Виды воспитания и их связь с физическим воспитанием. Структурно-содержательный анализ.
материал по физкультуре

Козлова Анастасия Сергеевна

 

Введение

Одним из главных видов сущности человека является его самосовершенствование, интеллектуальное,  нравственное и физическое воспитание. Однако, развитие личности, ее целенаправленная деятельность, причины и мотивы могут формироваться как в результате организованного воздействия воспитания, так и стихийно, под воздействием социально вредных факторов (эгоизм, жестокость, лень и т. п.). Неблагоприятное, одностороннее воздействие таких нежелательных факторов, тормозящих развитие положительных начал личности, может устраняться полностью только в процессе организованного и грамотного педагогического воздействия. Человек может действовать неодинаково и с разным успехом в одной и той же ситуации в зависимости от того, какими мотивами - социально значимыми или сугубо эгоистичными - он руководствуется.

В физическом воспитании представлены практически все виды человеческой деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, игровая, общение и др. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном для общества направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Воспитание. Виды воспитания и их связь с  физическим воспитанием.

Воспитание - передача накопленного социального опыта, норм, ценностей  от старших поколений младшим, специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.п.

Физическое воспитание - это часть физической культуры, организованный процесс направленного применения накопленных поколениями достижений физической культуры для физического совершенствования человека, содействия гармоничному развитию личности, укрепления здоровья.

Специфическую  особенность  физического  воспитания  (в  узком  смысле) составляют  два  аспекта:  первый  обучение  двигательным  действиям  и второе развитие физических качеств, при этом характерная  черта здесь в интегральном подходе в решении этих проблем: в итоге у человека формируется система двигательных навыков на высоком уровне развития физических качеств и умение максимально использовать эти две составляющие в сложных условиях двигательной деятельности.[1 с18]

 Цель  физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Таким образом, физическое воспитание решает определенные воспитательно-образовательные задачи, которым присущи все признаки педагогического процесса.

1.Формирование нравственного сознания(нравственных понятий, взглядов, оценок, суждений), мотивов поступков(физкультурной направленности), идейных убеждений, согласующиеся с нормами морали.

2. Формирование нравственных чувств(гуманизм, любовь к Родине)

3.Формирование нравственных качеств, привычек соблюдение эстетических норм, навыки общественного оправданного поведения.

4.Воститание волевых качеств личности (воли к победе, решительности, смелости)

Особенностью физического воспитания является то, что оно систематизирует формирование двигательных умений и навыков и  развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Виды воспитания:

Умственное воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Трудовое воспитание

Развитие умственных способностей, координации(как выполнить движение экономнее, точнее, выразительнее)

Умственных рост и развитие требуют соответствующего развития физического.

Осуществляется воспитание трудолюбия, способности преодоления трудностей и других личностных качеств.

(формирует положительные черты морального облика человека, формируется опыт нравственного поведения, крепнет и закаляется воля).

Создают благоприятные условия для эстетического воспитания. Формируется красивая осанка, всестороннее гармоничное развитие человека, представлений и вкусов, способствует проявлению оптимизма и  жизнерадостности.

Формируют способность преодолевать трудности,  организованность, настойчивость, трудолюбие. Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности положительно отражаются на эффективности процесса физического воспитания.

 

В процессе физического воспитания разработанные комплексы физических упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для формирования специальных знаний , двигательных умений, воспитания физических качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования  организма в соответствии с требованиями общества. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структурно-содержательный анализ.

Осуществляется путем анализа базовых категорий и концептуальных положений теории педагогики и соотносилось с имеющимися представлениями педагогики физической культуры. В качестве исходных оснований при разработке структуры и содержания образования по физической культуре выступали:

- педагогический процесс как условие развития личности;

- школьник как активный субъект педагогического процесса;

- учебный предмет как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности.

Педагогический процесс характеризует собой целостную конструкцию, включающую в себя единство процессов обучения, воспитания и образования. Каждый из этих структурных компонентов основания педагогического процесса определяется собственной функциональной направленностью, содержанием и технологией воздействия на физическую, психическую и социальную сферы школьника:

- обучение - основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно значимого исторического опыта и проявляется в присвоении соответствующих знаний, умений и навыков;

- воспитание - основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, проявляется в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания, устойчивых черт характера и способов межличностного общения;

- образование - основная (родовая) функция раскрывается через развитие творчества и мышления, проявляется в овладении познавательной и предметной деятельностью, развитии способностей к активной самореализации в индивидуальных и общественных интересах.[2]

 

 

Список используемой литературы

1 Шиндина ИВ Шуняева ЕА Теория и методика физической культуры и спорта : учебное пособие.

2 А.П. Матвеев Теория и методика физической культуры и спорта

3. Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.1990

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_pedagogika.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики и социологии

КОЗЛОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА

«Виды воспитания и их связь с физическим воспитанием. Структурно-содержательный анализ.»

(контрольная работа)

ДИСЦИПЛИНА

Педагогика физической культуры

Направление подготовки – 49.03.01 Физическая культура

Направленность (профиль) – Физическая культура и спорт

Форма обучения – заочная

Научный руководитель

Конькина Евгения Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

Оренбург, 2020 г.

Содержание

Введение............................................................................................3

1.Воспитание. Виды воспитания и их связь с  физическим воспитанием.........................................................................................4

2. Структурно-содержательный анализ.............................................7

Список используемой литературы......................................................8

 

Введение

Одним из главных видов сущности человека является его самосовершенствование, интеллектуальное,  нравственное и физическое воспитание. Однако, развитие личности, ее целенаправленная деятельность, причины и мотивы могут формироваться как в результате организованного воздействия воспитания, так и стихийно, под воздействием социально вредных факторов (эгоизм, жестокость, лень и т. п.). Неблагоприятное, одностороннее воздействие таких нежелательных факторов, тормозящих развитие положительных начал личности, может устраняться полностью только в процессе организованного и грамотного педагогического воздействия. Человек может действовать неодинаково и с разным успехом в одной и той же ситуации в зависимости от того, какими мотивами - социально значимыми или сугубо эгоистичными - он руководствуется.

В физическом воспитании представлены практически все виды человеческой деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, игровая, общение и др. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном для общества направлении.

1. Воспитание. Виды воспитания и их связь с  физическим воспитанием.

Воспитание - передача накопленного социального опыта, норм, ценностей  от старших поколений младшим, специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.п.

Физическое воспитание - это часть физической культуры, организованный процесс направленного применения накопленных поколениями достижений физической культуры для физического совершенствования человека, содействия гармоничному развитию личности, укрепления здоровья.

Специфическую  особенность  физического  воспитания  (в  узком  смысле) составляют  два  аспекта:  первый  обучение  двигательным  действиям  и второе развитие физических качеств, при этом характерная  черта здесь в интегральном подходе в решении этих проблем: в итоге у человека формируется система двигательных навыков на высоком уровне развития физических качеств и умение максимально использовать эти две составляющие в сложных условиях двигательной деятельности.[1 с18]

 Цель  физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Таким образом, физическое воспитание решает определенные воспитательно-образовательные задачи, которым присущи все признаки педагогического процесса.

1.Формирование нравственного сознания(нравственных понятий, взглядов, оценок, суждений), мотивов поступков(физкультурной направленности), идейных убеждений, согласующиеся с нормами морали.

2. Формирование нравственных чувств(гуманизм, любовь к Родине)

3.Формирование нравственных качеств, привычек соблюдение эстетических норм, навыки общественного оправданного поведения.

4.Воститание волевых качеств личности (воли к победе, решительности, смелости)

Особенностью физического воспитания является то, что оно систематизирует формирование двигательных умений и навыков и  развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Виды воспитания:

Умственное воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Трудовое воспитание

Развитие умственных способностей, координации(как выполнить движение экономнее, точнее, выразительнее)

Умственных рост и развитие требуют соответствующего развития физического.

Осуществляется воспитание трудолюбия, способности преодоления трудностей и других личностных качеств.

(формирует положительные черты морального облика человека, формируется опыт нравственного поведения, крепнет и закаляется воля).

Создают благоприятные условия для эстетического воспитания. Формируется красивая осанка, всестороннее гармоничное развитие человека, представлений и вкусов, способствует проявлению оптимизма и  жизнерадостности.

Формируют способность преодолевать трудности,  организованность, настойчивость, трудолюбие. Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности положительно отражаются на эффективности процесса физического воспитания.

В процессе физического воспитания разработанные комплексы физических упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами для формирования специальных знаний , двигательных умений, воспитания физических качеств и разностороннего морфофункционального совершенствования  организма в соответствии с требованиями общества. [3]

2. Структурно-содержательный анализ.

Осуществляется путем анализа базовых категорий и концептуальных положений теории педагогики и соотносилось с имеющимися представлениями педагогики физической культуры. В качестве исходных оснований при разработке структуры и содержания образования по физической культуре выступали:

- педагогический процесс как условие развития личности;

- школьник как активный субъект педагогического процесса;

- учебный предмет как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности.

Педагогический процесс характеризует собой целостную конструкцию, включающую в себя единство процессов обучения, воспитания и образования. Каждый из этих структурных компонентов основания педагогического процесса определяется собственной функциональной направленностью, содержанием и технологией воздействия на физическую, психическую и социальную сферы школьника:

- обучение - основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно значимого исторического опыта и проявляется в присвоении соответствующих знаний, умений и навыков;

- воспитание - основная (родовая) функция раскрывается через формирование общественно значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, проявляется в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания, устойчивых черт характера и способов межличностного общения;

- образование - основная (родовая) функция раскрывается через развитие творчества и мышления, проявляется в овладении познавательной и предметной деятельностью, развитии способностей к активной самореализации в индивидуальных и общественных интересах.[2]

Список используемой литературы

1 Шиндина ИВ Шуняева ЕА Теория и методика физической культуры и спорта : учебное пособие.

2 А.П. Матвеев Теория и методика физической культуры и спорта

3. Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы руководителя физического воспитания по теме: "Профессионально-прикладная физическая подготовка"

Тема ""Профессионально-прикладная физическая подготовка" раскрывает пути внедрения инновационных методик, технологий по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Использование креативных (художественно-музыкальных) видов двигательной активности в процессе инклюзивного физического воспитания детей среднего школьного возраста

Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. Проблема нормального фун...

Эффективность использования средств вида спорта прыжки на батуте в физическом воспитании детей дошкольного возраста

в статье представлены результаты внедрения тренировочного модуля с использованием средств вида спорта прыжки на батуте, направленного на развитие специфических координационных способностей, а именно с...

Виды и формы организации контроля в физическом воспитании

Виды и формы организации контроля в физическом воспитании...