Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
статья по физкультуре

Завгородняя Елена Васильевна

Использование современных образовательных технологий

в учебном процессе Завгородней Елены Васильевны,

учителя физической культуры МБОУ СОШ № 39 хутора Галицына

Славянского района Краснодарского края

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_ih_primenenie.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий                                                      в учебном процессе Завгородней Елены Васильевны,                                                                                 учителя физической культуры МБОУ СОШ № 39 хутора Галицына                                                                                                                                                                                                                       Славянского района Краснодарского края

      Успешным в современном обществе считается человек, у которого не только прочные знания, умения, но есть способность к самообразованию, саморазвитию, самореализации. Технологии и инновации, вошедшие в школьную жизнь в последние 10-15 лет, при всех имеющихся различиях, в конечном счете, направлены на повышение продуктивности учебной деятельности, превращении школьника в активного субъекта собственного учения.                                                                                                                    Исходя из этого изменились и цели школьного образования: научить детей учиться и уметь использовать знания в любых жизненных ситуациях.  

В своей педагогической деятельности, использую следующие современные обучающие технологии:

- здоровье сберегающую   технологию

-информационно-коммуникационную технологию                                                                                                    

- личностно-ориентированную технологию

- игровую технологию

-тестирование                                                                                                                                   - компетентносный подход 

Важной предпосылкой эффективного обучения учащихся считаю последовательную работу над усилением инструктивной направленности уроков физической культуры в концепции сотрудничества. Содействую воспитанию активности и инициативы, применяя в качестве методов организации учебного труда на уроке индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят.

В системе использую задания по комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, например, по основам знаний, правилам страховки и самостраховки, взаимообучения и взаимоконтроля.

Так, на каждом уроке после сообщения и уяснения учебных заданий и соответствующей организационно-подготовительной работы учащиеся получают возможность, во-первых, после необходимого инструктажа помогать друг другу при выполнении упражнений в парах, тройках, посменно в шеренгах. Во-вторых, выполнять роль помощников учителя. В-третьих, помогать одноклассникам, когда сами юные инструкторы поняли и уже освоили разучиваемые упражнения.                                                       Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из задач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности. Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель отличающий все здоровье сберегающие технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Основными мероприятиями здоровье сберегающей деятельности по праву считаются: - организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий                                                                                                               - реализация системы просветительской работы с учащимися по формированию у них культуры отношения к своему здоровью                                                                   - повышение уровня образованности в области физической культуры, и здорового образа жизни                                                                                                - формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни.                                                                                                            Гигиеническим средствам достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения, содействующих укреплению здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма: выполнение санитарно- гигиенических требований, личная и общественная гигиена (чистота тела, места занятий, спортивной формы и тд.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; обучения детей приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при травмах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекционных и простудных заболеваний; правильное распределение нагрузки во избежание переутомления.

 Здоровье сберегающие технологии использую не только на уроках физической культуры, но и во внеурочное время. Организую  спортивные  соревнования: «Весёлые старты», «Сильные, ловкие, умелые» и т.д., физкультурные праздники: « Папа, мама,  я – спортивная семья»,                                    « Рыцарский турнир», « А ну-ка, мальчики!»     « А ну-ка, девочки!»  «Праздник скакалки» и т д., занятия в спортивных секциях. Два раза в год провожу общешкольные дни здоровья. Использование  современных обучающих технологий позволяет учащимся добиваться высоких результатов  в районных соревнованиях, только за 2014-15уч.год: «Весёлые старты»                                                             1класс  -3 место                                                                                                                       2 класс – 3 место                                                                                                                         3 класс – 3 место                                                                                                                    4 класс – 3 место                                                                                         «Волейбол» юноши – 3 место, «Баскетбол» девушки -1 место и финал 2 место.                                                                                                  Информационно-коммуникационные технологии обучения   – это процессы подготовки и передачи информации обучающемуся средством осуществление которых является компьютер, доступ в интернет. ИКТ использую при подготовке к спортивным оздоровительным мероприятия, спортивным праздникам,  результатом которых является создание презентации по теме «Здоровый образ жизни» и пропаганды физкультуры и спорта. Использование ИКТ позволяет добиться повышения качества знаний учащихся по предмету, интереса к обучению, более осознанного отношения к своему здоровью и повышения мотивации учащихся для занятий физической культуры.  В своей педагогической деятельности я выделяю следующие направления использования ИКТ:                                                                                                            -ведение рабочей документации в электронной форме;                                                      -ведение документации в соревновательной деятельности во внеурочное время (соревнования, Дни здоровья и спорта, спортивные праздники и конкурсы, викторины и олимпиады) в электронной форме;                                                                                         -использование интернет ресурсов;                                                                                   Мною разработаны уроки по темам: «Достижения спортсменов Кубани на олимпийских играх в Сочи». Применение мультимедийных презентаций при проведении уроков по физической культуре, например: тема « Элементы баскетбола» - позволяют наглядно увидеть приёмы владения мячом, при этом повышается эффективность и результативность урока. Научившись создавать собственные презентации или использовать уже готовые программы, становится легче демонстрировать детям теорию и практику, а так же с помощью тестов осуществлять контроль знаний учащихся. Следовательно, информационные технологии обучения позволяют моим ученикам эффективно и самостоятельно осваивать теоретический и методический разделы учебных дисциплин по физической культуре.                                                                                            Многие мультимедийные материалы я нахожу в интернете и использую их в своей работе, что формирует навыки заботы о своем здоровье, навыки самоконтроля и т.д. В своей работе я пользуюсь сайтами: www.fipi.ru, www.numi.ru, www.school-cjllection.edu.ru, www.proshkolu.ru, www.pedmir.ru, www.pedgazeta.ru, www.festival.1september.ru, материалами электронных журналов «Спорт в школе», «Здоровье детей».

Личностно-ориентированные технологии и групповой метод.

С первых уроков использую практические задания, способствующие формированию у учащихся умений самостоятельно решать отдельные задачи урока. На примере предлагаемых ниже задач и соответствующих им заданий для учащихся разного возраста и с разным уровнем сформированности навыков самостоятельности провожу разминку с группой одноклассников.

Для 2-4 классов разминка способствует освоению роли ведущего в упражнении при помощи следующих заданий:

1.Выполняя упражнение, вести подсчет вместе с проводящим.

2.Классифицировать ошибки, допущенные проводящим при проведении упражнения (указать, где они допущены: в объяснении показа, подаче команд, в подсчете).

3.Самостоятельно подобрать упражнение и выполнить его с группой. При оценке выполнения учитывается сформированность умений:                                                                 а) выделять (объяснять, показывать) исходное положение;                                                   б) правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения;                                           в) ритмично вести подсчет.

В 5 классах для общей части разминки провожу следующие упражнения:

1.Упражнения, из числа ранее изученных, на подготовку определенной группы мышц.

2.Указываю часть тела, которую нужно подготовить к предстоящей работе. Задание учащимся: подобрать и выполнить упражнения для подготовки соответствующих групп мышц.

3.По предварительно полученному заданию готовлю и провожу с группой учащихся комплекс общеразвивающих упражнений. Оценку выполнения осуществляю по соответствию упражнений целям разминки и правилам их расположения в комплексе.

В 8-9 классах предлагаю учащимся задания, способствующие освоению ими приемов и средств проведения отдельных частей общей и специальной разминки:

1.Самостоятельно подготовить и провести с группой учащихся комплекс упражнений.

2.Найти возможные изменения в проведении разминки (в ее содержании, формах организации, в собственных действиях или действиях партнеров), направленные на более эффективное решение поставленных учебных задач.

  Игровая технология– это выполнение упражнений в игровой форме  
использование игрового названия и игровой цели.                                                            При организации и проведении игр и  игрового задания, руководствуюсь следующими принципами:

- соответствие применяемых игровых форм и средств с психофизическим особенностям учащихся

- всеобщая доступность, в том числе и для тех детей, кто ещё не приобщился к  регулярным занятиям физической культурой

-зрелищность, эмоциональность игр и заданий

Целостность и  логическая последовательность игровых средств

- комплексное воздействие  на двигательную сферу и интеллект участников игр

- ступенчатость и периодичность  использования игр

- гласность, сравнимость результатов, определённость цели и задач, единство требований

- высокая культура организации проведения игр и заданий

- сочетание традиционных и новых ритуалов воспитательной направленности ,  соответствующие духу времени

- взаимное уважение, доброжелательность учащихся, оздоровительная направленность, элементы познавательности и развлекательности

Игровой метод использую в каждой части урока в первых классах, подбирая игры и игровые задания в зависимости от поставленной  на уроке задачи по развитию того или иного физического качества.

Например: спортивно- игровая программа «Маршрут  для непосед».Составляю несколько уроков с игровыми названиями, на тему «туризм», при обучении упражнениям в равновесии, прыжковым упражнениям.Знакомство с туристическими походами, трудностями встречающимися на пути туристов.                                                                                                Тема:«Физическая подготовка и здоровье туриста»                                                                                   Задачи учителя:

-обучать детей заботе о своём здоровье

- формировать навыки правильного положения тела при различных двигательных действиях

- развивать двигательные способности учащихся, побуждать к самостоятельным занятиям

Игровое название урока:  «Позаботимся о здоровье»

Игровая цель: выполнять упражнения, укрепляющие организм туриста

Используются:

Специальный комплекс  упражнений  для контроля и формирования осанки

Игровые упражнения в равновесии:

-перейти речку по бревну (ходьба по рейке гимнастической скамейки).                       В прыжках:

-перебраться через ручей перепрыгивая с камня на камень(прыжки из обруча в обруч)

- перепрыгнем через ров (прыжки в длину через препятствия) и т.д.

Игра: «Костёр на берегу»

Соревновательный метод  использую для проведения этой игры.

Задача участников -  переправиться через речку  и разложить костёр на берегу.

Класс делю на две команды у каждого ученика гимнастическая палка.

По команде первый участник держа палку на плечах за головой, идёт по гимнастической скамейке кладёт палку в очерченном кругу,   назад возвращается вплавь – переползание по двум матам по пластунски. В путь отправляется следующий участник. При подведении итогов учитываю сноровку и быстроту команд.

В результате такой работы можно добиться укрепления здоровья учащихся, вызвать интерес и потребность заниматься  физической культурой и спортом, добиваться успехов и вести здоровый образ жизни.

Метод круговой тренировки осуществляется на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно – методическую форму физической подготовки. Этот метод не сводится к какому –либо одному  способу выполнения упражнений, он включает в себя ряд частных методов строго регламентированного  упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Я отдаю предпочтение этому методу ,и считаю , что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития  основных двигательных качеств учащихся.Основой круговой тренировки является многократное выполнение движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка её изменения и чередования с отдыхом. Комплексы упражнений подбираю в зависимости прохождения определённой темы и с учётом комплектования класса.

Используя метод круговой тренировки с учащимися младших классов, опираюсь на следующие принципы:- на каждой станции должен работать один учащийся-количество станций не менее 20-30- упражнения должны быть интересны и доступны детям                                                                                                              - время работы на каждой станции 25-30 сек.

Большое количество станций позволяет добиться стопроцентной двигательной активности учащихся, а также лишает их возможности заниматься в этот момент другими видами деятельности.

Примерный комплекс упражнений:- подтягивание в висе лёжа- лёжа на животе, ноги под рейкой гимн.стенки , руки за головой.Прогибы назад.- лёжа на животе, сгибание и разгибание рук- метание в цель- прыжки через скакалку, вращение вперёд-броски в кольцо- подтягивание по наклонной скамейке- подтягивание в висе- в висе на гимн. стенке, поднимание ног до положения виса углом- упражнения на пресс- прыжки через гимн. скамейку

Преимущество круговой тренировки: ученикам достаточно один раз «пройтись» по снарядам(станциям),чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку.

Метод круговой тренировки  применяю с использованием межпредметных связей. Например , учащиеся выполняют задания на станциях, такие как :                                                                                                                               - карточки по количеству учащихся, найди и исправь ошибку в слове(кортина, мидаль, вогзал, титрадь,кнега и т.д.)

- 10 прыжков через скакалку

- написать ассоциации:( солнце – небо, небо – тучи, тучи – дождь, мяч – игра т.д.)                                                                                                       -  10 приседаний                                                                                                       -  напиши часть речи                                                                                                           - 10 отжиманий от пола, в упоре лёжа                                                                  - напиши название сказки                                                                                  - подтягивание по гимн. скамейке лёжа на животе                                         - написание имен литературных героев

 Результативность применения метода круговой тренировки:   - развивает сообразительность учащихся, при смене характера выполнения задания                  

- развивает мышление учащихся, умение сконцентрироваться при выполнении задания

- развивает личностные качества учащихся: целеустремлённость, организованность, самостоятельность.-  развивает быстроту, ловкость, смекалку учащихся

Проводя уроки в начальной школе , используя  этот метод , добиваюсь большой плотности урока, роста интереса детей к занятиям.                                             Для оценки физической подготовленности учащихся, два раза в год в начале учебного года и в конце,провожу тесты для измерения выносливости, силовых и скоростных способностей.                          Тестирование:  бег – 30м; челночный бег 3х 10 м.; подтягивание на перекладине высокой - мальчики, на низкой  перекладине – девочки; метание  мяча 150 гр. на дальность; прыжки в длину с места.Для наглядности веду журнал . в котором на протяжении 4-х лет ,записываю результаты тестирования, это позволяет отслеживать результативность занятий. Учащиеся с интересом наблюдают за ростом или спадом  своего физического развития.                                                                        

Использование регионального компонента. На уроках учащиеся знакомятся с достижениями Кубанских спортсменов  в разных видах спорта, разучивают народные , казачьи подвижные игры: « Лапта» «Бег на казачью версту»,« Казачья эстафета», в рамках школьного месячника: « За здоровый образ жизни» - были проведены серии уроков о здоровом питании и здоровой пище. Мною разработан урок – игра на тему:  «Качество продуктов питания на Кубани».Данный метод позволяет прививать учащимся чувство гордости за свою малую Родину, чувство патриотизма и уважения к труду сельского труженика.Использование компетентностного подхода позволяет учащимся применять знания, полученные на уроках в повседневной жизни.                                    Например: соблюдение правил техники безопасности ,оказание первой помощи, представление  об общих основах личной гигиены, поддержание достойного внешнего вида, доброжелательное отношение к товарищам.Использование  современных обучающих технологий позволяет учащимся добиваться высоких результатов  в районных соревнованиях.