Доклад на районной конференции "Современные технологии физвоспитания и спортподготовки школьников при реализации ФГОС"
статья по физкультуре

Доклад на районной конференции "Современные технологии физвоспитания и спортподготовки школьников при реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 1_vystuplenie.pdf742.88 КБ
Microsoft Office document icon 1_vystuplenie_1.doc196 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Современные технологии физвоспитания и спортподготовки школьников при реализации ФГОС

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:

физическое, эмоциональное, интеллектуальное и  социальное  развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;

формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

понимание  личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;

понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;

развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;

установление  связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

Предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать:

Физическая культура:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями  с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой  и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Традиционная педагогика

  • Учитель учит- ученик учится
  • Учитель знает все- ученик не знает ничего
  • Учитель думает- ученик воспроизводит знания
  • Учитель говорит- ученик слушает
  • Учитель управляет- ученик подчиняется
  • Учитель активен- ученик пассивен
  • Учитель определяет содержание обучения- ученик к нему приспосабливается
  • Учитель авторитарен- ученик несвободен

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Основа Стандарта - системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.


Изменение роли участников педагогического процесса

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы!
А учит ли этому школа?

    Решение проблем в жизни

1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения.

    Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)

4. Получив результат,  мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

  • Стандарт предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.

В документах ФГОС сформулированы требования к учителю,  в том числе :

  •  уметь выбирать и использовать современные  образовательные технологии
  •  использовать технологии оценки
  • современные технологии проектирования образовательной среды

Технология -

  • это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Педагогическая технология -

  • это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
  • учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
  •  объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Современные  педагогические  технологии

Здоровьесберегающие технологии

Технологии интегрированного

обучения

Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная)

Учебно-исследовательская деятельность

Технологии сотрудничества

 Личностно-ориентированные технологии

Игровые технологии

Информационно-коммуникационная (ИКТ)

Технологии дифференцированного обучения

Деловые игры

Проблемное  обучение

Портфолио  учащихся

компьютерные технологии  

интерактивные технологии

Технологии разноуровнего обучения

Проблемно-диалогическая технология
Проблемное обучение  формирует потребности  в создании условий для самостоятельных приобретений  физкультурно-спортивных знаний и умений.

Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся  систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.

Проблемно-диалогический урок

1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование  проблемы учениками

2.Актуализация учениками своих знаний

3. Поиск решения проблемы учениками

4. Выражение решения,

5.  Применение знаний учениками

На уроках предлагается учащимся  ответить на  проблемные вопросы, например: «Зависит ли от уровня развития скоростно-силовых качеств результат в прыжке в длину?», «Влияет ли уровень развития скоростно-силовых качеств на успешное усвоение технических действий волейболиста?»  

Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог?

  1. Регулятивные – умение решать проблемы
  2. Коммуникативные – вести диалог
  3. Познавательная – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
  4. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

ПРОБЛЕМНЫЙ  ДИАЛОГ :

1. Даёт прочные знания.
2. Стимулирует интеллектуальное развитие.
3. Воспитывает активную личность..

Технология развития критического мышления

  • Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. 

Личностно-ориентированные системы обучения:

Используя данную технологию можно создать благополучные условия для развития и физического самосовершенствования каждого учащегося.  

Исходная позиция – каждый ученик индивидуальность.
Учащийся - субъект своего образования.

Смысл и вектор образовательного движения иной – не к ученику, а от него.

Но мало дать свободу детям, надо научить их действовать.

  • Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.
  • Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределённых решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся.
  • Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам.

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:

  • Смысл деятельности ( зачем я это делаю);
  • Постановка личной цели ( предвосхищающий результат);
  • План деятельности;
  • Реализация плана;
  • Рефлексия ( осознание собственной деятельности);
  • Оценка;
  • Корректировка или переопределение целей.

Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок проходит более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Формы использования ИТ разнообразны: от демонстрации на уроке до дистанционного образования.

Информационные технологии включают гипертекст и мультимедиа, программируемое тестирование и контроль, имитационное обучение, демонстрации.

Достоинства: наглядность учебного материала;

возможность моделирования процессов и явлений, которые нельзя в реальности получить;

объективность контроля;

демонстрация динамических процессов, явлений;

возможность самостоятельно учащимся выбирать скорость обучения;

углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки

Игровые технологии

С целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой необходимо использовать игровые технологии. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. 

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых.

Но исторически одна из первых ее задач — обучение.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств.

Достоинства:

  1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
  2.  Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей;

3. У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

4. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;

5. Появляется возможность более  эффективно работать с трудными учащимися;

6. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах;

7. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

Проектная деятельность обучающихся и Исследовательская деятельность обучающихся 

Этапы проектной технологии:

Информационный (установочное занятие, сообщение о цели и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта).

Плановый.

Поисковый.

Обобщающий.(структурирование информации, систематизация данных, построены логической системы, выводов).

Этап представления и защиты.(Защита, презентация, результат).

Аналитический.(Рефлексия)

Применение технологии проектного обучения делает урок физической культуры  более увлекательным для учащихся: они самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Результатом выполнения проекта является развитие информационной, коммуникативной, личностной компетенций учащихся.

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной:

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Результатом проектной деятельности являются продукты имеющие практическую значимость, социальную значимость.

Здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии как ключевое направление в процессе реализации новых образовательных стандартов"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Здоровьесберегающие технологии как ключевое направление в процессе реализации новых образовательных стандартов"...

Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Проблема преемственности между дошкольным образованием и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...

Доклад на тему: «Совершенствование методов преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС».

Доклад на тему: «Совершенствование методов преподавания иностранного языка в условиях  реализации ФГОС»....

ПЛАТФОРМА «ГЛОБАЛЛАБ» КАК ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Работа знакомит с возможностями образовательной платформы для организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеурочное время....

Доклад на тему: "«Особенности организации внеурочной деятельности воспитанников в условиях реализации ФГОС».

     Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школ...

Доклад на тему: «Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

В современных условиях развития образования, методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует его самореализации, решению личных профессиональных проблем, п...