РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
статья

Короткая Наталья Григорьевна

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г.". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rch_2018.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Короткая Наталья Григорьевна

МБОУ Михейковская СШ

пос. Михейково, Ярцевский район

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Сегодня как никогда особенно актуальным  является вопрос духовно-нравственного воспитания личности.  В.В. Путин в Ежегодных Посланиях  Федеральному Собранию  РФ поставил перед системой образования задачи формирования «нравственного, гармоничного человека, ответственных граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции, граждан с широким кругозором, обладающих внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить» [4].

Великий русский философ И.А. Ильин пишет: «Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей…- источник силы и утешения в его собственной душе…Надо воспитать будущего победителя, который умел бы внутренно уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма» [3, c.207].

И, бесспорно, для реализации данной задачи одной из ключевых является роль учителя.  В православной педагогической мысли сложился свой особый взгляд на роль педагога в деле воспитания личности. Святой Климент Александрийский в книге «Педагог» истинным Педагогом называл Самого Иисуса Христа, который совершает личное попечение о человеке, что, конечно, не исключает собственную деятельность воспитанника и других людей [2, c. 16].  

Американский психолог гуманистического направления Карл Роджерс, говоря о роли учителя в воспитании, приводит интересную метафору, сравнивая его, учителя, с садовником. «Задача садовника  - заботиться о растении: и удобрять, и рыхлить почву, поливать его, обеспечить ему защиту, солнечный свет, но он не должен тянуть его за верхушку в своем желании ускорить его рост!»[8, c.322].

«Педагог должен готовить ребенка к духовной жизни, но не претендовать на духовное руководство» [2, c.17]. Педагогическая деятельность с этой точки зрения рассматривается как совместное движение учителя и ученика. И здесь важное значение имеют понимание ученика, деликатность, и, конечно, неразрывная связь между словом и делом, между словом и жизнью.

 Будущий патриарх Тихон говорил, что «нравственная, живая связь учителя с учениками, теплое, сердечное, полное любви отношение к своему делу и к ученикам…» - самое важное в деле воспитания. На учащихся, призывал архимандрит Тихон, необходимо смотреть как «на живые человеческие личности, которые должны составлять для педагога дорогой предмет внимания и заботы. Лишь при таких условиях и питомцы станут относиться к своим наставникам с любовью, послушанием и доверием, а любовь к наставнику переносится на преподаваемый им предмет…»[1; 5, c.37-48].

В.А. Сухомлинский пишет: «Я тысячу раз говорил и буду твердить до смерти, что взаимная доброжелательность учителя и детей – это те тончайшие нити, которые соединят сердца и благодаря которым -, заметьте, это исключительно важно в нашем педагогическом труде – человек понимает без слов, чувствует тончайшие движения другого человека. Многие годы работы в школе твердо убедили меня, что если я доброжелателен к детям и воспитал у них доброжелательность, они щадят мое сердце и мои нервы…» [11, c.18-19].

Нельзя не согласиться, что важнейшим фактором профессионализма учителя в системе подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников, является его конфессиональное самоопределение. Действительно, невозможно воспитать ребенка в тех нравственных идеалах, которые не значимы для самих воспитателей. Двуличие и фальшь особенно остро чувствуют дети[9, c.22]. «Нравственные уроки, отделенные от веры, как правило, бессильны, непрочны, скучны»[2, c.102].

В духовно-нравственном воспитании больший шанс преуспеть у тех педагогов, которые имеют авторитет перед учениками. Таким учителям доверяют, им «верят». «Это вера не столько в человека, сколько в носимую им правду»[2, c.20]. И здесь огромную роль имеют не столько формы и методы работы, сколько личность педагога, его эрудиция, нравственные качества, если угодно, харизма.

С психологической точки зрения истинный авторитет – это «глубокое окрыляющее другого человека влияние». Психологию истинного авторитета называют «психологией влюбленности», т.к. это «духовное соединение с тем, кто авторитетен». Авторитет  может быть только свободно признан, но ни в коем случае не навязан[2, c. 20].

К.Д. Ушинский одним из основных средств педагогического воздействия считал убеждение. Но, по словам великого педагога, это средство, имеет эффект лишь тогда, когда учитель пользуется у детей авторитетом, когда между ним и учащимися установились тесные, доверительные отношения. Если же воспитатель находится в «официальных отношениях к детям», то не удивительно, что все его воспитательное влияние «выражается только в ограничениях, стеснениях, запрещениях и внешней дисциплине, облегчающей его труд» [12, Т.2, с.29-30]. По мнению К. Д. Ушинского  метод убеждения нельзя сводить только к «нравственным наставлениям». Убеждает не только слово, убеждает личный пример учителя и тот нравственный опыт, который приобретается ребенком. «Напрасно ожидали бы мы,— отмечал он,— чтобы суждения и моральные наставления уничтожили дурную наклонность». Необходимо создать «сначала материал нравственности, а потом уже сеять ее правила» [12, Т.10, с. 593]. «Что касается до моральных сентенций, то они едва ли даже не хуже наказаний... Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров...»—писал Ушинский [12, Т.6, с.260].

Современному педагогу важно научиться создавать речью образ, переживаемый ребенком, который вызовет потребность подражать, что требует от педагога личностного переживания учебного материала, высокой культуры речи, правильных педагогических установок[6, c. 39].

Личное общение, диалог с педагогом невозможно ничем заменить. Современные психологи говорят о том, что трудное поведение ребенка во многом связано с отсутствием подлинного внимания со стороны взрослых, с его душевной болью [7, c. 98-103].

Искреннее неформальное общение к ребенку, (но ни в коем случае не фамильярное), оставляет неизгладимый след в его душе на всю жизнь. Этой теме посвящены рассказы, статьи, стихи… И, наверняка, почти каждый взрослый читатель сможет на этот счет привести свой собственный пример. Что касается автора статьи, то общение со значимым, авторитетным педагогом в выпускном классе школы подтолкнуло к осмыслению и принятию ценностей православной культуры как лично значимых ценностей при отсутствии со стороны педагога какой-либо пропаганды и давления в этом направлении. С тех пор прошло двадцать лет, а общение с любимым педагогом не  прекратилось. И чем дальше уходят года, тем больше осознаешь, насколько важным было это обучение-общение и даже невозможно представить, как сложилась бы судьба если бы…

В завершении статьи на наш взгляд актуальны слова С.Л. Соловейчика: «Воспитать честных и добрых детей, воспитать "человека хорошего" можно, и притом в любых, даже самых отвратительных обстоятельствах; но для этого необходимо, чтобы кто-нибудь рядом с детьми, хоть один человек из многих - вы, читатель, или кто-нибудь другой - искренне, глубоко, не сомневаясь - то ли с детства не сомневаясь, то ли победив сомнения, - верил, что доброта и честность, или любовь и совесть (что одно и то же), не только не слабость человеческая или глупость, но в них-то вся сила, в них весь разум мира» [10].

Список литературы.

  1. Дивногорцева С.Ю.. Канонизированные новомученики и исповедники русской православной церкви: их педагогическая деятельность и взгляды на рубеже XIX-XX вв.// Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 92–104
  2. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. М.: ПСТГУ, 2004.
  3. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: «Издательство АСТ», 2003, с.207
  4. Кравец С. Л., Лукьянов Ф. А. и др. ПУТИН // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) https://bigenc.ru/domestic_history/text/3484217 Дата обращения: 26.11.2018

  5. Кривошеева Н.А. Св. Патриарх Тихон об образовании и воспитании // Материалы VIII Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной конференции «Пастырь добрый». г. Торопец, 11 октября 2011 г. Тверь, 2012. С. 37–48.

  1. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Смоленск: СПДС, 2013.
  2. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. М.: АСТ, 2016
  3. Родителям: как быть ребенком. Хрестоматия/ сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ: Астрель, 2010
  4. Розина. О.В. Профессиональные компетенции и профессиональное самоопределение педагога духовно-нравственных дисциплин в общеобразовательной школе. // Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт: науч.-метод. пособие в помощь учителю/ авт.-сост. Л.Н. Урбанович. Смоленск: Свиток, 2014.C.22
  5. См. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: «Детская литература», 1987.
  6. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. К.: Рад. Школа, 1979, С.18-19
  7. Ушинский К. Д.. Собр. сочинен. В 10-ти томах М.-Л., 1952, с.182.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьника

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Стало всё заметней утрата нашим об...

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся

Презентация к статье "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"...

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

Роль школы в формировании духовно-нравственного воспитания личности.

Данный материал для классного руководителя, воспитателя образовательного учреждения, содержит опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения....

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев      Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека часто уходят на второй план. Послание Президента России Федеральному собранию РФ  звучит как государственный заказ у...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев      Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...