«Подвижные игры для детей с нарушениями речи»
картотека по физкультуре

Бельских Алина Владимировна

 

  1. Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОНР (большой, средней и малой подвижности)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_dlya_detey_s_narusheniyami_rechi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Подвижные  игры для детей с нарушениями речи»

  • Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОНР (большой, средней и малой подвижности)

1.Игра большой подвижности «Ловишка»

         По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:

Ау-ау-аукаем,

Весну приаукиваем.

Весна! Весна!

Красным-красна!

Весна пришла,

Свет, тепло принесла!

Весну встречаем,

В ловишки играем!

Раз, два, три, лови!

После слов «раз, два, три – лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2–3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!

2. Игра малой подвижности «Мухомор» 

Инвентарь: конус из пластмассы или картона высотой 40—50 см, к верхней части которого прикреплен кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами (и кружка 10—15 см). Это «мухомор».

Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус — «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст; который дети хором произносят вместе с ним:

Перед нами бор,

А в бору — мухомор.

Мухомор стоит;

На детей глядит.

Мухомор кто возьмет;

Тот из круга уйдет.

Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.

  • Подвижные игры с речевым сопровождением

 3. Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

         Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.

Часы бьют раз,

Часы бьют два,

Часы бьют три. (Хлопают в ладоши).

Новый год, приходи! (Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе).

Тебя ждали год,

Стояли у ворот (Выполняют «пружинку», руки на пояс).

А пришел мороз,

Заморозил нам нос. (Шагают на месте). 

Нас, мороз, не пугай,

С нами ты поиграй. (Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс.) 

В прятки ты поиграй

Да подарки нам дай... (Выполняют два приседания, руки в приседе — на колени.)

Конфеты, игрушки,

Орехи, хлопушки. (Постукивают кулачками друг о друга).

Будем веселиться,

Танцевать, резвиться. ( Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно)

  • Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха

По согласованию и рекомендациям логопеда в физкультурные занятия включаются различные подвижные игры.

4. Подвижная игра «Цветные домики». 

Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети врассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например, команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» – возле обруча желтого цвета.

Усложнение: дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.

  • Подвижные игры на развитие внимания.

5. Подвижная игра «Дерево, куст, ручей, тропинка».

Играющие строятся в колонну по одному вдоль какой-либо из сторон спортивного зала. Немного в стороне от игроков встает педагог, в руках у него бубен. Под ритмичные удары педагога в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу, выполняя следующие команды:

 • «Дерево» – игроки останавливаются, поднимают руки вверх;

• «Куст» – приседают, пальцы рук касаются пола;

• «Ручей» – подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;

• «Тропинка» – разбиваются на пары и берутся за руки (если пары игроку не хватило, он должен встать прямо, руки вперед).

  • Подвижные игры на развитие звукопроизношения

6. Игра «Придумай слово на определенный звук» 

(Например, на звук [п]: пух, пальто, песня, перо, помидор, плита и т.д.).

Игра проводится с мячом. Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук.

7.Игра «Назови пять имен девочек (мальчиков) на определенный звук»

(Например, на звук [а]).

Имена девочек: Алена, Аня, Арина, Алла, Ася и т.д. Имена мальчиков: Алеша, Антон, Андрей, Аркаша, Алик и т.д.

Игру можно проводить в парах. Игроки встают в разных местах зала, каждой паре игроков дается по мячу. Дети кидают друг другу мяч (от груди или о пол), произнося на каждую передачу мяча по одному слову: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков): Алена — раз, Аня — два... и т.д.».

  • Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве.

8.Подвижная игра «Найди, где спрятано»

Дети встают в шеренгу вдоль одной из сторон физкультурного зала. Педагог показывает им цветок (игрушку, флажок и т.п.), говорит, что спрячет его. Участники игры поворачиваются к педагогу спиной. Педагог прячет предмет и произносит: «Раз, два, три, четыре, пять, вам пора цветок (флажок и т.д.) искать». Дети ищут спрятанный предмет. Тот из игроков, кто первым найдет его, несет его педагогу. Этот игрок будет прятать предмет при повторении игры. По окончании игры дети (по выбору педагога) рассказывают, как они искали предмет.

  • Игры на развитие коммуникативных функций

9.Подвижная игра «Чижик»

По считалке выбирается водящий-«чижик». Остальные дети становятся в пары и образуют круг. «Чижик» становится посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе произносят слова:

Ходит чижик у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Чижик отвечает:

 Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг Оставшийся без пары встает в середину круга — он «чижик». Игра продолжается.

  • Подвижные игры на развитие воображения.

10. Подвижная игра «Хрустальная вода». 

Детям необходимо присесть, как бы набрать пригоршни воды, поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя «воду», часто подпрыгивая на месте, громко и радостно произнося продолжительное «и-и-и».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция развития детей с нарушениями речи на уроках музыки

Количество детей с дефектами речи в Республике Хакасия возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки», на сегодняшний день является актуальной. В работе учителя...

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»...

Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования. Дети с нарушениями речи.

30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями речи.

Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слух...