Проект: "Игры трёх поколений"
проект по физкультуре (8 класс)

Смычагина Любовь Васильевна

   Изучение и сравнение подвижных игр трёх поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_3h_pokoleniy_petrova_e.docx56.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

Игры трёх поколений

Секция: культурология

                                                                             

                                                              Автор: Петрова Евгения

                                           Класс: 8 «Б»

                                                                               Руководитель:  

    Смычагина Любовь Васильевна

с. Горки 2017

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………….4

2. Основная часть…………………………………………………………………...5

              2.1 Самые первые игры…………………………………………………...5

              2.2 Устный опрос детей, мам, бабушек, дедушек………………………5

              2.3 Анкетирование трёх поколений……………………………………...5

3. Заключение……………………………………………………………………...10

4.  Литература……………………………………………………………………...11

5. Приложение…………………………………………………………………......12

Проект: «Игры трёх поколений»

Вид проекта: исследовательский

Методы:

- метод наблюдения,

- анкетирование,

- интервьюирование,

- сравнение,

- анализ и обобщение полученной информации.

Цель проекта: изучить и сравнить подвижные игры трёх поколений.

Задачи проекта:

- провести анкетирование сверстников, родителей, бабушек и дедушек,

- выявить, в какие игры любят играть наши сверстники и в какие игры играли мамы и папы, бабушки и дедушки,

- изучить литературу по данной теме,

- выпустить сборник, в который войдут собранные нами игры,

- разучить с ребятами новые игры.

Гипотеза: возможно, что дети разных поколений играют в совершенно разные игры.

Объект исследования: подвижные игры трёх поколений.

Предмет: содержание различных подвижных игр.

Актуальность: в век глобальной интернетизации, компьютеризации, повышенной перегрузки обучения, снижение двигательной активности, увлечение телепередачами, компьютерными играми, интернетом, нерациональная организация досуга - всё это ведёт к ухудшению здоровья детей. Поэтому сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей с помощью подвижных игр становится актуальным.

Новизна: данный материал ранее не был изучен.

Практическая значимость: данный материал может быть использован на уроках физической культуры, внеклассных мероприятиях, правильная организация своего досуга.

Введение.

Один раз в четверть у нас в классе проходят перевыборы актива. Меня выбрали игровиком. Работа мне эта была знакома, так как я волонтёр. В мои обязанности входило организовывать игры на переменах с малышами. Я заинтересовалась этой темой и начала исследовательскую работу. Стала изучать литературу, сделала вывод, что игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике. Игровые переживания способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни, закаляют характер. Игра учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями. Играя, дети расширяют свой кругозор, увеличивается их двигательная активность.

 Игра - это работа ребёнка, а игрушки его инструменты. Игра нужна детям не меньше, чем еда, питьё и любовь родителей. В игре ребёнок изучает мир. Ребёнку необходимо общение с другими людьми. Игра позволяет научиться понимать потребности других людей, игра - это репетиция взрослой жизни. В настоящее время игры во дворе или в хорошей компании дома заменяются виртуальными играми. У детей меньше друзей, даже оказавшись вместе, дети, зачастую, не знают, чем заняться. Раве заменит компьютер  общение с друзьями, разве с ним можно побегать, посмеяться, поговорить или побороться? Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой.  Сначала я провела игру «Путаница», потом игру  «Не скажу». Оказалось, что я очень мало знаю игр. Наша учительница физической культуры посоветовала изучить новые игры, если необходимо, обратиться за помощью к мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Я заинтересовалась этой темой и начала исследовательскую работу.

Организация  исследования.

Исходя из цели работы и поставленных задач я начала вести поисковую работу. При написании работы я использовала рассказы мам и пап, бабушек, жителей посёлка об играх их детства, находила описание некоторых игр в книгах, обращалась к сети Интернет

Цель моей работы: выяснить и сравнить игры разных поколений, поиск самых интересных игр, которые до сих пор используются, изучить подвижные игры трёх поколений. Выяснить причины замены игр компьютерными, поиски возможностей играть вживую.

2. Основная часть

2.1. Самые первые игры

Стоит признать, что в отличии от нашего поколения, дети 20 и 19 века прекрасно умели занимать играми себя сами, от них невозможно было услышать: « Мама, что мне поделать? Мне скучно!». Дети всегда были во дворе, играли в жмурки, прятки, догонялки, зимой снежки, санки, снежные крепости и многое другое. Игрушками служили какие - то предметы: камушки, ракушки, шишки, куклы из соломы с тряпичной головой, деревянные куклы и машинки. Но наши дедушки и бабушки были счастливы, они радовались тем игрушкам, которые у них были.

2.2 Устный опрос детей, мам, бабушек, дедушек

Игры развивают ловкость, меткость, силу, быстроту, учат премудростям жизни, добру, справедливости. Мне бы хотелось, проведя моё исследование, убедиться, что если мы возродим хотя бы некоторые забытые игры, мы укрепим здоровье, нам будет легче общаться и находить новых друзей, жизнь станет ещё интереснее и разнообразнее. В подтверждение данного предположения проведены устный и письменный опросы (анкетирование). Я выяснила, что наши бабушки и дедушки вообще не играли в компьютерные игры, не смотрели телевизор, а вот уже мамы и папы смотрели по телевизору детские передачи: «В гостях у сказки», «Ералаш», «АБВГДейка» и другие и ещё дети читали книги. Сейчас дети в свободное время смотрят телевизор, программ много обучающих, про окружающий мир, про животных. На улице играют дети редко, чаще летом. Таким образом, в настоящее время большинство детей любят совмещать компьютерные и подвижные игры. Очень жаль, что есть ребята, которые живут только в виртуальном мире, потому что радость живой игры никогда не сможет заменить к омпьютер. И как хорошо, что мамы, папы и бабушки, дедушки готовы поделиться с нами забытыми играми и даже поиграть с нами вместе!

2.3. Анкетирование  трех поколений.

Игры наших сверстников

Чтобы узнать игры наших сверстников я провела анкетирование (см. табл. 1).

                                                                                                                                          Таблица 1

              Игры

Девочки

Мальчики

Всего

Компьютерные игры

6

7

13

Подвижные игры

Прятки

9

-

9

Догонялки

5

2

7

Жмурки

5

-

5

Войнушка (Черепашки - ниндзя)

-

5

5

Кандалы(Цепи кованые)

2

1

3

Глухой телефон

1

1

2

Вышибалы

2

1

3

Три - пятнадцать

4

-

4

Скелет (Калека)

-

1

1

Тысяча

-

1

1

Спокойные игры

(игрушки, куклы, машинки)

8

1

9

Спортивные игры( футбол, пионербол, баскетбол)

4

7

11

Настольные игры

(шашки, шахматы, домино, карты)

5

1

6

Мной  было опрошено 26 учащихся 4, 5, 6а, 6б классов нашей школы. Возраст детей - 9-12 лет. В опросе приняли участие 15 девочек, 11 мальчиков. Я предложила им ответить на следующие вопросы:

  1. Любишь ли ты играть?
  2. Твои любимые игры?
  3. Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?

На вопрос: Любишь ли ты играть? - все дети ответили утвердительно. К сожалению, только 6 человек знают, в какие игры играли наши родители, бабушки и дедушки. Видимо, дети и родители мало общаются на эту тему. Проанализировав результаты, выявилось, что у половины детей любимые игры - компьютерные. А жаль! В последнее время говорят не только о пользе, но и о вреде, компьютера,  ведь дети используют его не для учёбы и работы, а главным образом для игры. У них может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Долгое времяпрепровождение без движения приносит ребятам большой вред.

Некоторые, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: куклы, шашки и шахматы. Это, несомненно, полезные игры. Но они проходят в помещении. А детям так полезен свежий воздух!

Радует, что наши мальчики и девочки любят играть в спортивные игры - футбол и пионербол, баскетбол. Но это происходит в основном на уроках физической культуры и спортивных секциях. Подвижных игр, к сожалению, дети знают не так много, а ведь они приносят только пользу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека. В подвижных играх много движения, в них нужны находчивость, смекалка, они помогают сформировать разные физические навыки и умения и отлично закаляют тело и душу. А главное, эти игры приносят радость и массу положительных эмоций. Дети назвали всего 10 подвижных игр. Содержание некоторых я описала в сборнике « Давайте поиграем».

Игры наших родителей

В ходе исследования выяснилось, что наши сверстники знают недостаточно подвижных игр. За помощью я обратилась к мамам и папам. Также провела анкетирование(см. табл. 2). Многие родители откликнулись на мою просьбу, а некоторые описали несколько игр. Их можно увидеть в сборнике.                                                                                                                                               Таблица 2

                     Игры

Мамы

Папы

Всего

Подвижные игры

Прятки

2

2

4

Башатики (догонялки)

6

1

7

Лапта

1

3

4

Вышыбалы

4

-

4

Классики

4

-

4

Городки

1

2

3

Штандер - стоп

3

-

3

Глухие телефончики

3

-

3

Жмурки

1

1

2

Кандалы(Цепи кованые)

2

-

2

Скакалка

2

-

2

Красочки

2

-

2

Съедобное - несъедобное

2

-

2

Войнушка

-

1

1

Стенка  на стенку

-

1

1

Резиночка

1

-

1

Третий лишний

1

-

1

Десяточка

1

-

1

Уголки

1

-

1

«Вы поедете на бал?”

1

-

1

Царь, возьми нас на работу

1

-

1

Спокойные игры

(игрушки, куклы)

3

-

3

Спортивные игры

(Футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, волейбол)

3

6

9

Настольные игры

(шашки, шахматы, карты, лото)

5

2

7

Подведя итоги анкетирования, я отметила, что наши мамы и папы, как и мы, любили играть в спортивные игры, шахматы и шашки. Мамы любили играть в куклы, как и наши сверстницы. Отличие в том, что во времена детства у наших родителей не было компьютеров. Наверное, поэтому родители намного больше знают подвижных игр, чем наши сверстники. Многие игры, такие, как прятки, жмурки, вышибалы, кандалы и т. д., остаются любимыми у многих детей и их родителей. Появились и незнакомые нам игры. Это лапта, десяточка, резиночка, уголки.

Игры наших бабушек и дедушек

Мне так понравилось изучать подвижные игры, что я решила обратиться и к нашим бабушкам и дедушкам, ведь они являются хранителями традиций, обычаев. Я задала им такие же вопросы, как и родителям. В анкетировании приняли участие 5 человек. Список любимых игр бабушек и дедушек  приведён в таблице 3.

                                                                                                                                       Таблица 3

                Игры

Бабушки

Дедушки

Всего

Подвижные игры

Клек (муха)

3

1

4

Лапта

2

3

5

Третий - лишний

3

2

5

Прятки

2

3

5

Пятнашки

2

2

4

Салки

3

2

5

Гори, гори ясно

2

1

3

Глухие телефончики

3

-

3

Красочки

1

1

2

Вышибалы

2

3

5

Жмурки

2

-

2

Чехарда

-

2

2

Гуси - гуси

2

-

2

Спокойные игры( игрушки, куклы)

3

-

3

Спортивные игры(футбол, волейбол)

3

5

8

Настольные игры(шашки, шахматы, карты)

2

2

4

Наши бабушки и дедушки тоже любили играть в игры, шахматы, шашки. Бабушкам, как нашим родителям и сверстницам, очень нравилось играть в куклы. Правда куклы они мастерили своими руками: из бересты, строгали из дерева. Также они много назвали и подвижных игр. Незнакомыми оказались: клек (муха), чехарда, лапта. А некоторые игры, такие, как жмурки, прятки, вышибалы, передаются из поколения в поколение.

  1. Заключение

В ходе исследования я смогла  познакомиться с играми детей трёх поколений. Выявила, что все дети во все времена очень любят играть. Многие игры остаются любимыми у детей всех трёх поколений: это жмурки, прятки, пятнашки, вышибалы, цепи кованые. У некоторых игр меняются только названия. Например, дети называют игру догонялки, родители - башатики, а бабушки и дедушки - салки. Можно сказать, что моё предположение о том, что дети разных поколений играют в разные игры, подтвердилось только частично. Выявились и забытые игры. Это клеек (муха), городки, лапта, чехарда. Несколько игр я уже разучила с малышами и одноклассниками. Теперь уверена, что с выбором игры проблем не будет. Я и мои друзья практически не играем в подвижные игры, только лишь на уроках физической культуры и секциях. Я поставила цель, что летом буду учить ребят  играть в подвижные игры и сама буду активно принимать в игре участие, чтобы быть здоровой. Человечество идёт вперёд, компьютер уже не запретить, но если мы будем чаще встречаться, просто разговаривать, играть, а не переписываться SMS - ками, то это будет огромная польза для нашего здоровья, мы узнаем новый для нас  интересный мир - мир игр. Результатом исследования является сборник подвижных игр, куда вошли игры детей трёх поколений, который будет постепенно пополняться.

Список литературы:

М.Ф. Литвинова, Русские народные подвижные игры. М.,Просвещение, 1986

М.Н. Жуков, Подвижные игры, издательство Академия, 2000

Сайт Энциклопедия нашего детства http://e - n - d.ru / games - ont/

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для ровесников

Уважаемый ровесник!

Прошу ответить тебя на вопросы

Твой возраст -

Любишь ли ты играть? -

Твои любимые игры? -

Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки, дедушки? Узнай. Перечисли их…. Спасибо!

Анкета для взрослых

Уважаемый взрослый!

Мы, дети, очень любим играть, но игр мы знаем не достаточно. Поделитесь с нами:

В какие игры вы играли в детстве?

В какие игры играли ваши родители, бабушки, дедушки?

Если сможете, опишите хотя бы одну.

Диаграмма - игры родителей и детей.

спортивные

настольные

подвижные

компьютерные

итого

1955-1980гг мамы, папы, бабушки

5

8

45

58

2010-2015гг наше время

4

3

6

10

23

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Сборник игр 2017 года.

Давайте поиграем!

Составители: дети, родители, бабушки и дедушки

Руководитель: Смычагина Л.В.

        «Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое послевоенное время. Но все равно дети находили время для игры.  Когда я задала вопрос бабушке, во что они играли в детстве, она назвала много игр. Оказывается, они играли в те же игры, в которые играю я с друзьями.  Играли в подвижные игры, догонялки, скакали на скакалках. А девочки играли куклами. Настоящих кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. А зимой дети играли в снежки, строили крепости и катались с горки на деревянных санках. Но были и те игры, о которых я слышала в первый раз…»

                                                       Путаница

Все игроки собираются в круг. Это будет клубок. Выбираем водящего -  бабушку. Бабушка отворачивается, а клубок держится за руки и запутывается. Затем все громко кричат: Бабушка, бабушка, нитки запутались. Бабушка должна распутать весёлую кучу - малу так, чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя.

                                                       Колечко

Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой - нибудь стеной, а напротив них встаёт ведущий. Игроки держат сложенные лодочкой ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони лодочкой и прячет между ними колечко. По очереди подходя к каждому игроку, он проводит своей лодочкой над лодочкой игрока, делая вид, что именно ему он передаёт кольцо. После того как обход всех игроков закончен (одному из них кольцо обязательно передаётся), ведущий говорит: Колечко - колечко, выйди на крылечко. Тот игрок, у которого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удаётся, то он меняется ролями с ведущим.

Тише едешь - дальше будешь

На просторной площадке отчерчивают на расстоянии около 30 м одна от другой две линии старт и финиш. На старте стоят игроки, на финише спиной к ним - водящий. Он произносит фразу: Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три. За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелиться, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот игрок, который первым доберётся до финиша. Он и становится следующим водящим.

Штандер - стоп

Ведущий встаёт в центр, остальные игроки окружают его. Он подбрасывает вверх мяч и называет имя одного из участников: Штандер - Матвей. Тот, чьё имя названо, кидается ловить мяч, а все остальные бросаются врассыпную. Пока мяч летит, все игроки должны разбежаться как можно дальше. Как только водящий поймал мяч, он кричит: Штандер - стоп. Все игроки замирают на том месте, куда успели добежать.

Вариант. Водящий выбирает одного из игроков, прикидывает расстояние до него на глаз и говорит, например: До Кати - десять гигантских, -  и начинает двигаться к игроку. Шаги в этом случае могут измеряться как гигантские( длинный шаг - прыжок), простые ( обычный шаг) и лилипутские( одна ступня плотно приставляется к другой). Чем точнее глазомер водящего, тем ближе он сумеет подойти к игроку. Подобравшись к игроку максимально близко, водящий кидает в него мячом. Если игрок сумеет увернуться или поймать мяч, водящему приходится бежать за мячом или снова подкидывать его в воздух и ещё раз кричать:  Штандер - стоп - все остальные в это время разбегаются ещё дальше. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не сумеет выбить одного из игроков. Если мяч попал в одного из игрока, а тот не сумел увернуться - ему водить.

Кандалы

Игроки делятся на две равные по силе команды. Они встают в два ряда друг напротив друга на расстоянии примерно 4-5 м и крепко берут друг друга за руки. Одна команда кричит другой:

- Кандалы (цепи)!

Вторая команда громко отвечает:

- Закованы!

Первая команда:

- Раскуйте нас!

Вторая команда:

- Кем из нас?

Первая команда выбирает любого игрока из второй команды и выкрикивает его имя. Тот бежит, набирая скорость, и старается разбить руки игроков противоположной команды. Если сумел разбить цепь - забирает любого из двух не удержавших цепь игроков с собой. Если не разбил - встаёт в цепь. Каждая команда старается перетащить к себе как можно больше игроков из команды противника. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из цепей не останется ни одного человека.

                                                      Платочек

Все игроки садятся на корточки в круг. Водящий бегает у них за спинами по внешнему кругу, держа в руке платочек. Незаметно он кидает платочек за спиной кого - нибудь из игроков. Если игрок этого не заметил и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил подброшенный платок, он хватает его и бежит по кругу вдогонку за водящим. Если догнал и водящий успел сесть на освободившееся место, то водящим становится новый игрок.

                                                     Калека

Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Если кто - то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» его у штрафника какую - нибудь часть тела, например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (нельзя разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому - то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо « отбирания» части тела вернуть что - то недостающее себе и продолжить игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей «утратой» (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг Последний «выживший» игрок объявляется победителем.

Игра «Деревянные лошадки». Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое послевоенное время. Они играли в подвижные игры: футбол, волейбол, догонялки, прыгали на скакалках и лошадках. Лошадкой служили деревянная палка и хворостинка.

«Дочки-матери» – в эти игры девочки  играли. Кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. А еще куклы были с глиняной головой и мягким тряпичным туловищем.

Из больших огурцов делали ведерки для игр. Разрезали большие огурцы на две части, вынимали из них семена, делали веревочку вместо ручки и играли в земле. 

Куклы Барби, роботы, трансформеры, конструкторы «Лего» – это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? 
Моя бабушка любила играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их дети своими руками. Тряпичные куклы делали из ваты и лоскутков ткани, а соломенные – из соломы. Тряпичную куклу перетягивали вокруг пояса, волосы делали из пакли, а глаза рисовали углем. А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева автоматы, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской «посудки» тогда не было, и поэтому собирали черепки битой посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там. 

В то время не было магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую. 

А еще играли с куклами в детский сад и больницу.

В детстве мои бабушки прыгали на скакалке, вырезали кукол из картона и наряжали их в разные наряды из цветной бумаги, играли в «дочки-матери», «больницу» и «магазин». 

«Качели – карусели». Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. На этих качелях дети любили устраивать соревнования – кто быстрее и сильнее раскрутится на них. Иногда вместо карусели вбивали во дворе столб, прикрепляли на него веревки с петлями, и дети крутились вокруг столба до головокружения. 

Была ещё такая забава – брали деревянное бревно, клали на него доску. Один вставал на один конец доски, другой прыгал. Нужно было подлететь как можно выше и приземлиться на ноги. 

«Машинки». У дедушки была деревянная машина и кубики. И хотя игрушки не всегда были красивыми, дедушка с бабушкой их очень любили». 

 «Войнушка» (или в пиратов). Сами делали сабли из досок, бегали с палками, как с автоматами. Находили подходящие сучки и вырезали рогатки. Жгуты были дефицитом, поэтому использовали резинки от велосипедных камер.

. По дедушкиным  словам, как и все мальчики того времени они играли в основном в игру под названием «Войнушка». В эту игру могут играть неопределённое количество детей. Они делали себе различное оружие из подручных средств: автоматы, ножи, пистолеты. Одевались в старую школьную форму, делали из репейника ордена на эту форму, брали у своих родителей военные фуражки и представляли себя солдатами. Дети разделялись на два лагеря: один был «СВОИ», а другой «ВРАГИ». Они представляли, себе всякие сюжеты из военных фильмов, проигрывали их. По словам моего деда это было очень интересно и увлекательно. 

Любили играть на озере в пиратов. Делали плоты, ставили палку вместо мачты, на импровизированном флаге рисовали краской череп и кости и брали друг друга на абордаж. Кто упал в воду, тот проиграл. 

Мой дедушка любил играть со своими друзьями в «Мушкетёров». Делали из палок шпаги и сражались. 

 «Чехарда». Когда я задал вопрос дедушке с бабушкой, во что они играли в детстве, было названо много игр, в которые играем и мы сейчас: скакалка, снежки, футбол, прятки, ляпы. Но были и те игры, о которых я слышал в первый раз. Игра «Чехарда» – где прыгают через спину товарища. Мы с папой попробовали. Было очень весело!

Игра «Городки». Это игра, где из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил. Дедушка любил играть в «Городки», он был чемпион двора.

Игры с песком. Летом моя бабушка, когда была маленькая, вместе с подружками ходили к озеру и строили из песка крепости, домики, лепили разные фигурки. Для своих кукол готовили из песка угощения.

«Концерт». Долгими морозными вечерами моя бабушка со своей сестрой устраивала домашние концерты. Они наряжались, пели песни, читали стихи, а родители внимательно слушали и аплодировали. 

        «Люлька». В старину дети ничем не отличались от нас, им также хотелось бегать и играть. Моя бабушка Шура любила играть в «Люльку» – это перепрыгивание через длинную верёвку, которую крутят два человека. Она дольше всех прыгала и лучше всех у неё получалось. Она прыгала разными способами с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещёнными ногами, с поворотом при прыжке. Ей очень нравилась эта игра. Сейчас ей 80 лет и ей очень трудно ходить. Она часто вспоминает те времена. 

«Магазин». У меня две бабушки:

 бабушка с друзьями из коробок устраивали прилавки, из досок и кирпичей – весы. Продавали всё: щепки – селёдка, круглые палки – колбаса, песок – сахар, камешки – конфетки (иногда даже в фантиках), листья с деревьев были деньгами. Кто-то был продавцом, кто-то покупателем. 

«Звонарь».. Эта игра очень весёлая и интересна тем, что одному игроку - «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком. Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры. 

Игры в слова. А вот интересно: какие игры были у бабушки и дедушки? Оказывается, такие же как и у нас! «Съедобное – несъедобное», «Испорченный телефон» или «Глухие телефончики». Я люблю играть в разные игры. С папой мы играем в машинки, собираем модели из конструктора; с бабушкой играем в слова, загадываем друг другу загадки.

«Съедобное-несъедобное» . Играющие встают в круг и начинают перекидывать друг другу мяч, называя при этом различные предметы: съедобные и несъедобные. Если игрок кинул мяч и сказал, например, «яблоко», то другой должен поймать мяч. Если же был назван несъедобный предмет, например, «дом», то мяч нужно отбивать. Игрок, поймавший «несъедобный» мяч или отбивший съедобный, выбывает из игры. Побеждает игрок, продержавшийся дольше всех. 

«Чёрное и белое не носить! Да и нет не говорить!».  Это старинная русская игра, ее любили все: в нее играли наши бабушки и прабабушки. Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке  Кого-нибудь - по жребию или по считалке - выбирают вожаком. Вожак должен задавать вопросы, а все остальные - отвечать ему. Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то и сказал!  На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только не произносить слова: черное, белое, да, нет. Кто оговорился, даёт вожаку фант -  какую-нибудь из своих вещей: платок, значок, ленточку, монетку, орех и тому  подобное. Эти фанты потом надо будет выкупать.

Итак, игра началась! Вожак обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и называет  условия игры:  «Вам бабушка для бала  прислала сто рублей. Велела вам черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить. Вы поедете на бал?»  Цель ведущего - сбить игрока с толку и заставить нарушить условия. Цель игрока - продержаться как можно дольше. Одежда, средства передвижения, стены, картины, ковры, - все, о чем рассказывается, не должно содержать черных или белых деталей. Ведущий сознательно должен формулировать вопросы так, чтобы было трудно уклониться от ответа «да» или «нет» или избежать слов «черное» – «белое». Он  задает вопросы всем игрокам по очереди, но может вести разговор одновременно с двумя играющими. Неопытные игроки очень легко ловятся:

- Вы поедете на бал?

- Поеду.

- Вы, конечно же, будете там улыбаться?

- Нет, не буду! (запретное слово произнесено)

Затем водящий по очереди подходит к другим участникам, произносит четверостишие и задает вопросы. Так он обойдёт всех. 

Одни не собьются ни разу, другие сбиваются быстро. Кто собьётся, тот даёт фант. Выигрывает тот, кто отдал меньше всего фантов. А после игры начинается выкуп фантов. Одному из участников игры накрывают голову платком так, чтобы он фантов не видел, и водящий, поднимая чей-то фант над его головой, спрашивает:

- Что этому фанту сделать?

Пожелания могут быть шуточными:

- Этому фанту надо... проскакать на одной ноге вокруг стола. Этому фанту громко прокукарекать…. этому фанту спеть любимую песню.

Я предложила сыграть в эту игру своим подругам. Оказывается, игра, действительно, забавная! И не только забавная! Это думательно-словесная игра, которая, как мне кажется, развивает в игроках интеллект и память.

     

 «Секретики». Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в земле и накрыть стёклышком. Всё это делалось тайно. О «секретике» можно было рассказать только самым верным друзьям. 
 «Кольцо-колечко» – это тоже игра из бабушкиного детства. Все рядком сидели на лавочке, сложив ладони перед собой лодочкой. Водящий обходил всех, точно так же сложив ладони, только у него в них был спрятан маленький предмет – колечко или ещё что-нибудь. Этот предмет тайно клали в «лодочку» одного из сидящих. Потом водящий отходил и говорил: «Кольцо-колечко, выйди на крылечко!» Другие должны были догадаться, кому положили колечко, и не дать ему встать. Тот, кому удавалось встать со скамейки, становился водящим. 

«Жмурки». В детстве мои бабушка и дедушка играли во множество игр, но я хочу рассказать про их любимые игры. У бабушки была любимая игра «Жмурки» и играли в нее так: одной из девочек завязывали глаза, крутили три раза, потом все разбегались в разные стороны, и та девочка должна была поймать одно из играющих. Если она угадывала по имени пойманного, то он становился «водящим». 

«Кошки-мышки». А у дедушки любимой игрой была «Кошки-мышки». Все играющие вставали в один большой круг. Выбирали «кошку» и «мышку». «Кошка» находилась за кругом, а «мышка» внутри круга. «Кошка» должна была ухитриться и попасть в круг поймать «мышку», а тот кто впустил «кошку» становился «водящим». 

Игры на свежем воздухе. Во время детства моих бабушек и дедушек ребята играли в лапту. Биты, конечно, делали сами. 

Бабушка играла со своими подружками в «Ручеек», «Ляпы», «Прятки». 

А ещё играли в «Цепи кованные», «Классики», «Лапту», «Пароль», «Казаки-разбойники», «Прыгалки» и многие другие интересные игры. 

А зимой катались с горки на деревянных самодельных санках, играли в снежки, строили крепости и катались с горки.

«Вышибалы».  На игровом поле стояли вышибалы (водящие), их задача – выбить мячом игроков с поля. Мяч подавался поочередно от одного вышибалы к другому, выбитые игроки уходили с поля, пока не были выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы могла быть поймана «свечка», что означало либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле. 

«Классики» – на асфальте мелом расчерчивается квадрат, разбитый на «классы» (т. е. квадраты), которые нумеруются от 1 до 10. Задача играющих пропрыгать на одной ноге (или двух, в зависимости от порядка) по «классам» начиная с первого и до конца, ни разу не сбившись.

«Змейка». Выбирают вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению за вожаком. Во время бега двое поднимают высоко соединенные руки, чтоб вожак пробрался под ними – образуется выемка. И попавшему в эту выемку необходимо тот час же обернуться, чтоб цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, образуется ряд выемок, получается форма змейки. 

 «Камушки». Это когда нужно по очереди поднять все камушки, находящиеся на земле, не уронив ни одного.

В «Светофор» играли так: на площадке чертили две линии на расстоянии 5-6 м друг от друга. Игроки стояли за одной линией, водящий стоял между линиями примерно посередине, спиной к играющим. Водящий называл какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствовал в одежде, они беспрепятственно проходили за другую линию. Если такого цвета в одежде не было, то водящий «осаливал» перебегающего игрока. «Осаленный» становился водящим. 

«Тише едешь - дальше будешь». Водящий и играющие находились по разные стороны двух линий, которые были прочерчены на расстоянии 5-6 м друг от друга. Задача играющих: как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становился водящим. Играющие двигались только по словам водящего: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». На слово «стоп» все замирали. Если водящий замечал, что кто-то зашевелился, он посылал играющего за черту. 

«Пинг-понг» – игра моего деда. Как и все деревенские мальчишки, днем он помогал родителям по хозяйству, вечером гонял мяч на поляне у леса. Но в один прекрасный вечер на поляне никого не оказалось. Дело оказалось в том, что одному из мальчишек отец, на день рождения, подарил ракетки для пинг-понга и сколотил теннисный стол, правила игры, конечно, никто не знал, но дядя Ваня, так звали папу мальчика, все объяснил. Правила игры оказались очень простые и заключались в следующем: двое игроков, с ракетками в руках, встают у стола, друг против друга, по середине которого натянута сетка, и начинают ракетками отбивать маленький шарик, при этом шарик должен удариться об твою половину стола один раз. После этого ты должен отбить шарик, чтобы тот, перелетев сетку, попал на половину стола противника, и так продолжается пока кто-то не промахнется, или ударит так, что шарик перелетит сторону стола противника, или ударится два или более раз об твою половину стола. Игра продолжается до двенадцати промахов. 
Узнав новую игру, все деревенские мальчишки пропадали во дворе , многим не удавалось поиграть по несколько дней, так как мальчишек много, а ракетки всего две. Но когда подходила очередь, то каждый старался продержаться за столом в роли игрока как можно дольше, а то, когда придет твоя очередь снова – неизвестно. 

Зимние развлечения. Я хочу рассказать, как моя бабушка в детстве развлекалась зимой. Основное развлечение детей зимой было катание с горок. Но ближе к весне, когда снег становился липким, ребята любили играть в снежки и лепить снежную бабу. Дети катали большие круглые комки из снега и ставили друг на друга. Верхний из трёх шаров украшали морковкой, заменяющей нос, а вместо глаз вставляли угольки. На голову снежной бабе одевали ведро. Снеговики украшали почти все дворы.

«Колечко». Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий игроки держат сложенные лодочкой ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони лодочкой и прячет между ними колечко. По очереди подходя к каждому игроку, он проводит своей лодочкой над лодочкой игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо. После того как обход всех игроков закончен, одному из них кольцо обязательно передается, ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Тот игрок, у которого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим. 

«Краски». Участники игры выбирают продавца и двух покупателей. Остальные игроки придумывают себе цвет и тихо называют его продавцу. После этого продавец приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит в дверь: 
– Тук, тук! 

– Кто там? 

– Покупатель. 

– Зачем пришёл? 

– За краской. 

– За какой? 

– За голубой. 

Если голубой краски нет, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то забирает её себе. Приходит второй покупатель, и разговор с продавцом повторяется. Так покупатели по очереди подходят и выбирают краски. Выигрывает покупатель, купивший больше красок. Он становится продавцом.

У разных поколений игры и игрушки для детей разные, но некоторым из них выпала счастливая судьба: они продолжают радовать ребят и сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - игра: "Развиваемся играя"

Воспитание и перевоспитание проблемных детей является одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. Актуальность ее заключается в том, что с каждым г...

Мини-проект Игра как вид деятельности на уроке русского языка

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на осно...

Мини-проект Игра как вид деятельности на уроке русского языка

Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на осно...

Коррекционно-развивающее занятие по психологии с элементами тренинга и сказкотерапии (урок-проект) "Игра-путешествие в сказочную Страну добра"

В начале учебного года была проведена психодиагностика познавательных процессов таких как: слуховое восприятие, память – зрительная, слуховая, опосредованная, внимание, мышление, речь, величина,...

Технологическая карта проекта Игра Жизнь

Работа представляет собой технологическую карту проекта "Разработка игры "Жизнь". Используется среда программирования Delphi. С помощью предлагаемой технологическоу карты учащиеся строят динамическую ...

Проект "Играем с чистоговорками" по лексической теме "Школа.Школьные принадлежности" И.Н.Думитраш, учитель-логопед.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий. Могучий и поистине волшебный русский язык» К.Г.Паустовский       Возможность говорить, общаться-это удивительный дар...

Мультимедийный проект-игра "Эрудиты"

Проект  «Эрудиты»  представляет  собой  серию интеллектуальных  игр  для  младших  школьников 3 – 4 класса (в зависимости от готовности учащихся).Цель:Ø повышен...