Легкоатлетические упражнения как средство физического воспитания дошкольников
статья по физкультуре

Антон Анатольевич Лазарев

Одним из эффективных средств физического развития и укрепления здоровья является легкая атлетика. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают быстроту, ловкость, силу, выносливость, улучшают подвижность суставов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Легкоатлетические упражнения как средство физического воспитания дошкольников

Легкая атлетика - это один из основных и наиболее массовых видов спорта. Она является комплексным видом спорта, которая включает в себя различные виды дисциплин. Основой ее являются естественные движения человека. Легкая атлетика является как базовым видом деятельности школьников, так и у дошкольников. Целью занятия легкой атлетикой является формирование положительно-эмоциональных качеств, отношений и устойчивых интересов к физической культуре, ориентация на здоровый образ жизни, осуществление индивидуального подхода к работе с физически одарёнными детьми старшего дошкольного возраста путём создания комплекса условий, направленных на всестороннее развитие личности дошкольника.

Благодаря занятиям легкой атлетикой ребенок совершенствует двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивает ловкость, быстроту, силу и выносливость, точность и красоту движений, реализует двигательный потенциал.

Задачами легкой атлетики в дошкольном учреждении являются:

1. Дать необходимые представления о развитии лёгкой атлетики, о значении физических упражнений в жизни и здоровье человека, о строении человеческого организма.

2. Выработать у детей потребность систематически и с удовольствием заниматься физической культурой, спортом, помочь развить ловкость, выносливость, силу, умение владеть своим телом.

3. Формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества.

4. Создать условия для разностороннего развития детей.

5. Формировать мотивацию родителей ребёнка на его физическое развитие.

6. Воспитывать здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных дошкольников.

Занятия по легкой атлетике в дошкольном учреждении включают в себя такие дисциплины как: ходьба (спортивная ходьба), бег (на короткие и на длинные дистанции), прыжки (в длину с места, с разбега, в высоту), метания (мешочков, набивного мяча). Дети должны получать знания о технике правильного выполнения физических упражнений всех дисциплин. Занятия могут проводиться в спортивном зале ДОУ и на физкультурной площадке на свежем воздухе.

Легкая атлетика имеет:

  • оздоровительное значение (различные легкоатлетические упражнения разносторонне влияют на организм человека: на опорно-двигательный аппарат, функциональные возможности). Влияние бега на организм связано с изменениями функционального состояния центральной нервной системы, компенсацией недостающих энергозатрат, функциональными сдвигами в системе кровообращения и снижением заболеваемости.
  • воспитательное значение (хорошее средство для развития и воспитания физических, моральных и волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности, умения преодолевать трудности);
  • образовательное значение (в процессе занятий легкой атлетикой человек приобретает полезные знания и навыки о режиме дня, питании, планировании тренировок и т.д.). Дошкольники должны овладеть знаниями о основах техники бега, прыжков и метаний. Они должны знать виды лёгкой атлетики, технику безопасности при занятиях лёгкой атлетикой.

При занятиях легкой атлетикой у детей развиваются множество физических качеств. Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно определить, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Активный темп прироста силы кисти и становой силы наблюдается в старшем дошкольном возрасте. Это позволяет увеличить в этот период объем средств силовой подготовки. Не менее важной является динамическая сила, в частности одна из ее разновидностей — скоростно-силовая способность, т. е. способность проявлять большие величины силы за короткий промежуток времени, что характерно, например, для скоростно-силовых упражнений: прыжков, метаний и прочее.

Быстрота — это комплекс функциональных свойств человека, по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Не менее важной для практики физического воспитания проявления быстроты имеет скорость целостных двигательных актов. Во многих таких движениях, выполняемых с максимальными скоростями, различают периоды нарастания скорости, максимума ее развития, снижения ее. Время нарастания максимальной скорости в стартовом разбеге падает на 5—6-й секунде бега с момента старта, с преимуществами в пользу 6-й секунды. Максимальная скорость, достигаемая на 5-й или 6-й секунде.

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложно-координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия. 

Под гибкостью заключается морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Различают активную и пассивную гибкость. Увеличение показателей суммарной подвижности позвоночного столба при сгибательных движениях у мальчиков и девочек происходит неравномерно. У девочек показатели подвижности позвоночного столба при активных движениях увеличиваются, однако рост происходит неравномерно. У девочек подвижность позвоночного столба при активных и пассивных движениях значительно выше, чем у мальчиков этого же возраста.

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение в связи с многообразными взаимосвязями с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться: во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. Одним из проявлений ловкости является точность пространственной ориентировки у дошкольников при стоянии и ходьбе с закрытыми глазами, прыжках в длину с места, метании в цель.

Период наиболее интенсивного прироста максимальной силы, должен увеличиваться также объем средств тренировочного воздействия, что в значительной степени способствует повышению уровня данной физической способности. Эффективно воспитывается еще одна из форм быстроты — скорость движения. Под влиянием тренировочных средств частота движений изменяется в сторону увеличения».

И в заключении, физическое воспитание дошкольников - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Одной из форм физического воспитания является физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.

Одним из эффективных средств физического развития и укрепления здоровья является легкая атлетика.  С помощью легкоатлетических упражнений  можно развить быстроту, ловкость, силу, выносливость, улучшить подвижность суставов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические упражнения как основное средство физического воспитания

Определение-Физические упражнения. Содержание физических упражнений. Форма физического упражнения. Техника физического упражнения .Классификация физических упражнений....

Обучение технике легкоатлетических упражнений на уроках физической культуры.

Обучение технике легкоатлетических упражнений на уроках физической культуры....

Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника

Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети расту...

Легкоатлетические упражнения как средство развития физических качеств

Совершенствование техники поворота в челночном беге...

Выступление: Проект "Сказка как средство экономического воспитания дошкольников"

Сказка — как средство экономического воспитания дошкольниковЭкономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способ...

Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"

проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны...