Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии как ключевое направление в процессе реализации новых образовательных стандартов"
материал на тему

Бубенцова Инна Алексеевна

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Здоровьесберегающие технологии как ключевое направление в процессе реализации новых образовательных стандартов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zozh_-_.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №47

Доклад

 на заседании педагогического совета

на тему:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

Подготовили: Бубенцова И.А. ,

учитель английского языка;

Суханова Т.В.,

учитель биологии

23 марта 2015

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако, на сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное  безответственное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих.

          Наши учащиеся недооценивают и  не понимают до конца роль здоровья своего и здоровья населения для  социально-экономического развития страны и вообще для выживания нации.

          В целом  у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.

          А сейчас, чтобы не быть голословным  мы хотим на конкретных примерах показать, действительно,  пренебрежительное и безответственное отношение к своему здоровью наших соотечественников.

         Судите сами:

В стране курит каждый 3-ий россиянин, каждая 4-ая женщина. К ним в ряд можно поставить 3,5 миллиона курящих подростков. По результатам социологического опроса, который был проведен в Московской области в 2010 году по рекомендации Министерства здравоохранения  Московской области 65% девочек - учащихся и студенток курят.

         И хочется напомнить: “В государстве, в котором здоровье женщины в опасности, у нации нет будущего, потому что нет надежды на здоровое потомство”.

В последние 10 лет в педиатрии появился новый диагноз: табачный или никотиновый синдром. Он почти такой же, как алкогольный синдром.

Основная причина – курящая женщина, особенно в ней  период  беременности. При каждой затяжке  спазмирует плацента, через  которую эмбрион получает все необходимое, следовательно, эта развивающаяся кроха тоже спазмирут. Поэтому результатом  этого являются  внешние и внутренние аномалии развития:

  • Малый вес, а далее замедленная прибавка в весе.
  • Развитие никотинного голода,  постоянный плач, беспокойство, одышка, бессонница.
  • Врожденные черепно-лицевые аномалии.
  • Пороки развития конечностей, сердца, сосудов, органов дыхания, ЭНКТ.

До 1980 года уровень наркомании в нашей стране был достаточно низким. Но уже в 2009 году Россия заняла I место в мире  по употреблению героина (по данным ООН). Сейчас в стране насчитываются от 3до 8 миллионов наркоманов. А около 18 миллионов имеют  опыт  употреблению наркотиков. В Москве насчитывается около 1 миллиона наркоманов. Среди них около 90% больных гепатитом. И до 80% ВИЧ- инфицированных и около 70% больных туберкулезом. С 2012 года отличается рост наркомании среди подростков.

Туберкулез прогрессирует. В России в настоящее время ежегодно заболевают 100-120 тысяч человек. В год умирает около 30000 человек.

По данным Роспотребнадзора в России около 5 миллионов алкоголиков (это только   официально зарегистрированные).

Исследования и социологические опросы девочек  от 12-16 лет и женщин в крупных городах в различных регионах страны показали:

         многие девочки имеют по 5-6 партнеров в неделю/месяц, употребляя  при этом алкоголь. Каждая 2-ая такая девочка имеет серьезное заболевание и нет надежды на здоровое потомство. 60-70% беременных женщин употребляют алкоголь - просто так и риск рождения нездорового ребенка возрастает от 10 до 100%. После 2х лет  регулярного принятия алкоголя родить нормального ребенка невозможно. У таких детей наблюдаются различные уродства - внешние и внутренние, психические расстройства и умственная отсталость, алкогольный синдром, 4,5 миллиона психически больных детей.

        Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.

В свою очередь, здоровьесберегающая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой.

Девизом нашей работы по формированию  здорового образа жизни  стали слова Карлейля, шотландского философа: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно,  основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Наша цель - помочь каждому ребенку осознать здоровье  как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживать и развивать детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.

В нашей школе такую систему позволяет выстроить проведение региональной акции «Здоровье – твое богатство». Эта программа рассчитана на педагогическое сопровождение развития ребенка с 1 по 11 класс.  

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Для выполнения этой задачи в начальной школе были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:

Утренняя зарядка. В начале каждого учебного дня перед занятиями проводится утренняя зарядка. Она проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

         Игровые перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводятся прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов.

          Обязательной частью урока в начальной школе является  проведение физкультминуток, которые применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

Также наши учителя используют специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки, для релаксации.

              Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке, в начальном классе систематически проводятся нестандартные игровые уроки: уроки - игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. Приёмы с элементами соревнования благотворно влияют на здоровье.

Основной формой организации учебного процесса в средней и старшей школе является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни.

В рамках упомянутой акции («Здоровье – твое богатство») мы регулярно проводим интегрированные и бинарные внеклассные мероприятия, направленные на сохранение здоровья учащихся, где  интегрируем знания из разных областей для решения одной проблемы.

10 марта 2009 года состоялось открытое интегрированное (биология и математика) мероприятие - конференция в 5а классе по теме «Соблюдение правил личной гигиены – залог здоровья. Гельминты, вши, чесоточный клещ, паразиты человека, вызывающие паразитарные заболевания: гельминтоз, педикулёз, чесотку. Профилактика заболеваний». 

29 апреля 2011 года - открытое интегрированное (биология и обществознание) внеклассное мероприятие – конференция в 7б классе по теме «Дисциплина как необходимое условие нормального существования общества и человека. Самовоспитание, формирование навыков здорового образа жизни в процессе социализации личности».

10 октября 2011 года - открытое интегрированное (биология и математика) внеклассное мероприятие – заседание круглого стола
в 8а классе по теме «Здоровье – твоё богатство. Питание и здоровье человека».

11 декабря 2011 года - открытое интегрированное (биология и математика) внеклассное мероприятие – конференция
в 8а классе по теме «Здоровье – твоё богатство. Заболевание органов пищеварения: сальмонеллёз, дизентерия, гастрит. Причины и профилактика».

22 февраля 2012 года - открытое интегрированное (биология и математика) внеклассное мероприятие – конференция
в 8а классе по теме «Здоровье – твоё богатство. Взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем. Заболевания сердечно-сосудистой систем и органов дыхания, связанных с курением».

16 октября 2013 года – открытое (биология и английский язык) бинарное  внеклассное мероприятие - конференция в 8 классе по теме «Здоровье – твое богатство. Человек есть то, что он ест».

Продолжением данной конференции явилось открытое бинарное (биология и английский язык) внеклассное мероприятие – заседание круглого стола  в этом же классе 10 декабря 2014г.  по теме «Здоровье – твое богатство. Человек есть то, что он ест и какие напитки употребляет».

Наш учитель биологии Суханова Татьяна Васильевна, начиная с 1980 года, ежегодно проводит беседы с учащимися 2 классов о значении личной гигиены. В прошлом году у нас родилась идея провести бинарное внеклассное мероприятие – беседу по данной теме. Главной задачей было объяснить второклассникам отрицательное влияние несоблюдения основных гигиенических норм на физиологические процессы органов пищеварительной системы.

Пропаганде здорового образа жизни и занятиям  спортом у нас была посвящена неделя английского языка в 2012 году, и ряд мероприятий в 2014 году, посвященные Олимпий        ским Играм, например, выпуск тематических газет, открытый урок по теме «The Olympic Games. Sochi 2014», брейн-ринги и др.

Обязательным условием эффективности каждого урока и внеклассного мероприятия  является выполнение требований СанПиН, выполнение гигиенических требований к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз,  создание благоприятного психологического  климата и, наконец, объем домашнего задания. Следующие нормы считаются предельным временем выполнения домашних заданий:

- 2-3 классы  – до 1,5 часа

- 4-5 классы до 2 часов;

- 6-8 классы – до 2,5 часов,

- 9-11 классы  – до 3,5 часов.

Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов – на выходные дни, всем обучающимся – на каникулярное время.  

Возвращаясь к нашему девизу, хочется сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей  должна быть основана на  совместной деятельности всех  заинтересованных структур.