Главные вкладки

    Слова-счетоводы в истории Олимпийского движения (урок по теме «Имя числительное в языке и речи» на материале, посвящённом Олимпийским играм)
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Симоненко Ирина Олеговна

    Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждут в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. «Мы полны решимости организовать настоящий праздник в 2014 году, праздник спорта, достойный его уникальной миссии - объединять людей всего мира вокруг действительно значимых ценностей: здорового образа жизни, толерантности и равенства», - объявил  Президент России В.В. Путин представителям Олимпийского комитета[1]. Предстоящие Олимпийские и Параолимпийские зимние игры в России уже стали мощнейшим стимулом развития страны по целому ряду направлений – от возрождения волонтёрского  движения до приобщения молодежи к спорту.

    Одним из ведущих направлений подготовки Олимпиады в Сочи является разработка организаторами уникальной образовательной программы[2]. Параллельно со строительством олимпийских объектов в России вот уже несколько лет ведётся активная просветительская деятельность, направленная на расширение знаний россиян об истории Олимпийских игр, ценностях Олимпийского и Параолимпийского движения, Играх в Сочи 2014.

    Вместе с тем в практике школьного преподавания каждый учитель-предметник по-своему решает задачи, связанные с приобщением учащихся к Олимпийскому движению: делает ставку на внеклассную работу или использует тематический материал в процессе обучения школьников.

    Предложенная разработка урока русского языка – попытка ввести материал, связанный с историей Олимпийских игр, в школьную практику и интегрировать его с лингвистическим материалом по темам «Разряды имени числительного» и «Имя числительное в языке и речи» (программа 6 класса). 

    Цель предлагаемого урока:

    1. дать представление о становлении Олимпийского движения в мире (с Античности до наших дней); рассказать о выдающихся иностранных спортсменах, советских и российских олимпийцах и параолимпийцах; способствовать популяризации олимпийских и параолимпийских ценностей; содействовать воспитанию патриотизма, гордости за достижения спортсменов-соотечественников параллельно с уважительным отношением к достижениям чемпионов их других стран;
    2. дать представление о роли имён числительных разных разрядов в языке и речи;  формировать навык правильного написания и произношения имён числительных; развивать навыки публичного выступления и написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

    Материал занятия  может лечь в основу нескольких уроков или внеклассного мероприятия (классного часа).

    Оборудование: компьютерная презентация PowerPoint с интерактивными заданиям; бланк «Памятка участника Олимпийского движения» для записи материала; справочный материал, рассказывающий об истории становления Олимпийского движения (статья из энциклопедии).

     


    [1] Официальный сайт Олимпийских игр в Сочи // URL:http://www.sochi2014.com.

    [2] В 2013 году стартовал конкурс «Одна школа – одна страна». Его цель - знакомство российских школьников с лучшими спортивными традициями стран-участниц Олимпийских и Параолимпийских Игр и развитие темы Олимпийского перемирия. Министерством образования и науки РФ разработаны образовательные материалы для того, чтобы учителя смогли провести олимпийские и параолимпийские уроки и «прививки», спортивно-образовательные игры и фестивали в школе.  Объявлены  Конкурс фотолюбителей «Займись спортом!», Всероссийский конкурс на лучшую организацию работы по пропаганде спортивного, здорового образа жизни в РФ, Всероссийский конкурс «Олимпиада начинается в школе».  

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Симоненко Ирина Олеговна,

    учитель русского языка

    МБОУ г. Мурманска гимназии №2

    Слова-счетоводы в истории Олимпийского движения

    (урок по теме «Имя числительное в языке и речи» на материале,

    посвящённом Олимпийским играм)

    Олимпийское движение – это, прежде всего, образовательное движение.

    Жак Рогге, Президент Международного олимпийского комитета

            Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждут в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. «Мы полны решимости организовать настоящий праздник в 2014 году, праздник спорта, достойный его уникальной миссии - объединять людей всего мира вокруг действительно значимых ценностей: здорового образа жизни, толерантности и равенства», - объявил  Президент России В.В. Путин представителям Олимпийского комитета[1]. Предстоящие Олимпийские и Параолимпийские зимние игры в России уже стали мощнейшим стимулом развития страны по целому ряду направлений – от возрождения волонтёрского  движения до приобщения молодежи к спорту.

    Одним из ведущих направлений подготовки Олимпиады в Сочи является разработка организаторами уникальной образовательной программы[2]. Параллельно со строительством олимпийских объектов в России вот уже несколько лет ведётся активная просветительская деятельность, направленная на расширение знаний россиян об истории Олимпийских игр, ценностях Олимпийского и Параолимпийского движения, Играх в Сочи 2014.

    Вместе с тем в практике школьного преподавания каждый учитель-предметник по-своему решает задачи, связанные с приобщением учащихся к Олимпийскому движению: делает ставку на внеклассную работу или использует тематический материал в процессе обучения школьников.

    Предложенная разработка урока русского языка – попытка ввести материал, связанный с историей Олимпийских игр, в школьную практику и интегрировать его с лингвистическим материалом по темам «Разряды имени числительного» и «Имя числительное в языке и речи» (программа 6 класса).  

    Цель предлагаемого урока: 

    1. дать представление о становлении Олимпийского движения в мире (с Античности до наших дней); рассказать о выдающихся иностранных спортсменах, советских и российских олимпийцах и параолимпийцах; способствовать популяризации олимпийских и параолимпийских ценностей; содействовать воспитанию патриотизма, гордости за достижения спортсменов-соотечественников параллельно с уважительным отношением к достижениям чемпионов их других стран;
    2. дать представление о роли имён числительных разных разрядов в языке и речи;  формировать навык правильного написания и произношения имён числительных; развивать навыки публичного выступления и написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

    Материал занятия  может лечь в основу нескольких уроков или внеклассного мероприятия (классного часа).

    Оборудование: компьютерная презентация PowerPoint с интерактивными заданиям; бланк «Памятка участника Олимпийского движения» для записи материала; справочный материал, рассказывающий об истории становления Олимпийского движения (статья из энциклопедии).

    ХОД УРОКА

    Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжим разговор об имени числительном.  Наше занятие я бы хотела начать с просмотра небольшого видеоролика[3]. Внимание на экран.

            Как вы думаете, ребята, почему разговор о роли числительных в нашей речи я начала с показа видеоролика, который посвящён предстоящим Олимпийским играм в Сочи?

    Ответ: Разговор о спорте невозможен без привлечения имён числительных              (2014 год, XXII Зимние Олимпийские игры, 2800 спортсменов, 25000 волонтёров, 7 видов спорта, 98 спортивных дисциплин).

    Слово учителя: Тема нашего урока - «Слова-счетоводы в истории Олимпийского движения». В ходе урока мы будем делать записи на рабочих листах. Результатом работы каждого станет памятка, отражающая ключевые моменты истории становления Олимпийского движения.

    Я уверена, что вы многое знаете об Олимпийских играх, так как в прошлом году изучали историю Древнего Мира. Обратимся к рубрике «Олимпийские игры в древности». 

    Выполните предложенные задания: выберите правильный ответ в тестовых заданиях, заполните пропуски.

    1. Выберите правильный ответ:

    Олимпийские игры проводились:

    а) на горе Олимп, где, как верили греки, жили боги,

    б) в области Олимпия в Южной Греции,

    в) в разных городах Греции.

    (Ответ: б)

    1. Вставьте пропущенные слова:

    Олимпийские игры посвящались богу З _ _ _ _.

    В соревнованиях НЕ могли участвовать р _ _ _ и ж _ _ _ _ _ _.

    (Ответы: Зевсу; рабы и женщины)

    1. Выбери и подчеркни правильный ответ:

    Олимпийские игры проходили осенью/летом и продолжались 5 дней / 7 дней.

    Олимпийские игры устраивались каждые десять лет / каждые четыре года.

    (Ответы: проходили летом и продолжались 5 дней; каждые четыре года)

    1. Награды, которых удостаивался олимпионик (победитель Олимпийских игр)[4]:

     (Ответы: венки из ветвей оливы, пальмовая ветвь, амфоры с маслами, стада быков, пурпурная одежда, пожизненная пенсия, почётное место в театре, бронзовая статуя, освобождение от налогов)

    Слово учителя: Мы вспомнили, каковы истоки Олимпийского движения. Но за два тысячелетия многое изменилось, и современные Олимпийские игры отличаются от древней олимпиады. Выясним, какие исторические события сделали Олимпийские игры такими, какими мы их знаем сейчас. Работаем с рубрикой «Олимпийские игры современности» и с энциклопедической справкой[5].

    Заполните пропуски в предложениях, опираясь на справочный материал.

    1. В ___   веке  состоялись последние  Олимпийские игры в древности  (IV в. н.э.).
    2. В конце ____ века  французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возобновить Олимпийские игры (XIX в.).
    3. Первые современные Олимпийские игры состоялись в  ____ году  в Афинах (1896 г.)
    4. В ____ г. был возрожден ритуал зажжения Олимпийского огня: факел зажгли направленным пучком солнечных лучей (1912 г.).  
    5. В ____ г. Пьер де Кубертен  придумал Олимпийскую эмблему – пять колец, сцепленных между собой (1913 г.).
    6. В ____ г. впервые прозвучала Олимпийская клятва (1920 г., а в 2000 году в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга)
    7. В ____ г.  были учреждены Зимние Олимпийские игры (1924 г.).
    8. В ____ г. были проведены впервые Параолимпийские игры (1948 г., то есть после Второй мировой войны. Первые участники – люди, получившие травмы в сражениях).

    Слово учителя: В ходе работы вы записывали цифры, но произносили слова – имена числительные. Какую функцию выполняли слова данной части речи в предложенном контексте?

    Ответ: Имена числительные, называющие исторические даты, помогали обозначить последовательность событий, определяли расположение действий по порядку.

    Слово учителя: Числительные, обозначающие порядок предметов (событий) при счёте,  называются порядковыми.

    Обратимся к рубрике 3 и заполним левое поле схемы.

    3. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

    Слово учителя: Чаще всего порядковые числительные, называющие даты, люди записывают цифрами. Например,

    Charlotte Cooper of the United Kingdom, first woman Olympic champion, in the 1900 Games.

    Первый советский олимпийский чемпион Иван Удодов (штангист) завоевал золотую медаль в 1952 году.

    В чем преимущества цифровой записи?

    Ответ: Такая запись носит универсальный, интернациональный характер. Так, владея английским языком на элементарном уровне, человек, говорящий на русском языке, сможет понять смысл первого предложения: на Играх в 1900 году англичанка Шарлотта Купер стала первой женщиной-олимпийской чемпионкой. Информация о советском штангисте Иване Удодове и его победе на Олимпийских играх в 1952 году легче воспринимается, считывается иностранцем, если дата записана цифрами.

    Слово учителя: В каком случае может быть полезна буквенная запись числительного?

    Ответ: Числительное, записанное словами, позволит иностранцу правильно произнести фразу на русском языке, поскольку во многих европейских языках принято четырёхзначные даты произносить, называя цифры парами: Первый советский олимпийский чемпион Иван Удодов завоевал золотую медаль в тысяча девятьсот пятьдесят втором году (а не «девятнадцать – пятьдесят два», как «nineteen – fifty-two»).

            Слово учителя: Мы заполнили часть схемы, посвящённой имени числительному. Вторую колонку заполнить нам поможет материал рубрики 4.

    В истории Олимпийских игр спортсмены разных стран оставили яркий след.            В рубрике «Люди-легенды» вы видите предложения с пропусками. Необходимо угадать, какие числительные пропущены, и записать их словами[6].

    Варианты ответов предложены на карточках:  40, 24, 22, 18, 18, 15, 9, 8, 6, 4, 3.

    1. Канадский конник Иан Миллар вот уже _________ лет принимает участие в Олимпийских играх (на Олимпиаде в Лондоне ему было 65 лет). (Ответ: сорок)
    2. Итальянская байдарочница Йозефа Идем – участница ____________ олимпиад (принимает участие в соревнованиях уже 28 лет). (Ответ: восьми)
    3. Лариса Латынина – легендарная советская гимнастка, обладательница ____________________ олимпийских медалей разного достоинства. (Ответ: восемнадцати)
    4. Рекорд  Л. Латыниной  по количеству медалей смог побить только в 2012 г. знаменитый американский пловец Майкл Фелпс. В его копилке ______________________ медали, из которых  ___________________– «золото». (Ответ: двадцать две, восемнадцать)
    5. Николай Андрианов – советский гимнаст, обладатель _______________________ олимпийских  медалей. Он неоднократно устанавливал мировые рекорды, 2 раза его имя заносили в Книгу рекордов Гиннеса.  (Ответ: пятнадцати)
    6. Героем Норвегии является лыжник У. Бьорндален, обладатель _________________ олимпийских наград. (Ответ: шести)
    7. Особой любовью в России пользуется фигуристка Ирина Роднина, чемпионка_______ олимпиад. (Ответ: трёх)
    8. Легендой женской сборной по лыжным видам спорта является Любовь Егорова. На её счету ________________ медалей. (Ответ: девять)
    1. Поражает своими достижениями немецкий легкоатлет Генрих Попов, обладатель _____________________________ медалей, завоеванных на Параолимпийских играх. (Ответ: двадцати четырёх)
    2. Российской надеждой является Ирек Зарипов, молодой лыжник, обладатель _____________ золотых наград  Параолимпийских игр. (Ответ: четырёх)

    Слово учителя: Согласитесь, ребята, рассказать о выдающихся спортсменах, о людях, которые поражают не только спортивными достижениями, но и силой духа, трудно без употребления имён числительных. Какую функцию выполняют записанные числительные?

    Ответ: Числительные называют количество наград, побед.

    Слово учителя: Такие числительные называют количественными[7]. Заполняем правое поле схемы в рубрике 3.

    Слово учителя: Часто и количественные, и порядковые числительные мы записываем цифрами. Но каждый образованный человек должен знать, как писать и произносить слова этой части речи, чтобы не нарушать орфоэпические, орфографические и грамматические нормы языка. Предлагаю вам, ребята, усовершенствовать свои навыки употребления числительных в речи.

    Рубрика 5 «Это интересно!». Прочитайте статьи, чётко проговаривая имена числительные. Там, где это необходимо, выберите один верный вариант из нескольких предложенных.

    1. В  2014 (две тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских играх в Сочи будут участвовать спортсмены более 80 (восемьдесят, восьмидесяти) стран. Это около 2800 (две тысячи восемьсот, двух тысяч восемьсот, двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоятся соревнования в 7 (семи) видах спорта по 98 (девяноста восьми, девяносто восьми) спортивным дисциплинам: лыжному спорту, конькобежному спорту, сноубо́рдингу, сла́лому, лыжной акробатике, биатлону, бобсле́ю, кёрлингу, ске́лето́ну[8].
    2. Всего с 1994 (с тысяча девятьсот девяносто четвёртого, с тысячи девятисот девяноста четвёртого) года  в Зимних и Летних Олимпийских играх стали чемпионами 240 (двести сорок, двесте сорок) россиян. Среди чемпионов 122 (сто двадцать два) мужчины и 118 (сто восемнадцать) женщин.  На начало XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских игр в Сочи в копилке российской сборной 490 (четыресто девяносто, четыреста девяносто) медалей разного достоинства: 169 (сто шестьдесят девять) – золотых, 151 (сто пятьдесят одна) серебряная и 170 (сто семьдесят) бронзовых.

    Слово учителя: Давайте представим себя в роли дикторов общественного телевидения и озвучим разобранный материал (необходимо заранее подготовить ученика и ученицу).

    Видеоролик – заставка «Новостей» Первого канала.

    Ученик 1: Добрый день, уважаемые телезрители!

    Ученик 2. В эфире «Новости».

    Ученик 1. С Вами ________________________________________.

    Ученик 2. До начала Олимпийских игр в Сочи осталось _____ дней.

    Ученик 1. В  2014 (две тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских играх в Сочи  будут участвовать  спортсмены более 80 (восьмидесяти) стран. Это около 2800 (двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоятся соревнования в 7 (семи) видах спорта по 98 (девяноста восьми) спортивным дисциплинам: лыжному спорту, конькобежному спорту, сноубордингу, сла́лому, лыжной акробатике, биатлону, бобсле́ю, кёрлингу, ске́лето́ну.

    Ученик 2. Всего с 1994 (с тысяча девятьсот девяносто четвёртого) года  в Зимних и Летних Олимпийских играх стали чемпионами  240 (двести сорок) россиян. Среди чемпионов 122 (сто двадцать два) мужчины и 118 (сто восемнадцать) женщин.  На начало XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских игр в Сочи в копилке российской сборной 490 (четыреста девяносто) медалей разного достоинства: 169 (сто шестьдесят девять) – золотых, 151 (сто пятьдесят одна) серебряная и 170 (сто семьдесят) бронзовых.

    Ученик 1. Пожелаем удачи нашим спортсменам на Олимпиаде в Сочи.

    Ученик 2.  О новых событиях расскажут «Новости».

    Ученик 1. До новых встреч.

    Слово учителя:  Спасибо, ребята, вы прекрасно справились с ролью дикторов.

    Теперь подведём итоги. Переходим к рубрике 6. В нашей речи имена числительные играют важную роль. Разговор о чемпионах и Олимпийских играх, надеюсь, убедил вас в этом. Чтобы вы научились доказывать свою позицию, предлагаю дома вам выполнить следующее упражнение.

            Домашнее задание: Перед вами шаблон сочинения-рассуждения на лингвистическую тему[9]. Найдите в предложенном тексте тезис, аргументы и вывод. Пропуски заполните своими примерами, рассказывающими об Олимпиаде и олимпийцах.

            Имена числительные играют в нашей жизни важную роль. Слова данной части речи называют ____________________________________________________________________.

            Если бы не было количественных числительных, мы не смогли бы поведать о том, _____________________________________________________________________________.         Без употребления порядковых числительных невозможен рассказ об истории человечества. Числительные делают повествование точным. Например,  _____________________________________________________________________________.

            Следовательно, правильно употреблять числительные в устной и письменной речи должен уметь каждый образованный человек.

    (Образец:

    Имена числительные играют в нашей жизни важную роль. Слова данной части речи называют количество предметов  и их порядок при счёте.

            Если бы не было количественных числительных, мы не смогли бы поведать о том, что легендарная гимнастка Лариса Латынина является обладательницей восемнадцати олимпийских наград.

            Без употребления порядковых числительных невозможен рассказ об истории человечества. Числительные делают повествование точным. Например, в тысяча девятьсот тринадцатом году была создана Олимпийская эмблема.

            Следовательно, правильно употреблять числительные в устной и письменной речи должен уметь каждый образованный человек).

    Библиография:

    1. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., Эксмо. – 2008.
    2. Львова С.И. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. – М., Мнемозина. – 2012.
    3. Заставка новостей Первого канала//URL:http://www.youtube.com.
    4. Лиза Лукашина и LikbeZ. Лучший гимн Олимпиады 2014 в Сочи// URL:http://www.youtube.com.
    5. Официальный сайт Олимпийских игр в Сочи // URL:http://www.sochi2014.com.
    6. Свободная  энциклопедия «Википедия»// URL:http://ru.wikipedia.org.

    ____________            с маслами

    Стада ___________

    Пальмовая ветвь

    Венки из ветвей    ____________

    От родного города победителю полагались_________________ одежда, __________________ пенсия, почетное место в _________, бронзовая  ________________, освобождение от __________________.


    [1] Официальный сайт Олимпийских игр в Сочи // URL:http://www.sochi2014.com.

    [2] В 2013 году стартовал конкурс «Одна школа – одна страна». Его цель - знакомство российских школьников с лучшими спортивными традициями стран-участниц Олимпийских и Параолимпийских Игр и развитие темы Олимпийского перемирия. Министерством образования и науки РФ разработаны образовательные материалы для того, чтобы учителя смогли провести олимпийские и параолимпийские уроки и «прививки», спортивно-образовательные игры и фестивали в школе.  Объявлены  Конкурс фотолюбителей «Займись спортом!», Всероссийский конкурс на лучшую организацию работы по пропаганде спортивного, здорового образа жизни в РФ, Всероссийский конкурс «Олимпиада начинается в школе».  

    [3] Лиза Лукашина и LikbeZ. Лучший гимн Олимпиады 2014 в Сочи// URL:http://www.youtube.com.

    [4] Необходимо обратить внимание учащихся на новое слово.

    [5] Энциклопедическая справка представляет собой статью, в которой в сжатой форме изложена информация о том, как происходило возрождение и становление Олимпийских игр  в XIX-XX веках, какова история появления Олимпийской клятвы, девиза, эмблемы, флага и др. Работа с предложенной информацией, поиск ответов на поставленные вопросы направлены на формирование у учащихся навыка просмотрового чтения.

    [6] Необходимо обратить внимание учащихся на написание числительных.

    [7] Необходимо обратить внимание учащихся на написание лингвистического термина.

    [8] Бобслей – [англ. bobsleigh < bob – «боб» + to sleigh – «кататься на санях»] - вид зимнего спорта: скоростной спуск в специально оборудованных санях (бобе) по наклонному ледяному желобу с виражами.

    Кёрлинг - [англ. curling < to curl – «крутить»] - спортивная игра на льду, цель которой — попасть пущенной по льду битой (диском из камня или металла с рукояткой) в вычерченную на нем мишень.

    Скелетон – [англ. skeleton] - вид скоростного спуска с гор на санях без рулевого управления вперёд головой, а также сани для такого спуска.

    Сноубординг – [англ. snowboarding, от snow – «снег» и board – «доска»] – вид спорта, включающий в себя скоростной спуск с горного склона, выполнение акробатических элементов на специальной трассе на сноуборде – монолыже с окантовкой, на которой установлены крепления для ног.

    [9]  Предложенный вид работы востребован в среднем звене, так как сочинение-рассуждение на лингвистическую тему входит в структуру ГИА по русскому языку в 9 классе.



    Предварительный просмотр:

    ЭТО ИНТЕРЕСНО!

    1. Последние Олимпийские игры в древности состоялись                    в 392 г. н.э., а в 394 г. н. э., римский император Феодосий отменил их, назвав проявлением язычества.

    1. Лишь в конце XIX в. французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возобновить Олимпийские игры.

    1. Первые современные Олимпийские игры состоялись в 1896 году в Афинах. В соревнованиях участвовали спортсмены 13 стран. А четыре года спустя атлетов принял Париж. Так была установлена периодичность, традиционная для древних игр.

    1. Олимпийские игры имеют клятву, девиз, эмблему, флаг.

    Олимпийская клятва (впервые прозвучала в 1920 г.): «От имени всех участников соревнований, я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в  истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд».  В 2000 году в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в соревнованиях.

    Олимпийский девиз состоит из трех латинских слов «Citius, Altius, Fortius», что  означает «Быстрее, выше, храбрее (сильнее)». Эту фразу впервые сказал французский священник Анри Мартин Дидон на открытии спортивных соревнований в своем колледже. Слова понравились Кубертену, и он посчитал, что именно они отражают цель атлетов всего мира.

    Олимпийская эмблема (разработана Пьером де Кубертеном в 1913 г.) состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец – символов пяти континентов. На флаге любого государства есть по крайне мере один цвет из представленных на олимпийских кольцах.

    Олимпийский флаг: изображение олимпийской эмблемы на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Флаг планировалось впервые использовать на Играх 1916 года, но они не состоялись из-за войны, поэтому впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 г. Олимпийский флаг используется на церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады. На церемонии закрытия мэр города-хозяина прошедших Игр передает флаг мэру города-хозяина следующей Олимпиады.

    Олимпийский огонь. Ритуал зажжения священного огня существовал ещё в Древней Греции            и был возобновлен Кубертеном в 1912 году. Факел зажигают в Олимпии направленным пучком солнечных лучей, образованных вогнутым зеркалом. Олимпийский огонь символизирует чистоту, борьбу за победу, а также мир и дружбу.

    1. В 1924 г. были учреждены Зимние Олимпийские игры (Белые Олимпиады), которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. В 1994 г. время проведения Зимних Олимпийских игр было сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

    1. Первые Игры для инвалидов  (Параолимпийские, или Паралимпийские игры) были проведены в 1948 году в английском городе Сток Мандевилль. Они стартовали в день начала Олимпиады в Лондоне. С 1960 года Параолимпийские игры проводятся после окончания Олимпийских игр.

                 



    Предварительный просмотр:

    Памятка участника Олимпийского движения

    1.         ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ

    I.Выберите правильный ответ:

    Олимпийские игры проводились:

    а) на горе Олимп, где, как верили греки, жили боги,

    б) в области Олимпия в Южной Греции,

    в) в разных городах Греции.

    II.Вставьте пропущенные слова:

    Олимпийские игры посвящались богу З _ _ _ _.

    В соревнованиях НЕ могли участвовать р _ _ _ и ж _ _ _ _ _ _.

    III.Выбери и подчеркни правильный ответ:

    Олимпийские игры проходили осенью/летом и продолжались 5 дней / 7 дней.

    Олимпийские игры устраивались каждые десять лет / каждые четыре года.

    IV.Награды, которых удостаивался олимпионик (победитель Олимпийских игр):

    2. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ СОВРЕМЕННОСТИ

    1. В ___   веке  состоялись последние  Олимпийские игры в древности.
    2. В конце ____ века  французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен выступилс предложением возобновить Олимпийские игры.
    3. Первые современные Олимпийские игры состоялись в  ____ году  в Афинах.
    4. В ____ г. был возрожден ритуал зажжения Олимпийского огня: факел зажгли направленным пучком солнечных лучей.  
    5. В ____ г. Пьер де Кубертен  придумал Олимпийскую эмблему – пять колец, сцепленных между собой.
    6. В ____ г. впервые прозвучала Олимпийская клятва.
    7. В ____ г.  были учреждены Зимние Олимпийские игры.
    8. В ____ г. были проведены впервые Параолимпийские игры.

    3. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

    4. ЛЮДИ-ЛЕГЕНДЫ

    1. Канадский конник Иан Миллар вот уже _________ лет принимает участие в Олимпийских играх (на Олимпиаде в Лондоне ему было 65 лет).
    2. Итальянская байдарочница Йозефа Идем – участница ____________ олимпиад (принимает участие в соревнованиях уже 28 лет).
    3. Лариса Латынина – легендарная советская гимнастка, обладательница ____________________ олимпийских медалей разного достоинства.
    4. Рекорд  Л. Латыниной  по количеству медалей смог побить только в 2012 г. знаменитый американский пловец Майкл Фелпс. В его копилке ______________________ медали, из которых  ___________________– «золото».
    5. Николай Андрианов – советский гимнаст, обладатель _______________________ олимпийских  медалей. Он неоднократно устанавливал мировые рекорды, 2 раза его имя заносили в Книгу рекордов Гиннеса.  
    6. Героем Норвегии является лыжник У. Бьорндален, обладатель _________________ олимпийских наград.  
    7. Особой любовью в России пользуется фигуристка Ирина Роднина, чемпионка_______ олимпиад.
    8. Легендой женской сборной по лыжным видам спорта является Любовь Егорова. На её счету ________________ медалей.
    1. Поражает своими достижениями немецкий легкоатлет Генрих Попов, обладатель _____________________________ медалей, завоеванных на Параолимпийских играх.
    2. Российской надеждой является Ирек Зарипов, лыжник, обладатель _____________ золотых наград  Параолимпийских игр.

                                                    

    5. ЭТО ИНТЕРЕСНО!

            В  2014 (две тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых)Зимних Олимпийских играх в Сочи  будут участвовать  спортсмены более 80 (восемьдесят, восьмидесяти) стран. Это около 2800 (две тысячи восемьсот, двух тысяч восемьсот, двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоятся соревнования в 7 (семи) видах спорта по 98 (девяноста восьми, девяносто восьми) спортивным дисциплинам: лыжному спорту, конькобежному спорту, сноубордингу, слалому, лыжной акробатике, биатлону, бобслею, кёрлингу, скелетону.

            Всего с 1994 (с тысяча девятьсот девяносто четвёртого, с тысячи девятисот девяноста четвёртого) года  в Зимних и Летних Олимпийских играх стали чемпионами 240 (двести сорок, двесте сорок) россиян. Среди чемпионов 122 (сто двадцать два) мужчины и 118 (сто восемнадцать) женщин.  На начало XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских игр в Сочи в копилке российской сборной 490 (четыресто девяносто, четыреста девяносто) медалей разного достоинства: 169 (сто шестьдесят девять) – золотых, 151 (сто пятьдесят одна) серебряная и 170 (сто семьдесят) бронзовых.

    6. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

            Имена числительные играют в нашей жизни важную роль. Слова данной части речи называют ___________________________________________________________________________.

            Если бы не было количественных числительных, мы не смогли бы поведать о том, ____________________________________________________________________________________.         Без употребления порядковых числительных невозможен рассказ об истории человечества. Числительные делают повествование точным, например,  ______________________________________________________________________________________.

            Следовательно, правильно употреблять числительные в устной и письменной речи должен уметь каждый образованный человек.

    ____________            с маслами

    Стада ___________

    Пальмовая ветвь

    Венки из ветвей    ____________

    От родного города победителю полагались_________________ одежда, __________________ пенсия, почетное место в _________, бронзовая  ________________, освобождение от __________________.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Слова-счетоводы в истории Олимпийского движения. Симоненко Ирина Олеговна, учитель русского языка

    Слайд 2

    Олимпийские игры в древности

    Слайд 3

    I. Выберите правильный ответ : Олимпийские игры проводились: а) на горе Олимп, где, как верили греки, жили боги; б) в области Олимпия в Южной Греции; в) в разных городах Греции.

    Слайд 4

    II . Вставьте пропущенные слова: Олимпийские игры посвящались богу З _ _ _ _. В соревнованиях НЕ могли участвовать р _ _ _ и ж _ _ _ _ _ _. е в с у е н щ и н ы а б ы

    Слайд 5

    III . Выбери и подчеркни правильный ответ: Олимпийские игры проходили осенью / летом и продолжались 5 дней / 7 дней . Олимпийские игры устраивались каждые десять лет / каждые четыре года .

    Слайд 6

    IV . Награды, которых удостаивался олимпионик (победитель Олимпийских игр) : От родного города победителю полагались ___________________ одежда, _______________________ пенсия, почетное кресло в ___________, бронзовая ____________________________________, освобождение от _______________. Венки из ветвей ____________ Пальмовая ветвь ____________ с маслами Стада ___________ оливы амфоры быков пурпурная п ожизненная театре статуя в родном городе налогов

    Слайд 7

    История Олимпийского движения В ______ веке состоялись последние Олимпийские игры в древности. В конце ________ века французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. Первые современные Олимпийские игры состоялись в _ _____ __ году в Афинах. В _______ году был возрожден ритуал зажжения Олимпийского огня. В _______ году Кубертен придумал Олимпийскую эмблему – пять колец, сцепленных между собой. В ________ г. впервые прозвучала Олимпийская клятва . В ________г. были учреждены Зимние Олимпийские игры , а в __________ году - Параолимпийские игры . IV XIX 1896 1912 1913 1920 1924 1948

    Слайд 8

    ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ слова, обозначающие порядок предметов (событий) при счёте

    Слайд 9

    Charlotte Cooper of the United Kingdom, first woman Olympic champion, in the 1900 Games. Первый советский олимпийский чемпион Иван Удодов (штангист) завоевал золотую медаль в 1952 году . Первый советский олимпийский чемпион Иван Удодов завоевал золотую медаль в тысяча девятьсот пятьдесят втором году.

    Слайд 10

    Люди-легенды

    Слайд 11

    Канадский конник Иан Миллар вот уже сорок лет принимает участие в Олимпийских Играх (на Олимпиаде в Лондоне ему было 65 лет). Йозефа Идем – итальянская байдарочница, участница во сьм и олимпиад (принимает участие в соревнованиях уже 28 лет).

    Слайд 12

    Лариса Латынина – легендарная советская гимнастка, обладательница восе мн адцати олимпийских медалей разного достоинства. В 1957 году она завоевала все золотые медали Чемпионата Европы по спортивной гимнастике.

    Слайд 13

    Рекорд Л. Латыниной по количеству медалей смог побить только в 2012 году знаменитый американский пловец Майкл Фелпс . В его копилке двадцать две медали , из которых восемнадцать – «золото».

    Слайд 14

    Николай Андрианов – советский гимнаст, обладатель пятнадцати олимпийских медалей . Он неоднократно устанавливал мировые рекорды, 2 раза его имя заносили в Книгу рекордов Гиннеса.

    Слайд 15

    Героем Норвегии является лыжник Уле Бьорндален , обладатель шести золотых олимпийских наград . Особой любовью в России пользуется фигуристка Ирина Роднина , чемпионка трёх олимпиад . Легендой женской сборной по лыжным видам спорта является Любовь Егорова . На её счету дев я ть медалей.

    Слайд 16

    Поражает своими достижениями немецкий легкоатлет Генрих Попов , обладатель двадцати четырёх медалей , завоеванных на Параолимпийских играх. Российской надеждой является Ирек Зарипов , лыжник, обладатель четырёх золотых наград Параолимпийских игр.

    Слайд 17

    ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ слова, обозначающие порядок предметов (событий) при счёте КО ЛИ ЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ называют количество предметов

    Слайд 19

    кёрлинг ск é лет ó н бобсл é й сл á лом сноубординг

    Слайд 21

    Имена числительные играют в нашей жизни важную роль. Слова данной части речи называют количество предметов и их порядок при счёте. Если бы не было количественных числительных, мы не смогли бы поведать о том, что легендарная гимнастка Лариса Латынина является обладательницей восемнадцати олимпийских наград. Без употребления порядковых числительных невозможен рассказ об истории человечества. Числительные делают повествование точным , например, в тысяча девятьсот тринадцатом году была создана Олимпийская эмблема. Следовательно, правильно употреблять числительные в устной и письменной речи должен уметь каждый образованный человек. Имена числительные в речи

    Слайд 22

    Спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Имя числительное как часть речи" 6 класс

    Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"...

    Академический урок с элементами ЭОР по физической культуре на тему: «Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии, цель и задачи олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика». 5класс

    КОНСПЕКТ АКАДЕМИЧЕСКОГО УРОКАОборудование и инвентарь: наглядные пособия, интерактивная доска, компьютер.Место проведения: кабинет.Задача: освоение учащимися исторических основ Олимпийского движения. ...

    Открытый урок по теме «Имя числительное как часть речи» 6 класс

    Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.Задачи:Дать представление о разрядах числительных.Формировать умение находить чис...

    Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

    Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

    Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи"

    Данный конспект урока поможет учителю-языковеду сформироавать у учащихся понятие об имени числительном, а также познакомить их с разрядами числительного...

    Урок по теме: Употребление числительных в речи

    Урок по теме: Употребление имён числительных в речи. В конспекте урока рассматривается тема с точки зрения употребления числительных в разных стилях речи....

    Технологическая карта урока (ФГОС) Тема «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»

    Технологическая карта урока (ФГОС)Тема «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»...


     

    Комментарии

    Симоненко Ирина Олеговна

    Видеоролики, необходимые для проведения занятия, можно найти по ссылкам в конспекте урока.