Скорость и развитие скоростных способностей спортсмена. Методика развития быстроты движения в скалолазание
статья по физкультуре

В статье описан процесс развития быстроты движения в скалолазании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_skorostnyh_sposobnostey.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Скорость и развитие скоростных способностей спортсмена. Методика развития быстроты движения в скалолазание

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека. Физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияет на развитие двигательных способностей

Широко применяемые в скалолазание высотные стенды (скалодромы), являются достаточно эффективным средством развития у человека навыков преодоления вертикальных препятствий. Регулярные тренировки на них способствуют развитию и совершенствованию таких физических качеств как общая выносливость, ловкость, сила, силовая выносливость, а так же быстрота.

         Быстрота для спортсменов в лазании на скорость является одним из ведущих физических качеств. Нередко в лазании на скорость учитываются доли секунды, так кат от этого зависит победа спортсмена. Для решения общей задачи качественной подготовки спортсмена, требуется определить эффективность высотных стендов как средство развития скоростных качеств.

        Так же существуют различные методики и обще развивающиеся упражнения для развития быстроты и скоростных качеств, об этом поговорим подробнее в следующих разделах.

1.Скорость. Развитие скоростных способностей спортсмена

Одним из важнейших физических качеств является быстрота - способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени (В.П. Филин, 1974).

Быстрота является комплексным двигательным качеством и основными формами её проявления являются:

  • время двигательной реакции;
  • время максимально быстрого выполнения одиночного движения;
  • время выполнения движения с максимальной частотой;
  • время выполнения целостного двигательного акта, Н.В. Зимкин, 1956; B.C. Фарфель, 1960; В.М. Зациорский, 1966; М.А. Годик, 1966 выделяют ещё одну форму проявления быстроты - быстрое начало движения («резкость»). Все формы проявления быстроты специфичны и не взаимосвязаны между собой, поэтому многие авторы предлагают определение «скоростные качества».

В.Н. Платонов, (1986) понимает под скоростными способностями комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время. Он различает элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Элементарные формы - это:

- латентное время простых и сложных двигательных реакций;

- скорость выполнения отдельного движения при незначительном внешнем сопротивлении;

- частота движений.

Эти формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах.

К комплексным формам быстроты относятся:

  • способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости;
  • умение быстро набирать скорость на старте;
  • выполнять с высокой скоростью движения, скоростные манёвры, повороты, подсечки, броски, прыжки, удары и т.п.

Б.А. Ашмарин, (1990) под быстротой понимает единство проявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время.

В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энергозатрат. Физиологический механизм проявления быстроты связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы и периферического нервно-мышечного аппарата. Е. Захаров, А. Карасёв, А. Сафонов (1994).

Они различают несколько форм проявления быстроты:

1.Быстроту простой и сложной двигательных реакций.

2.Быстроту одиночного движения.

3.Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.

4.Частоту ненагруженных движений.

Развитие скоростных способностей имеет особое значение в скалолазании, в частности в скоростном лазании. Но не меньшее значение эти способности имеют для альпиниста: при прохождении камнеопасных и лавиноопасных участков, при работе на страховке, при принятии решений в аварийных ситуациях.

Развитие скорости простой и сложной реакции связано с совершенствованием мыслительных процессов и работы органов чувств (зрения, слуха, кожной и мышечной чувствительности). Скорость простой двигательной реакции зависит от быстроты реагирования органов чувств на раздражители. А сложная двигательная реакция включает элементы мышления. Например, при принятии решений в аварийной ситуации, (то ли выбирать веревку при срыве партнера, то ли наоборот протравливать ее; то ли оставаться на месте при сходе лавины и встать на самостраховку, то ли двигаться, избегая встречи с ней). Поэтому сложная двигательная реакция во многом определяется скоростью мышления спортсмена. Она зависит от быстроты принятия решения и скорости его выполнения.

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции наиболее эффективный повторный, расчленённый и сенсорный метод.

 Повторный метод. Заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемых упражнений в 2-3 сериях.

Расчленённый метод. Сводится к аналитической тренировке в облегчённых условиях быстроты реакций и скорости последующих движений.

Сенсорный метод. Основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью к различению микро-интервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и, даже, сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа.

На первом этапе выполняется двигательное задание с максимальной быстротой. После каждой попытки руководитель сообщает время выполнения упражнения.

На втором этапе повторяется выполнение первоначального двигательного задания, но занимающиеся самостоятельно оценивают по своим ощущениям быстроту его реализации, а затем сравнивают свои оценки с реальным временем выполнения упражнения. Постоянное сопоставление своих ощущений с действительным временем выполнения упражнений соответствует точность восприятия времени.

На третьем этапе предлагается выполнять задание с различной, заранее определённой скоростью. Результат контролируется и сравнивается. При этом происходит обучение свободному управлению быстротой реагирования. Е. Захаров, А. Карасёв, А. Сафонов (1994).

2.Методика развития быстроты движения в скалолазании

Основным средством развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью. Для этого используются ряд методических подходов:

  1. Облегчение внешних условий выполнения упражнения. Например, в скалолазании для этого можно использовать в тренировке упрощенный рельеф, помощь веревкой для скоростного прохождения маршрута.
  2. Эффект "ускоряющего последствия". Замечено, что после выполнения действия с отягощением, то же самое действие без отягощения выполняется с повышенной скоростью. Но этот эффект наблюдается не всегда.
  3. Лидирование. Создание наглядного ориентира на маршруте позволяет существенно увеличивать скорость движения спортсмена. Этот эффект используется к примеру в парных гонках, в гонках за лидером. Соревновательный принцип вообще используется гораздо чаще в развитии скоростных качеств, чем во всех других видах подготовки.
  4. Эффект "разгона". Для этого используется предстартовый разгон или бег с предельной скоростью с "ходу", бег под уклон.

Объем скоростных нагрузок в рамках отдельного тренировочного занятия относительно невелик. Это связано с тем, что упражнения на скорость предъявляют высокие требования к организму спортсмена и приводят к быстрому утомлению. А при появлении признаков утомления у спортсмена резко снижается способность к формированию скоростных качеств. Правда это касается формирования собственно скоростных качеств. Но при развитии скоростной выносливости, требуется выполнять скоростные нагрузки именно на фоне утомления.

Оценка уровня развития скоростных способностей должна проводится в соревновательной форме, в обстановке жесткого соперничества. Для этого используется бег на короткие дистанции (10-60м), ускорения в гору, ускорения на несложном скальном рельефе.

Для развития скоростных качеств на начальном этапе обучения, конструкция тренажера должна иметь участок протяженностью не менее 10 м, с углом наклона 90 – 95°. Уровень трассы для лазания на скорость должен быть не выше 4-ой категории.

Занятия по развитию быстроты следует начинать с разминки. Подготовив группу к предстоящим нагрузкам, далее необходимо  перейти к основной части занятия. Первый подход может быть осуществлен без контроля времени, с целью ознакомления с трассой. Далее следует выполнять 4 – 5 подходов по два забега, с отдыхом между забегами 40 – 60 сек. Отдых между подходами составляет 4 – 5 мин. Все забеги проводятся с контролем времени, результаты фиксируются.

Время прохождения указанной трассы колеблется в пределах 30 – 40 сек. для начального этапа обучения. В процессе занятий это время снижается до 15 – 25 сек. Обучение следует проводить на различных трассах, причем трассы должны периодически меняться (перекручиваться), с целью избегания привыкания обучающихся к определенному набору движений. После того как обучаемый отработал цикл упражнений (5 подходов по 2 забега) на одной трассе, он отдыхает и переходит к другой трассе, где повторяет или выполняет уменьшенный объем (в зависимости от уровня подготовки) упражнений.

В статье использованы следующие материалы:

  1. Аппенянский А.И. Техническая подготовка туриста/ А.И. Аппенянский. – М.: ЦРИБ «Турист», 1992. – 78 с.
  2. Ашмарин Б.А. О тестах и тестирование / Б.А. Ашмарин // Физкультура в школе. – 1985. - № 2 – С. 5-8.
  3. Байковская Т.В. Физиологические основы подготовки в горных видах спорта (Альпинизм, скалолазание, горный туризм) / Т.В Байковская., Ю.В. Байковский. – М.: Здоровье, 1996, - 108 с.
  4. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта (Альпинизм, скалолазание, горный туризм) / Ю.В. Байковский.- М.: ТОО Вилад, 1996. – 79 с.
  5. Баландин В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Платхиенко. – М.: ФиС, 1986. – 192 с.
  6. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1980. - №1 – С. 31-33
  7. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей / П. Благуш пер. с чеш. – М.: ФиС, 1982. – 165 с.
  8. Бубэ Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубэ пер. с нем. под ред. В.П. Филина – М.: ФиС, 1988. – 240 с.
  9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский – М.: ФиС, 1988. – 331 с.
  10. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский – М.: ФиС, 1985. – 176 с.
  11. Виноградов М.И. Очерки по энергетике мышечной деятельности / М.И. Виноградов – Л.: 1941. – 20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНА

Достичь современных спортивных результатов нель­зя без высокой специальной физической подготовки. Про­явление мышечной силы характерно для любой спортив­ной специализации, от уровня ее развития зависи...

Развитие скоростных способностей. Бег на скорость 60 м с низкого и высокого старта.

Физическая культура 8 класс.  Конспект урока     Учитель: Никитина Алиса Григорьевна...

Методика развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста

Методика развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста...

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ САМБИСТОВ 14-16 ЛЕТ

Разработанные в рамках данного исследования варианты применения средств развития скоростных способностей позволяют увеличить интенсивность подготовки борцов-юношей, что позволяет совершенствовать скор...

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (БЫСТРОТЫ)

Быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в минимальное время.Физиологический механизм проявления быстроты связан прежде всего со скоростными характеристиками нервных процесс...

Особенности методики воспитания скоростно-силовых способностей для оптимального развития скоростной выносливости, через систему упражнений, используемых на тренировках для подготовки школьников к испытаниям "Легкая атлетика"..

Опыт представлен описанием системы работы по формированию скоростно-силовых способностей через упражнения, которые позволяют учителю развивать и поддерживать данное физическое качество. По степени нов...