Социокультурные смыслы олимпийского движения
статья по физкультуре

Россия является одной из ведущих спортивных держав мира, о чем убедительно было доказано результатами выступления сборных команд страны на всех олимпийских играх, даже после распада СССР. В то же время в современном олимпийском движении имеются свои проблемы, которые требуют настоятельного решения.

 

Истоки развития олимпийского спорта исходят из идеи возрождения Олимпийских игр, которая стала быстро воплощаться в практику спортивного движения, а 16 июня 1894 г. был учрежден Международный Олимпийский комитет (МОК).

 

Пьер де Кубертен, возглавивший МОК, и его единомышленники понимали, что спорт, наряду с возвышенными идеалами, может служит коммерческим, низменным страстям. Но в то же время они видели в спорте лучшее средство для пропаганды и утверждения таких общечеловеческих ценностей, как мир, здоровый образ жизни, укрепление семьи, преодоление сословности, расовых различий. Принятая МОК Хартия запрещала участие в играх профессионалов и денежные призы в соревнованиях и положила начало непрерывной полемике о сущности и статусе любительства и профессионализма в спорте.

 

Рассматривая спортивную деятельность как педагогическую систему, в которой неразрывно взаимосвязаны элитный (олимпийский) и общедоступный (прежде всего детско-юношеский) спорт, необходимо разграничить эти понятия в процессе исторического развития.

 

Спорт джентльменов – это прежде всего занятия спортом вследствие значительного свободного времени у обеспеченных слоев общества: аристократии, буржуазии. Он становится признаком высокого социального статуса, обязательным элементом хорошего воспитания. В нем сочетаются физические упражнения с элементами развлечения, поэтому пользуются спросом игровые формы занятий, которые стимулируют жизненный тонус и не требуют проявления чрезмерного напряжения.

 

По мере развития спорта начинается его быстрое распространение среди широких демократических слоев населения. Возникают любительские ассоциации – аристократические: фехтование, конный спорт, теннис, собачьи бега, крикет — и буржуазные: гребля, велосипед, фехтование, туризм.

 

С середины XIX в. начинают формироваться и любительские рабочие организации: гимнастические общества в США, Германии; велосипедная федерация в Австрии и Бельгии; кружок любителей спорта Путиловского завода, Морозовской мануфактуры в России.

 

Однако уже к 1930-м годам любительский спорт исчерпал себя и на смену ему пришел профессиональный спорт.

 

Профессиональный спорт – это физкультурно-спортивная деятельность, имеющая цель, помимо достижения высоких результатов, — извлечение прибыли. Он существовал во все времена и никогда не скрывал своей коммерческой сущности. С изменением престижа и в связи с резким взлетом социального статуса спортивной деятельности в 1930–1960-е годы профессиональный спорт стал быстро расширять свою сферу. Он опирался и на любительство, и на олимпизм, черпал из них свои ресурсы и, в конце концов, слился с ними, хотя некоторые организационные формы его остались.

 

Современный профессиональный спорт существенно отличается от всех исторически предшествующих ему форм, потому что превратился в отрасль современного шоу-бизнеса. Он имеет общественную ценность, занимает немалое место в системе общественных интересов.

 

Олимпийское движение занимает значительно место в социальной жизни, в культуре современного общества. Основоположники современного олимпийского движения хотели, если не переделать мир, то создать такую сферу человеческой деятельности, которая была бы основана на сотрудничестве и общечеловеческих ценностях. Однако развитие олимпийского движения шло противоречиво, и его история полна компромиссов и отступлений даже от собственных принципов.

Наиболее полно эти противоречия определились в период после XI Олимпийского конгресса 1981 года в Баден-Бадене, когда президент МОК Х.А. Самаранч провозгласил свою доктрину. Монополист мирового спортивного развития МОК избрал открытый путь коммерциализации олимпийского движения. Это привело к искажению воспитательных ценностей спорта, необратимому процессу разрушения здоровья спортсменов в результате сверхчеловеческих тренировочных перегрузок. Непременными атрибутами современного олимпизма стали допинги.

 

Несмотря на присутствующие в нем отрицательные моменты, олимпизм как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа определяет его сущностное содержание – служение человеку, личности, обществу.

 

Руководители МОК сдвигают ценностные ориентиры спортивной политики разных стран исключительно в направлении спорта высших достижений, косвенно подавляя массовое развитие спорта, его воспитательное и оздоровительное значение. Национальные олимпийские комитеты как структурные компоненты МОК призваны осуществлять компрадорскую политику поглощения национальных ресурсов, выделяемых на спорт как составную часть социальной сферы. Во многих странах на подготовку элитных спортсменов из средств налогоплательщиков расходуются сотни миллионов долларов, а массовому спорту выпадают жалкие остатки. Это хорошо видно и на примере нашей страны.

 

Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессионализации, все откровеннее делая ставку на ценности успеха, карьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских и прагматических направлений. Профессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта.

 

Коммерциализация олимпийского движения также порождает негативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спортсменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.

 

В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции – жесткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые в корне

противоречат идеалам олимпизма.

 

Конечно, новейшая история олимпизма далека от священных миротворческих традиций древних олимпийских игр. Социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее, как считают исследователи, создавшаяся в олимпийском движении кризисная ситуация может стать началом «выздоровления» Олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийскую культуру и сознание человека (Л.И. Лубышева).

 

Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности.

 

Целеустановка для этой новой педагогической парадигмы отражена в Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО: «В учебных программах необходимо отвести важное место воспитательной деятельности, основанной на ценностях спорта и последствиях взаимодействия между спортом, обществом и культурой»

 

В другом важном международном документе – Европейском манифесте «Молодые люди и спорт», принятом на 8-й конференции европейских министров спорта в мае 1995 года в Лиссабоне, отражена направленность занятий спортом:

 

- на развитие психических, физических и социальных качеств;

 

- обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности;

 

- воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе к группам меньшинства;

 

- обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе;

 

- воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности;

 

- пропаганду здорового образа жизни.

 

Современное олимпийское движение переживает кризис. Этот кризис является отражением тех событий, которые происходят в мире. Но это не означает, что олимпийское движение постепенно утрачивает свои позиции. Специалистам, обществу в целом необходимо находить варианты решения возникающих проблем, разрабатывать новую стратегию и приоритеты, т.е. выстраивать новую парадигму развития олимпизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основоположник современного олимпизма Пьер де Кубертен выступал за поддержку стремления олимпийцев к высшим достижениям в спорте, возражал против "чрезмерного сдерживания" результатов, видя в их постоянном росте "притягательность" спорта и его "право на существование". Вместе с тем он подчеркивал, что существует определенная граница, которую нельзя переходить в рамках олимпийских соревнований, как бы ни была желанна победа или установление рекорда. Такой границей Кубертен считал прежде всего этические соображения. Для выражения набора этических принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом, и используется английское выражение "Фэйр плэй" ("Fair play"), которое переводится как "честная (или справедливая) игра".

 

Олимпийское движение – это общественное движение, основанное на принципах, идеях и идеалах олимпизма, объединяющее в своих рядах организации и людей независимо от их социального положения, политических и религиозных взглядов, расового происхождения, пола и возраста, способствующих развитию любительского спорта.

Главными целями олимпийского движения являются:

– всемирное распространение принципов, идей и идеалов олимпизма;

– содействие организации и развитию любительского спорта в противоположность профессиональному спорту, отличающемуся по своему характеру и сущности;

– воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы;

– пропаганда спорта и возможностей его использования для физического, нравственного и эстетического воспитания молодежи;

– создание условий для реализации программы “Олимпийская солидарность”;

– содействие подготовке и воспитанию спортивно-педагогических, научных и тренерских кадров, способствующих использованию спорта в гуманистических целях, обмену опытом между ними;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsiologiya.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Социокультурные смыслы олимпийского движения»

Выполняла: учитель физической культуры

Никитина Алиса Григорьевна

Россия является одной из ведущих спортивных держав мира, о чем убедительно было доказано результатами выступления сборных команд страны на всех олимпийских играх, даже после распада СССР. В то же время в современном олимпийском движении имеются свои проблемы, которые требуют настоятельного решения.

Истоки развития олимпийского спорта исходят из идеи возрождения Олимпийских игр, которая стала быстро воплощаться в практику спортивного движения, а 16 июня 1894 г. был учрежден Международный Олимпийский комитет (МОК).

Пьер де Кубертен, возглавивший МОК, и его единомышленники понимали, что спорт, наряду с возвышенными идеалами, может служит коммерческим, низменным страстям. Но в то же время они видели в спорте лучшее средство для пропаганды и утверждения таких общечеловеческих ценностей, как мир, здоровый образ жизни, укрепление семьи, преодоление сословности, расовых различий. Принятая МОК Хартия запрещала участие в играх профессионалов и денежные призы в соревнованиях и положила начало непрерывной полемике о сущности и статусе любительства и профессионализма в спорте.

Рассматривая спортивную деятельность как педагогическую систему, в которой неразрывно взаимосвязаны элитный (олимпийский) и общедоступный (прежде всего детско-юношеский) спорт, необходимо разграничить эти понятия в процессе исторического развития.

Спорт джентльменов – это прежде всего занятия спортом вследствие значительного свободного времени у обеспеченных слоев общества: аристократии, буржуазии. Он становится признаком высокого социального статуса, обязательным элементом хорошего воспитания. В нем сочетаются физические упражнения с элементами развлечения, поэтому пользуются спросом игровые формы занятий, которые стимулируют жизненный тонус и не требуют проявления чрезмерного напряжения.

По мере развития спорта начинается его быстрое распространение среди широких демократических слоев населения. Возникают любительские ассоциации – аристократические: фехтование, конный спорт, теннис, собачьи бега, крикет — и буржуазные: гребля, велосипед, фехтование, туризм.

С середины XIX в. начинают формироваться и любительские рабочие организации: гимнастические общества в США, Германии; велосипедная федерация в Австрии и Бельгии; кружок любителей спорта Путиловского завода, Морозовской мануфактуры в России.

Однако уже к 1930-м годам любительский спорт исчерпал себя и на смену ему пришел профессиональный спорт.

Профессиональный спорт – это физкультурно-спортивная деятельность, имеющая цель, помимо достижения высоких результатов, — извлечение прибыли. Он существовал во все времена и никогда не скрывал своей коммерческой сущности. С изменением престижа и в связи с резким взлетом социального статуса спортивной деятельности в 1930–1960-е годы профессиональный спорт стал быстро расширять свою сферу. Он опирался и на любительство, и на олимпизм, черпал из них свои ресурсы и, в конце концов, слился с ними, хотя некоторые организационные формы его остались.

Современный профессиональный спорт существенно отличается от всех исторически предшествующих ему форм, потому что превратился в отрасль современного шоу-бизнеса. Он имеет общественную ценность, занимает немалое место в системе общественных интересов.

Олимпийское движение занимает значительно место в социальной жизни, в культуре современного общества. Основоположники современного олимпийского движения хотели, если не переделать мир, то создать такую сферу человеческой деятельности, которая была бы основана на сотрудничестве и общечеловеческих ценностях. Однако развитие олимпийского движения шло противоречиво, и его история полна компромиссов и отступлений даже от собственных принципов.

Наиболее полно эти противоречия определились в период после XI Олимпийского конгресса 1981 года в Баден-Бадене, когда президент МОК Х.А. Самаранч провозгласил свою доктрину. Монополист мирового спортивного развития МОК избрал открытый путь коммерциализации олимпийского движения. Это привело к искажению воспитательных ценностей спорта, необратимому процессу разрушения здоровья спортсменов в результате сверхчеловеческих тренировочных перегрузок. Непременными атрибутами современного олимпизма стали допинги.

Несмотря на присутствующие в нем отрицательные моменты, олимпизм как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа определяет его сущностное содержание – служение человеку, личности, обществу.

Руководители МОК сдвигают ценностные ориентиры спортивной политики разных стран исключительно в направлении спорта высших достижений, косвенно подавляя массовое развитие спорта, его воспитательное и оздоровительное значение. Национальные олимпийские комитеты как структурные компоненты МОК призваны осуществлять компрадорскую политику поглощения национальных ресурсов, выделяемых на спорт как составную часть социальной сферы. Во многих странах на подготовку элитных спортсменов из средств налогоплательщиков расходуются сотни миллионов долларов, а массовому спорту выпадают жалкие остатки. Это хорошо видно и на примере нашей страны.

Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессионализации, все откровеннее делая ставку на ценности успеха, карьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских и прагматических направлений. Профессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта.

Коммерциализация олимпийского движения также порождает негативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спортсменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.

В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции – жесткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые в корне

противоречат идеалам олимпизма.

Конечно, новейшая история олимпизма далека от священных миротворческих традиций древних олимпийских игр. Социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее, как считают исследователи, создавшаяся в олимпийском движении кризисная ситуация может стать началом «выздоровления» Олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийскую культуру и сознание человека (Л.И. Лубышева).

Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности.

Целеустановка для этой новой педагогической парадигмы отражена в Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО: «В учебных программах необходимо отвести важное место воспитательной деятельности, основанной на ценностях спорта и последствиях взаимодействия между спортом, обществом и культурой»

В другом важном международном документе – Европейском манифесте «Молодые люди и спорт», принятом на 8-й конференции европейских министров спорта в мае 1995 года в Лиссабоне, отражена направленность занятий спортом:

- на развитие психических, физических и социальных качеств;

- обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности;

- воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе к группам меньшинства;

- обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе;

- воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности;

- пропаганду здорового образа жизни.

Современное олимпийское движение переживает кризис. Этот кризис является отражением тех событий, которые происходят в мире. Но это не означает, что олимпийское движение постепенно утрачивает свои позиции. Специалистам, обществу в целом необходимо находить варианты решения возникающих проблем, разрабатывать новую стратегию и приоритеты, т.е. выстраивать новую парадигму развития олимпизма.

Основоположник современного олимпизма Пьер де Кубертен выступал за поддержку стремления олимпийцев к высшим достижениям в спорте, возражал против "чрезмерного сдерживания" результатов, видя в их постоянном росте "притягательность" спорта и его "право на существование". Вместе с тем он подчеркивал, что существует определенная граница, которую нельзя переходить в рамках олимпийских соревнований, как бы ни была желанна победа или установление рекорда. Такой границей Кубертен считал прежде всего этические соображения. Для выражения набора этических принципов, на которые должны ориентироваться спортсмены, тренеры, болельщики и другие лица, связанные со спортом, и используется английское выражение "Фэйр плэй" ("Fair play"), которое переводится как "честная (или справедливая) игра".(http://studopedia.su/9_82721_olimpiyskoe-dvizhenie.html)

Олимпийское движение – это общественное движение, основанное на принципах, идеях и идеалах олимпизма, объединяющее в своих рядах организации и людей независимо от их социального положения, политических и религиозных взглядов, расового происхождения, пола и возраста, способствующих развитию любительского спорта.

Главными целями олимпийского движения являются:

– всемирное распространение принципов, идей и идеалов олимпизма;

– содействие организации и развитию любительского спорта в противоположность профессиональному спорту, отличающемуся по своему характеру и сущности;

– воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы;

– пропаганда спорта и возможностей его использования для физического, нравственного и эстетического воспитания молодежи;

– создание условий для реализации программы “Олимпийская солидарность”;

– содействие подготовке и воспитанию спортивно-педагогических, научных и тренерских кадров, способствующих использованию спорта в гуманистических целях, обмену опытом между ними;

– подготовка и проведение раз в 4 года Олимпийских игр.( http://studopedia.su/9_6187_sovremennoe-olimpiyskoe-dvizhenie-i-ego-problemi.html)

Развитие олимпийского движения в России. Развитие олимпийского движения в нашей стране характеризуется определенной исторической этапностью . Так, несмотря на то, что Россия еще в 1894 г. одной из первых поддержала идею возрождения Олимпийских игр, а генерал А. Д. Бутовский в том же году был избран членом Международного олимпийского комитета, Российский олимпийский комитет (РОК) был создан только в 1911г., и официально сборная команда России впервые приняла участие в V Олимпийских играх 1912г. в Стокгольме. Спортсмены России, выступавшие на IV Олимпийских играх 1908 г. в Лондоне (в том числе первый российский чемпион Николай Панин- Коломенкин ), участвовали в сорев-нованиях как частные лица.( http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/10/26/olimpiyskie-igry-sovremennoe-olimpiyskoe-dvizhenie)

Кроме того, олимпийское движение включает в себя:

  • международные спортивные федерации (МСФ),
  • национальные олимпийские комитеты (НОК),
  • организационные комитеты Олимпийских игр (ОКОИ),
  • национальные ассоциации, клубы и лиц, принадлежащих к ним, прежде всего самих спортсменов.
  • (http://works.doklad.ru/view/KXsixae-xXc/3.html)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие олимпийского движения

Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года....

Сценарий воспитательного мероприятия "от истоков Олимпийских игр древности до Олимпийского движения в России"

Данное мероприятие помогает сплотить детей, реализовать творческий потенциал учащихся, способствует формированию мотивации к учебной деятельности и выявить знания в области физической культу...

"Знатоки спорта , олимпийского движения, олимпийских игр."

    В      Викторина для 8-9 класса «Знатоки спорта, олимпийского движения, олимпийских игр»...

Слова-счетоводы в истории Олимпийского движения (урок по теме «Имя числительное в языке и речи» на материале, посвящённом Олимпийским играм)

Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждут в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. «Мы полны решимости организовать настоящий праздник в 2014 год...

Академический урок с элементами ЭОР по физической культуре на тему: «Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии, цель и задачи олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика». 5класс

КОНСПЕКТ АКАДЕМИЧЕСКОГО УРОКАОборудование и инвентарь: наглядные пособия, интерактивная доска, компьютер.Место проведения: кабинет.Задача: освоение учащимися исторических основ Олимпийского движения. ...

Социокультурные смыслы олимпийского движения

Социокультурные смыслы олимпийского движения...

Презентация к интеллектуальной игре «История Олимпийских игр и Олимпийского движения в России»

Презентация к интеллектуальной игре «История Олимпийских игр и Олимпийского движения в России»...