Использование современных образовательных технологий в процессе обучения.
статья по русскому языку на тему

Дворкина Алевтина Владимировна

Доклад на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Доклад к педагогическому совету.

Тема:

«Использование современных образовательных технологий в процессе обучения».

  Задача педагогической деятельности учителя -  это создать условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала.

      В соответствии с основными направлениями в сфере образования,  учитель внедряет в учебно-воспитательский процесс современные образовательные технологии:  метод проектного обучения и информационно-коммуникативные технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребёнка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность – средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.

        Учитель сегодня должен обладать  так называемой «двойной компетенцией», т.е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки владения информационными технологиями, высокую информационную культуру.

         Уровень сформированности информационной культуры учителя определяется: знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности. Конструирование урока с использованием новых информационных технологий и ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.

        Ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы информационные средства в учебном процессе.

       Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Использование универсальных информационных программ в процессе обучения; текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, мультимедиа-технологии делают учебный процесс более интересным и творческим.

       Результативность труда учителя во многом зависит от личности учителя, его личностных качеств. Личность учителя – главный фактор формирования у учащихся определенного отношения к учебному предмету, к учебе, познавательной деятельности вообще. Практика школы показывает, что увлечения учащихся определяется тем, какой учитель преподает предмет.

         В.А.Сухомлинский писал: «Учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и с наитруднейшего – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях… Глухой к другим людям – остается глухим к самому к себе: ему недоступно самое главное в воспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».

       Современные образовательные технологии на уроках включают в себя 6 факторов:

  1. Психолого-педагогические цели и задачи  урока.
  2. Учет психических особенностей учащихся при подготовке к уроку. Учет особенностей взаимоотношений уч-ся в коллективе, уровня организованности, подготовленности уч-ся, их отношение к учению, к данному предмету.
  3. Психологические аспекты формирования на уроке ценностных качеств: воспитательные задачи  урока; формирование убеждений, мировоззрения; использование на уроке знаний психологии (возрастных и индивидуальных особенностей учащихся).
  4. Активизация познавательной деятельности уч-ся оценивается по развитию способностей уч-ся. (Приемы развития внимания, мышления, памяти, воображения).
  5. Деятельность и личность учащихся на уроке: интерес к предмету, степень легкости усвоения материала, аккуратность, активность, самостоятельность, сосредоточенность на разных видах работы, дисциплинированность.
  6. Характеристика личности и деятельности преподавателя: знание предмета, эрудиция, разносторонность интересов, умение доступно объяснить материал, умение заинтересовать темой, требовательность, вежливость в общении, дисциплина на уроке, вовлечение учащихся в активную работу, справедливость, умение отмечать достоинства учащихся, создание благоприятной психологической атмосферы, общения на уроке с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, порицание, одобрение и др.), учет психологического состояния учащихся, коммуникативные умения преподавателя (умение находить выход из сложных ситуаций, самообладание, раскованность, снятие неблагоприятных эмоциональных ситуаций).

       Благодаря ИКТ (использование тестов, карточек для индивидуальной работы, опорных схем, памяток-инструкций, разноуровневых заданий на уроке и домашних заданий, сообщений, презентаций для уроков) и Интернету появилась возможность выбора интересного содержания современной информации, богатой наглядности, что влияет на развитие любознательности наших детей, привлекательность учебного материала, доступность изложения. Наши дети требуют достаточно многочисленных тренировочных упражнений. С целью поддержки интереса к предмету я стараюсь использовать методы и приемы развивающей системы (Л.В.Занкова), ориентируемые на развитие мышления, речи: наблюдения, сравнение, сопоставление, выявление закономерностей, использование проблемных ситуаций, ориентирующих уч-ся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания. Главное в работе – коллективный диалог: умение общаться, дать простор детской мысли, выслушать каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Дети не боятся допускать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь учитель и одноклассники.

        На своих уроках я стараюсь использовать современные образовательные технологии. На примере урока в 6 классе.  Тема урока «Н и НН в суффиксах прилагательных». Цель моего урока: познакомить уч-ся с одной и двумя Н в суффиксах прилагательных, научить правильно писать прилагательное с одной и двумя Н, рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора орфограммы.

       Слайд 1.

      - Образовать от существительных прилагательные.

   - как вы думаете почему в одних суффиксах пишется одна н , в других две?

Учащимся более подготовленным предлагаю образовать словосочетания .

Слайд 2.

(Ребята пытаются самостоятельно вывести правило правописания) помогаю им и предлагаю им познакомиться с алгоритмом и при этом говорю и ребятам о том, что главное в работе над алгоритмом – это терпение и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий (хотя уже с 5 класса они знакомы с алгоритмом, например, безударная гласная в корне).

- От какой части речи образовано слово?

- От сущ.

- Определите какой суффикс прибавляется к основе.

- онн-енн, ан,ян,ин.

Слайд 3.

Для того чтобы ребята самостоятельно пришли к формулировке правила правописания н и нн в суффиксах прилагательных. Предлагаю им прочитать стихотворение, оно у каждого на парте.

       В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Использование ПК на уроках русского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.

       Я убеждена, что задача каждого учителя–словесника - сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.

        Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному

С какой целью я применяю компьютер на уроках?

      Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- знание лингвистических и литературоведческих терминов;

         Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

      В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.

Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе

     Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

"Использование современных образовательных технологий в процессе обучения».

Презентация к педсовету по теме: "Использование современных образовательных технологий в процесе обучения"....

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения.

Публикация содержит  описание  современных образовательных технологий при изучении  русского языка и литературы....