Выступление: Проект "Сказка как средство экономического воспитания дошкольников"
проект

Сказка — как средство экономического воспитания дошкольников

Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познава­тельного интереса к экономике, созданию положительной моти­вации к ее изучению в значительной степени может способствовать сказка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika.pptx2.06 МБ
Microsoft Office document icon ekonomika_moe.doc61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

Слайд 2

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» ( Джанни Родари )

Слайд 3

ФУНКЦИИ СКАЗОК - помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка - расширяет круг представлений о мире

Слайд 4

ЗАДАЧИ - Исследовать и проанализировать сказочные произведения - Составить план использования сказок с целью экономического образования

Слайд 5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ - использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности; - организация комплексной работы со сказкой; - создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении

Слайд 6

ГРУППЫ СКАЗОК - сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреб­лении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения - сказки, отражающие труд людей - сказки о рекламе - сказки о бартере сказки , помогающие понять значение таких «экономических » качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. чтение и обсуждение сказок о купле – продаже сказки , показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства сказки , знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы»

Слайд 7

- Почему курочка попросила у хозяйки маслица? - Как герои сказки помогли петушку? - Каким образом получился продукт их труда? - Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки ? - Почему все герои сказки помогали петушку? - Смог бы петушок один справиться со своей бедой? - Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».

Слайд 8

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста . Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Слайд 9

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Сказка — как средство экономического воспитания дошкольников

Экономико-образовательная деятельность помогает детям понимать и ценить окружающий и предметный мир, приобретать с детства способы и формы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени может способствовать сказка.

Слайд 2.  

По словам Джанни Родари сказка также важна для детей как и игра.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.

Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др.

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

 Слайд 3. 

У сказки множество функций:

• сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка. А это и способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей; пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка; преодолевать негативные стороны формирующейся личности.

• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка. Это умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми.

Как показывает практика, использование сказки в педагогическом процессе многопланово: в целях речевого развития дошкольников, математического развития, экологического образования).

Слайд 4. 

В связи с этим необходимо решать следующие задачи:

1. Исследовать и проанализировать сказочные произведения, чтобы отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские). Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), вобравшие в себя вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.) Затем следует  детальный анализ содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

2. Составить план использования сказок с целью экономического образования старших дошкольников. Каждая из сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями. И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Слайд 5. 

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:

• использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

• организация комплексной работы со сказкой;

• создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю». Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

Слайд 6. 

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

• сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их
удовлетворения

Народные: «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», «Мохнатый, крылатый да масляный»

Авторские: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон»

• сказки, отражающие труд людей

Народные: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»

Авторские: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «Федорино горе»

• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства «Морозко»

• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы»  

Л. Толстой «Приключения Буратино», К.И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г.Х. Андерсен «Огниво»

  • сказки о рекламе:

Народные: «Лиса  и козёл»

Авторские: Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»,  С. Михайлов «Как старик корову продавал»

  • Сказки о бартере:

Народные: «Лисичка со скалочкой», «Вершки и корешки»

Авторские: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

  • Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

Народные: «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»

Авторские: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Слайд 7 

«Петушок и бобовое зернышко»

(русская народная сказка)

Цель: формировать представление о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда; развивать умение характеризовать сказочных героев, высказывать свое отношение к ним.

Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел.

Материал: иллюстрации к сказке.

Экономические категории: труд, продукт, сырье, материал.

Вопросы:

Почему курочка попросила у хозяйки маслица?

Как герои сказки помогли петушку?

Каким образом получился продукт их труда?

Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки?

Социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость.

Вопросы:

Почему все герои сказки помогали петушку?

Смог бы петушок один справиться со своей бедой?

Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».

Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.

Слайд 8.

Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Между тем в нашей стране исторически сложилось так, что:

- о понятиях бизнеса, выгоде и невыгодности, о купле-продаже, возможности заработать деньги в народе не принято говорить;

- при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости»;

- россияне в основном являются «пассивными» потребителями.

Поэтому-то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Слайд 9

В каждой сказке  выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо-культурную позицию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экономического воспитания дошкольников "Хваткие ладошки"

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (вкл...

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника

Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети расту...

Легкоатлетические упражнения как средство физического воспитания дошкольников

Одним из эффективных средств физического развития и укрепления здоровья является легкая атлетика. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развива...

Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников"

проект в подготовительной группе воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны...

Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников

Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеям...