ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЗЮДО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ НА НРАВСТВЕННО–ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ
материал по физкультуре

Толмачев Сергей Иванович

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЗЮДО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ НА НРАВСТВЕННО–ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

 

Существует ряд исследований (В.В. Черняев, В.К. Бальсевич, Л.Б. Кофман и др.), посвященных критике психологического состояния российского общества и проблемам воспитания в нем адекватной и здоровой молодежи. Основными негативными явлениями, по их общему мнению, являются: потребительское отношение к жизни, инфантилизм, агрессия, лень, неумение противостоять жизненным трудностям. В первую очередь это касается подрастающего поколения, особенно остро воспринимающего окружающую действительность. Можно выделить несколько способов ухода от данной проблемы: алкоголь с наркотиками и виртуальный мир, доступный сейчас подавляющему числу школьников. На этом фоне весьма бледно выглядят попытки воспитания нравственности в современных государственных образовательных учреждениях. Решающую победу в этом поединке одерживает «власть» средств массовой информации.

Однако даже при таком безрадостном положении есть немало возможностей, чтобы исправить ситуацию, хотя бы в рамках одной отдельно взятой личности. Большими возможностями для проведения работы по нравственно-волевому воспитанию детей и молодежи обладают детско-юношеские спортивные школы. Учебно-тренировочная и воспитательная деятельность являются основными направлениями работы учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и требуют от юных спортсменов демонстрации не только физических, но и нравственно-волевых качеств, таких как смелость, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, ответственность.

Дзюдо – вид спортивной борьбы, культивируемый в большинстве стран мира. Занятия дзюдо предъявляют к занимающимся специфические требования и оказывают комплексное воздействие на их организм. Особое влияние занятия дзюдо оказывают на воспитание личности дзюдоистов детско-юношеского возраста. Занимаясь дзюдо, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности.

Воспитательная работа и психологическая подготовка организуется на всех этапах тренировочного процесса дзюдоистов. Решение воспитательных задач с дзюдоистами различного возраста осуществляется через формирование у них нравственного сознания, нравственных чувств, воли и характера. Личностные и индивидные особенности у дзюдоистов должны формироваться в единстве. Сила педагогических воздействий тренера-преподавателя на сознание, чувства и поведение воспитанников должна соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям. Прежде чем ставить воспитательные задачи, необходимо определить уровень воспитанности у дзюдоистов, их готовность к формированию познавательных, эмоциональных и поведенческих ответов на внешние воздействия. Для тренеров-преподавателей по дзюдо важно ставить не только общие педагогические задачи, реализуемые в процессе подготовки дзюдоистов. Необходимо решать частные задачи, используя индивидуальный подход к занимающимся в зависимости от особенностей проявления личностных качеств юных дзюдоистов

Нравственное воспитание дзюдоистов

Нравственность – совокупность норм и правил, регулирующих взаимодействие с окружающими людьми; стимулирующих или тормозящих поведение дзюдоистов в спортивной подготовке и в быту. Нравственные нормы у дзюдоистов детско-юношеского возраста формируются под воздействием воспитания и обосновываются идеалами добра, справедливости.

Организация нравственного воспитания в процессе подготовки дзюдоистов осуществляется в 3 направлениях:

Нравственное просвещение – это действия тренера-преподавателя, направленные на формирование у юных дзюдоистов нравственного сознания, помогающего оценивать свои поступки. Просвещение воспитанников основывается на практических спортивных примерах из прошлого и настоящего, на систематическом воздействии тренера-преподавателя на сознание и чувства дзюдоистов словом и личным примером. Одной из основных воспитательных задач тренера-преподавателя является содействие формированию у детей и подростков, занимающихся дзюдо, нравственного идеала и нравственного поведения.

Формирование нравственного опыта в процессе занятий дзюдо достигается при условии, что учебно-тренировочные уроки доставляют занимающимся эмоциональное удовлетворение. Начиная с младшего возраста, в занятиях дзюдоистов создаются воспитывающие ситуации при проведении подвижных игр, элементарном противоборстве, в подготовке занимающимися инвентаря для занятия, выполнении заданий по самостоятельной подготовке.

Занятия дзюдо сами по себе не оказывают целенаправленного воспитательного воздействия на детей и подростков. Успеха в воспитании занимающихся возможно достичь в том случае, если на каждом занятии ставить и решать конкретные воспитательные задачи.

Нравственное стимулирование оказывает важную роль в воспитательном процессе. В практике спортивной подготовки это направление реализуется через поощрение и наказание – стимулирующие факторы, позволяющие закрепить хорошие привычки и переформировать плохие. Тренеру-преподавателю при проведении воспитательного процесса с дзюдоистами важно учитывать индивидуальные особенности воспитанников.

Японские коллеги при воспитании дзюдоистов применяют методы наглядности. В частности, во многих залах дзюдо над выходом вывешена картина с одной и той же надписью. Ее содержание не позволяет чувствовать превосходство над другими и зазнаваться всем спортсменам, изучающим дзюдо. Надпись на картине гласит «Сколько бы Вы ни отрабатывали технику, в ней всегда присутствует высшая сила».

Воспитание волевых качеств

Занятия дзюдо требуют от занимающихся любого возраста обязательного проявления воли, волевого усилия не только в соревновательной деятельности, но и в учебно-тренировочном процессе. Воля проявляется не только в противоборстве, еще больше она нужна в соблюдении режима занятий (регулярное посещение), стремлении преодолеть трудности (если в тренировке не получается выполнение технического действия) или в успешном совмещении занятий в общеобразовательной и спортивной школах и других ситуациях.

Существуют волевые качества, преимущественно проявляемые в занятиях дзюдо, это целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Многие тренеры-преподаватели недостаточно осознают воспитательное воздействие занятий дзюдо. Они культивируют агрессивность, обучая детей восточным единоборствам, учат владению телом, но упускают из виду философские аспекты, связанные с умением управлять своим духом и эмоциями (Л. А. Семенов, 2005). Это не соответствует духу дзюдо и философии, сформированной Д. Кано.

Воспитание целеустремленности – непростой педагогический процесс при работе с юными дзюдоистами. Осложнен он тем, что потребность в спортивной деятельности у многих из них необходимо активно развивать, а также формировать ведущий мотив деятельности – стремление к спортивным занятиям для укрепления здоровья и развития личности.

Настойчивость и упорство необходимо проявлять занимающимся дзюдо, чтобы добиться поставленной цели. Для дзюдоистов различного возраста цели тоже будут разными. Юные дзюдоисты имеют возможность показать максимальный результат в соревнованиях по общей физической подготовке или выполнить аттестационные требования по технике кю. Для дзюдоистов подросткового возраста это выполнение аттестационных требований, достижение спортивного разряда или успешное выступление в отборочных соревнованиях. Цель, к которой стремятся дзюдоисты, должна ставиться под руководством тренера-преподавателя и соответствовать возможностям занимающихся.

Решительность и смелость дзюдоистов основаны на эмоциональной устойчивости юного спортсмена. Воспитанию этих качеств в первую очередь способствует готовности дзюдоистов к изучению технических и тактических действий, выполнению заданий по физической подготовке. Это позволит укрепить уверенность в своих силах при помощи самоубеждения, основанного на объективных фактах. В основе формирования решительности и смелости лежит система знаний и умений дзюдоистов. В процессе психологической подготовки важно приучать дзюдоистов быстро принимать и реализовывать принятые решения, предупреждать и подавлять в нужный момент сомнения, страх и неуверенность в своих силах.

Инициативность и самостоятельность необходимо воспитывать у дзюдоистов на основе определенного опыта спортивной подготовки. Эти качества проявляются в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности только тогда, когда для преодоления трудностей недостаточно привычных средств и методов. Активность и самостоятельность воспитываются у дзюдоистов в подвижных и спортивных играх, противоборстве в непривычных условиях (без куртки, на песке или с незнакомым соперником).

Выдержка и самообладание определяются эмоциональной устойчивостью в условиях стресса, влияющей на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность дзюдоистов. У юных дзюдоистов, занимающихся в группах начальной подготовки, целесообразно воспитывать в учебно-тренировочном процессе умение преодолевать утомление и страх перед предстоящими соревнованиями путем формирования личностных качеств, необходимых для победы над соперником. В учебно-тренировочных группах возможно проводить обучение дзюдоистов приемам психорегулирующей тренировки (умению произвольно расслаблять мышцы с целью быстрого восстановления или самонастройки вхождения в оптимальное боевое состояние).

Воспитание личности дзюдоистов в период соревнований

Для юных дзюдоистов соревнования имеют не только «спортивное» значение, но и воспитательное. Основой воспитания дзюдоистов является формирование их нравственных качеств и развитие самостоятельности. Начиная с юного возраста спортсменов необходимо учить переживать ситуации поражения. В дзюдо поражение часто намного лучше влияет на дальнейшее спортивное совершенствование, чем победа. При организации воспитательной работы необходимо учитывать, что юные спортсмены могут быть эмоционально незрелыми и ранимыми. Их нужно учить, что поражение – это факт и итог их сегодняшней соревновательной деятельности. Важно, чтобы дзюдоисты уже в детском и подростковом возрасте анализировали причины неудач и старались в дальнейшем их исправить. Тренеру-преподавателю не следует допускать неэтичного поведения учеников после поражений и обвинять во всем сложившиеся обстоятельства.

Формирование нравственных качеств, проявляемых в соревнованиях, требует соблюдения юными дзюдоистами ряда условий:

а) Приобретение знаний о нравственном поведении на соревнованиях. Для этого тренером-преподавателем применяются формы нравственного просвещения – индивидуальные и коллективные беседы, организация встреч с известными дзюдоистами, на которых обсуждаются ситуации проявления настойчивости, честности, целеустремленности в период соревнований.

б) Организация жизни и деятельности юных дзюдоистов в коллективе, содействующая приобретению ими положительного опыта нравственного поведения. Тренер-преподаватель должен быть примером поведения в условиях соревнований, независимо от возникающих ситуаций – проигрыш учеников, предвзятое судейство и др.

в) Формирование у юных дзюдоистов потребности нравственного поведения, что требует воспитывать у них стремление к честному противоборству, уважению соперников, внимание к замечаниям старших, проявление культуры поведения, критическое отношение к неспортивному поведению, соблюдение правил соревнований.

г) Проявление взаимопомощи, дружбы и уважения к окружающим, особенно в период соревнований.

Развитие самостоятельности выражается в осуществлении дзюдоистом спортивной деятельности (принятие решения, реализация намеченного плана, самоконтроль, ответственность за поступки). Соревнования по дзюдо эффективно развивают самостоятельность занимающихся. С одной стороны это обусловлено ответственностью за результат выступления, с другой – самоорганизацией (подготовка спортивной формы, документов, контроль веса, планирование соревновательного дня). Для юных дзюдоистов, участвующих в соревнованиях, тренер-преподаватель должен разрабатывать задания на развитие самостоятельности. Например, совместное планирование с занимающимися соревновательного дня.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе в спортивной школе является тренер-преподаватель, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировки и соревнований. Многосторонним и по-особому тесным духовным связям тренера и спортсмена объективно способствует ряд обстоятельств, обуславливающий характер их взаимоотношений это, в частности, необходимые для спортивного успеха регулярные, часто повседневные контакты в процессе тренировочных занятий, общность спортивных интересов, совместные переживания успехов и неудач.

Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи специальной подготовки и общего воспитания. Эффективная спортивная подготовка, всестороннее образование юного спортсмена возможно лишь в том случае, если тренер постоянно находиться в контакте со школой, родителями, всеми лицами, оказывающими влияние на развитие личности спортсмена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЗЮДО В  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ НА НРАВСТВЕННО–ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

Существует ряд исследований (В.В. Черняев, В.К. Бальсевич, Л.Б. Кофман и др.), посвященных критике психологического состояния российского общества и проблемам воспитания в нем адекватной и здоровой молодежи. Основными негативными явлениями, по их общему мнению, являются: потребительское отношение к жизни, инфантилизм, агрессия, лень, неумение противостоять жизненным трудностям. В первую очередь это касается подрастающего поколения, особенно остро воспринимающего окружающую действительность. Можно выделить несколько способов ухода от данной проблемы: алкоголь с наркотиками и виртуальный мир, доступный сейчас подавляющему числу школьников. На этом фоне весьма бледно выглядят попытки воспитания нравственности в современных государственных образовательных учреждениях. Решающую победу в этом поединке одерживает «власть» средств массовой информации.

Однако даже при таком безрадостном положении есть немало возможностей, чтобы исправить ситуацию, хотя бы в рамках одной отдельно взятой личности. Большими возможностями для проведения работы по нравственно-волевому воспитанию детей и молодежи обладают детско-юношеские спортивные школы. Учебно-тренировочная и воспитательная деятельность являются основными направлениями работы учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и требуют от юных спортсменов демонстрации не только физических, но и нравственно-волевых качеств, таких как смелость, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, ответственность.

Дзюдо – вид спортивной борьбы, культивируемый в большинстве стран мира. Занятия дзюдо предъявляют к занимающимся специфические требования и оказывают комплексное воздействие на их организм. Особое влияние занятия дзюдо оказывают на воспитание личности дзюдоистов детско-юношеского возраста. Занимаясь дзюдо, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности.

Воспитательная работа и психологическая подготовка организуется на всех этапах тренировочного процесса дзюдоистов. Решение воспитательных задач с дзюдоистами различного возраста осуществляется через формирование у них нравственного сознания, нравственных чувств, воли и характера. Личностные и индивидные особенности у дзюдоистов должны формироваться в единстве. Сила педагогических воздействий тренера-преподавателя на сознание, чувства и поведение воспитанников должна соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям. Прежде чем ставить воспитательные задачи, необходимо определить уровень воспитанности у дзюдоистов, их готовность к формированию познавательных, эмоциональных и поведенческих ответов на внешние воздействия. Для тренеров-преподавателей по дзюдо важно ставить не только общие педагогические задачи, реализуемые в процессе подготовки дзюдоистов. Необходимо решать частные задачи, используя индивидуальный подход к занимающимся в зависимости от особенностей проявления личностных качеств юных дзюдоистов

Нравственное воспитание дзюдоистов

Нравственность – совокупность норм и правил, регулирующих взаимодействие с окружающими людьми; стимулирующих или тормозящих поведение дзюдоистов в спортивной подготовке и в быту. Нравственные нормы у дзюдоистов детско-юношеского возраста формируются под воздействием воспитания и обосновываются идеалами добра, справедливости.

Организация нравственного воспитания в процессе подготовки дзюдоистов осуществляется в 3 направлениях:

Нравственное просвещение – это действия тренера-преподавателя, направленные на формирование у юных дзюдоистов нравственного сознания, помогающего оценивать свои поступки. Просвещение воспитанников основывается на практических спортивных примерах из прошлого и настоящего, на систематическом воздействии тренера-преподавателя на сознание и чувства дзюдоистов словом и личным примером. Одной из основных воспитательных задач тренера-преподавателя является содействие формированию у детей и подростков, занимающихся дзюдо, нравственного идеала и нравственного поведения.

Формирование нравственного опыта в процессе занятий дзюдо достигается при условии, что учебно-тренировочные уроки доставляют занимающимся эмоциональное удовлетворение. Начиная с младшего возраста, в занятиях дзюдоистов создаются воспитывающие ситуации при проведении подвижных игр, элементарном противоборстве, в подготовке занимающимися инвентаря для занятия, выполнении заданий по самостоятельной подготовке.

Занятия дзюдо сами по себе не оказывают целенаправленного воспитательного воздействия на детей и подростков. Успеха в воспитании занимающихся возможно достичь в том случае, если на каждом занятии ставить и решать конкретные воспитательные задачи.

Нравственное стимулирование оказывает важную роль в воспитательном процессе. В практике спортивной подготовки это направление реализуется через поощрение и наказание – стимулирующие факторы, позволяющие закрепить хорошие привычки и переформировать плохие. Тренеру-преподавателю при проведении воспитательного процесса с дзюдоистами важно учитывать индивидуальные особенности воспитанников.

Японские коллеги при воспитании дзюдоистов применяют методы наглядности. В частности, во многих залах дзюдо над выходом вывешена картина с одной и той же надписью. Ее содержание не позволяет чувствовать превосходство над другими и зазнаваться всем спортсменам, изучающим дзюдо. Надпись на картине гласит «Сколько бы Вы ни отрабатывали технику, в ней всегда присутствует высшая сила».

Воспитание волевых качеств

Занятия дзюдо требуют от занимающихся любого возраста обязательного проявления воли, волевого усилия не только в соревновательной деятельности, но и в учебно-тренировочном процессе. Воля проявляется не только в противоборстве, еще больше она нужна в соблюдении режима занятий (регулярное посещение), стремлении преодолеть трудности (если в тренировке не получается выполнение технического действия) или в успешном совмещении занятий в общеобразовательной и спортивной школах и других ситуациях.

Существуют волевые качества, преимущественно проявляемые в занятиях дзюдо, это целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Многие тренеры-преподаватели недостаточно осознают воспитательное воздействие занятий дзюдо. Они культивируют агрессивность, обучая детей восточным единоборствам, учат владению телом, но упускают из виду философские аспекты, связанные с умением управлять своим духом и эмоциями (Л. А. Семенов, 2005). Это не соответствует духу дзюдо и философии, сформированной Д. Кано.

Воспитание целеустремленности – непростой педагогический процесс при работе с юными дзюдоистами. Осложнен он тем, что потребность в спортивной деятельности у многих из них необходимо активно развивать, а также формировать ведущий мотив деятельности – стремление к спортивным занятиям для укрепления здоровья и развития личности.

Настойчивость и упорство необходимо проявлять занимающимся дзюдо, чтобы добиться поставленной цели. Для дзюдоистов различного возраста цели тоже будут разными. Юные дзюдоисты имеют возможность показать максимальный результат в соревнованиях по общей физической подготовке или выполнить аттестационные требования по технике кю. Для дзюдоистов подросткового возраста это выполнение аттестационных требований, достижение спортивного разряда или успешное выступление в отборочных соревнованиях. Цель, к которой стремятся дзюдоисты, должна ставиться под руководством тренера-преподавателя и соответствовать возможностям занимающихся.

Решительность и смелость дзюдоистов основаны на эмоциональной устойчивости юного спортсмена. Воспитанию этих качеств в первую очередь способствует готовности дзюдоистов к изучению технических и тактических действий, выполнению заданий по физической подготовке. Это позволит укрепить уверенность в своих силах при помощи самоубеждения, основанного на объективных фактах. В основе формирования решительности и смелости лежит система знаний и умений дзюдоистов. В процессе психологической подготовки важно приучать дзюдоистов быстро принимать и реализовывать принятые решения, предупреждать и подавлять в нужный момент сомнения, страх и неуверенность в своих силах.

Инициативность и самостоятельность необходимо воспитывать у дзюдоистов на основе определенного опыта спортивной подготовки. Эти качества проявляются в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности только тогда, когда для преодоления трудностей недостаточно привычных средств и методов. Активность и самостоятельность воспитываются у дзюдоистов в подвижных и спортивных играх, противоборстве в непривычных условиях (без куртки, на песке или с незнакомым соперником).

Выдержка и самообладание определяются эмоциональной устойчивостью в условиях стресса, влияющей на учебно-тренировочную и соревновательную деятельность дзюдоистов. У юных дзюдоистов, занимающихся в группах начальной подготовки, целесообразно воспитывать в учебно-тренировочном процессе умение преодолевать утомление и страх перед предстоящими соревнованиями путем формирования личностных качеств, необходимых для победы над соперником. В учебно-тренировочных группах возможно проводить обучение дзюдоистов приемам психорегулирующей тренировки (умению произвольно расслаблять мышцы с целью быстрого восстановления или самонастройки вхождения в оптимальное боевое состояние).

Воспитание личности дзюдоистов в период соревнований

Для юных дзюдоистов соревнования имеют не только «спортивное» значение, но и воспитательное. Основой воспитания дзюдоистов является формирование их нравственных качеств и развитие самостоятельности. Начиная с юного возраста спортсменов необходимо учить переживать ситуации поражения. В дзюдо поражение часто намного лучше влияет на дальнейшее спортивное совершенствование, чем победа. При организации воспитательной работы необходимо учитывать, что юные спортсмены могут быть эмоционально незрелыми и ранимыми. Их нужно учить, что поражение – это факт и итог их сегодняшней соревновательной деятельности. Важно, чтобы дзюдоисты уже в детском и подростковом возрасте анализировали причины неудач и старались в дальнейшем их исправить. Тренеру-преподавателю не следует допускать неэтичного поведения учеников после поражений и обвинять во всем сложившиеся обстоятельства.

Формирование нравственных качеств, проявляемых в соревнованиях, требует соблюдения юными дзюдоистами ряда условий:

а) Приобретение знаний о нравственном поведении на соревнованиях. Для этого тренером-преподавателем применяются формы нравственного просвещения – индивидуальные и коллективные беседы, организация встреч с известными дзюдоистами, на которых обсуждаются ситуации проявления настойчивости, честности, целеустремленности в период соревнований.

б) Организация жизни и деятельности юных дзюдоистов в коллективе, содействующая приобретению ими положительного опыта нравственного поведения. Тренер-преподаватель должен быть примером поведения в условиях соревнований, независимо от возникающих ситуаций – проигрыш учеников, предвзятое судейство и др.

в) Формирование у юных дзюдоистов потребности нравственного поведения, что требует воспитывать у них стремление к честному противоборству, уважению соперников, внимание к замечаниям старших, проявление культуры поведения, критическое отношение к неспортивному поведению, соблюдение правил соревнований.

г) Проявление взаимопомощи, дружбы и уважения к окружающим, особенно в период соревнований.

Развитие самостоятельности выражается в осуществлении дзюдоистом спортивной деятельности (принятие решения, реализация намеченного плана, самоконтроль, ответственность за поступки). Соревнования по дзюдо эффективно развивают самостоятельность занимающихся. С одной стороны это обусловлено ответственностью за результат выступления, с другой – самоорганизацией (подготовка спортивной формы, документов, контроль веса, планирование соревновательного дня). Для юных дзюдоистов, участвующих в соревнованиях, тренер-преподаватель должен разрабатывать задания на развитие самостоятельности. Например, совместное планирование с занимающимися соревновательного дня.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе в спортивной школе является тренер-преподаватель, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировки и соревнований. Многосторонним и по-особому тесным духовным связям тренера и спортсмена объективно способствует ряд обстоятельств, обуславливающий характер их взаимоотношений это, в частности, необходимые для спортивного успеха регулярные, часто повседневные контакты в процессе тренировочных занятий, общность спортивных интересов, совместные переживания успехов и неудач.

Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи специальной подготовки и общего воспитания. Эффективная спортивная подготовка, всестороннее образование юного спортсмена возможно лишь в том случае, если тренер постоянно находиться в контакте со школой, родителями, всеми лицами, оказывающими влияние на развитие личности спортсмена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков

Результат исследовательской работы учителя физической культуры...

Доклад «Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков»

В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, разв...

Влияние семейного воспитания на психологическое развитие подростка (1)

Семья  –  одна  из  величайших  ценностей,  созданных  человечеством  за  всю  историю  своего  существования.  Ни  одна  нац...

Влияние занятий тяжелой атлетикой на формирование осанки у детей и подростков

в работе рассмотрено возможно ли испарвить или скорректировать осанку с помощью занятий тяжелой атлетикой...

Формирование нравственно-волевых качеств подростков, занимающихся боксом

Педагогическое исследование формирования у подростков нравственных и личностных качеств посредством занятий боксом. В презентационном материале привдены оценка и анализ проведенного экспериментального...

Влияние занятий настольным теннисом на развитие личности подростка

Настольный теннис – один из самых популярных и доступных видов спорта. Он оказывает влияние не только на физическое развитие, но и оказывает большую помощь в социализации подростков, в дух...