программа по выявлению способностей обучающихся «Навстречу к спортивным победам»
рабочая программа по физкультуре (5 класс)

Алексеева Томара

программа по выявлению способностей обучающихся «Навстречу к спортивным победам» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Выявление творческих способностей учащихся на уроках физической культуры»

«Навстречу к спортивным победам»

     

                       

                                     

Программа разработана

учителем физической культуры

Алексеевой Т.В.

Содержание:

Глава 1. Основные положения программы

  1. Введение    
  2. Цель, задачи программы                    
  3. Ведущая педагогическая идея программы

Глава 2. Диагностика творческих способностей                        

2.1. Вводная диагностика

2.2. Заключительная диагностика

2.3. Сравнительный анализ результатов работы

Библиография

Приложение (субтесты, результаты мониторинга)

Введение

          Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда.

          «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» - основные направления программы «Выявление творческих способностей учащихся на уроках физической культуры»

          Цель программы: создать условия, позволяющие выявлять уровни физического развития и творческого потенциала  обучающихся в области изучения физической культуры.

Задачи программы:

  1. Изучить теоретические аспекты развития творческих способностей ребенка;
  2. выявить уровень развития творческих способностей  учащихся;
  3. подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного мониторинга творческих способностей учащихся,
  4. проанализировать полученные результаты.

             Ведущая педагогическая идея программы

          Ведущей педагогической идеей программы  является выявление творческих способностей учащихся для дальнейшего направления их практическую деятельность в диапазон творческой самореализации

Риски и ограничения

  1. Посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования можно выявить лишь наличие творческих способностей, творческий потенциал ребенка, и практически невозможно выявить одаренность.
  2.  Выявление одаренности это, как правило, процесс продолжительный, связанный с анализом образовательных, личностных, творческих успехов конкретного ребенка.

                         Пути минимизирования ограничений

  1. Раннее выявление  способностей ребенка и создание условия для их развития;
  2. В процессе обучения по общеобразовательным (общеразвивающим) программам, с помощью диагностических методик выявлять одаренных детей и обеспечивать им педагогическую поддержку

Схема  развития способностей на уроках физической культуры

теория – методика – практика – коррекция.

* Создание проблемной ситуации: эвристическая беседа-диалог в процессе овладения теоретическими знаниями, цель которой вызвать интерес к знаниям. В начале преобладают репродуктивные формы работы, однако ученик не просто познаёт, он это делает в значительной степени собственными усилиями, раздумьями, поиском решения, комбинацией каких-то положений. Под руководством учителя ученик включается в поиск истины, но не получает готовые знания, а добывает их.

* Рассказ-объяснение о том, что изучается (какое двигательное движение) на уроке, объясняются основные понятия и термины, характерные для данного физического упражнения, выполняется анализ, выявляются сходства и различия с уже знакомыми двигательными действиями путём постановки учителем проблемных задач, наводящих вопросов.

* Объяснение, от чего зависит результат (как правильно выполнять двигательное действие): учащиеся вместе с учителем выделяют главное и определяют второстепенное (беседа-диалог) с одновременным выполнением учащимися задания (учитывается желание детей выполнять). Учитель задаёт вопросы: у кого правильнее выполнено упражнение и почему?

* Беседа-объяснение: какие качества необходимо развивать и воспитывать, чтобы правильно выполнять данное двигательное действие, где и для чего необходимо (можно) использовать, в каких ситуациях игровых и жизненных можно применять данное двигательное движение, что даёт тренировка и т.д. (активизация познавательной деятельности в процессе самостоятельных ответов учащихся с последующими комментариями учителя).

* Практическое выполнение фронтальным, поточным или поточно-групповым способом разучиваемого двигательного действия. Использование этого метода даёт целостное представление о движении, которое выполняется в целом с акцентом на наиболее доступный в данном возрасте элемент, непосредственно влияющий на результат. При этом используется метод поощрения индивидуально к каждому учащемуся.

* Корректировка на основе самоанализа и взаимоконтроля (учащиеся вначале анализируют выполнение двигательного задания товарищами, а затем на основе самоанализа выясняют, правильно или неправильно выполнено упражнение и что надо сделать, чтобы добиться высоких результатов).

* После изучения двигательного действия на уроке задаётся домашнее задание: придумать подвижную игру с изученным двигательным действием, новый способ выполнения, подумать, от чего ещё может зависеть правильность выполнения и т.п.

Условия проведения диагностики:

создание одинаковых условий  для всех детей:

содержание тестового материала;

сложность вопросов;

время проведения диагностических испытаний

Сроки проведения диагностики

Вводная  диагностика:   сентябрь - октябрь

Итоговая  диагностика:  апрель

Анализ диагностики: май

Авторы методик мониторинга творческих способностей

Интегрированные тесты методики Х. Зиверта; методики Поля Торренса; Ф.Татл, Л. Беккер

Глава 2. Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся.

Вводная диагностика:          

Определения развития уровня творческого потенциала 

- Физические упражнения, игры с различным уровнем сложности

- Нормативные тесты по физическому развитию

Карта наблюдения «Творческие способности ребенка» - опросник для родителей и педагогов Ф.Татл, Л. Беккер  

Сравнительный анализ результатов работы

Создание информационных карт, графиков с целью дифференциации содержания учебного материала, подбора индивидуальных заданий для развития творческих способностей учащихся

Показатели результативности: количество участников в олимпиаде по физической культуре, результаты выступлений на спортивных соревнованиях

Библиография

1. Абдульханова- Славянская К. А.  Активность и сознание личности как субъекта деятельности: сборник Психология  личности  в социальном обществе. М., 1988 –с. 113.

2.  Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

3.  Анциферова Л. И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран: Теоретические проблемы.

4. Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда под редакцией Н. Ф. Добрынина. М. Трудорезервиздат, 1958.

5 Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

6. Репкина Н.В. Что такое развивающие обучение? – Томск. 1993 г.

7. Родина А.А. Литературное образование младших школьников. «Начальная школа», №1 – 1999 г.

8.М.А.Рунова «Диагностические тесты физического воспитания»

 9. Савицкая Г.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению. «Начальная школа», №3 – 1999 г.

10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1983 г.

11.  Айзенк Г. Проверьте свои способности. — СПб.: 1996.

12 Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М.: Луч, 1995.

Приложение 4

 Результаты вводной диагностики  2016/2017-8уч.год (5-6кл.)

 

Диаграмма 1

Воображение (5- кл.)

Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

  • высокий уровень – 15%;
  • средний уровень – 40%;
  • низкий уровень – 45%.

         

         

Диаграмма 2

Фантазия учащихся (5-6кл)

      Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

•        очень высокий уровень – 10%;  

•        высокий уровень – 15%;

•        средний уровень – 43%;

•        низкий уровень – 20%;

•        очень низкий – 12%.

Диаграмма 3

Творческий потенциал (5-6кл.)

          Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

•        высокий уровень – 22%;

•        средний уровень – 41%;

•        низкий уровень – 37%.

Итоговая проверка по определению уровня развития воображения

Диаграмма 4

Воображение (5-6кл)

Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

  • высокий уровень – 62%;
  • средний уровень – 38%;
  • низкий уровень – 0%.

          Итоговая проверка развития уровня фантазии учащихся при проведении диагностики «Придумай игру» дала следующие результаты:

Диаграмма 5

Фантазия (5-6кл)

      Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

•        очень высокий уровень – 30%;  

•        высокий уровень – 40%;

•        средний уровень – 30%;

•        низкий уровень – 0%;

•        очень низкий – 0%.

          Итоговая проверка развития творческого потенциала показала:

Диаграмма 6

Творческий потенциал (5-6кл)

         Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:    

•        высокий уровень – 56%;

•        средний уровень – 44%;

•        низкий уровень – 0%.

         

3.4.        Сравнительный анализ результатов работы

          Для наглядного сравнения развития творческих способностей учащихся в начале работы и в конце составляю сравнительные гистограммы.

Гистограмма 1

Высокий уровень развития способностей

      Из гистограммы видно, что увеличилось количество детей с  высоким уровнем развития:

  • воображения – на 47%;
  • фантазии – на 45%;
  • творческого потенциала – на 34%.

Гистограмма 2

Средний уровень развития способностей

          Из гистограммы видно, что детей со средним уровнем развития творческих способностей осталось  практически то же количество. Но надо заметить, что в это число входят  уже учащиеся, которые имели более низкие показатели на момент начала работы.

Гистограмма 3

Низкий уровень развития способностей

      Из гистограммы видно, что детей с  низким уровнем развития творческих способностей  не стало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению способностей обучающихся «Мир моих интересов»

Цель: выявление и развитие познавательных и творческих способностей обучающихся , создание условий для самореализации способностей обучающихся. Задачи: 1. Формирование мотивации приоб...

Программа по выявлению способностей обучающихся

        «Творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, зажигать солнце, строить замок...

Программа по выявлению способностей обучающихся по истории и обществознанию

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основнуюстратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитойличности. Программа направлена на развитиеобучающихся. Она ...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестировани...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...

Программа по выявлению способностей обучающихся творческого объединения «Изостудия».

Выявление, развитие и поддержка способностей детей становится одной из приоритетных задач современного образования  в России. Проблема выявления способностей детей актуальна в настоящее время, по...

Программа по выявлению способностей обучающихся

Выявление одарённых и талантливых детей достаточно длительный временной процесс, связанный с динамикой развития детей. Эффективность диагностики возможна посредством применения разнообразных процедур ...