ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
статья по физкультуре

Ольга Андреевна Фильчакова

Система подготовки спортивного резерва претерпевает серьезные изменения. С учетом выступления российских спортсменов на международных соревнованиях, а также достижений в юношеском спорте, необходимо пересмотреть основные положения подготовки спортивного резерва. В статье проанализированы основные проблемы развития данной системы на современном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varlamova_statya_3.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

О.А. Варламова, В.В. Вдовина

Дальневосточная государственная академия физической культуры

г. Хабаровск

Аннотация. Система подготовки спортивного резерва претерпевает серьезные изменения. С учетом выступления российских спортсменов на международных соревнованиях, а также достижений в юношеском спорте, необходимо пересмотреть основные положения подготовки спортивного резерва. В статье проанализированы основные проблемы развития данной системы на современном этапе.

Ключевые слова: спортивный резерв, система спортивной подготовки, основные проблемы развития спортивного резерва.

MAIN PROBLEMS OF TRAINING FOR SPORTS RESERVE

O.A. Varlamova, V.V. Vdovina

Far Eastern State Academy of  Physical Culture,

Khabarovsk

Annotation. The system of preparation of the sports reserve undergoes serious changes. Given the performance of Russian athletes in international competitions, as well as achievements in youth sports, it is necessary to revise the basic provisions for the preparation of a sports reserve. The main problems of development of this system at the present stage are analyzed in the article.

Key words: sports reserve, sports training system, main problems of sport reserve development.

В настоящее время в Российской Федерации (по данным федерального статистического наблюдения по форме № 5-ФК за 2016 год) осуществляют подготовку спортивного резерва 5084 организаций, среди них: 182 центра спортивной подготовки (далее – ЦСП); 56 училищ олимпийского резерва (далее – УОР); 980 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР): 958 находятся в ведомственном подчинении органов управления в сфере физической культуры и спорта (97,8%), 14 – в ведомственном подчинении органов управления в сфере образования (1,4%), 8 – в другой ведомственной подчиненности (0,8%); 3669 детско-юношеских спортивных школ (далее – ДЮСШ): 1 753 находится в ведомственном подчинении органов управления в сфере физической культуры и спорта (47,8%), 1 829 – в ведомственном подчинении органов управления в сфере образования (49,9%), 87 – в другой ведомственной подчиненности (2,3%); 197 иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта. Общая численность лиц, занятых в системе подготовки спортивного резерва, составляет 3 405 558 человек, из них 3 307 519 спортсменов и 98 039 тренеров.

Минспортом России разработан и с 2011 года реализуется Комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва. В процессе деятельности федеральных экспериментальных площадок был сформирован и апробирован механизм создания и функционирования организаций спортивной подготовки: спортивных школ и спортивных школ олимпийского резерва, как системообразующих элементов подготовки спортивного резерва в Российской Федерации. Впервые в Приказе Минспорта России от 30.10.2015 г. № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 05.04.2016, регистрационный № 41679) определены основы деятельности организаций спортивной подготовки, на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» (далее – Федеральный центр подготовки спортивного резерва) возложены координация деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и комплексное методическое сопровождение системы подготовки спортивного резерва. Взаимодействие Минспорта России и Минобрнауки России позволило в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установить новый подход к реализации образовательных программ в сфере физической культуры и спорта.

Важным направлением совместной работы Минспорта России с Минобрнауки России является разработка порядка перевода спортивно одаренных детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, в организации спортивной подготовки с соблюдением принципа последовательности и преемственности. На современном этапе в полной мере подготовкой спортивного резерва для спортивных сборных команд занимаются ЦСП, УОР, СДЮСШОР. Вместе с тем, 5 ДЮСШ, находящиеся в ведомственном подчинении органов управления, как сферы физической культуры и спорта, так и сферы образования, существенно различаются по уровню спортивной результативности своего контингента. С целью выявления ДЮСШ, способных осуществлять деятельность по подготовке спортивного резерва, Минспортом России и Минобрнауки России проводится мониторинг их результативности. Проведение мониторинга позволит сформировать реестры ДЮСШ: первый – участвующих в подготовке спортивного резерва; второй – ориентированных на спортивно-массовую работу. Это поможет субъектам и муниципалитетам точно определить ведомственную принадлежность этих организаций. При этом ДЮСШ, ориентированные на спортивно-массовую работу, займутся воспитанием гармонично развитой личности и станут подготовительной базой, одной из селекционных площадок для выявления и отбора наиболее одаренных детей для дальнейшего прохождения спортивной подготовки. ДЮСШ, участвующие в подготовке спортивного резерва и соответствующие критериям спортивной результативности их контингента, находящиеся в сфере образования, могут войти в систему организаций спортивной подготовки с изменением ведомственной принадлежности, с учётом сохранения имеющегося материально-технического обеспечения, не допуская ухудшения условий оплаты труда работников.

При анализе современного состояния системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, в том числе её модернизации, были также выявлены проблемы общего характера: консерватизм специалистов отрасли, стойкое сопротивление изменениям на уровне региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наличие устоявшихся стереотипов в принятии управленческих решений; межведомственная и межуровневая разобщенность и несогласованность действий в решении задач по подготовке спортивного резерва; отрицательная тенденция по неоправданному сокращению (слиянию) числа организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуре и спорта; недостаточный учёт возрастных, физиологических и психологических особенностей при подготовке юных спортсменов, что приводит к форсированной подготовке и профессиональному выгоранию в дальнейшем; недостаточное материально-техническое оснащение учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту для организации занятий спортом с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в системе подготовки спортивного резерва; недостаточный уровень антидопингового образования в спортивных школах и мер, направленных на профилактику нарушений антидопинговых правил; неразвитость единой методической службы в системе подготовки спортивного резерва на региональном, и особенно муниципальном, уровнях; слабые темпы развития студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования; недостаточный уровень поддержки экспериментальной и инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва; неразвитость научно-методического, медицинского (включая восстановление) и медико-биологического обеспечения на региональном и муниципальном уровнях.

В Хабаровском крае подготовка спортивного резерва ведется в 13 муниципальных образованиях края в 31 организации, из которых 5 - краевые, 23 - муниципальные, 3 - частные и ведомственной принадлежности. Организациями дополнительного образования, реализующими образовательные программы спортивной направленности, охвачено 42,5 тысяч детей и молодежи края.

Молодые спортсмены края достойно представляют наш регион в ежегодных массовых Всероссийских стартах - спартакиадах учащихся, молодежи, трудящихся и инвалидов России.

Общая численность штатных работников отрасли в 2016 году составила 3226 человек, из них специалистов, впервые приступивших к работе в отрасли, -186 человек, специалистов со специальным образованием - 2900 человек. В целях привлечения специалистов и закрепления молодых специалистов в крае продолжается реализация программы образовательного кредита и сберегательного капитала, предусмотрены стимулирующие надбавки молодым специалистам, впервые окончившим высшее отраслевое учебное заведение. Доля штатных тренеров и тренеров-преподавателей от общего числа работников отрасли края в 2016 году составила 29,1 процента. Обеспеченность штатными работниками физической культуры и спорта - 90,6 процента.

Приоритетным направлением развития физической культуры и спорта в крае является подготовка сборных команд края к межрегиональным, всероссийским и международным спортивным соревнованиям.

На территории края развивается 89 видов спорта, из них 22 базовых, утвержденных Министерством спорта Российской Федерации для края.

Деятельность по развитию видов спорта осуществляют аккредитованные спортивные федерации. В 2016 году из 80 зарегистрированных на территории края федераций по видам спорта государственную аккредитацию получили 56 федераций.

В сборные команды России по различным видам спорта и возрастным группам входят 112 представителей края по 26 видам спорта, из них по олимпийским видам спорта 63 человека и 49 человек - по видам спорта, не относящимся к олимпийским. Наибольшее количество спортсменов края представлено в сборных командах России по легкой атлетике - 20 человек, спортивному ориентированию - 13 человек.

Сильнейшие спортсмены края являются членами сборных команд России по таким видам спорта, как бокс, дзюдо, хоккей, тяжелая и легкая атлетика, кикбоксинг, киокусинкай, прыжки на батуте, фристайл, горнолыжный спорт, пауэрлифтинг, стрельба из лука, велоспорт-шоссе, пулевая стрельба, стрельба из арбалета, спортивная борьба, спортивное ориентирование, конькобежный спорт, настольный теннис, самбо, адаптивные виды спорта.

Тенденция усиления конкуренции на российской спортивной арене предполагает активную работу по поиску новых подходов к развитию системы подготовки спортивного резерва в крае.

В заключении отметим, что в результате произошедших социально-экономических изменений система детско-юношеского спорта, обеспечивавшая ранее надлежащий уровень подготовки спортивного резерва, значительно изменилась.

Практически утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. В связи с прекращением финансирования детско-юношеского спорта через систему профсоюзов территориально-ведомственная организация подготовки резерва, обеспечивавшая как массовость, так и высокий уровень качества этой работы, уступила место территориальной организации.

В результате этого практически прекратилась централизованная подготовка одаренных молодых спортсменов в сборных командах спортивных обществ, которая позволяла обеспечить отбор и качественную подготовку перспективных молодых спортсменов независимо от наличия необходимых условий в местах их проживания.

В этих условиях спортивные федерации оказались неспособны реализовать установленные законодательством права и полномочия по подготовке спортивного резерва.

Усугубляет ситуацию и то, что большинство спортивных школ находятся на муниципальном уровне, что не позволяет им в полном объеме обеспечить процесс спортивной подготовки, так как органы местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями (они отвечают только за развитие физической культуры и массового спорта) и не имеют достаточные объемы финансирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

Подготовка к олимпиаде должна проводиться целенаправленно и систематически уже на этапе начального и среднего образования, когда среди школьников явно выделились имеющие склонности и способности к рус...

МБОУ Волчёнковская СОШ ДОКЛАД Основные преимущества применения мультимедиа в образовании Технология создания мультимедиа Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа Учитель математики: Устинова А.И.

содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения.Такие средства обучения способствуют появлению не только новых...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ

В связи с постепенным реформированием системы образования в российских школах произошли изменения требований относительно итоговой аттестации обучающихся по окончании основной школы, в частности форма...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВОГО СПОРТА И ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

В статье рассматривается вопрос о значении современных тенденций подросткового спорта в целом и подготовки спортивного резерва в частности. Указывается на положительное влияние занятий физической куль...

Доклад : "Роль УОР в подготовке спортивного резерва"

Доклад : "Роль УОР в подготовке спортивного резерва" на конференции «Проблемы подготовки и закрепления молодых кадров в физкультурно-спортивных организациях"...