ПЛАТФОРМА «ГЛОБАЛЛАБ» КАК ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
методическая разработка

Петрова Ольга Геннадьевна

Работа знакомит с возможностями образовательной платформы для организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platforma_globallab_kak_instrument.docx665.18 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

ПЛАТФОРМА «ГЛОБАЛЛАБ» КАК ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Выполнил:

Петрова Ольга Геннадьевна

учитель географии

МАОУ СОШ № 9 г. Холмска

Холмск

2019


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1.БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

5

1.1. Общие и специфические черты исследовательской и проектной деятельности

5

1.2. Соотношение деятельностного и возрастного подходов при проектировании междисциплинарной образовательной программы

5

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА «ГЛОБАЛАБ»

7

2.1. Анализ структуры платформы «ГлобалЛаб»

7

2.2. «ГлобалЛаб» как образовательная среда.

7

2.3. Использование «ГлобалЛаб» в образовательном учреждении

8

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...

14

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

15


ВВЕДЕНИЕ

«Где господствует дух науки,

 там творится великое малыми средствами.»

Н.И. Пирогов

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования.

В условиях обновления образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Современный этап педагогической практики – это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка.

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Здесь можно процитировать древнюю мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Актуальность выбранной темы обусловлена условиями модернизации системы образования.

В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций.

Поэтому перед учителем возникает  проблема: как сформировать деятельностные и креативные качества у учащихся, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе?

Актуальность обозначенной проблемы для педагогической практики, ее недостаточная научно-практическая разработанность послужили основанием для определения темы работы «Платформа «ГлобЛаб» как инструмент учителя при организации проектной и исследовательской деятельности школьников при реализации ФГОС нового поколения».

Цель работы: разработка и апробация организации образовательного процесса на основе проектной и  исследовательской деятельности учащихся на базе образовательной платформы «ГлобалЛаб».

Объект исследования: образовательная платформа «ГлобалЛаб» как инструмент учителя при организации проектной и исследовательской деятельности школьников

Предмет исследования: возможность получения навыков проектной и исследовательской работы.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

  • разработать поэтапное обучение исследовательским умениям и умению проектной деятельности учащихся, позволяющим формировать основы исследовательского творчества и работы над различными видами проектной деятельности школьников;
  • выстроить методическую деятельность по этому направлению в систему;
  • подготовить методические рекомендации, разработки, публикации по заявленной проблеме;
  • организовать конкурсную деятельность учащихся по проектным и исследовательским работам.

1.  БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Общие и специфические черты исследовательской и проектной деятельности

Исследовательская и проектная деятельность имеют общие и специфические черты.

К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно-управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.

Данный перечень указывает на необходимость умения работать с будущим, как с целью, а не только как с мечтой и фантазией; на умение поэтапно и продуктивно двигаться к намеченным целям.

Культурное «предназначение» и образовательное значение данных видов деятельностей – в разном. В случае исследовательской деятельности – это формирование у учащихся познавательной установки на то, что «мир познаваем» и готовности исследовать мир «как он есть»; в случае проектной деятельности – это формирование у учащихся готовности относиться к миру человеческой цивилизации как к «проекту», к тому, что создается волей и энергией людей.

Особый пафос и предназначение этих деятельностей должны осознаваться как педагогами, так и учащимися.

Относительно распространенного термина «исследовательский проект» необходимо сделать следующие пояснения. Данный термин возник исторически совсем недавно в связи с изменением системы финансирования «прикладной» науки. «Исследовательский проект» в науке – это форма подачи заявки в грантовые центры на финансирование исследования. Никакого другого содержательного смысла этот термин, на наш взгляд, в себе не несет.

Данный термин был перенесен в педагогику. В связи с этим учебные исследования учащихся теперь часто называются «исследовательскими проектами» и к ним предъявляются требования и как к исследованию, и как к проекту. На наш взгляд, это оказывает негативное влияние на качество ученической работы, ее организацию, проведение и оформление результатов. Предъявлять к ученической работе одновременно требования как к работе исследовательского, так и проектного характера – это значит – предъявлять содержательные требования сугубо противоположного характера.

Существование научно-практических конференций, в том числе и школьных, означает лишь одно – учащийся в ходе своей работы должен выполнить реально две разные работы. Одна работа – исследовательская, вторая работа – проект. К «первой работе» предъявляется один набор требований, ко «второй» — другой набор. При этом важно, чтобы учащийся различал в своем мышлении эти типы работ как разные и в первом случае действовал как исследователь, а во втором случае – как проектировщик.

1.2. Соотношение деятельностного и возрастного подходов при проектировании междисциплинарной образовательной программы

Стандарты нового поколения строятся на принципах двух подходов – системно-деятельностного и возрастного. Необходимо коротко обозначить специфику каждого из подходов и особенности их согласования при организации образовательного процесса.

В общепедагогическом плане деятельностный подход понимается как подход, в соответствии с которым именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.

В методологическом плане деятельностный подход определяет вневозрастные нормы любой деятельности, в данном случае – нормы исследовательской деятельности и проектной деятельности.

В этом же залоге определяются вневозрастные нормы освоения той или иной деятельности. Здесь принципиальны следующие этапы: деятельностное открытие норм исследовательской и проектной деятельности, освоение норм, использование норм.

Возрастной подход определяет возрастные особенности и возрастные возможности учащихся на той или иной ступени образования. Возрастные особенности задают перечень ограничений (эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной природы), которые необходимо учитывать при организации учебного процесса; возрастные возможности – перечень требований к организации образовательного процесса, обеспечивающий психического развитие и взросление учащихся.

Возрастные характеристики накладывают определенные ограничения на освоение сложившихся в культуре вневозрастных норм исследовательской и проектной деятельности, и в соотношении с этапами освоения норм, задают специфику этого освоения.

Открытие и освоение исследовательской и проектной деятельности, а также проведение учебных исследований и реализация проектов в рамках деятельности образовательного учреждения осуществляются:

— в ситуациях, специально спроектированных педагогом в рамках урочной и внеурочной деятельности;

— в пространстве клубных детско-взрослых сообществ, ориентированных на совместную исследовательскую или проектную деятельность (внеурочная деятельность и дополнительное образование);

— через участие подростков в исследованиях и проектах, проводимых взрослыми людьми в соответствии с собственными целями и задачами (дополнительное образования и самообразование);

—  самостоятельно самими учащимися.


2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА «ГЛОБАЛАБ»

2.1.Анализ структуры платформы «ГлобалЛаб»

Проект ГлобалЛаб стал инновационной моделью, позволяющей реализовать требования ФГОС ООО оптимальными средствами. Что такое ГлобалЛаб и как этот проект облегчает переход на новые стандарты образования?

ГлобалЛаб - среда, обеспечивающая проектную и исследовательскую деятельность детей из разных школ, включающая комплект методических и дидактических материалов и вебсайт (www.globallab.ru), на котором дети могут размещать результаты исследований в виде текстов, снимков, фильмов и презентаций, представлять их (в виде карты, графиков и диаграмм), обсуждать их на форуме.

ГлобалЛаб можно охарактеризовать как межпредметный проект, построенный на информационно-коммуникационных технологиях, или как образовательную среду, полноценно объединяющую содержательную и ИКТ - компоненту образования, или как сетевую платформу поддержки самостоятельной исследовательской деятельности школьников. На сайте Глобальной школьной лаборатории есть специально разработанные для школы образовательные ресурсы, именно здесь ученики школы могут получить навыки проектной и исследовательской работы.

Образовательная среда ГлобалЛаб предоставляет учителю всё необходимое для реализации исследовательской и проектной деятельности в классе.В ГлобалЛаб созданы все условия для повышения эффективности преподавательской деятельности. Вы получаете полностью готовые материалы для внесения в свой урок элементов инновационных педагогических технологий, работаете с мультимедиа-насыщенной образовательной средой, включены в поле современной педагогики, свободной работы по новым педагогическим стандартам.

По каждому классу на платформе ГлобалЛаб представлены учебные планы, подборки проектов, открытые уроки вместе с ГлобалЛаб, программы по различным предметам, мультимедийные исследовательские модули (МИМы) (Приложение 1).

Тематические МИМы собраны в этапы, последовательность которых создает логику учебного года Глобальной школьной лаборатории. Каждый МИМ создан для поддержки определенной учебной темы, но все они содержат стандартный набор информационных ресурсов и инструментов, обеспечивающие как прохождение фактического материала, так и выполнение самостоятельного исследования на его основе.

2.2. «ГлобалЛаб» как образовательная среда.

ГлобалЛаб является средой, в которой ученики смогут овладеть предметной областью не только в ходе изучения теории, но и в ходе решения практических задач и самостоятельных исследований явлений реальной жизни. Важной особенностью деятельности в ГлобалЛаб является соответствие принципу научности выполняемой деятельности. Используя интернет в сочетании с инструментарием, доступным на сайте ГлобалЛаб, ученик сможет выполнить настоящее научное исследование. Учащиеся представляют свои результаты в виде текстов, презентаций, видеофрагментов или заполняют специальные веб-формы. Все результаты исследований хранятся в общей базе данных проекта, они доступны для каждого участника сообщества. Эти данные можно визуально отобразить на карте в виде различных обозначений, проанализировать и сделать выводы. Таким образом, мы видим, что ЭОР «Глобальная школьная лаборатория» специально разработан для стимулирования сотрудничества учащихся путем создания ситуаций успеха. Выявленные закономерности могут стать стимулом для дальнейших наблюдений и сформировать потребность в получении дополнительных знаний, которые позволили бы понять механизмы обнаруженного явления. Принимая активное участие в исследованиях, школьники развивают критическое мышление, оценивают данные и используют собственную доказательную базу для обоснования полученных выводов.

Главная задача - научить школьника собирать информацию в ситуации заведомой неполноты и зачастую недостаточной достоверности информации. Выполнение конкретных исследовательских проектов предполагает использование именно своего местного материала. Каждый учащийся выбирает себе проект, и выполняет определенные исследования. Очень важно, что исследования можно выполнять на том уровне, на котором ребята способны работать в данный момент. Тем самым поддерживается самая методологически оправданная модель образования: перед начинающими исследователями, сразу ставят достаточно крупную задачу, предоставляют реальный (а не упрощенный) материал, но проработка его начинается на доступном начинающему уровне, а потом углубляется, по мере того как подрастает наш естествоиспытатель. Обширная территория, охваченная сетью ГлобалЛаб школ (от Мурманска до Астрахани и от Сочи до Курил), позволяет учащимся получать географическую или биологическую информацию из первых рук, от таких же школьников, проживающих в других регионах, немедленно сверять ее с информацией из литературы, обсуждать результаты и делать выводы (Приложение 2).

2.3. Использование «ГлобалЛаб» в образовательном учреждении.

В начале года мной разработан учебный план, в котором при объяснении новой темы я использую «Глобаллаб».

Я могу зайти на страничку любого ученика и посмотреть портфолио ученика, его достижения.

Посмотреть в каких проектах, участвовал, т.е. проконтролировать индивидуальную работу по определенной теме урока.

Учащиеся самостоятельно дома изучают заданный проект и отвечают на вопросы исследования. Результат можно увидеть на карте. Учащиеся могут по карте посмотреть, какое хобби имеют учащиеся из других стран.

Также участники ГлобалЛаб — как взрослые, так и дети — могут опубликовать на сайте свои собственные проекты или поделиться идеей для исследования с многотысячной аудиторией единомышленников из разных стран.

Каждый учащийся создает различные проекты.

Наиболее активные исследователи получают соответствующие сертификаты. Таким образом, можно утверждать, что образовательная среда ГлобалЛаб поддерживает новую модель образования, формируя у школьников важнейшие компетенции, востребованные в образовании и в дальнейшей, в том числе профессиональной, жизни:

  • способность ставить задачи и искать пути их решения;
  • умение систематизировать и анализировать данные;
  • умение выполнять исследования;
  • применять на практике полученные знания.

ГлобалЛаб позволяет учащимся проходить материал школьной программы и одновременно, применять полученные знания в проектно-исследовательской работе, непосредственно участвуя в процессе формирования нового знания в партнёрстве с профессиональными учеными.

Работа в международном сетевом проекте Глобальная Школьная Лаборатория позволяет учителю выполнить методологические принципы ФГОС - системность, ориентированность на развитие личности ребенка на основе способов деятельности, оценка, самооценка, индивидуальное продвижение учащегося и др.

Использование в моей работе данной платформы привело к повышению интереса к моему предмету, изменился мой авторитет как учителя в глазах детей. Мои воспитанники активно участвуют в конкурсах проектной и исследовательской деятельности: с 2016 по 2018 они становились призерами конкурса исследовательской и проектной деятельности школьников Сахалинской области, участвуют в разработке социальных проектов на портале «Молодежный бюджет» (благодаря им, была построена площадка на пришкольном участке для детей с ОВЗ), есть призеры Всероссийского конкурса «Если бы я был президентом».

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

Ключевым моментом в проектном обучении являются собственные цели детей. Основным принципом конструирования учебно-воспитательного процесса становится собственная активность детей. «Действие, и только оно, во всем его капризном разнообразии; действие, но опять-таки не по чьей-то внешней указке, а непосредственно вытекающее из цели, поставленной себе ребенком, - вот это и есть единственное педагогическое приемлемое содержание школьной работы, единственный предмет преподавания».

Главные идеи проектного обучения состоят в следующем:

  • с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим;
  • деятельность строится не в русле учебного предмета;
  • опора на сиюминутные увлечения детей;
  • истинное обучение никогда не бывает односторонним.

Под проектным методом понимается система действий педагога и учащихся по разработке проекта; путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект, при этом участники проекта:

  • подхватывают проектную инициативу от кого-либо в жизни;
  • договариваются друг с другом о форме обучения;
  • развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения остальных;
  • организуют себя на дело;
  • информируют друг друга о ходе работы;
  • вступают в дискуссии и т.д.

Таким образом, в основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат проектной деятельности можно будет увидеть, осмыслить, измерить, применить на практике. Внутренний результат представляет собой уникальный опыт деятельности и является достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Каждый проект должен приводить к формированию новых целей обучения у самого школьника. Динамика проектной деятельности вполне согласуется с современными представлениями:

  • постановка цели;
  • затем ее планирование;
  • выполнение;
  • практическое осуществление;
  • критика достигнутых результатов.

Новая практика обучения существенно изменила функции учителя (при формировании проектных умений обучающегося), которые заключаются в следующем:

- доставить своим ученикам возможность продолжения их деятельного участия в реальном мире, их окружающем, - мире игры, спорта, рассказывания, естественных явлений, социального общения и занятий;

- свобода волеизлияния и деятельный контроль над тем, чтобы свобода находила себе выражение, не подавлялась и не превращалась в нечто механическое.

Используя проект как педагогическое средство, мы должны анализировать будущие образовательные результаты. А они должны включать в себя набор ключевых компетенций (способность проявлять инициативу и работать самостоятельно, брать на себя ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; уметь осваивать какие- либо знания и применять их для анализа новых ситуаций и т.д.)

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Поскольку проведение самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся требует значительных затрат (время, материалы, оборудование, информационные источники и др.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее технологическое умение в процессе работы над исследованием.

Также в процессе работы над исследованием нужно формировать следующие элементы исследовательской деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулировка задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. (Приложение 3)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Под инновациями в обучении предлагается понимать: новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Так, например, к известным инновациям в представлении и передаче содержания образования, относится организация проектно - исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний. Проектная и учебно-исследовательская деятельность являются важным фактором повышения профессиональной компетенции педагогов и личных качеств учащихся, а проектная задача - один из способов формирования УУД в рамках внедрения ФГОС ООО. В соответствии с новыми ФГОС ООО образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательное выполнение проектной и исследовательской работы. Проектная и исследовательская деятельность способствует успешной социализации учащихся. Особую важность для процесса социализации подростков и молодежи, помимо получения трудовых навыков, приобретают умения работать в команде, обладать навыками общения, способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи. Коммуникабельность, хорошее владение речью, умение работать в команде являются одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня работодателем к своим работникам. Соответственно, развитие у обучающихся исследовательских и коммуникативных умений в процессе работы над проектом, рассматривается как одно из главных направлений организации проектно - исследовательской деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность,  реализуемая с  использованием ГлобалЛаб  имеет ряд особенностей:

  •  исследование осуществляется в школе, на пришкольном участке, не требуя от школьников самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых;
  • проектная деятельность носит  индивидуальный и групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений;
  • -темы  работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений;
  • презентация результатов проектирования представляется на платформе ГлобалЛаб, а также на научно-практических  конференциях разного уровня,  что дает  шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.

Работа в международном сетевом проекте Глобальная Школьная Лаборатория позволяет учителю выполнить методологические принципы ФГОС - системность, ориентированность на развитие личности ребенка на основе способов деятельности, оценка, самооценка, индивидуальное продвижение учащегося и др.

ГлобалЛаб - международный сетевой образовательный проект, облегчающий внедрение проектного метода в  школе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя./М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.-176с. -SBN: 5-901030-75-3
  2. Школьная проектная лаборатория / Кашлева Н.В., авт.-сост. и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 142 с. - (Управление современной школой). - ISBN 978-5-7057-1837-5:60-18.
  3. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  4. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
  5. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
  7. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
  8. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  9. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование: От замысла к открытию. -2-е изд.-М.:5 за знания, 2007.-160с.
  10. Савенкова А.И.путь к неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. Учебник – тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005.-95с.
  11. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами.- Ярославль: Академия развития, 2008.-256с.

Ресурсы Интернета:

  1. Международный сетевой проект Глобальная Школьная Лаборатория- URL: globallab.org.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Используемые тексты соответствовали дидактике обучаемого, которая представлена нами как решение познавательной задачи, в процессе которой он отыскивает и находит действие, соответствующее его основной жизненной установке, в результате чего отдельные, эффективные способы решения возникающих задач постепенно закрепляются в форме психологических механизмов, стратегий и тактик, а затем в виде обобщенных черт личности.

Представленная в тексте информация может содержать: научные факты, противоречащие устоявшимся научным взглядам; научные факты, требующие научного объяснения; описание методов, которые не позволяют решить новую проблему; описание экспериментов, требующих исследований, которые могут быть реализованы в условиях исследования на занятиях секции ученического научного общества, выполнения проекта, домашнего задания. Так, например, при изучении темы «Предельные углеводороды», учитель работая в сети Интернет может подготовить на основе имеющейся информации небольшие тексты различного уровня сложности, соответствующие задачам изучения определенной темы.

На примерах двух текстов, составленных по материалам сайта http://elementy.ru, видно, что в них нет проблемного вопроса, представленная в них информация отражает ограниченность исходных данных и предполагает различные способы формулирования проблем. http://elementy.ru

Текст 1: «На дне пресных водоемов нередко складываются анаэробные условия, поскольку весь имеющийся кислород расходуется бактериями, разлагающими скапливающееся там мертвое органическое вещество (например, остатки растений). В отсутствие кислорода разложение органического вещества также происходит, хотя гораздо медленнее, а его конечным продуктом нередко оказывается метан — CH4. Образуют метан особые бактерии, так называемые метаногены, относящиеся к древней группе архебактерий. Если выделившийся метан попадает в вышележащие слои водной толщи, туда, где есть кислород, он быстро окисляется метанокисляющими бактериями, или, как их еще называют, метанотрофами, — представителями «настоящих» бактерий (эубактерий). Ученые предполагали, что возможен процесс, при котором метан окисляется и в анаэробных условиях. Например, электроны могут от метана перемещаться не к кислороду, а к нитратам и нитритам, которые будут восстанавливаться, образуя молекулярный азот. Соответствующее уравнение может быть записано так:

    5CH4 + 8NO3 + 8H+ → 5CO2 + 4N2 + 14H2O

По сути, это реакция денитрификации — давно известная, но в совершенно ином варианте, когда в качестве доноров электронов (восстановителя) выступают разные органические вещества или сера, а не метан».

Текст 2. «Метан — гораздо более «сильный» парниковый газ, чем двуокись углерода. По сравнению с доиндустриальной эпохой содержание метана в атмосфере увеличилось почти втрое. Неудивительно, что в последние десятилетия ведутся углубленные исследования и учет всех источников атмосферного метана: как техногенных (сжигание органики, добыча ископаемого топлива), так и биологических. Считалось, что есть только один биологический процесс, в ходе которого выделяется метан, и только одна группа организмов, способных этот процесс осуществлять. Это метаногенные археобактерии — очень древние и во многом загадочные микроорганизмы, получающие энергию за счет восстановления углекислого газа или ацетата молекулярным водородом в бескислородных условиях с выделением метана в качестве конечного продукта.

В 2005 -м, году было обнаружено аномально высокое содержание метана в тропических районах над вечнозелеными лесами. Масштаб аномалии свидетельствовал о существовании неучтенного источника метана, благодаря которому за период наблюдений (с августа по ноябрь 2005 года) в атмосферу дополнительно поступило 30-40млн. тонн горючего газа».

Используя ниже представленную таблицу, в которой соотнесены компоненты проблемой ситуации и действия старшеклассников, учитель может составлять ряд вопросов, заданий к тексту.

Таблица  Действия школьников в соответствии с компонентами проблемной ситуации

№ Задания

Компонент проблемной ситуации

Реализуемые действия ученика в решении проблемной ситуации

2

свобода выбора и ценностно-смыслового отношения обучаемого к научной деятельности, к накопленным знаниям и опыту

формулирование возможных научных проблем в соответствии с выбранным текстом

3

стремление к движению от культуроосвоения к культуротворчеству, выраженное в проектировании моделей деятельности и поведения, основанных на культуротворческой функции

определение ряда научных проблем, которые могут быть решены на основе использования приведенной научной информации

4

неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей ситуации (по А.М. Матюшкину)

выделение проблемы, в рамках которой требуется выполнение ряда заданий

5

потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия (по А.М. Матюшкину)

описание собственного видения актуальности в выбранной для изучения проблемы

6

активная позиция личности по освоению интеллектуальных практик, по обновлению способов учебно-познавательной, исследовательской по природе деятельности

определение возможных интеллектуальных практик ученых при решении проблемы, обозначенной в тексте

7

стремление к движению от культуроосвоения к культуротворчеству, выраженное в проектировании моделей деятельности и поведения, основанных на культуротворческой функции

предложение собственных идей для решения выделенной проблемы

8

реализация рефлексивной позиции (соотнесение актуальных и потенциальных возможностей в сфере науки, своего актуального уровня с требованиями, предъявляемые к исследователю, выбор способов самореализации)

формулирование ряда задач исследования, отражающих рефлексивную позицию

9

реализация рефлексивной позиции (соотнесение актуальных и потенциальных возможностей в сфере науки, своего актуального уровня с требованиями, предъявляемые к исследователю, выбор способов самореализации)

выделение сведений, недостающих для решения проблемы при работе с текстом с ограниченным числом данных и понимание возможности их получения с помощью сети Интернет

10

возможности обучаемого в выполнении поставленного задания в анализе условий с помощью освоенных способов действий и открытии неизвестного (по А.М. Матюшкину)

указание ключевых слов, которые могли бы быть использованы для поиска в сети Интернет в условиях исследования

11

ориентированность обучаемого на проблемный модус поведения

формулирование выделенной проблемы с позиций другой научной области, на языке другой науки

12

активная позиция личности по освоению интеллектуальных практик, по обновлению способов учебно-познавательной, исследовательской по природе деятельности

определение широты спектра наиболее возможных вариантов экспериментальных действий

13

активная позиция личности по освоению интеллектуальных практик, по обновлению способов учебно-познавательной, исследовательской по природе деятельности

конкретизация возможных вариантов экспериментальных действий

14

активность в использовании ресурсов научно-исследовательской среды

построение предложений по конкретному использованию сети Интернет в условиях выделенной исследовательской проблемы

15

активность в использовании ресурсов научно-исследовательской среды.

определение возможностей информационно-коммуникационных технологий в решении выделенной исследовательской проблемы

16

активная позиция личности по освоению интеллектуальных практик, по обновлению способов учебно-познавательной, исследовательской по природе деятельности

указание на возможные следствия и выводы после подтверждения гипотезы

17

ориентированность обучаемого на проблемный модус поведения

формулирование новых вопросов, которые возможны после подтверждения гипотезы

18

свобода выбора и ценностно-смыслового отношения обучаемого к научной деятельности, к накопленным знаниям и опыту

описание нового знания, которое возможно получить в результате исследования

19

свобода выбора и ценностно-смыслового отношения обучаемого к научной деятельности, к накопленным знаниям и опыту

описание практической значимости планируемых результатов исследования

С их помощью старшеклассники могут «доопределять» познавательную ситуацию. Так, например с помощью ряда заданий, к тексту они могут осмысливать с помощью метода ассоциативных связей содержание, формулировать новые проблемы, осуществлять генерацию творческих идей, определять возможные пути их реализации, формулировать выводы, выяснять области незнания для решения проблемы, рассматривать сформулированную проблему с позиции другой науки, ставить новые задачи, осмысливать предлагаемые исследовательские действия с помощью метода построения новых ассоциативных связей.

Среди заданий учителя к тексту в соответствии с компонентами проблемной ситуации могут оказаться следующие:

1. «Какую(ие) научную(ые) проблему(ы) отражает приведенный текст? Для облегчения их выделения, попробуйте определить противоречие между знанием и незнанием.

2. Сформулируйте (определите) ряд научных проблем, которые могут быть решены на основе использования приведенной научной информации, укажите какое новое знание может быть получено.

3. Выделите проблему (противоречие между знанием и незнанием), в рамках которой Вы будете выполнять ряд заданий на уроке (на занятии предметной секции ученического научного общества.

4. Опишите актуальность (значимость решения) выделенной Вами проблемы.

5. Как Вы думаете, какую гипотезу выдвинули ученые, решая выделенную Вами научную проблему? Ответ можно представить в виде следующего текста: если (высказывается идея) …, то (указывается планируемый(ые) результат(ы))…., так как ……(объясняется эффект).

6. Для решения выделенной вами проблемы предложите собственную гипотезу(ы) (идею, замысел решения проблемы).

7. Сформулируйте ряд задач исследования (действий) для проверки гипотез(ы).

8. Перечислите недостающие для решения выделенной Вами проблемы сведения, соотнеся их с поставленными задачами.

9. Укажите ключевые слова, которые Вы будете использовать для поиска в сети Интернет необходимой информации для решения выделенной проблемы.

10. Попробуйте сформулировать выделенную проблему (противоречие между знанием и необходимостью поиска новых знаний) с позиций другой научной области, на языке другой науки.

11. Определите и конкретизируйте наиболее важные способы возможного исследования (прогноз, эксперимент, измерения, наблюдения, анализ, синтез и др.), ведущего к решению проблемы.

12. Смоделируйте или опишите возможные варианты экспериментальных действий (эксперимент).

13. Предложите конкретное назначение сети Интернет в условиях исследовательской деятельности по решению выделенной Вами проблемы. Например, для оперативного поиска методов решения проблемы; для оперативного получения информации о наработках в проблемной области; для продуктивного взаимодействия с теми, кто работает над проблемой; для оперативного определения основных путей (алгоритмов) решения исследовательских задач; для постановки новых вопросов и новых задач; для оперативного формулирования новых понятий, для определения смыслов используемых понятий. Реализуйте запланированные действия.

14. Определите возможности информационно-коммуникационных технологий, которые вы могли бы использовать при решении выделенной Вами проблемы. Например, видеолекции известных ученых, непосредственное взаимодействие с теми, кто занимается определенной научной областью, решение информационных задач, проведение обработки данных, математическое моделирование, представление результатов исследования в условиях исследовательской коммуникации, оценка результатов исследования, для более точного наблюдения. Реализуйте запланированные действия.

15. Если после проверки Ваша гипотеза окажется верной, то укажите, каковы возможны следствия, выводы. Оцените их с помощью научных знаний, полученных с помощью сети Интернет.

16. Если после проверки Ваша гипотеза окажется верной, то укажите, какие возможны прогнозы (пути развития исследования), представьте их с помощью ряда новых вопросов. Есть ли на них ответ в сети Интернет?

17. Определите возможную научную новизну планируемых результатов исследования, т.е укажите, какие новые знания могут быть получены в результате запланированного Вами исследования.

18. Определите возможную практическую значимость планируемых результатов исследования. Соотнесите Ваши выводы с информацией в сети Интернет».

При проведении рефлексивного этапа работы с научно-популярным текстом на «входе» очень информативными для учителя являются задания на основе использования методик Т.Бьюзен, Б.Бьюзен. Перед работой с текстом учитель просит учеников представить содержании научно-популярного текста в виде основного ключевого слова (наиболее важного) и возникающих с ним любым количеством ассоциаций (ас.).

Ассоциации можно представлять в виде слов (часть речи - существительное) или рисунков. Подобная схема может быть также использована при выполнении задания, которое подводит итоги работы с текстом, например: «Представьте графически по образцу рисунка процесс возможного (проведенного) исследования, т.е возможные (проведенные) исследовательские действия при решении выделенной Вами проблемы»

Петрова Ольга Геннадьевна  «Платформа «ГлобалЛаб» как инструмент учителя для организации проектной и исследовательской деятельности школьников при реализации ФГОС второго поколения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

организация проектной и исследовательской деятельности школьников в разных возрастных группах в условиях реализации современных образовательных стандартов.

В данном материале дается  пример как необходимо организовать проектную деятельность, образец рабочей тетради. Имеется презентация....

Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»

Данный мастер-класс содержит рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка...

Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения

   Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...

«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов»

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Планирование исследовательской и проектной работы по русскому языку...

муниципальная научно-практическая конференциия «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»

Согласно плану работы Комитета по образованию и молодежной политике на 2019 год в целях обобщения и обмена опытом организации  проектной и исследовательской деятельности в образовательных организ...