ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Пащенко Оксана Сергеевна

Подготовка к олимпиаде должна проводиться целенаправленно и систематически уже на этапе начального и среднего образования, когда среди школьников явно выделились имеющие склонности и способности к русскому языку.  Олимпиада  - это проверка не только обязательного минимума, полученного на уроках, но и показатель углубленных знаний, добытых учеником самостоятельно из специальной и справочной литературы. Но у многих ли учеников развиты когнитивные умения? Даже старшеклассникам требуется помощь учителя в отборе материала, его осмыслении и практическом применении. Чтобы в 9-11 классах ученик мог добиться высоких результатов на предметных олимпиадах различного уровня, работать с ним кропотливо, систематически и целенаправленно надо начинать уже сейчас, в 7 классе: изучены основные разделы науки о русском языке, орфографические и пунктуационные правила, заканчивается курс Морфологии, с 8 класса начинается изучение Синтаксиса, то есть ученик обладает достаточным багажом ЗУН для решения заданий общеобразовательного уровня.

Цель данного курса – углубить знания учащихся по русскому языку, сформировать устойчивую положительную мотивацию к овладению нормами литературного языка, обогатить речь учащихся, расширить их словарный запас.

 Программа включает в себя 5 разделов:

  1. Фонетика, произношение, правописание.
  2. Лексика. Происхождение лексики русского языка.
  3. Фразеология.
  4. Состав слова и словообразование.
  5. Стилистика и культура речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pashchenko_o.s._programma_podgotovki_olimp._rezerva.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

        

РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС

                

Пащенко Оксана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

п.г.т. Уренгой,

2012 г.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ  ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  В 6 КЛАССЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни»

К.Г.Паустовский

Подготовка к олимпиаде должна проводиться целенаправленно и систематически уже на этапе начального и среднего образования, когда среди школьников явно выделились имеющие склонности и способности к русскому языку.  Олимпиада  - это проверка не только обязательного минимума, полученного на уроках, но и показатель углубленных знаний, добытых учеником самостоятельно из специальной и справочной литературы. Но у многих ли учеников развиты когнитивные умения? Даже старшеклассникам требуется помощь учителя в отборе материала, его осмыслении и практическом применении. Чтобы в 9-11 классах ученик мог добиться высоких результатов на предметных олимпиадах различного уровня, работать с ним кропотливо, систематически и целенаправленно надо начинать уже сейчас, в 7 классе: изучены основные разделы науки о русском языке, орфографические и пунктуационные правила, заканчивается курс Морфологии, с 8 класса начинается изучение Синтаксиса, то есть ученик обладает достаточным багажом ЗУН для решения заданий общеобразовательного уровня.

Цель данного курса – углубить знания учащихся по русскому языку, сформировать устойчивую положительную мотивацию к овладению нормами литературного языка, обогатить речь учащихся, расширить их словарный запас.

 Программа включает в себя 5 разделов:

  • Фонетика, произношение, правописание.
  • Лексика. Происхождение лексики русского языка.
  • Фразеология.
  • Состав слова и словообразование.
  • Стилистика и культура речи.

Именно эти темы изучаются в школе недостаточно глубоко.  На уроке за 40 минут очень сложно постичь все тонкости произношения, богатство лексики русского языка, научиться использовать богатейшие выразительные средства, возможности родного слова. Д.С. Лихачев писал: «Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

На занятиях данного курса  используются интересные и разнообразные задания, игры, соревнования, кроссворды и чайнворды. Учащиеся проводят наблюдения над любопытными фактами русской речи, узнают занимательные сведения из истории русского языка, его развития. Многие задания развивают умение аргументировано доказывать свою точку зрения, вести исследовательскую работу. На каждом занятии широко используются словари.

Олимпиада является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся школы, так как проведение олимпиад предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов любителей русского языка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема занятия

Содержание и формы работы на уроке

Примечания

1

03.09

Звуки речи и значение слова.

Метаграммы, логогрифы. Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные. Орфографический словарь.

2

10.09

Слог и перенос.

Шарады. Ударение. Зависимость лексического значения слова от ударения. Загадки. Ударные приставки. Игра слов, основанная на ударении. Орфоэпический словарь.

3

17.09

Стихотворные размеры.

Основы стихосложения. Ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий. Практикум по стихосложению.

4

24.09

5

01.10

Позиционная мена гласных и согласных.

Ударные и безударные гласные. Зри в корень! Однокоренные слова и формы слова. Происхождение слов. Твердые и мягкие согласные.

Использование словаря иностранных слов.

6

08.10

Глухие и звонкие согласные. Удвоенные согласные. Непроизносимые согласные.

7

15.10

Двойная роль букв Е, Ё, Ю,Я.

Транскрипция, фонетический разбор. Употребление Ь и Ъ знаков.

8

22.10

Эти многоликие слова.

Лексическое значение слова. Толковый словарь. Даль, Ожегов. Определение слова по его значению.

9

29.10

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Выразительные средства русского языка. Редакторская правка текстов. Метафора. Эпитеты. Сравнения. Олицетворения.

10

11

05.11

19.11

Омонимы.

Сочетаемость с определенными морфемами и лексическая сочетаемость. Омоформы. Омофоны. Каламбуры. Омографы. Выразительные средства языка.

12

26.11

Синонимы.

Оттенки значения. Стилистическое употребление. Контекстуальные синонимы. Словообразовательная и синтаксическая синонимия. Словарь синонимов.

13

03.12

Антонимы.

Использование антонимов в речи.  Антитеза. Оксюморон. Словарь антонимов.

14

10.12

Паронимы.

Употребление паронимов в речи.

15

17.12

Происхождение лексики русского языка.

Исконно русские слова. Общеславянские слова и старославянизмы. Словарь церковно-славянской лексики. Чтение текстов Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Употребление старославянизмов в художественной литературе.

16

24.12

Заимствованные слова.

Словарь иностранных слов. Аналогия. Петровская эпоха. Современность. Уместность употребления заимствованных слов.

17

14.01

Диалектная и специальная лексика.

Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. Терминология. Метафоризация. Толковый словарь.

18

21.01

Активная и пассивная лексика.

Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Толковый словарь. Словарь редких и забытых слов. Употребление архаизмов и историзмов в художественной литературе.

19

28.01

Практическое занятие.

Создание текстов с использованием различных пластов лексики.

20

21

04.02

11.02

Фразеология.

От Ломоносова до наших дней, или происхождение фразеологизмов. Что такое фразеологизм? Толкование фразеологизмов. Фразеологические словари.

22

23

18.02

03.03

Многозначность фразеологизмов.

Фразеологизмы-термины. Фразеологизмы-омонимы. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы- антонимы. Крылатые слова и выражения.

24

10.03

Корень слова.

Родственные слова. Чередование гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные.

Грамматический словарь. Словообразова-тельные словари. Словари трудностей русского языка.

25

17.03

Основа слова и окончание.

Формы слова. Омонимичные окончания. Разбор слова по составу.

26

24.03

Приставки.

Традиционное написание приставок. Значение приставок. Многозначные и омонимичные приставки.

27

31.03

Суффиксы.

Значения суффиксов. Разбор слова по составу и суффиксальный способ образования слов.

28

07.04

Сложные и сложносокращенные слова.

Способы словообразования. Сложение основ.

29

21.04

Стилистика.

 Стили речи. Типы текстов. Стилистические ошибки. Редактирование текстов.

30

28.04

Язык мой – друг мой?

Многословие и лаконизм. Как сделать речь красивой и правильной.

31

32

05.05

12.05

Долой однообразие!

Как избежать ненужных повторов слов. Редактирование. Употребление синонимов. Разговорная речь.  Эмоционально окрашенные слова. Перлы из школьных сочинений.

33

19.05

Оружие смеха.

Сатира и фельетоны. Ирония. Творчество Н.В. Гоголя. Средства создания сатирических произведений.

34

26.05

Сравнение и метафора.

Передача чувств, настроения в лирике. Образность и лиризм произведений. Исправление речевых ошибок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под.ред. Л.П. Крысина; О.С. Василькова. – М.6 Просвещение, 1995.
  2. Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн.для учащихся 5-7 кл./Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.:Просвещение, 1991.
  3. На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку: Кн.для учащихся/ Л.Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко, Л.Л. Дроботова и др.; Под.ред. Л.Д. Чесноковой. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
  4. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: кн.для учителя/А.О. Орг. – М.: Просвещение, 2001.
  5. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. – М.: Гуманит.центр ВЛАДОС, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Родной язык(русский)" 10 класс

  Рабочая программа ориентирована на использование учебникаРусский язык. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/[Л. М. Рыбченкова и др.]. – М.: П...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 8 классы

Рабочая программа по родной (русской) литературе литературе для 8 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе и авторской программы по литературе ...

Рабочая программа по родной литературе (русской) 9а класс

Рабочая программа по родной литературе (русской) 9а класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому) 9а класс

Рабочая программа по родному языку (русскому) 9а класс...

Рабочая программа по родному языку (русскому) 9б класс

Рабочая программа по родному языку (русскому) 9б класс...