Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся
статья по физкультуре

Алексеева Томара

Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руководитель  ШМО

физической культуры

Алексеева Т.В.

«Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся в рамках реализации программы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе – « ЗОЖ школьника»

    Российское образование сегодня переживает этап  масштабного реформирования, вызванного демократическими преобразованиями в социально-политической и экономической жизни общества. Современное общество ожидает от образования выполнения не только воспитательной, образовательной, развивающей функций, но реализацию функций таких, как социокультурная, валеологическая, творчески-преобразующая, инновационно-поисковая, социально-защитная и других. Приоритетом образования выдвигается воплощение идеи воспитания человека самостоятельного, ответственного, инициативного, думающего, способного выстроить свою жизненную траекторию и реализовать творческий потенциал. В настоящее время современная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации общества, культуры, образования. Все эти аспекты определяют  актуальность социокультурного и медиакультурного развития личности школьника. Программа  физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе направлена на формирование  у учащихся устойчивой мотивации и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостного развития физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Стимулирующим фактором в данном направление является  социокультурное и медиакультурное развитие школьника. Это  требует создание новых условий  в образовательной среде «Физическое воспитание». Одним из наиболее важных условий является создание эмоционально-благоприятной атмосферы в результате  взаимодействия педагога с детьми, а также   использование  современных образовательных технологий такие, как:

здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;

 информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;

 Создание условий для развития социокультурного  и медиакультурного развития школьника напрямую связано с внедрением новых форм организации урока по физической культуре и  новых форм организации спортивно-массовой работы в школе.

  Введение третьего урока по физической культуре дает возможность  использовать различные формы уроков: урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок-игра, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия и др.  В рамках таких уроков  происходит формирование  интереса к занятиям физической культурой и спортом через получение  основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах.  На обобщающих уроках изучения  раздела учебного материала проводится урок – соревнование, где реализуется  воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; содействие развитию психических процессов и обучение основам психической  саморегуляции. Надо также отметить, что работа школы в системе «Дневник ру»  позволяет детям в рамках интернет пространства получать видио-задания для самостоятельного изучения учебного материала по физической культуре. Например,  домашнее задание «Поднимание туловища из положения лежа на спине» позволяет изучение правильного выполнения данного задания, а также мотивирует учащихся для самостоятельного получения информации через использование интернет пространства по различным вопросам физического воспитания.

     Основным условием для развития социокультурного и медиакультурного развития школьника в образовательной среде «Физическое воспитание» является использование различных форм спортивно-массовых мероприятий. Участниками таких мероприятий являются учащиеся школы, родители, учителя, представители Попечительского совета, социальные партнеры школы. В нашей школе широко организовано социальное партнерство с различными спортивными школами (баскетбол, футбол, волейбол, туризм, настольный теннис)  проводятся кружки по дополнительному образованию оздоровительной направленности.

   Наряду с традиционными  внеклассными формами занятий  (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:  физкультминутки, подвижные перемены, спортивные кружки т. д.) реализуются социальные проекты: «Спорт на благо людям», «Папа, мама и я спортивная семья», «Папа все может», «ГТО в моей семье» - лучшие  работы представлены    на конкурсе «Спорт альтернатива пагубным привычкам». Волонтерское движение учащихся школы осуществляет свою деятельность в рамках пропаганды здорового образа жизни. Осуществляется выпуск рекламно-информационных изданий «Календарь местных спортивных событий», «Наши спортивные достижения», организуется и проводится  танцевальный флешмоб в рамках «Дня здоровья», информационное освещение основных спортивных событий (спортивный бюллетень  «Сочи 2014»). Лучшие работы учащихся в области «Физическая культура» представлены на различных конкурсах (I место за организацию и реализацию социального проекта «Спорт на благо людям» в рамках волонтерского движения в городе, где при участии депутатов города и Попечительского совета школы были собраны денежные средства на лечение  тяжело больным детям; II место за проведение социального опроса и представления презентации - «Мое отношение к ЗОЖ» в рамках районного конкурса «Спорт альтернатива пагубным привычкам»).

  Надеемся, что педагогический опыт нашей школы в создании условий для  социокультурного и медиокультурного развития школьников в образовательной области «Физическая культура» станет стимулирующим фактором дает для творческого поиска для  модернизации учебно-воспитательного процесса в современной школе.


Литература:

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., Ф и с. 2001.

Шмелева О.А. Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения» статья, 09.12.2012.


  



Предварительный просмотр:

Руководитель  ШМО

физической культуры

Алексеева Т.В.

«Создание условий для социокультурного и медиакультурного развития личности обучающихся в рамках реализации программы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе – « ЗОЖ школьника»

    Российское образование сегодня переживает этап  масштабного реформирования, вызванного демократическими преобразованиями в социально-политической и экономической жизни общества. Современное общество ожидает от образования выполнения не только воспитательной, образовательной, развивающей функций, но реализацию функций таких, как социокультурная, валеологическая, творчески-преобразующая, инновационно-поисковая, социально-защитная и других. Приоритетом образования выдвигается воплощение идеи воспитания человека самостоятельного, ответственного, инициативного, думающего, способного выстроить свою жизненную траекторию и реализовать творческий потенциал. В настоящее время современная школа функционирует в особых условиях, специфику которых во многом определяет глобальный процесс информатизации общества, культуры, образования. Все эти аспекты определяют  актуальность социокультурного и медиакультурного развития личности школьника. Программа  физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе направлена на формирование  у учащихся устойчивой мотивации и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостного развития физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Стимулирующим фактором в данном направление является  социокультурное и медиакультурное развитие школьника. Это  требует создание новых условий  в образовательной среде «Физическое воспитание». Одним из наиболее важных условий является создание эмоционально-благоприятной атмосферы в результате  взаимодействия педагога с детьми, а также   использование  современных образовательных технологий такие, как:

здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;

 информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;

 Создание условий для развития социокультурного  и медиакультурного развития школьника напрямую связано с внедрением новых форм организации урока по физической культуре и  новых форм организации спортивно-массовой работы в школе.

  Введение третьего урока по физической культуре дает возможность  использовать различные формы уроков: урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок-игра, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия и др.  В рамках таких уроков  происходит формирование  интереса к занятиям физической культурой и спортом через получение  основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля; углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах.  На обобщающих уроках изучения  раздела учебного материала проводится урок – соревнование, где реализуется  воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время; выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности; содействие развитию психических процессов и обучение основам психической  саморегуляции. Надо также отметить, что работа школы в системе «Дневник ру»  позволяет детям в рамках интернет пространства получать видио-задания для самостоятельного изучения учебного материала по физической культуре. Например,  домашнее задание «Поднимание туловища из положения лежа на спине» позволяет изучение правильного выполнения данного задания, а также мотивирует учащихся для самостоятельного получения информации через использование интернет пространства по различным вопросам физического воспитания.

     Основным условием для развития социокультурного и медиакультурного развития школьника в образовательной среде «Физическое воспитание» является использование различных форм спортивно-массовых мероприятий. Участниками таких мероприятий являются учащиеся школы, родители, учителя, представители Попечительского совета, социальные партнеры школы. В нашей школе широко организовано социальное партнерство с различными спортивными школами (баскетбол, футбол, волейбол, туризм, настольный теннис)  проводятся кружки по дополнительному образованию оздоровительной направленности.

   Наряду с традиционными  внеклассными формами занятий  (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:  физкультминутки, подвижные перемены, спортивные кружки т. д.) реализуются социальные проекты: «Спорт на благо людям», «Папа, мама и я спортивная семья», «Папа все может», «ГТО в моей семье» - лучшие  работы представлены    на конкурсе «Спорт альтернатива пагубным привычкам». Волонтерское движение учащихся школы осуществляет свою деятельность в рамках пропаганды здорового образа жизни. Осуществляется выпуск рекламно-информационных изданий «Календарь местных спортивных событий», «Наши спортивные достижения», организуется и проводится  танцевальный флешмоб в рамках «Дня здоровья», информационное освещение основных спортивных событий (спортивный бюллетень  «Сочи 2014»). Лучшие работы учащихся в области «Физическая культура» представлены на различных конкурсах (I место за организацию и реализацию социального проекта «Спорт на благо людям» в рамках волонтерского движения в городе, где при участии депутатов города и Попечительского совета школы были собраны денежные средства на лечение  тяжело больным детям; II место за проведение социального опроса и представления презентации - «Мое отношение к ЗОЖ» в рамках районного конкурса «Спорт альтернатива пагубным привычкам»).

  Надеемся, что педагогический опыт нашей школы в создании условий для  социокультурного и медиокультурного развития школьников в образовательной области «Физическая культура» станет стимулирующим фактором дает для творческого поиска для  модернизации учебно-воспитательного процесса в современной школе.


Литература:

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., Ф и с. 2001.

Шмелева О.А. Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения» статья, 09.12.2012.


  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"

Цель:  1.   Рассмотреть основные направления  духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.2.   Рефлексия подходов и тех...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе как путь создания в школе культурной среды, способствующей целостному гуманистическому развитию личности обучающихся

Информация об индивидуальной, кружковой внеклассной работе. Объединяющие формы работы и формы массовой работы в школе....

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....