Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Акробатика для всех»
рабочая программа по физкультуре

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akrobatika_dlya_vseh.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дорогобужская средняя общеобразовательная школа №2»

РАССМОТРЕНО

ПРИНЯТО

«УТВЕРЖДАЮ»

на заседании методического совета

на заседании педагогического совета

Директор

МБОУ Дорогобужская СОШ №2

 _______________ Е.А.Брыкова

Протокол №1

Протокол №1

от «30» августа 2020 г.

от «31» августа 2020 г.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Акробатика для всех»

Возраст обучающихся: 7 - 16 лет

Срок реализации: 9 лет

Автор-разработчик:

Антонова Наталья Игорьевна

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

г. Дорогобуж

2020 г.

Паспорт 

дополнительной программы физкультурно-спортивной направленности

«Акробатика для всех»

 

Наименование программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

«Акробатика для всех»

Прията на заседании педагогического совета

 МБОУ Дорогобужская СОШ №2   30 августа 2020 года

Протокол №1

Область применения

Дополнительное образование детей

Направленность программы

Программа физкультурно-спортивной направленности

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Сроки её реализации

2019-2022 годы

Нормативно-правовая база программы

Декларация прав ребёнка

Конвенция ООН о правах ребёнка

Конституция Российской Федерации

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Стратегия развития воспитания Российской Федерации до 2025 года

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа

Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года

План мероприятий на 2015 -2020 годы по  реализации Концепции развития дополнительного образования детей

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России

Заказчик программы

Администрация, педагогический коллектив МБОУ Дорогобужская СОШ №, родительский совет школы

Разработчик программы

Антонова Наталья Игорьевна

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МБОУ Дорогобужская СОШ №2

Исполнители программы

Учитель физической культуры

Антонова Наталья Игорьевна, 

учащиеся, акробатический коллектив

МБОУ Дорогобужская СОШ №2 «ИКС»

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база:

1.1. НПА Федерального уровня

  • Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 10.11.2009 г. № 260-ФЗ).
  • Постановление Правительства РФ № 142 от 24.02.09г. «Правила разработки и утверждения ФГОС».
  • Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Письмо МО и Н РФ № 03-48 от 16.08.2010г. с рекомендациями по использованию примерной основной образовательной программы.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных   учреждениях»
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
  • Федеральный  компонент государственного стандарта  начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 05.03.2004г. №1089
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 30 августа 2010г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования».
  •  «Учебный  план МБОУ Дорогобужская СОШ №2»

                   Назначение программы:

         Данная программа предназначена для учащихся  1 - 9 классов. Она ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных и предусматривает систематическое и последовательное обучение.

Учащиеся имеют различные исходные уровни развития физических, психических качеств, неодинаковые темпы прироста показателей физической подготовленности. 

Дополнительная образовательная программа «Акробатика для всех» имеет физкультурно-спортивную направленность.

         Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Слово "акробат" произошло от греческого слова "акробате-с" - "поднимающийся вверх". Акробатика-система физических упражнений, связанных с выполнением вращений и балансирования индивидуально, вдвоем, группами.

Акробатика является самостоятельным видом спорта, в котором присваиваются соответствующие спортивные разряды и звания мастеров спорта. Занятия акробатикой оказывают разностороннее воздействие, на организм учащихся, способствуют общему физическому развитию, воспитанию смелости и решительности. Акробатические упражнения развивают силу, ловкость, гибкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве и являются отличным средством тренировки вестибулярного аппарата.  Благодаря занятиям акробатикой обучающиеся углубляют свои знания по физической культуре, развивают свои способности, добиваются высоких спортивных результатов.

С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии, от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и др. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.

         Новизна программы «Акробатика для всех» заключается в возможности заниматься физкультурой и спортом с раннего возраста, акробатика как вид деятельности в программах школьных учреждений не разработана, нет методических рекомендаций, разработок по данному направлению. Данная программа послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания, образования и будет способствовать развитию физических способностей

      Несмотря на многовековую историю, акробатика не потеряла своей актуальности и сейчас. С каждым годом она завоёвывает все большую популярность среди детей, так как несет в себе мощный заряд экстрима, риска в сочетании с силой, пластикой и музыкой.       Акробатика - это коллективный вид спорта, поэтому занятия воспитывают не только волю, настойчивость, целеустремленность, но и ответственность друг за друга, чувство команды, коммуникабельность, доброжелательность. Эти качества способствуют успешной социальной адаптации учащихся в любом коллективе.

.  Занятия акробатикой  содействуют развитию вестибулярного аппарата, оказывают разностороннее воздействие  на двигательный аппарат, способствуют развитию волевых качеств (смелости и решительности). Элементы акробатики с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта. Соединение гимнастических упражнений с элементами акробатических при сопровождении музыкальными произведениями, придают художественную окраску, повышают эмоциональный заряд занятий, что благотворно влияет на эмоциональную сферу учащихся.          

     Программа предполагает освоение азов ритмики, изучение акробатических элементов, разучивание акробатических связок, исполнение танцевальных упражнений с гимнастическими предметами (гимнастическая палочка, мяч, скакалка, обруч, гимнастическая лента) и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.  Акробатические упражнения обеспечивают формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивают физические данные, координацию движений, тренируют дыхание, воспитывают эмоции, вырабатывают навык ориентации в пространстве.

       Акробатические упражнения данной программы, обеспечивают выполнение стандартных норм и требований по физической подготовке,  дополняют арсенал используемых средств для коррекции физических возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, развития силовых, скоростно-силовых способностей, статической и динамической выносливости, повышаются аэробные возможности организма детей младшего школьного

                        Актуальность и перспективность курса.

      Проблема школьного физкультурного воспитания со временем не только не утрачивает своей актуальности, но и вызывает новые вопросы, решать которые необходимо с помощью современных научных методов в соответствии с требованиями средней школы.

     Этап физкультурного образования охватывает 1-9 классы, решает задачи приобщения  школьников к физической культуре, привитие интереса к уроку “физическая культура”, создание основы двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

    Акробатические упражнения являются основой, базисом для формирования двигательных умений и навыков различных видов спота. Таким образом, акробатика, как “ядро” двигательной активности и координационной подготовки школьников, способствует коррекции психофизических качеств, созданию и обогащению двигательного фонда учащихся 1-9 классов,  является актуальной  Известно, что учащиеся имеют различные исходные уровни развития физических качеств, неодинаковые темпы прироста показателей физической подготовленности в процессе учебного года. Следовательно, разработка программы внеурочной деятельности  физкультурного образования с дифференцированным развитием физических качеств средствами акробатики для учащихся 1-9 классов, обучающихся  становится современной.

 Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия

Учащиеся 1-9 классов (мальчики и девочки). Группа скомплектована по интересам детей, без предварительной подготовки.

Реализация программы – с 2020г по 2025г.

Опробация программы – сентябрь 2019 – май 2020        

Объём часов, отпущенных на занятия: 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 1 учебный урок.

Всего за год : 1класс -33ч; 2- 9класс-34 ч.

Цель программы: всестороннее гармоничное развитие личности учащихся, с разным уровнем  здоровья.

Задачи:

Образовательные задачи: 

  • приобщать детей к занятиям акробатическими упражнениями, элементам вольных упражнений и художественной гимнастики.
  • сформировать  первоначальную акробатическую подготовку, выявить склонности и способности;
  • развивать основные физические качества,
  • приобщать школьников 1-4 классов к физкультурным знаниям,

Коррекционно – развивающие задачи:

  • развивать и корригировать двигательную сферу учащихся
  • укреплять здоровье детей,
  • развивать кондиционные способности: ориентирование в пространстве, быстроту реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения
  • формировать  и корригировать  жизненно важные двигательные умения и навыки,  
  • создавать основу для дальнейшего совершенствования двигательной культуры
  • способствовать формированию правильного зрения, осанки, свода стопы,
  • повышать работоспособность и решать другие оздоровительные задачи,
  • развивать творческие способности;
  • способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
  • развивать танцевальные и музыкальные способности, двигательную память и внимание;
  • развивать выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
  • формировать товарищеские  взаимоотношения, особенно при выполнении парной или групповой акробатики. умения работать в коллективе; культуры поведения и общения;

  Духовно-нравственное воспитание.

          Воспитательный процесс во внеурочной деятельности планируется и строится во взаимосвязи  единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

      Содержание программы «Акробатика» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

      Данная программа создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения, достижение следующих личностных результатов: 

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  • развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

При реализации данной программы,  наряду с решением специфических задач физического воспитания (укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, развитие физических качеств.)  формируется  личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы,  мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту движений, осанки, одежды), а также осуществляется трудовое воспитание.

Универсальные  учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:

Личностные УУД.

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
  • Действие смыслообразования.
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  •  оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Коммуникативные УУД.

  • Умение выражать свои мысли,
  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
  • Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД.

  • Целеполагание,
  • Волевая саморегуляция,
  • Оценка качества и уровня усвоения материала.
  • Контроль в форме сличения с эталоном.
  • Планирование промежуточных целей с учетом результата.

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания,
  • Выделение и формулирование учебной цели.
  • Поиск и  выделение необходимой информации
  • Анализ объектов;
  • Синтез, как составление целого из частей
  • Классификация объектов.

 Формы и методы работы.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее развитие двигательного аппарата учащихся; воспитание и формирование акробатических, танцевальных, музыкальных способностей

 Занятия включают чередование различных видов деятельности: тренировочные упражнения, специальные упражнения на развитие физических качеств, танцевальные элементы и движения c использованием гимнастических предметов, музыкально-ритмические упражнения и игры, творческие задания.

Организация  учебных занятий по акробатике на современном этапе ее  развития предусматривает широкий круг педагогических, учебно-методических, медико-биологических и научных мероприятий. Наряду с привитием специальных знаний, умений и навыков из области акробатики педагогические воздействия должны быть направлены  на воспитание у занимающихся высоких морально-волевых качеств.   Программа рассчитана на детей . Занятие проводится в группе по 8-10 человек раз в неделю по 40-45 мин.  После завершения основного года обучения, талантливые спортсмены могут продолжать обучение с целью достижения высоких спортивных результатов.

         Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психологических особенностей, степени физической подготовленности обучающихся. С учетом санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.1251-03) продолжительность занятий составляет 45 минут (1 акад. час), для школьного возраста. Продолжительность обучения определяется образовательной программой педагога, но  не менее 34 недель.

Основной формой работы по программе «Акробатика для всех» является групповое учебно–тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания педагога  по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. Для выработки правильной осанки развития координации движения, овладения основам техники и стилем выполнения акробатических упражнений рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических упражнений у гимнастической стенки или в кругу, на занятиях используется игровой метод. Для музыкальной окраски композиций используется технические средства обучения (музыкальный центр). Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм.

Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы ведется в специальном групповом журнале.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности юных акробатов.

Изучение теоретического материала проводится в процессе практических занятий, в форме бесед.

Физическая подготовка юных акробатов является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки.

Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.

Невозможно строить работу, не зная способности ребенка, поэтому очевидно значение первоначального тестирования (диагностика). Диагностика  проводится по показателям развития физических качеств и двигательным навыкам.

                     Ожидаемые результаты и формы

подведения итогов образовательного процесса.

К концу реализации программы «Акробатика для всех» дети должны:

  • Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;
  • Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;
  • Уметь владеть своим телом;
  • Уметь легко выполнять упражнения;
  • Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.

Форма подведения итогов – контрольные занятия, для которых разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности по акробатике.

Педагог  должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.

Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.

            Особое значение имеет педагогический контроль  за психологическим и функциональным организмом занимающихся.

Занятия по акробатике проводятся в условиях, недопускающих возникновения травм у занимающихся. Необходимо вести  систематический  контроль  за  местом, где проводятся занятия. Содержание  мест занятий, оборудования и инвентаря в хорошем состоянии, соблюдение санитарно-гигиенических норм имеют большое организующие и воспитательное значение для успешной работы.

 В процессе занятий большое внимание следует обращать  на обеспечение личной страховки. Кроме того, уже на самых ранних этапах обучения необходимо прививать у занимающихся навыки самострахвки, приучать их самостоятельно ориентироваться в пространстве

 Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: знание терминологии акробатических и гимнастических упражнений, название снарядов оборудования, принципы страховки и самостраховки. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить.

      Процесс обучения в курсе акробатики в основном построен  на peaлизации  дидактических принципов.

  • Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении акробатическими упражнениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
  • Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению акробатических связок.                                                                                                                                                  Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого  учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
  • Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования акробатических, гимнастических, танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения акробатических связок, танцевально-творческих заданий.
  • Принцип гуманности в воспитательной работе выражает: безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
  • Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

      В курсе обучения акробатике применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

    Метод использования слова — универсальный метод обучения. с его помощью решаются различные задачи: объясняются элементарные основы подготовительных, специальных, базовых и вспомогательных упражнений; описывается техника движений; значение развития физических качеств, страховки и самостраховки.  Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

  • рассказ,
  • беседа,
  • обсуждение,
  • объяснение,
  • словесное сопровожден

        Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения.. Всё это способствует воспитанию и формированию двигательного навыка; музыкальной памяти ; закрепляет привычку двигаться ритмично и пластично; выполнять упражнения четко и правильно; следить за страховкой и самостраховкой.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, специальные, подготовительные, упражнения, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных акробатических упражнений,  танцевальных движений с.гимнастическими предметами Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении акробатических и гимнастических эстафет, музыкально — ритмических игр, Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, разъясняются правила поведения,  что побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.

   

Структура курса.

Перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов

Темы

 I

год обучения

II

год

обучения

III

год  обучения

всего

теория

практика

всего

теория

Практика

всего

теория

Практика

1.

Основы знаний

В течение всего периода обучения

1.

Акробатические упражнения

26

2

24

28

2

26

32

2

30

2.

Ритмико-гимнастические упражнения

 16

2

14

16

2

14

12

2

10

3.

Упражнения с гимнастическими предметами

 12

2

10

14

2

12

16

2

14

4.

Творческая деятельность

 12

12

10

10

8

8

5

   Итого

66

6

60

68

6

62

68

6

62

               Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания терминологии, которая представляет систему специальных терминов используемых для краткого объяснения акробатических упражнений, определение общих понятий, название инвентаря и оборудования.

 Техника безопасности на занятиях  акробатикой; влияние занятий акробатикой на формирование организма человека;.

         В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений,  танцевальных движений. 

Раздел”Акробатические упражнения”

    Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся, коррекцию двигательных нарушений и формирование морально-волевой сферы.  

Учебный - тренировочный процесс, складывается из физической, технической психологической подготовки.

  Физическая подготовка направлена на всестороннее развитие физических качеств (сила гибкость быстрота выносливость ловкость) и совершенствование функциональных возможностей организма, которые способствуют повышению работоспособности и быстрому усвоению акробатических упражнений.

   Техническая подготовка направлена освоение правильной техники выполнения акробатических упражнений, элементов и соединений; формирование и совершенствование конкретных двигательных навыков, с обучением конкретным двигательным действиям; формирование стиля и манеры выполнения специальных упражнений;

Психологическая подготовка делится на общую и специальную.

 Общая способствует развитию и совершенствованию психических функций и качеств.

          Её  задачи:  воспитание  патриотизма,  трудолюбия,  товарищества, честности правдивости и справедливости; целеустремлённости, инициативы, смелости решительности, дисциплинированности, настойчивости и самообладания; формирование и развитие тонкой, зрительной, мышечно-двигательной и вестибулярной чувствительности  (интенсивность распределение переключение устойчивость); формирование навыков самоконтроля и  саморегуляции .

  Специальная помогает своевременно сосредоточиться, мобилизовать свою психику, физические и технические возможности  для наиболее успешного  выполнения отдельных  упражнений, связок , комбинаций.

Физическая подготовка включает упражнения:

  • для развития силы(c гантелями ,гирями, различными отягощениями; упражнения на перекладине и гимнастической стенке; сгибание и разгибание рук в упоре)
  • для развития быстроты (бег на короткие дистанции, прыжки в длину)
  • для развития выносливости (бег на длинные дистанции, футбол прыжки со скакалкой)
  • для развития ловкости (баскетбол, пионербол, настольный теннис)
  • для развития гибкости (общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения на гимнастической стенке)

Раздел «Ритмико-гимнастические упражнения». Этот раздел включает ритмические  гимнастические  упражнения, построения и перестроения, изучение основных позиций и движений классического, танца, музыкальные игры для школьников 1- 2 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию  чувства ритма и лада, гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:

  • партерная гимнастика;
  • тренаж на середине зала;
  • танцевальные движения;
  • композиции различной координационной сложности.

При изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.

Раздел «Упражнения с гимнастическими предметами»

 Общеразвивающие упражнения (мячами, гимнастическими палками, скакалками обручами ) Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения,  наклоны и повороты головы вперёд, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, . Повороты туловища с передачей предмета  . Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочерёдно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений.  Движения правой и левой руки вверх-вниз  (смена предмета из рук в руку).  Разнообразные перекрёстные движения правой ноги и левой , левой руки и правой руки. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыки.         

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочерёдно и вместе вперёд, назад. Вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперёд. Встряхивание кистью. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперёд.

 Танцевальные композиции с предметами При выполнении  танцевальных композиций  с  гимнастическими предметами ( скакалка, обруч, мяч гимнаст. лента), используется известные упражнения(бег, прыжки ,повороты, остановки, наклоны, вращения ,броски и ловли ), а так же ритмико-гимнастические упражнения.

 Эти   упражнения основаны  на принципе целостности: участие в движении с предметами всего двигательного аппарата занимающихся.

Раздел «Творческая деятельность».   

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью, постоянной потребностью в движении. Для этого возраста на занятиях создаются благоприятные двигательно-игровые условия для самопроизвольной реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Свободная  двигательная активность позволяет ребенку испытывать радость от физических  упражнений, трансформировать их из чисто механических в  реабилитационно - лечебные, освобождая от чувства тревожности, зажатости, страха, влиять на свое собственное состояние и поведение.

  Организация творческой деятельности учащихся позволяет  увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. “Игра “для детей, занимает позиции «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней, способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.

   В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, птицами, артистами цирка, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

  При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я - тренер по акробатике»,  «Под куполом  цирка», «Мы ребята - акробаты» и др. Важным условием развития творческого воображения является создание условий ‘ситуации успеха’ ребёнка. Показывать положительное отношение к деятельности детей, улыбаться ,аплодировать.

   Одно из направлений творческой деятельности: сочинение акробатических связок, танцевальных движений с гимнастическим предметом, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.

  Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок; этюды для развития выразительности движений.

   

Методическое обеспечение программы.

 В программе упражнения и элементы направлены в основном на развитие физических качеств, выработку пластичности, выразительности и музыкальности.

 Спортивный  зал оборудован танцевальным станком, гимнастическими матами, спортивным инвентарем, разнообразным гимнастическими предметами, в том числе нестандартными, поэтому программа составлялась с учётом данных условий.

Занятие делится на три части: подготовительную часть, основную часть и заключительную часть.

   В подготовительную часть входят общие развивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств в соответствии с сенситивными периодами и целями занятия.  Основная часть занятия направлена на решение образовательной цели занятия и включает в себя обучение конкретным акробатическим элементам в соответствии с учебным планом.  А так же в основной части занятия используются специальные подготовительные и подводящие упражнения, необходимые для обучения конкретно тех акробатических элементов, которые изучаются на данном занятии. В заключительной части используются упражнения и игры, направленные на восстановление дыхания и пульса, так же возможно изучение акробатических этюдов. Однако это не ограничивает вариативности проведения занятий. Они могут отличаться дозировкой частей урока и движений, амплитудой и темпом исполнения движений, содержанием основной части занятия. Это зависит от постановочной работы, возраста и степени подготовки учащихся.

Важная роль отводится музыкальному оформлению занятия. Музыка важна как положительный фон, помогающий дисциплинировать учащихся, сосредоточить их внимание. Устанавливая единый для всех темп и ритм исполнения движений, музыка несет функцию организатора. Однако этим её влияние не ограничивается, возможности её воздействия на детские личности гораздо шире и объёмнее. Музыка, являясь импульсом к движению, даёт эмоциональный заряд, помогает повысить работоспособность, вырабатывает характер, чёткость и законченность исполнения, то есть несёт художественно-воспитательную функцию. В связи с этим имеется музыкальная аудиотека с различным подбором музыкальных произведений.

             1 год  обучения: 

Теоретические сведения.

Раздел “Акробатические упражнения”

Вводный урок. Тема “Акробатика как средство физической культуры и укрепления здоровья”.

В процессе учебного года во время практических занятий учащиеся получают знания: “Осанка и красивая  походка”, “ Запрещенные движения на занятиях акробатикой”,

“ Терминология разучиваемых упражнений”.

Раздел “Ритмико-гимнастические упражнения” 

Вводный урок. Тема “Элементы музыкальной грамоты”. 

В процессе учебного года получают знания о характере музыки (бодрый, весёлый печальный грустный), темпе музыки и движениях при сопровождении музыки (быстро, медленно, умерено)

Раздел “Упражнения с гимнастическими предметами”

Вводный урок. Тема  Названия и назначение гимнастических предметов.  (Скакалка, обруч, мяч гимнастическая лента).

В процессе учебного года во время практических занятий учащиеся получают знания по терминологии: (удержание, броски, ловля, перебрасывание, катание, перекатывание)                   

Практические упражнения. 

Раздел “Акробатические упражнения”

Группировка (присев, сидя, стоя), перекаты в группировке (назад, вперед)

Равновесие на одной “ласточка”, стойка  на лопатках, ”свечка”.Простейшие индивидуальные  акробатические комбинации

Раздел “Ритмико-гимнастические упражнения”

Ритмические и гимнастические упражнения, простейшие построения и перестроения, изучение основных позиций и движений классического танца, музыкальные игры для школьников  

Раздел “Упражнения с гимнастическими предметами”

 Общеразвивающие упражнения (мячами, гимнастическими палками, скакалками обручами ), простейшие танцевальные упражнения и музыкальные игры с предметами.

Раздел «Творческая деятельность». 

Предлагаются занятия на развитии для формирования творческого воображения :образно-игровые; сюжетно-игровые; предметно-игровые.(направляют детей к подражательным действиям, а частая смена деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует и снимает напряжение)

Дидактические игры с движениями: по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, игры – загадки. 

               2 год  обучения:

 Теоретические сведения.

Раздел “Акробатические упражнения”

Вводный урок. Тема “ Акробатика и ее направления.”

В процессе учебного года во время практических занятий учащиеся получают знания: о правилах закаливающих процедур; способах и особенностях движений и передвижений человека; о профилактике нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида; терминологию разучиваемых упражнений и элементов.

 Раздел “Ритмико-гимнастические упражнения” 

Вводный урок. Тема Слушание и разбор танцевальной музыки”.

В процессе учебного года получают знания :синхронность и координация движений; основные танцевальные точки, шаги; что такое “диагональ” и” середина”. 

Раздел “Упражнения с гимнастическими предметами”

Вводный урок. Тема  Синхронность и координация движений, используя сопровождение музыки”.

В процессе учебного года во время практических занятий учащиеся получают знания по терминологии: махи (во всех направлениях), круги (большие и маленькие) броски и ловля(одной, двумя руками) 

Практические упражнения. 

 Раздел “Акробатические упражнения”

3 Кувырка вперед-назад слитно; стойка на голове и руках со страховкой ; переворот боком “колесо” ; “полушпагат” гимнастический “мост” из положения стоя с поддержкой. Парно-групповая акробатика : поддержки ,полуколонны ,стойки, равновесия. Акробатические упражнения в парах и тройках

Раздел “Ритмико-гимнастические упражнения”

Танцевальные связки с использованием строевых и гимнастических упражнений ,тренаж на середине зала; разновидности ходьбы.

Раздел “Упражнения с гимнастическими предметами”

Упражнения: на координацию движений, общеразвивающего характера , на расслабление и напряжение мышц дыхательные упражнения.

Раздел «Творческая деятельность». 

Занятия построены по “литературным произведениям” (произведения должны быть знакомы детям и доступным восприятию)

Игры” по интересам (”развивают и укрепляют интерес и самостоятельность в организации индивидуальных и групповых игр и игровых упражнениях.)

           3 год обучения: 

Теоретические сведения.

Раздел “Акробатические упражнения”

Вводный урок. Тема “ Истории первых Олимпийских игр ”.

В процессе учебного года во время практических занятий учащиеся получают знания: о терминологии разучиваемых упражнений, элементах комбинаций; о контроле  режима нагрузок по внешним признакам и самочувствию; о страховки и самостраховки.

Раздел “Ритмико-гимнастические упражнения” 

Вводный урок. Тема Поза исполнителя. Зритель, исполнитель”.  

В процессе учебного года получают знания о положении фигуры по отношению к зрителю; ракурс; позиции рук и ног. 

Раздел “Упражнения с гимнастическими предметами”

Вводный урок. Тема “ Основы спортивного танца” В процессе учебного года во время практических занятий учащиеся получают знания по терминологии: симметричные и несимитричные упражнения; врут и выкрут ;подскоки (простые, двойные, петлёй  скрестно );хват, дуга, волна; вертушка каты, вращения.

Практические упражнения. 

 Раздел “Акробатические упражнения”

 Длинный кувырок ; стойки на голове и руках; гимнастический “мост” из положения стоя индивидуально, парно-групповая акробатика , акробатические упражнения в парах и тройках:

Раздел “Ритмико-гимнастические упражнения” 

Танцевальные движения; композиции различной координационной сложности, упражнения на развитие гибкости и равновесия, строевые упражнения.

Раздел “Упражнения с гимнастическими предметами”

Упражнения на развитие гибкости пластичности координации ориентировки в пространстве ловкости быстроты мелкой и общей моторики Танцевальные композиции с предметами(обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка)

Раздел «Творческая деятельность». 

Применяются игры в форме круговой тренировки и эстафет (создание ситуации для преодоления  препятствий ,в достижении поставленной цели, развивают стремление к победе и уверенности в своих силах)

         

Ожидаемые результаты:

                       1 год  обучения

Раздел “Акробатические упражнения”

уметь:   

  • Выполнять простейшие акробатические упражнения (группировку, перекаты в группировке, гимнастические фигуры: “лягушка”, «корзинка”, «плуг”, стойку на лопатках.

 знать:       

  • Терминологию выполняемых акробатических упражнений, акробатических комбинаций и связок; понятие “страховка “и “самостраховка”

Раздел “Ритмико-гимнастические упражнения” 

 уметь:

  • Выполнять основные движении и  общеразвивающие упражнения с предметами и без них под музыку2/4 и 4/4; простейшие танцевальные, подражательные движения.
  • Понимать изменения звучания музыки и передавать их изменениями движений.

знать:

  • Термины: громко-тихо,  высоко-низкий, характер музыки(бодрый, весёлый печальный ,грустный)
  • Темп музыки и движений (быстро, медленно, умерено)

Раздел “Упражнения с гимнастическими предметами”

                            уметь:

  • Правильно держать предмет и выполнять простейшие комбинации .

                            знать:

  • Понятия (музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно) ;
  • Терминологию выполняемых упражнений с предметом.

Раздел «Творческая деятельность». 

  • Раскрытие творческих способностей;
  • Развитие организованности и самостоятельности;

                        2 год  обучения 

Раздел “Акробатические упражнения”

                          уметь: 

  • Выполнять индивидуальные и парные акробатические связки (кувырки: 3 слитно вперёд-назад; гимнастический “мост” из положения стоя  с поддержкой; полушпагат; стойка на руках с поддержкой; стойка  на голове  с поддержкой)

                         знать:

  • Терминологию выполняемых акробатических упражнений, акробатических комбинаций и связок;
  • Понятие “страховка “и  “самостраховка”

Раздел “Ритмико-гимнастические упражнения” 

                       уметь: 

  • Отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
  • Выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
  • Исполнять основные упражнения на середине зала;

                      знать:

  • Положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
  • Темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
  • Термины: определяющие характер музыки (5-6наиминований); связанные с  различными перестроениями;              
  • Названия различных танцевальных шагов (переменный , боковой , галоп, подскоки)
  • Позиции ног и рук классического танца.

Раздел “Упражнения с гимнастическими предметами”

                      уметь:

  • Выполнять акробатические связки и комбинации с использованием гимнастических предметов в сопровождении музыки.

                      знать: 

  • Терминологию выполняемых упражнений с предметом. 

Раздел «Творческая деятельность». 

  • Раскрытие творческих способностей;
  • Развитие организованности и самостоятельности;

                          3 год  обучения

Раздел “Акробатические упражнения”

                        уметь:

  • Выполнять полную программу по акробатики предусмотренную для данного возраста; индивидуальные, парные и групповые акробатические упражнения. акробатические комбинации и соединения с использованием (хватов, поддержек, полупоклонов);пирамиды, которые изучаются в виде отдельных элементов.

                      знать:

  • Терминологию выполняемых акробатических упражнений, акробатических комбинаций и связок; понятие “страховка “и  “самостраховка”.

Раздел “Ритмико-гимнастические упражнения” 

                    уметь:

  • Самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
  • Уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
  • Выполнять вращения на месте и в движении, простые с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком.
  • Анализировать музыку при разучивании акробат. связок,    танцевальных упражнений с предметами;

                  знать: 

  • Значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении;
  • Характер музыки — четко, сильно, медленно, плавно;

Раздел “Упражнения с гимнастическими предметами”

                уметь:

  • Выполнять элементы спортивного танца .

               знать: 

  • Терминологию выполняемых упражнений с предметом. 

Раздел «Творческая деятельность». 

  • Раскрытие творческих способностей;
  • Развитие организованности и самостоятельности;

Формы подведения итогов реализации программы:

               1 год  обучения

  • Показательные выступления перед родителями;
  • Показательные выступления на спортивных праздниках в рамках преемственности “Детский сад-школ

2 год  обучения

  • Показательные выступления перед родителями;
  • Выступление на праздничных концертах в образовательном учреждении;
  • Выступления в отчётном концерте в конце года в образовательном учреждении
  • Участие во всероссийских и региональных фестивалях и конкурсах

3 год  обучения

  • Показательные выступления перед родителями;
  • Выступление на праздничных концертах в образовательном учреждении;
  • Выступления в отчётном концерте в конце года в образовательном учреждении.
  • Показательные выступления на спортивных праздниках с приглашением гостей;
  • Участие во всероссийских и региональных фестивалях и конкурсах; 

 

                                 (Акробатика, подвижные игры, легкая  атлетика)

Основная

направленность

классы

I, II год  обучения

III год  обучения

На освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей

Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя.

 Сочетание различных видов ходьбы: с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением препятствий.

На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей.

Обычный бег, с изменением направления движения, коротким, средним, длинным шагом; в чередовании с ходьбой; с преодолением препятствий; по размеченным участкам дорожки, челночный бег4х9м; эстафеты с бегом на скорость.

На совершенствование навыков бега и развитие выносливости.

Равномерный, медленный  5 мин. Бег с ходьбой до 1км.

То же.

До 7 мин.

На совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей.

Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета», бег с ускорением от 10 до 20 м, соревнования до 60м.

На освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90гр; с продвижением вперед на одной на двух ногах, в длину с места, через скамейку, через неподвижную и качающуюся скакалку.

То же с поворотом на 180гр; в длину с места; в высоту с места и с небольшого разбега; через скакалку.

На закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

Игры с прыжками с использованием скакалки.

Прыжки через преграды, в парах. Игры с прыжками.

На развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Метание малого мяча с места на дальность; на заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 3-4м(2х2). Броски двумя

руками от груди вперед-вверх.

Метание малого мяча с места на дальность; на заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 4-5м(2х2); на дальность

отскока от пола и от стены. Броски двумя руками от груди вперед-вверх, снизу вперед-вверх.  

На знания о физической культуре.

Понятия: короткая дистанция, бег на выносливость, бег на скорость; название метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. Техника безопасности на занятиях.

Самостоятельные занятия.

Равномерный бег до 6 мин.

Соревнования на короткие дистанции до 30м.

Прыжковые упражнения на одной и двух ногах.

Прыжки через небольшие естественные вертикальные и горизонтальные препятствия.

Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель.

Учащиеся узнают:

  • Понятия:  дистанция, бег на выносливость, бег на скорость;
  • Название: прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину;
  • Техника безопасности на занятиях.

Учащиеся научатся:

  • В циклических и ациклических  локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до30 м в  зале, другой ровной  местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; прыгать с поворотами на 180-360градусов.

 

Основная

направленность

классы

I, II год  обучения

III год  обучения

На освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей

Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе.

То же с преодолением 3-4 препятствий.

На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей.

Обычный бег, с изменением направления движения, коротким, средним, длинным шагом; в чередовании с ходьбой; с преодолением препятствий; по размеченным участкам дорожки, челночный бег4х9м; эстафеты с бегом на скорость.

Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым, боком вперед, с захлестыванием голени назад.

На совершенствование навыков бега и развитие выносливости.

Равномерный, медленный  до 6-8 мин. Кросс 1км без учета времени.

То же. До 10мин. Кросс 1км с учетом времени.

На совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей.

Бег с максимальной скоростью до 60м,с прыжками под звуковые сигналы, с вращением вокруг своей оси, «круговая эстафета», «встречная эстафета» , соревнования до 60м.

На освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

Прыжки на одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 180 градусов; с продвижением вперед на одной на двух ногах, в длину с места, через скамейку, через неподвижную и качающуюся скакалку; в высоту с места и с небольшого разбега; через скакалку; многоскоки, тройной и пятерной с места.

То же с поворотом на 180гр; в длину с места; в высоту с места и с небольшого разбега; через скакалку; многоскоки, тройной, пятерной, восьмискок с места.

На закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

Эстафеты с прыжками. Игры с прыжками и пятнашками на площадке небольшого размера.

Эстафеты с прыжками. Игры с прыжками и пятнашками на площадке небольшого размера.

На овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Метание малого мяча с места на дальность; на заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 4-5м(1.5х1.5); на дальность

 Бросок двумя руками от груди, из-за головы вперед-вверх; снизу вперед-вверх на дальность.

Метание теннисного мяча с места, на точность, дальность; вертикальную и горизонтальную цель (1.5х1.5) с расстояния 5-6м. броски

 двумя

руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх с места; то же с шага на дальность.

На знания о физической культуре.

Понятия: короткая дистанция, бег на выносливость, бег на скорость; название метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. Техника безопасности на занятиях.

Самостоятельные занятия.

Равномерный бег до 10 мин.

Соревнования на короткие дистанции до 30м.

Прыжковые упражнения на одной и двух ногах.

Прыжки через небольшие естественные вертикальные и горизонтальные препятствия.

Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель.

Учащиеся узнают:

  • Понятия: короткая дистанция, бег на выносливость, бег на скорость;
  • Техника безопасности на занятиях.

Учащиеся научатся:

  • В циклических и ациклических  локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке  стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180-360градусов.

Основная направленность

Классы

I, II год  обучения

III год  обучения

На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве.

«Пионербол»,

«Красная  Москва»,

«Пятнашки» различных видов,

«7 камней»,

На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве.

«Прыжки по полосам»,

«Казаки  -разбойники»,

«Удочка»

На закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей.

«Кто дальше бросит»,

«Точный расчет»,

«Метко в цель»,

«Передал-садись»

На овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча.

Ловля и передача мяча на месте и движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направлением. Броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе.

Ловля и передача мяча на месте и движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направлением. Броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футбол

На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.

«Мяч среднему», «Передача мяча с бегом», «Передал-садись», «Гонка мячей по кругу», «Снайперы», «Вызови по имени», игры и эстафеты с ведением и передачей мяча.

На комплексное развитие и координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-техническими взаимодействиями.

«Снайперы», «Мини-футбол», варианты игры в футбол.

На знания о физической культуре.

Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила техники безопасности.

Самостоятельные занятия.

Броски, ловля и передача мяча. Удары и остановка мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами.

Учащиеся узнают:

  • Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила техники безопасности.

          Учащиеся научатся:

  • Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями;
  • владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски;
  • играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Снайперы», мини-футбол).

Основная направленность

классы

I, II год  обучения

III год  обучения

На освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, силовых способностей и гибкости.

Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, обручами. Без предметов.

На освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей.

Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2-3 кувырка вперед; стойка на лопатках; мост из положения лежа на спине. Комбинация из освоенных элементов.

Кувырок назад; кувырок вперед; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; мост с помощью и самостоятельно. Комбинации из освоенных элементов.

На освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей.

Упражнения в висе стоя и лежа; в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лежа; упражнения в упоре лежа, на коленях, на гимнастической скамейке

Вис; вис на согнутых руках, согнув ноги, подтягивание в висе, поднимание ног в висе.

На освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку.

Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, в упоре лежа.лежа на животе, подтягиваясь руками; перелезание через препятствия.

Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя, в упоре лежа, лежа на животе, подтягиваясь руками; перелезание через препятствия

На освоение навыков равновесия.

Ходьба приставными шагами по рейке гимнастической скамейки; повороты на носках и одной ноге; приседание и переход в упор присев, в упор стоя на колене.

Ходьба по рейке гимнастической скамейки большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90 180гр; опускание в упор. Стоя на колене.

На освоение строевых упражнений.

Команды «Шире шаг», «Чаще шаг»,  «Реже», «На первый-второй рассчитайсь»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, «змейкой».

Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»;  рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчет по порядку; перестроение из одной шеренги  в две, в три; из колонны по одному в колонну по три, по четыре в движении с поворотом.

На освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки.

Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении.

Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.

Комбинации общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.

На знания о физической культуре.

Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание.

Самостоятельные занятия

Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие.

         Учащиеся узнают:

  • названия снарядов и гимнастических элементов;
  •  правила безопасности во время занятий;
  •  признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки;
  •  значение напряжения и расслабления мышц;
  • правила  личная гигиена, режим дня, закаливание.

        Учащиеся научатся:

  • ходить,  бегать и прыгать при изменении  длины, частоты и ритма;
  • выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 3-4 классов;
  • принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами;
  • лазать по гимнастической стенке; слитно выполнять кувырок вперед и назад;
  • ходить по рейке гимнастической скамейке на равновесие с выполнением поворотов на 90,180 градусов;
  • выполнять висы и упоры; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед ( ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.

Планируемые результаты изучения учебного курса «Акробатика для всех»

  В результате обучения

Учащиеся будут  знать:

  • начнут понимать значение занятий акробатики для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности;
  • начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Акробатика», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
  • узнают о положительном влиянии занятий акробатическими  упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

Учащиеся будут уметь:

  • осваивать первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
  • научатся правильно выполнять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
  • освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
  • научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения;
  • приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
  • освоят навыки проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол и баскетбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.

     Тематическое планирование по акробатике.

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Физическая культура и спорт в России. Акробатика.

Упражнения на формирование осанки.

2

2

Гигиена. Предупреждение травм.

Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой.

2

3

Поход на природу.

2

4

Три кувырка вперед

2

5

Кувырок назад, кувырок вперед, стойка на лопатках.

2

6

Длинный кувырок вперед.

2

7

Поддержки.

«Мост» с помощью и самостоятельно.

2

8

«Мост» с помощью и самостоятельно.

2

9

«Шпагат»

2

10

«Шпагат»

2

11

Участие в соревнованиях по акробатике в ДДТ

2

12

Переворот вперед с опорой о голову.

2

13

Из положения «Мост» переход в полушпагат.

2

14

Из положения «Мост» переход в полушпагат.

2

15

Зачеты по пройденному материалу.

2

16

Комплекс акробатических упражнений в паре.

2

17

Переворот вперед.

2

18

Переворот вперед.

2

19

Равновесие на правой (левой) ноге «Ласточка»

2

20

Переворот в сторону «Колесо»

2

21

Стойка на голове.

2

22

Стойка на руках с поддержкой.

2

23

«Мост» из стойки на коленях.

2

24

Композиции пирамидковых упражнений.

2

25

Композиции пирамидковых упражнений.

2

26

Комплекс акробатических упражнений с элементами танца.

2

27

Комплекс акробатических упражнений с элементами танца.

2

28

Комплекс акробатических упражнений с элементами танца.

2

29

Контрольное выступление.

2

30

Композиции пирамидковых упражнений.

2

31

Комплекс акробатических упражнений с предметами.

2

32

Комплекс акробатических упражнений с предметами.

2

33

Комплекс акробатических упражнений с предметами.

2

34

Подготовка. Итоговое занятие

2

Содержание учебной программы

 Общая физическая подготовка(ОФП)

  1. Общеразвивающие упражнения.
  • Движения головы: поднимание и опускание, повороты вправо-влево.
  • Положения и движения рук: вниз, на пояс, вперёд, вверх, в сотроны, перед грудью, за спину, за голову; поднимание, опускание, вращение кистей; сжимание, разжимание пальцев; попеременное и одновременное поднимание рук вперёд, вверх, в стороны; размахивания вперёд, назад; сведение рук за спиной; сгибание и разгибание; круговые движения прямыми и согнутыми в локтях руками; хлопки перед собой; над головой, за спиной.
  • Положения и движения ног: вместе, врозь, на носках; выставление прямой ноги вперёд, отведение в сторону, назад на носок; поочерёдное поднимание прямой, согнутой ноги вперёд, в сторону, назад; приседание, полуприседание, с опорой и без, с разным положением рук; удержание под углом одновременно и поочерёдно в положениях сидя, лёжа; сгибание, разгибание, разведение, сведение пальцев; оттягивание носков, сгибание, вращение стоп.
  • Положение и движение туловища: стоя, сидя, лёжа, в упоре, стоя на коленях; сохраняя равновесие на повышенной, ограниченной опоре, повороты вправо-влево; наклоны вперёд, в стороны; прогибание, выгибание спины в упоре, стоя на коленях, в сочетание с различными движениями рук, ног; перевороты со спины на живот и обратно (в положении лёжа); выполнение разнообразных движений руками, ногами, туловищем в положении сидя и лёжа.
  1. Строевые упражнения: общее понятие о строе, построение по росту, равнение, повороты на месте.
  2. Ходьба, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с высоким подниманием бедра, широким шагом, спиной вперёд, скрестным шагом вперёд и назад.
  3. Бег: с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени, спиной вперёд, скрестным шагом правым боком и левым, с остановкой на сигнал, с поворотами, со сменой ведущего, сменой темпа и направления, с сохранением равновесия на ограниченной, повышенной, наклонной поверхности, с преодолением препятствий, с ускорением и замедлением., с ускорением на 30м и 60м., кросс 500м.; челночный бег.
  4. Ползание, лазанье: проползание в упоре стоя на коленях по прямой (6-10метров); под предметами и вокруг них, между ними; по наклонной поверхности; на животе по гимнастической скамейке (подтягиваясь руками); ходьба в упоре стоя согнувшись; подлезание под предметы, перелезания через них; лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз приставным и чередующимся шагами; передвижение по рейкам гимнастической стенки приставным шагом вправо-влево.
  5. Прыжки: на месте, с продвижением вперёд, через линии, через невысокие предметы, с поворотом вправо-влево; на одной; в высоту, в длину с места, из приседа, на скакалке; спрыгивание с высоты на мат.
  6. Закрепления навыков в подвижных играх.
  7. Упражнения для формирования правильной осанки.
  8. Упражнения для развития ловкости:
  • Общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища без предметов;
  • Упражнения с гимнастическими палками, обручами, мячами скакалками, лазанье по гимнастической стенке, прыжки на батуте;
  • Упражнения с мячами различных размеров.
  1. Упражнения для развития гибкости:
  • Наклоны вперёд из различных исходных положений, из положения, стоя, наклон с захватом голени руками до касания грудью коленей;
  • У гимнастической стенки, нога на уровне пояса, наклоны вперёд до касания грудью колена поднятой ноги, наклоны к опорной ноге до касания руками пола;
  • Мост из положения, лёжа на спине, стоя, удержание 3-5 секунд;
  • Полушпагат на правую и левую ногу;
  • Махи правой и левой ногой вперёд, в стороны, назад с опорой о гимнастическую стенку;
  • Упражнения для развития гибкости суставов.
  1. Упражнения для развития силы:
  • Упражнения для развития мышц кистей, плечевого пояса: висы на гимнастической стенке, отживания с махом, с хлопками, жимы, упражнения в сопротивлении с партнёром и без);
  • Поднимания и опускание прямых рук и ног вперёд, в стороны, назад без предметов и с отягощениями или гимнастической палкой;
  • Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа, из виса на перикладине;
  • Поднимание, опускание и удержание прямых ног до касания пола из положения, лёжа на спине, 900 из виса на гимнастической стенке, до 450 из положения сидя на полу без опоры руками;
  • Подъём туловища из положения, лёжа на спине, на боку, на животе, из виса;
  • Поднимание, опускание и удержание одной или двух ног из положения лёжа на животе;
  • Приседание на одной ноге («пистолет») с опорой о гимнастическую стенку и без опоры;
  • Сдача норматива по общей физической подготовке, необходимой для присвоения 3го юношеского разряда.
  1. Упражнения для развития быстроты:
  • Челночный бег 3раза по 10м.;
  • Задания с использованием различных видов бега, прыжков в виде эстафет и подвижных игр;
  • Выполнение силовых упражнений на скорость за 10 – 15 сек.;
  • Спортивные игры.

 Специальная физическая подготовка(СФП)

1.Поднимание и опускание прямых и согнутых ног вместе и врозь из положения виса на гимнастической стенке вниз головой, обратным хватом;

                       2.Различные виды складок ноги вместе и врозь на полу, сидя, стоя, у       гимнастической стенки;

3.Упражнения на батуте: ходьба, прыжки с прямыми ногами руки на поясе, с движением рук, сесть на колени - встать, сесть с прямыми ногами – встать, прыжки с поворотом на 90, 180 и 360 градусов;

4.Отталкивание одной и обеими руками от стены, пола;

5.Упражнения для развития специфических групп мышц для выполнения кувырков, мостов, стоек на руках, лопатках и голове, шпагатов, равновесий, переворотов, рондатов.

 Хореография (специальная двигательная подготовка)

  1. Изучение хореографических позиций рук и ног;
  2. Галоп с правой и левой ноги вперёд и в стороны;
  3. Чередования шага и маха прямой ногой вперёд, в стороны, назад;
  4. прыжки «полушпагат», «складка», «скрепка», «перекидной», «шагом», «кольцом».

                                           Акробатические упражнения

  1. Стойка на лопатках: согнув ноги, прямая; прямая с опорой о пол, без опоры.
  2. Стойка на груди (стойка выполняется из упора, лёжа прогнувшись перекатом вперёд)
  3. Стойка на голове: согнув ноги, прямая; в полушпагате, согнувшись; с опорой и без опоры. Выполняется из упора присев, руки вперёд согнуты, поставить голову на 25-30 см. от линии кистей и не разводя локти поднять одну ногу согнутую, затем другу.
  4. Стойка на руках: полустойка, стойка махом, стойка толчком, стойка полушпагатом. Руки на ширине плеч, пальцы разведены и слегка согнуты, тело вертикально закреплено ноги прямые, носки оттянуты, смотреть на кисти.
  5. Равновесия: «ласточка», «фронтальное равновесие», боковое равновесие (в парах, с опорой, без опоры, в тройках).
  6. Мосты: из и.п. лёжа на спине, стоя на коленях, стоя, по стене; на двух ногах, на одной ноге, другая согнута вперёд, прямая вперёд. Мост на одной руке, другая вперёд, мост с поворотом в упор присев и мост встать.

При выполнении «моста» из и.п. лёжа и стоя, стараться выпрямить ноги, перевести вес тела на руки, руки прямые.

  1. Шпагаты: полушпагат, правой левой ногой, кольцом, поперечный.

Перед выполнением шпагатов сделать специальную разминку опускаться на шпагат плавно, с опорой на руки.

  1. Упоры: упор лёжа на одной ноге, руке, боком, согнув ноги, упор лёжа сзади.

При выполнении руки не сгибать.

  1. Перекаты кувырки: группировка сидя, тоже в положении приседа, тоже в положении лёжа на спине; перекаты назад и вперёд из упора присев в группировке, Разучивать перекаты и кувырки лучше на мягкой опоре.

Кувырок вперёд - выполняется из упора присев с мягким толчком ног, руки на шаг вперёд; кувырок назад – выполняется из упора присев быстрым перекатом назад в группировке. Боковой кувырок. Все кувырки выполняются на наклонной поверхности с горки, на матах.

  1. Правильное выполнение и удержание складок на полу и у гимнастической стенки.
  2. Разучивание переворота боком (колеса) с места, с подскока и с разбега.
  3. Изучение и сдача вольного упражнения 3го юношеского разряда.

 

Предполагаемые результаты

К концу года обучающиеся:

Имеют:

- начальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений и режиму дня;

Знают:

- правила поведения и технику безопасности при занятиях в спортивном зале;

Умеют выполнять:

- комплексы общеразвивающих упражнений;

- стойку на лопатках;

- стойки на голове и руках у стены;

- мост из исходного положения стоя на коленях;

- складку ноги врозь и ноги вместе, сидя на полу;

- кувырок вперёд;

- боковой кувырок;

-прыжок через скакалку

Пути отслеживания результатов

        Результаты отслеживаются путём педагогического наблюдения за каждым ребёнком и в целом за развитием всей группы на занятиях в течение учебного года. А так же путём анализа всех выступлений.

Информационно-методическое обеспечение.

Перечень оборудования и наглядных пособий:

  • Наглядные пособия (таблицы ,плакаты по физической подготовке схемы, графические изображения,пиктограммы)
  • Компьютер.
  • Козёл гимнастический
  • Стенка гимнастическая
  • Скамейка гимнастическая жёсткая
  • Комплект навесного оборудования
  • Мячи: малый (мягкий), баскетбольные, резиновые.
  • Скакалка детская
  • Маты гимнастические
  • Акробатическая дорожка
  • Обручи  пластиковые
  • Флажки
  • Ленты гимнастические
  • Аптечка
  • Контейнер с комплектом игрового инвентаря

Методические рекомендации для реализации тем программы или проведения отдельных занятий

     Применяю на занятиях  общественно признанных  авторских методики:

  • В.Ф.Базарного, А. Польского, Л. Уфимцевой (здоровьесберегающие технологии).  
  • М. Монтессори (совершенствование физического состояния, формирование моторных и сенсорных навыков).
  • Ш.А. Амонашвили (занимаясь с детьми в виде игры, предоставляя им свободу выбора удаётся добиваться великолепных результатов).

   

Используемая литература.

  • Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
  • Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
  • Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
  • Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы».  (-М.: ВАКО, 2007)
  • «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
  • Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
  • Бейлин В.Р., Зеленко А.Ф., Кожевников В.И. Обучение акробатическим упражнениям – Челябинск, 2006.
  • Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
  • Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
  • Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008) Коркин В.П. Начинайте с акробатики. – М.: Физкультура и спорт. 1971.
  • Коркин В.П. Акробатика для спортсменов. М,: Физкультура и спорт 1974.
  • Классификационная программа по акробатике категории «Б» - М.: Госкомспрот, 1984.
  • Николаев Ю.К. Акробатика в пионерском лагере. М.: Просвещение, 1966.
  • Спортивная акробатика : Учебник для институтов физкультуры   Под ред. В.П.  Коркина  – М.: Физкультура и спорт, 1981
  • Соколов Е.Г. Акробатическая подготовка студентов,- М.: Физкультура и спорт, 1968.
  • Информационные ресурсы
  • www. it-n.ru
  • Сеть творческих учителей / ИКТ в начальной школе
  • www.eidos.ru
  • Сеть творческих учителей / ИКТ в начальной школе
  • www.ipkps.bsu.edu.ru
  • www.ug.ru 
  • abc.vvsu.ru/dis_all.asp
  • Информация по физической культуре
  • school-collection.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"

Программа "Путь к здоровью" разработана на 1 год. Расчитана на обучающихся начальных классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"

Особенности программы:1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;2. Дости...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа физкультурно - спортивной направленности "Степ-аэробика"

Цель курса аэробики: создать условия для оптимальной организации двигательного режима младших школьников, обеспечить их активный отдых, удовлетворить естественную потребность в движении, развитие твор...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «СПОРТИВНАЯ ПЛАНЕТА «ОЛИМП»

Программа разработана на основании дополнительных общеобразовательных программ «Фитнес для детей», автор Резвова В.В., педагог дополнительного образования, программа «Развитие», автор Казак С.А., педа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»

Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья к...

Программа ШСК  «Движение» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Возраст учащихся 12-17 лет

нотация Занятия волейболом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных двигат...