Рабочая программа по факультативному занятию «ОБЖ» для 8е/9г/10б класса на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по обж (8 класс)

Аипов Гильфан Ахметшович

Содержание

1.Паспорт рабочей программы

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Требования ЗУН

5.Содержание рабочей программы

6.Учебно-тематическое планирование

7.Перечень материально-технического обеспечения

8.Лист внесения изменений

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh8e9g10b.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

     областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Рассмотрена и одобрена на МО учителей технологии и физической культуры филиала ОГКОУШ № 39

Протокол №____от________

Руководитель______ Габерзот И.В.

Согласовано

 И.о.заместителя директора по УВР филиала ОГКОУШ № 39

_________ Аипова Р.М.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №____от____________

Директор _________М.Н.Пономарёва

Рабочая программа по факультативному занятию

 «ОБЖ»

для 8е/9г/10б класса

на 2020-2021 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии

образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 1

Составитель программы:

Аипов  Гильфан  Ахметшович

                                                                   

                     

                                            г. Ульяновск, 2020

Содержание

1.Паспорт рабочей программы

2.Введение

3.Пояснительная записка

4.Требования ЗУН

5.Содержание рабочей программы

6.Учебно-тематическое планирование

7.Перечень материально-технического обеспечения 

8.Лист внесения изменений

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по факультативному занятию «ОБЖ» для детей с лёгкой умственной отсталостью.

Статус программы: рабочая программа факультативного занятия.

Назначение программы: для обучающихся филиала ОГКОУШ № 39,

адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на образовательные услуги.

Категория обучающихся: учащиеся 8б класса с лёгкой умственной отсталостью филиала ОГКОУШ № 39.

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 35 часов

Форма обучения: очная

Режим уроков: 1 час в неделю

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование

Введение

     Данная рабочая программа разработана на Адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью областного государственного казённого общеобразовательного учреждения «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39», 2019  и программы   специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида,  5-9 классы/Под ред. В.В.Воронковой. Сб. №1.-М.: Владос, 2006

Цель: воспитание «личности безопасного типа», умение применять полученные навыки в повседневной жизни и в жизненных ситуациях.

Пояснительная записка

В современных условиях основы безопасности жизнедеятельности во всех её проявлениях становятся первостепенным фактором выживания и устойчивого развития человеческого общества. Проблема формирования здорового образа жизни и личности безопасного типа поведения вынесены сегодня в плоскость мировоззренческих решений и практики системного комплексного воздействия педагогов.

Потребность безопасности жизнедеятельности является универсальной и необходимой для всех людей независимо от возраста.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Актуальность проблемы формирования готовности к самосохранительному поведению несомненна. Когда ребёнок поступает в школу, расширяется поле его деятельности и общения. Он начинает движение из ограниченного семейного круга в социум. Детей необходимо научить основам безопасности, не подавив в них естественную открытость к миру, не напугать их, а подготовить к полноценной жизни дома, в обществе.

Учитель призван формировать у детей не только представление о безопасном поведении, но и готовность школьников к самосохранению, ценностные ориентации в отношении жизни и здоровья, людей, умения и навыки безопасно действовать в определённых ситуациях.

Это в особой мере относится к учащимся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов VIII вида, для детей, которые слабо адаптированы к жизни, многие имеют отрицательный опыт поведения.

В современных условиях возникла необходимость в поиске новых подходов к формированию безопасных основ жизнедеятельности младших школьников школ VIII вида.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

- Осознанное выполнение требований к безопасности жизнедеятельности.

- Формирование у обучающихся собственного отношения к явлениям общественной жизни.

- Компетентность в сфере отношений к окружающему миру, к людям, к собственному организму и живой природе.

- Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и умения регулировать своё поведение в соответствии с ними.

- Полученные знания позволят избежать несчастных случаев.

При реализации данной программы, основное внимание необходимо уделить на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных, чрезвычайных ситуациях, бережному отношению к себе и окружающей среде.

Предлагаемые темы занятий построены по принципу развивающего обучения, направленного на развитие личности. Вместе с тем, необходимо, чтобы дети научились не только получать информацию из вне, но и применять её по мере необходимости.

Содержание программы

Вводное занятие (1 час)

 Инструктаж по пожарной безопасности в кабинете. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.

Обучающиеся должны иметь представление: Как вести себя в кабинете ОБЖ.

Пожарная безопасность ( 7 часов)

Пожары. Взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия

пожаров и взрывов. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при  пожаре и взрыве.

Действие при пожаре в общественном месте. Действие при пожаре в общественном месте.

Обучающиеся  должны знать: Знать правила пожарной безопасности. Уметь оценить пожароопасную обстановку. Сформировать самооценку и самоконтроль, способность к принятию эффективных решений в условиях пожарных и чрезвычайных ситуаций.

Правила дорожного движения  (8 часов)

 Разметка проезжей части улиц и дорог. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика. Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Перевозка учащихся на пассажирском и грузовом транспорте. Пассажиром быть не просто.

Обучающиеся должны знать: Знать правила дорожного движения. Ориентироваться на дороге. Знать правила перевозки пассажиров. Знать виды дорожных знаков.

 Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. –(10 часов)

Производственные аварии и катастрофы. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Виды аварий. Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Возможные последствия. Правила поведения и действие населения при авариях на ХОО. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Возможные последствия. Правила поведения и действие населения при радиоактивном заражении местности. Гидродинамические аварии. Правила поведения и действие населения при возникновении гидродинамических авариях. Как защитить окружающую среду от чрезвычайной экологической ситуации.

Обучающие должны знать: Как вести себя при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Виды индивидуальных средств защиты. Виды эвакуации.

 Основы первой помощи пострадавшему: (7 часов)

Характеристика поражений сильно действующими ядовитыми веществами. Отравляющие сильнодействующие  ядовитые вещества. Оказание первой помощи при отравлении сильно действующими ядовитыми веществами. Приборы для определения сильно действующих ядовитых веществ.

Обобщающий урок. Тестирование.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Основные понятия,  словарные слова

1

Вводное занятие. Инструктаж по пожарной безопасности в кабинете. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.

1

       Раздел 1. Пожарная безопасность ( 7 часов)

2.

  Пожары. Взрывы.

1

 Виды пожаров и взрывов

3.

 Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

1

 Почему они могут возникать

4.

  Возможные последствия

пожаров и взрывов.

1

Ущерб, жертвы

5

   Правила пожарной

    безопасности.

2

Законодательная база по ПБ

6

   Действие при пожаре

   в общественном месте.

 

1

Эвакуация, СИЗ. Средства тушения пожаров.

Тестирование по теме.

1

 

               Тема 2. Правила дорожного движения (8 часов)

8-9

 Разметка проезжей части улиц и дорог.

2

 Дорожная разметка

10-11

Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожная этика.

2

 Групповые пешие колонны. Дорожный этикет.

12

Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

1

 Специальный транспорт

13.

  Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

1

Тормозной путь

14.

  Перевозка учащихся на

  пассажирском и грузовом

  транспорте. Пассажиром

  быть не просто.

1

 Пассажир. Пассажирский, грузовой  транспорт

15.

 Обобщающий урок по теме:

Тестирование.

1

 

          Тема 3. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. –(10 часов)

16-17

Производственные аварии и катастрофы. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

2

Аварии, катастрофы, техногенные.

18.

Виды аварий.

1

Химические, радиоактивные вещества.

19.

 Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Возможные последствия

1

20.

Правила поведения и действие населения при авариях на ХОО.

1

Химически опасные объекты

21.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Возможные последствия

1

Радиоактивные опасные объекты

22.

Правила поведения и действие населения при радиоактивном заражении местности.

1

Средства индивидуальной защиты.

23.

Гидродинамические аварии

1

Гидротехнические сооружения.

24.

Правила поведения и действие населения при возникновении гидродинамических авариях.

1

Эвакуации.

25

Как защитить окружающую среду от чрезвычайной экологической ситуации.

1

Экология, экологическая безопасность. Потенциальная опасность

 Тема 4  Основы первой помощи пострадавшему: (7 часов)

26.

  Характеристика поражений сильно действующими ядовитыми веществами

1

 СДЯВ быстрого, замедленного, медленного действия.

28.

Отравляющие сильнодействующие  ядовитые вещества.

1

Аммиак, хлор, синильная кислота.

29-30

  Оказание первой помощи при отравлении сильно действующими ядовитыми веществами

2

  Ожоги кожи, глаз, органов дыхания, одышка

31

  Приборы для определения сильно действующих ядовитых веществ.

1

 Газоанализатор. Газовый контроль. Прибор химической разведки.

32-33

 Практические занятия: «Оказание первой помощи»

2

 

34

Обобщающий урок

1

 

   

        Всего за год: 34 часа

Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

 

Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009

Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: Мы и дорога. Элективный курс / Авт.-сост. О.В. Пахнутова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 320 с.  Основы безопасности жизнедеятельности. Патриотическое воспитание и военнопрофессиональная ориентация учащихся. 10-11 классы: Методическое пособие / Волокитин А.А., Грачев Н.И., Жильцов В.А. и др. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2009. - 254 с. - (Библиотека учителя).  

Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации. 5-11 классы / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев и др.; Под общ. ред. А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с. - (Академический школьный учебник).

 Смирнова. - М.: Просвещение, 2009. - 80 с.  Программы элективных курсов. Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы: Предпрофильное обучение. Сборник 1 / Винник А.Л. - М.: Дрофа, 2009. - 30 с. - (элективные курсы).

 Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями / Авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. -2-е изд., стереотип. -Волгоград: Учитель, 2008.-222 с.  

Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях. 10-11 классы: Пособие для учащихся / Под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008. - 142 с.

20

 

Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: Пособие для учащихся / Под ред. А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2008. - 160 с.

Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения. 10-11 классы: Методическое пособие / Под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008. - 32 с. Рыбин А.Л.

 Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы: Методическое пособие / Под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008. - 32 с.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

  1. Учебно-методическая литература Нормативно- правовые документы Конституция Российской Федерации
  2.  Правила дорожного движения Российской Федерации
  3. Семейный кодекс Российской Федерации Стратегия национальной безопасности российской Федерации до 2020г
  4.  Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральный закон «О гражданской обороне»
  5. Закон «Об образовании»
  6. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» Федеральный закон « О пожарной безопасности»
  7. Федеральный закон «О противодействии терроризму»
  8.  Федеральный закон « О противодействии экстремистской деятельности»
  9.  Периодические издания Подшивки журналов и газет «Гражданская зашита», «Основы безопасности жизнедеятельности». «Служба спасения 01»,  «Спасатель» и др.

 Технические средства обучения Мультимедийный компьютер

Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»

 

Стенды, плакаты

 Стенды Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

 Безопасность на улицах и дорогах Криминогенные ситуации Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы,   бури. Смерчи

Правила повеления при землетрясениях

Пожары, взрывы Наводнения и затопления

 Правила оказания медицинской помощи  

Плакаты Безопасность дорожного движения

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

Основы медицинских знаний и правила оказания  первой медицинской помощи

 

 

Средства индивидуальной защиты Средства защиты дыхания 

Ватно-марлевые повязки

Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)

 

Средства медицинской защиты Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.) Индивидуальный перевязочный пакет и т. п. Противохимический пакет (типа И.ПП-8 и т. п.)

Интернет-ресурсы

 

Совет безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ http://www.mvd.ru МЧС России http://www.emercom.gov.ru

 Министерство здравоохранения РФ http://www.minzdrav-rf.ru Министерство обороны РФ http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/ 

Министерство природных ресурсов РФ http://www.mnr.gov.ru 

Федеральная служба железнодорожных войск РФ http://www.fsgv.ru Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index .htm Федеральная пограничная служба http://www.fps.gov.ru

 Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности http://www.gan.ru 

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности http://www.alleng.ru/edu/saf.htm Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности http://www.bezopasnost.edu66.ru

 

                Лист изменений в рабочей программе учебной дисциплины

Дата

Основание для внесения изменений

№ листа

Содержание

Утверждено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному занятию «Основы компьютерной грамотности» 11 класс VIII вид

Данная примерная программа разработана  для реализации на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ  VIII вида. Основное содержание курса направлено на формирование умения владеть компьютером как средством решени...

рабочая программа по факультативным занятиям по математике 6 класс

программа факультативных занятий по математике для учащихся 6 классов .Курс разработан на 25 часов....

Рабочая программа по факультативному занятию «Общее физическое развитие» для обучающихся 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год

Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8.Л...

Рабочая программа коррекционного курса по логопедии для учащихся 1 «Д» класса на 2020 – 2021 учебный год

Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи  обучающимся ...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...