Урок по теме: Употребление числительных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок по теме: Употребление имён числительных в речи. В конспекте урока рассматривается тема с точки зрения употребления числительных в разных стилях речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme.doc49 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_teme.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

       Урок по теме: Употребление числительных в речи.6 класс.

Добрый день, ребята!

      Сегодня четвёртое апреля марта две тысячи семнадцатого года. Второй день недели. Два дня назад закончились весенние каникулы. Девять прекрасных, наполненных радостью и весельем дней пролетели как один миг. И вы, отдохнувшие и поправившиеся  от полутора  до двух килограммов, третьего апреля в одиннадцать часов  собрались в одном из учебных кабинетов. И я, придя к вам на первый урок четвёртой четверти, скажу: «Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока…»

А тема нашего сегодняшнего урока, как вы уже догадались: «Употребление имен числительных в речи».

2. Сообщение темы урока, его целей и задач.

– Кто запомнил те числительные, которые  я употребила в своем вступительном слове?

– К какому стилю речи можно отнести данный текст?

– Назовите тип речи.

    Итак,  мы с вами рассмотрели употребление числительных в разговорной речи. В течение урока нам с вами предстоит выяснить, в каких же речевых ситуациях возможно употребление слов, обозначающих число, количество или порядок при счете.

II. Словарно-орфографическая работа

      А сейчас предлагаю вам выполнить словарно-орфографическую работу с взаимопроверкой.  Листочки со словами перед вами.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы. 

девяност…  девять,

 двен(нн)адцать,

 один(нн)адцатый,

 четыр…мя,

 мил(лл)ионер,

 пят…надцатые,

 от сорок… тысяч…,

   трист…,

трин(нн)адцатыми,

 восем…сот тридцатый

Задание 2.  Составить три предложения с любыми из представленных числительных.

IIIЗнакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.

- Внимательно прослушайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

     Ламанти́ны – род водных  млекопитающих,  отряда сирен. Ламантины имеют вес от 400 до 550 килограммов и среднюю длину тела от 2,8 до 3 метров. При рождении детёныши ламантина имеют средний вес 30 килограммов.  Эти травоядные животные обитают на мелководье и питаются водной растительностью. Низкая калорийность пищи заставляет ламантинов поглощать до 50 кг растительности в день, что составляет 10% их веса.   Живут ламантины долго, иногда до 60 лет.

Б е с е д а   п о   т е к с т у.

- В этом тексте много терминов: род, отряд,  длина тела, вес, процентное содержание количества пищи.

Для какого стиля речи характерны такие средства языка?  (Для научного).

-  Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены?  (Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности). Табличка со словом точность  прикрепляется к доске.

- Обратите внимание на правописание этого слова, запишите его в тетрадях и подчеркните сочетание – чн-.

- Запишите по памяти 1-2 словосочетания с числительным из услышанного текста и выделите в них ошибко опасные места.

Вывод класса. Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать.

- Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится.

Уважаемые жители г. Саратова!

Со 14  по 20 апреля аптека № 3 закрывается на ремонт.

Ближайшая дежурная аптека №1 находится по адресу:

ул. Московская,  дом 5 и работает круглосуточно.

Администрация аптеки № 3.

Учащиеся отвечают: Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей:

1) обращение (кому объявляется)

2) информация (что объявляется)

3) кто объявляет

Этот текст относится к официально-деловому стилю речи.

- Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? (Обозначение даты, адреса, № аптеки).

- Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретизации предложенной информации.

       Табличка со словом конкретность  прикрепляется к доске. Слово записывается в тетради, учащиеся подчеркивают в слове ошибко опасные места, запоминают правописание слова.

 Деловые отношения затрагивают почти все стороны жизни человека в обществе, мы закрепляем наши отношения друг с другом, с работодателем, государством и т.д. с помощью различных документов: заявлений, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время и др.

     А вот в художественных текстах роль числительных может оказаться самой неожиданной, как в тексте, который я предлагаю вам для дальнейшей работы.

Текст называется «Праотцы».  Каково лексическое значение слова праотцы?

 (Работа с «Толковым словарем русского языка», самостоятельное знакомство с текстом, выразительное чтение текста).

Праотцы

    Однажды то ли весной, то ли осенью из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Долго ли, коротко ли шли, умаялись в дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему твое имя пишется с двумя н, а мое с одной?» Одиннадцать ответило: «Это старинная и очень интересная история. Когда-то давным-давно наши предки  были не похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и  соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н – одна от корня, другая –  от бывшего предлога».

Беседа по тексту. – О чьих предках идет речь в этом тексте?

- В каком значении употреблено слово «предок»?

- Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?

- Почему со словом Одиннадцать глагол употреблен в форме среднего рода – Одиннадцать ответило?

- Почему числительное Одиннадцать пишется с удвоенной н?

- Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Произведите синтаксический разбор предложения и составьте его схему. (Это предложение осложнено однородными подлежащими Одиннадцать и Двенадцать. При них есть обобщающее слово два Числительных, после которого и ставится двоеточие).

- Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (В тексте есть слова «Однажды..., Долго ли, коротко ли…» В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к художественному стилю. По типу речи –  это повествование. По жанру – это сказка. Одиннадцать и Двенадцать – сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика – названия сказочных стран).

- В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи. Она станет образцом для вашей домашней творческой работы.

IV.  Домашнее задание. Предлагаю домашнее задание на выбор:

  1. Сочинить сказку, которая начнется словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были слова».
  2. Вспомнить и записать в тетрадь пословицы, поговорки, загадки и названия сказок и песен, в состав которых входят имена числительные.  

V. Подведение итогов урока.

- В текстах каких стилей речи могут употребляться имена числительные?

- Можем ли мы в жизни обойтись без имен числительных?

- Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным, культурным человеком?

- Как вы думаете, до появления письменности, до появления научных книг употребляли люди в свей речи числительные?



Предварительный просмотр:

       Урок по теме: Употребление числительных в речи.6 класс.

Добрый день, ребята!

      Сегодня четвёртое апреля марта две тысячи семнадцатого года. Второй день недели. Два дня назад закончились весенние каникулы. Девять прекрасных, наполненных радостью и весельем дней пролетели как один миг. И вы, отдохнувшие и поправившиеся  от полутора  до двух килограммов, третьего апреля в одиннадцать часов  собрались в одном из учебных кабинетов. И я, придя к вам на первый урок четвёртой четверти, скажу: «Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока…»

А тема нашего сегодняшнего урока, как вы уже догадались: «Употребление имен числительных в речи».

2. Сообщение темы урока, его целей и задач.

– Кто запомнил те числительные, которые  я употребила в своем вступительном слове?

– К какому стилю речи можно отнести данный текст?

– Назовите тип речи.

    Итак,  мы с вами рассмотрели употребление числительных в разговорной речи. В течение урока нам с вами предстоит выяснить, в каких же речевых ситуациях возможно употребление слов, обозначающих число, количество или порядок при счете.

II. Словарно-орфографическая работа

      А сейчас предлагаю вам выполнить словарно-орфографическую работу с взаимопроверкой.  Листочки со словами перед вами.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы. 

девяност…  девять,

 двен(нн)адцать,

 один(нн)адцатый,

 четыр…мя,

 мил(лл)ионер,

 пят…надцатые,

 от сорок… тысяч…,

   трист…,

трин(нн)адцатыми,

 восем…сот тридцатый

Задание 2.  Составить три предложения с любыми из представленных числительных.

IIIЗнакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.

- Внимательно прослушайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

     Ламанти́ны – род водных  млекопитающих,  отряда сирен. Ламантины имеют вес от 400 до 550 килограммов и среднюю длину тела от 2,8 до 3 метров. При рождении детёныши ламантина имеют средний вес 30 килограммов.  Эти травоядные животные обитают на мелководье и питаются водной растительностью. Низкая калорийность пищи заставляет ламантинов поглощать до 50 кг растительности в день, что составляет 10% их веса.   Живут ламантины долго, иногда до 60 лет.

Б е с е д а   п о   т е к с т у.

- В этом тексте много терминов: род, отряд,  длина тела, вес, процентное содержание количества пищи.

Для какого стиля речи характерны такие средства языка?  (Для научного).

-  Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены?  (Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности). Табличка со словом точность  прикрепляется к доске.

- Обратите внимание на правописание этого слова, запишите его в тетрадях и подчеркните сочетание – чн-.

- Запишите по памяти 1-2 словосочетания с числительным из услышанного текста и выделите в них ошибко опасные места.

Вывод класса. Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать.

- Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится.

Уважаемые жители г. Саратова!

Со 14  по 20 апреля аптека № 3 закрывается на ремонт.

Ближайшая дежурная аптека №1 находится по адресу:

ул. Московская,  дом 5 и работает круглосуточно.

Администрация аптеки № 3.

Учащиеся отвечают: Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей:

1) обращение (кому объявляется)

2) информация (что объявляется)

3) кто объявляет

Этот текст относится к официально-деловому стилю речи.

- Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? (Обозначение даты, адреса, № аптеки).

- Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретизации предложенной информации.

       Табличка со словом конкретность  прикрепляется к доске. Слово записывается в тетради, учащиеся подчеркивают в слове ошибко опасные места, запоминают правописание слова.

 Деловые отношения затрагивают почти все стороны жизни человека в обществе, мы закрепляем наши отношения друг с другом, с работодателем, государством и т.д. с помощью различных документов: заявлений, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время и др.

     А вот в художественных текстах роль числительных может оказаться самой неожиданной, как в тексте, который я предлагаю вам для дальнейшей работы.

Текст называется «Праотцы».  Каково лексическое значение слова праотцы?

 (Работа с «Толковым словарем русского языка», самостоятельное знакомство с текстом, выразительное чтение текста).

Праотцы

    Однажды то ли весной, то ли осенью из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Долго ли, коротко ли шли, умаялись в дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему твое имя пишется с двумя н, а мое с одной?» Одиннадцать ответило: «Это старинная и очень интересная история. Когда-то давным-давно наши предки  были не похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и  соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н – одна от корня, другая –  от бывшего предлога».

Беседа по тексту. – О чьих предках идет речь в этом тексте?

- В каком значении употреблено слово «предок»?

- Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?

- Почему со словом Одиннадцать глагол употреблен в форме среднего рода – Одиннадцать ответило?

- Почему числительное Одиннадцать пишется с удвоенной н?

- Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Произведите синтаксический разбор предложения и составьте его схему. (Это предложение осложнено однородными подлежащими Одиннадцать и Двенадцать. При них есть обобщающее слово два Числительных, после которого и ставится двоеточие).

- Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (В тексте есть слова «Однажды..., Долго ли, коротко ли…» В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к художественному стилю. По типу речи –  это повествование. По жанру – это сказка. Одиннадцать и Двенадцать – сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика – названия сказочных стран).

- В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи. Она станет образцом для вашей домашней творческой работы.

IV.  Домашнее задание. Предлагаю домашнее задание на выбор:

  1. Сочинить сказку, которая начнется словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были слова».
  2. Вспомнить и записать в тетрадь пословицы, поговорки, загадки и названия сказок и песен, в состав которых входят имена числительные.  

V. Подведение итогов урока.

- В текстах каких стилей речи могут употребляться имена числительные?

- Можем ли мы в жизни обойтись без имен числительных?

- Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным, культурным человеком?

- Как вы думаете, до появления письменности, до появления научных книг употребляли люди в свей речи числительные?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление числительных в речи"

Цель данного урока: Научить правильно употреблять числительные в речи. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1.Познакомить учащихся с правилами и нормам...

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

урок по теме"Употребление причастий в речи" 7 класс по программе В.В.Бабайцевой

Урок по теме "Употребление причастий в речи" по программе В.В.Бабайцевой 7 класс....

Урок по теме "Употребление предлогов в речи"

Урок русского языка в 7 классе. Обобщающий урок, где рассматривается употребление предлогов в речи, отрабатывается умение различать производные предлоги и самостоятельные части речи. В процессе заняти...

Материалы открытого урока по теме: "Употребление частиц в речи" 7 класс

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Частицы"...

Урок русского языка «Употребление числительных в речи»

Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и П.А. Лекант...