внутренний план действий - способность действовать в уме).

Стимулировался познавательный интерес детей, желание к самостоятельному творчеству: решали задачки на внимание, сообразительность (ценность шахматных фигур), дети награждались за сообразительность.

Использовал компьютерную игру «Динозаврики учат шахматам», которая так же была предложена детям и родителям для самостоятельных занятий с детьми дома.

Успешное обучение детей шахматам требовало участия родителей, их внимательного отношения к достижениям ребенка. Поэтому каждому ребенку была подготовлена папка,  в которой был подобран материал для закрепления полученных знаний дома. Родители могли ознакомиться с памятками: «Шахматный этикет», «Как стать рыцарем шахмат», «Взялся - ходи».

Анализ  овладения детьми теоретического и практического  уровня   освоения азов шахматной игры показал, что:

высокий уровень – 20%; средний уровень - 55%; низкий уровень  - 25%.  Причины низкого уровня -  плохая посещаемость.

Оценка уровней:

Высокий уровень - знает названия всех шахматных фигур, называет шахматные термины и  использует их в речи, ориентируется на шахматной доске; играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, правильно размещает шахматную доску между партнерами, расставляет фигуры перед игрой; различает горизонталь,   вертикаль, диагональ; рокирует; объявляет шах; ставит мат, имеет устойчивый интерес к занятиям шахматами, выстраивает внутренний план действий, вдумчивый, усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели.

 Средний уровень – знает названия шахматных фигур, но не всегда использует в речи шахматные термины. С помощью подсказки воспитателя играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. Проявляет интерес к занятиям шахматами. С помощью взрослого выстраивает внутренний план действий.

Низкий уровень - испытывает затруднения в объяснении названий и ходов шахматных фигур, с помощью подсказки взрослого играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, проявляет не долговременный интерес к занятиям шахматами, не желает выстраивать внутренний план действий, не настойчивый в достижении цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 ОТЧЕТ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА ПСИ 2019-2020 уч год

ОТЧЕТ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА ПСИ 2019-2020 уч год...

отчет работы учителя-логопеда 2019-2020 уч. год

отчет работы учителя-логопеда 2019-2020 уч. год...

План-отчет работы с родителями 2019-2020 уч. год

План работы с родителями на 2019-2020 уч. год...

Отчет о работе учителя 2019-2020 год

Отчет о работе учителя 2019-2020 г....

Годовой отчет педагога имеющего статус 2019-2020 уч. год

Документ включает отчет о проделанной работе педагога имеющего статус педагог - методист....

Отчет заведующего кабинетом за 2019– 2020 учебный год кабинета № 34 (профильный труд)

Организационная деятельность заведующего кабинетом профильного труда "Поварское дело"...

Отчет по самообразованию за 2019-2020 учебный год учителя СБО

laquo;Применение активных форм и методов обучения на уроках СБО в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»...