Программа развития физических качеств и творческих способностей
рабочая программа по физкультуре

Алексеева Томара

программа развития физических качеств и творческих способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 32им. С.А. Лавочкина»  города Смоленска

«РАССМОТРЕНО»

На заседании

педагогического совета

Протокол № ____

от «___»____20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор школы

__________С.С. Мандрикова

Приказ № ____

от «___»____20___ г.

Программа

 «Развитие физических качеств и творческих способностей в области изучения физической культуры путем использования инновационных технологий (игровой, использование ИКТ) на уроке физической культуры и во внеурочное время».

Программа разработана

учителем физической культуры

Алексеевой Т.В.

г. Смоленск

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность                                                    
  3. Ограничения и риски
  4. Цели и задачи
  5. Ресурсное обеспечение программы
  6. Основные положения программы
  7. Оценка эффективности программы
  8. Прогнозируемые результаты
  9. Формы подведения итогов реализации программы
  10. Содержание программы
  11. Организация внеурочной деятельности программы
  12. Библиографический список:

Пояснительная записка

Программа «Развитие творческих способностей учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС» включает в себя теоритические  аспекты и практическую структуру поэтапного развития и мониторинга творческих способностей обучающихся 5-6классов. Программа рассчитана на два года, но может быть использована к применению в 7-8 классах за счет повышения уровня практических мероприятий диагностических исследований, направленных на формирование творческих способностей учащихся.  Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения»

Актуализация

        Развитие современного общества во многом зависит от общественного сознания, которое формируется разными социальными институтами, в том числе  и школой. В связи с этим педагоги-практики особенно остро ставят вопросы, как сегодня обучать и воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня, какие знания, умения и навыки для вхождения в новое сообщество ему необходимо дать. Действительно, вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией и воображением. Учёные определяют модель выпускника как «личность общественно значимого достигателя» (Н.В. Немова), направляющего свою деятельность на успех, а не на избегание от неудач. Современная педагогика изменяет свои основные ориентиры с «зазубривания» на деятельностный подход к получению знаний. ФГОС подразумевают в корне изменить подход к обучению, обуславливая развитие у детей не просто способностей к чему-либо, а именно, творческих способностей, так как только творчество позволяет производить что-то новое, уникальное. С учётом требований ФГОС основного общего образования изучение предметной области «Физическая культура» должно обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов;  формирование универсальных учебных действий;  формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса. Создание программы «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС» продиктовано  наряду с основными требованиями  ФГОС в предметной области,  необходимостью в ходе творческой и исследовательской деятельности у детей развивать качества творца,  формируя  новые общественно значимые ценности.

Риски и ограничения

  • Противоречия между потребностью общества в выпускниках школы, обладающих высоким уровнем творческих способностей, и реальной позицией учащих, ориентированного на  простого потребителя знаний;
  • Ограничение между необходимостью развития творческих способностей учащихся и отсутствием организационно-педагогических условий для решения данной проблемы в образовательных учреждениях.

Цель: 

Выявлять и развивать творческие  способности обучающихся в образовательной области «Физическая культура» в урочное и внеурочное время

Задачи:

  • Провести анализ  развития творческих способностей обучающихся в психолого-педагогической практике.
  • Разработать  поэтапную структуру формирования творческих  способностей  обучающихся.
  • Формировать  и развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, способности к самостоятельному поиску методов решения исследовательских и практических задач.
  • Формировать банк творческих, исследовательских, социальных и практико-ориентированных проектов учащихся.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно - координационная

Осуществление общего контроля по реализации программы.

Руководитель методического объединения учителей

Консультативная

Организация мониторинга творческих способностей

рекомендаций.

Психолог учреждения

 Административно  - педагогическая

Реализация программы в системе учебной деятельности  воспитательной работы

Использование современных воспитательных технологий.

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель физической культуры

Специалисты, сотрудничающие с учреждением

( социум)

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях учреждения.

Методисты, педагоги и администрация других школ, специалисты психологической медицинской  службы,

Основные положения программы

  1. Анализ развития творческих способностей обучающихся в психолого-педагогической практике

1.1.         Определение понятия «творческая деятельность», «творчество»

Современная психология выделяет различные вида творчества. Кроме таких общепризнанных видов, как научное, техническое, литературное, музыкальное, выделяется творчество игровое, учебное, бытовое, военное, управленческое, профессиональное, ситуативное и т.д. В связи с этим приведём обобщённое определение понятия «творчество», на которое будем опираться в дальнейшем. Под творчеством понимается совокупность приёмов, методов действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира.

  1. Общая характеристика творческой одарённости

Творческий познавательный процесс опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей. Проверка гипотез и догадок, приводящая к преобразованию представления об исходной ситуации за счёт вовлекаемого при этом нового знания, обеспечивает саморегуляцию процесса (Г. Д. Чистякова).

Особое значение в творческом процессе приобретает образное представление ситуации, опирающееся на воображение и дающее начало интуитивным догадкам и гипотезам, не осознаваемым до определённого момента решения. Используемые воображением ассоциации и аналоги приводят к порождению новых оригинальных комбинаций им сочетаний, ложащихся в основу открытий и изобретений. Возможность порождения множества различных идей из данного источника информации, названная Дж. Гилфордом дивергентным мышлением, рассматривается как ведущая черта творческого процесса. Из неё вытекают такие проявления творчества, как способность рассматривать проблему под разными углами, вводить её в разные контексты. В соответствии с этим творческое мышление оценивается по гибкости и лёгкости порождения связанных с проблемой идей в зависимости от разнообразия и количества этих идей.

  1. Методы развития творческих способностей учащихся

В  ходе обучения перед учителем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, тем не менее, являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Основную долю в развитие ребёнка вносит освоение учебного материала. Тем не менее для более продуктивного обучения учащихся в предметной области «Физическая культура», а также для решения поставленной задачи в программе в процессе урока и во внеурочной деятельности используются методы для развития творческих способностей, направленные на формирование умения самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать её, формирования  способности к творчеству и др.

 Методы для развития творческих способностей: творческое задание – учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащимся необходимо использовать знания, приёмы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые; постановка проблемы или создание проблемной ситуации – представление учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы; дискуссия – метод обучения, основанный на обмене мнениями по определённой проблеме; создание креативного поля – учащимся предоставляется возможность на основе непосредственной учебной деятельности, развернуть другую, более интересную – креативную деятельность.

Метод проектов – это организация целостного процесса исследования, обдумывания, принятия решения, планирования, изготовления и оценки изделия. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности.

  1. Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2  года. Программа ориентирована на 5-6 классы. Реализация внеурочной деятельности программы осуществляется при участии социальных партнеров учреждения и родителей.  

       IY.    Форма реализации Программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы в урочное внеурочное и урочное время.

       Y.     Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

Формирование творческих способностей  понимается  как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность в основу которой входят следующие принципы: принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной, социальной и воспитательной среды.

      YI.     Этапы реализации программы  

  1. Подготовительный  этап - изучение теоритического аспекта, составление и утверждение программы, подбор  методических  материалов, проведение вводных диагностических измерений
  2. Основной   (практический)  этап – использование методического материала  на уроках физической культуры и внеурочное время  (внеурочная деятельность  кружка  и проведение мероприятий с участием родителей и социальных партнеров)
  3. Заключительный этап – анализ эффективности  реализации программы  (создание информационных карт, графиков мониторинга творческих способностей учащихся) , создания банка методических разработок занятий на уроках и мероприятий  внеурочное время.

Оценка эффективности реализации Программы

Система объективных критериев оценки результативности

№ п/п

Основные направления оценки

Сформированность знаний, творческих способностей  и количественные параметры

Формы оценки

1

Определение динамики сформированности  основных творческих качеств учащихся

Воображение, фантазия, творческого потенциала и др.

Контрольные тесты, анкетирование

2

Уровень мотивированности учащихся к учебному процессу и участию  в конкурсах  и мероприятиях во внеурочное время,

Качество знаний по предмету, количество участников в конкурсах,  уровень участия в конкурсах,  эмоциональный отклик на участие в мероприятиях

Контрольные тесты, анкетирование, отзывы, педагогическая карта наблюдения, социологический опрос

Прогнозируемые результаты

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

  • Повышение интереса учащихся  к исследовательской и проектной деятельности

  • Повышение мотивированности учащихся   к обучению, участию в различных конкурсах , соревнованиях и мероприятиях  в предметной области «Физическая культура»

 

  • Создание банка  инновационных разработок и мониторинговых

   данных  по развитию творческих способностей учащихся  

Формы подведения итогов реализации программы

       При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение  самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; проведение  итоговой выставки с художественно – прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы для участия в конкурсах  различного уровня

Структура  программы

предметной области «Физическая культура»

1.Блок – мотивация «Встреча с чудом»

2. Содержательная часть программы

3.Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза)

4.Головоломка

5.Интелектуальная разминка

5. Содержательная часть программы

   Содержание программы отражает распределение существующих методик направленных на развитие творческих способностей по годам обучения учащихся, ориентируясь на возрастную категорию и повышающийся уровень развития творческих способностей.

Программа включает в себя следующие  направления методик, способствующих  развитию творческих способностей

Первый год обучения (5класс)

МЕТОДЫ  УЧЕБНОГО  ПОЗНАНИЯ (когнитивные):

- Метод сравнения.  

Сравниваться могут любые объекты, понятия,  эпохи. При изучении                                истории костюма, стиля в одежде,

- Метод эвристических вопросов.

Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

- Метод образного видения.

Второй год обучения (6класс)

КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ:  - Метод придумывания.

 Это  способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Новое упражнение, новые правила игры и т.д.

.

ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ  МЕТОДЫ:

- Метод ученического планирования.

 Этот метод  предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.

- Метод самоорганизации обучения.

Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа)  в группах

- Метод взаимообучения.

Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный  им  набор педагогических методов.

- Метод рецензии.

Рецензия может быть на любой творческий   проект  по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.

На итоговых  занятиях   по темам  предметной области «Физическая культура» используется  

творческое задание – учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащимся необходимо использовать знания, приёмы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые;

постановка проблемы или создание проблемной ситуации – представление учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы;

дискуссия – метод обучения, основанный на обмене мнениями по определённой проблеме; создание креативного поля – учащимся предоставляется возможность на основе непосредственной учебной деятельности, развернуть другую, более интересную – креативную деятельность.

Метод проектов – это организация целостного процесса исследования, обдумывания, принятия решения, планирования, изготовления и оценки изделия. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентированной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности

Библиография

1. Абдульханова- Славянская К. А.  Активность и сознание личности как субъекта деятельности: сборник Психология  личности  в социальном обществе. М., 1988 –с. 113.

2.  Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

3.  Анциферова Л. И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран: Теоретические проблемы.

4. Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда под редакцией Н. Ф. Добрынина. М. Трудорезервиздат, 1958.

5 Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

6. Репкина Н.В. Что такое развивающие обучение? – Томск. 1993 г.

7. Родина А.А. Литературное образование младших школьников. «Начальная школа», №1 – 1999 г.

8.М.А.Рунова «Диагностические тесты физического воспитания»

 9. Савицкая Г.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению. «Начальная школа», №3 – 1999 г.

10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1983 г.

11.  Айзенк Г. Проверьте свои способности. — СПб.: 1996.

12 Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М.: Луч, 1995.

Приложение 1

 Результаты вводной диагностики  2016/2017-8уч.год (5-6кл.)

 

Диаграмма 1

Воображение (5- кл.)

Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

  • высокий уровень – 15%;
  • средний уровень – 40%;
  • низкий уровень – 45%.

         

         

Диаграмма 2

Фантазия учащихся (5-6кл)

      Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

•        очень высокий уровень – 10%;  

•        высокий уровень – 15%;

•        средний уровень – 43%;

•        низкий уровень – 20%;

•        очень низкий – 12%.

Диаграмма 3

Творческий потенциал (5-6кл.)

          Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

•        высокий уровень – 22%;

•        средний уровень – 41%;

•        низкий уровень – 37%.

Итоговая проверка по определению уровня развития воображения

Диаграмма 4

Воображение (5-6кл)

Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

  • высокий уровень – 62%;
  • средний уровень – 38%;
  • низкий уровень – 0%.

          Итоговая проверка развития уровня фантазии учащихся при проведении диагностики «Придумай игру» дала следующие результаты:

Диаграмма 5

Фантазия (5-6кл)

      Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

•        очень высокий уровень – 30%;  

•        высокий уровень – 40%;

•        средний уровень – 30%;

•        низкий уровень – 0%;

•        очень низкий – 0%.

          Итоговая проверка развития творческого потенциала показала:

Диаграмма 6

Творческий потенциал (5-6кл)

         Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:    

•        высокий уровень – 56%;

•        средний уровень – 44%;

•        низкий уровень – 0%.

         

3.4.        Сравнительный анализ результатов работы

          Для наглядного сравнения развития творческих способностей учащихся в начале работы и в конце составляю сравнительные гистограммы.

Гистограмма 1

Высокий уровень развития способностей

      Из гистограммы видно, что увеличилось количество детей с  высоким уровнем развития:

  • воображения – на 47%;
  • фантазии – на 45%;
  • творческого потенциала – на 34%.

Гистограмма 2

Средний уровень развития способностей

          Из гистограммы видно, что детей со средним уровнем развития творческих способностей осталось  практически то же количество. Но надо заметить, что в это число входят  уже учащиеся, которые имели более низкие показатели на момент начала работы.

Гистограмма 3

Низкий уровень развития способностей

      Из гистограммы видно, что детей с  низким уровнем развития творческих способностей  не стало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Солнечные зайчики" по развитию устной речи и творческих способностей

Цель программы — развитие устной речи и творческих способностей детей сред­ствами театрального искусства. Задачи - Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих ...

Творческий отчет работы по физической культуре "О развитии физических качеств игроков в баскетбол"

Физические качества, о которых говорят наука и практика спорта, включают в себя гибкость, силу, быстроту, выносливость и ловкость....

Программа развития физических способностей

Методическая разработка, гандбол, доп. образование...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развитие физических качеств»

Организационно-педагогические основы обученияПрограмма предусматривает обучение детей с 7-8 лет, не прошедших отбор в спортивную школу по физическим данным или внешним параметрам. Либо обучение подрос...

«Развитие лидерских качеств и организаторских способностей у учащихся через социальнозначимые дела и коллективно-творческую деятельность».

Доклад «Развитие лидерских качеств и организаторскихспособностей у учащихся через социальнозначимые дела и коллективно-творческуюдеятельность»....

Творческая деятельность учителя как решающий фактор развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся

Аннотация: Статья отражает творческую деятельность учителя через его участие в профессиональных конкурсах и выставках творческих работ. Отражено влияние таланта педагога на развитие познавательного ин...