рабочая программа по факультативным занятиям по математике 6 класс
рабочая программа по математике (6 класс) на тему

Левшунова Ольга Сергеевна

программа факультативных занятий по математике для учащихся 6 классов .Курс разработан на 25 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematikafakultativ_6_klass_levshunova.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

         

      муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

  гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина

Рассмотрено

на заседании межпредметной кафедры

естественно-математических дисциплин

Протокол № __ от «__» _________ 2017 г.

Заведующая предметной кафедрой

___________________________________

И. И. Савинова

«Согласовано»

Заместитель директора

   ___________________________________

Л.Н. Шлибанова

«Утверждено»

Директор

_________________________

Т.П. Мишуровская

Программа факультативного курса

«Занимательная математика»

для учащихся 6-х классов

г. Калининград

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Рабочая программа факультативных занятий для учащихся 6 классов

Пояснительная записка

развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);

развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);

развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);

развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);

развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);

развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;

формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных и занимательных задач.

При отборе и построении содержания программы факультативных занятий в основу положены следующие дидактические принципы:

научности, согласно которому представленный в программе факультативных занятий материал должен соответствовать современным научным представлениям; в процессе обучения учащиеся должны познакомиться с некоторыми методами и приёмами научно-исследовательской работы (наблюдение, описание, эксперимент и т.д.), педагог, опираясь на личный опыт учащихся, переводит его на более высокий уровень;

преемственности и перспективности, согласно которому обучение строится с использованием предыдущих знаний и умений учащихся с учётом перспективы (подготавливая их к восприятию более сложного материала), а также обеспечивается взаимосвязь каждого компонента педагогической системы в содержательном, организационном и деятельностном аспектах;

практической направленности, который ориентирует на подготовку учащихся к применению полученных знаний и умений в реальной жизни;

творческого обучения, который предполагает включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, формирование творческих качеств личности;

психологической комфортности, в соответствии с которым необходимо учитывать интересы, потребности, задатки и способности, создавая комфортные условия для каждого учащегося.

Методологическую основу организации факультативных занятий «Путешествие в страну занимательной математики» обеспечивает личностно-деятельностный подход, который признаёт центром внимания личность учащегося с его интересами, способностями, потребностями. С точки зрения этого подхода ученик рассматривается как субъект деятельности, что предполагает сотрудничество и взаимодействие обучающего и обучаемого, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний и саморазвития. В ходе обучения предполагается учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Программа факультативных занятий предусматривает работу с учащимися VI классов и рассчитана на 25 часов.

Такое распределение нагрузки объясняется в первую очередь психофизическими особенностями учащихся данного возраста, а также объёмом изучаемого программного материала по математике для соответствующего класса общеобразовательных учреждений.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Рекомендуется проведение занятий в игровой форме. Изложение материала необходимо сочетать с выполнением практических заданий. Целесообразно привлекать учащихся не только к решению разнообразных задач, головоломок и т.п., но и к подготовке информационных сообщений, вопросов и заданий.

Работа учащихся должна строиться как в группах, так и индивидуально. На занятиях создаются условия для выдвижения учащимися различных гипотез, их проверки, представления собственных достижений.

Тема урока

Тип урока

Основные понятия по стандарту

Вид контроля

Дата проведения

1

Практическая задача «Лист Мёбиуса»

УПЗУ

Знать: понятие отрезка, треугольника, плоскости, луча, прямой, длины отрезка, дополнительных лучей.

Уметь: строить отрезок, треугольник, прямую, луч, измерять длину отрезка, находить и называть их на чертеже

ПР

13.11

2

Практическая задача «Пояс астероидов»

УПЗУ

Знать: понятие шкалы, деления шкалы, координатного луча, понятие сравнения.

Уметь: определить на шкале единичный отрезок, строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам, сравнивать натуральные числа.

ПР

20.11

3

Практическая задача «Часовые пояса»

УПКЗУ

Знать: название компонентов и результатов сложения и вычитания и их свойства.

ПР

27.11

4

Практическая задача «Шоколад»

УПКЗУ

Знать: название компонентов и результата действия умножения, свойства умножения.

Уметь: умножать многозначные числа, представлять число в виде произведения, применять свойства умножения при вычислениях.

ПР

04.12

5

Практическая задача «Пизанская башня»

УПЗУ

Знать: определение числового и буквенного выражения

Уметь: составлять и читать числовые выражения, находить значения числового выражения, записывать свойства сложения и вычитания и решение задач в виде числового и буквенного выражения.

ПР

11.12

6

Практическая задача «Пыль»

УПКЗУ

Знать: формулы площади прямоугольника и квадрата, свойства площадей, единицы измерения площадей

Уметь: находить площади прямоугольника и квадрата, переводить одни единицы измерения площадей в другие, использовать знания при решении задач

ПР

18.12

7

Практическая задача «Откуда взялись дроби?»

УПЗУ

Знать: понятия сравнения дробей, правильной и неправильной дроби

Уметь: сравнивать правильные и неправильные дроби между собой и с единицей

ПР

25.12

8

Практическая задача «Лед на Земле»

УПКЗУ

Знать: правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

Уметь: складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

ПР

9

Практическая задача «Измеряй свой аршин!»

УПЗУ

Уметь: выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, выполнять вычитание суммы из числа, числа из суммы.

ПР

10

Практическая задача «Пчелы»

УПКЗУ

Знать: правило умножения и деления десятичных дробей

Уметь: умножать десятичные дроби, выполнять деление на десятичную дробь, все действия с десятичными дробями

ПР

11

Практическая задача «Решето Эратосфена»

УПЗУ

Знать признаки делимости на 10, 5,2,3,9

Уметь применять их

ПР

12

Практическая задача «Солнечные часы»

УПКЗУ

Знать правила  сравнение дробей, сложения, вычитания

Уметь применять их

ИЗ

13

Практическая задача «Фасоль и кукуруза»

УПКЗУ

Знать правила умножения дроби на дробь, смешанных чисел.

Уметь применять их при вычислениях

ПР

14

Практическая задача «Питьевая вода»

УПЗУ

Знать правило нахождения дроби от числа, распределительное свойство умножения.

Уметь его применять при решении задач.

ПР

15

Практическая задача «Мозг»

УПКЗУ

Знать правило нахождения числа по его дроби, определения дробного выражения, числителя и знаменателя дробного выражения

Уметь применять правило нахождения числа по его дроби при решении текстовых задач, находить значение дробного выражения.

ИЗ

16

Практическая задача «В нескольких часах езды»

УПЗУ

Знать определение отношения двух чисел, что показывает отношение двух чисел и отношение двух чисел, определение пропорции, название ее членов, основное свойство пропорции

Уметь находить отношение чисел, решать текстовые задачи на отношение величин, из данной пропорции составлять новые пропорции, находить неизвестный член пропорции, решать уравнения.

ПР

17

Практическая задача «Жара и холод в России»

УПКЗУ

Знать определения положительных и отрицательных чисел, определение координатной прямой, координаты точки, определения противоположных чисел, целых чисел.

Уметь определять координаты точек на числовой прямой и изображать точки на прямой с заданными координатами, находить число, противоположное данному.

ИЗ

18

Практическая задача «Рысь Беловежской пущи»

УПЗУ

Знать правила умножения отрицательного числа на отрицательное; умножение чисел с разными знаками.

Уметь выполнять умножение чисел

ИЗ

19

Практическая задача «Календари»

УПКЗУ

Знать определение коэффициента, определение подобных слагаемых, правила раскрытия скобок.

Уметь находить коэффициент выражения, применяя свойства умножения, распознавать и складывать подобные слагаемые.

ПР

20

Практическая задача «Теплый дом»

УПЗУ

Иметь представление о круговых и столбчатых диаграммах и графиках.

Уметь строить столбчатые диаграммы по условиям текстовых задач, определять по графику значение одной величины по заданному значению другой; анализировать изменение одной величины в зависимости от другой.

ИЗ

21

Практическая задача «Транспортные кольца Москвы»

УПКЗУ

Знать определение масштаба, шара, формулы для нахождения длины окружности и площади круга.

Знать, чему равно число "пи".

Понимать, в чем отличие круга от окружности, шара от сферы.

Используя определение масштаба, уметь находить масштаб, расстояние на карте, расстояние на местности. Уметь решать задачи с применением изученных формул.

ПР

22

Практическая задача «Экология и автомобиль»

УПЗУ

Иметь представление о круговых и столбчатых диаграммах и графиках.

Уметь строить столбчатые диаграммы по условиям текстовых задач, определять по графику значение одной величины по заданному значению другой; анализировать изменение одной величины в зависимости от другой.

ИЗ

23

Практическая задача «Осадки»

УПКЗУ

Иметь представление о графиках.

Уметь 

 строить на плоскости точки с заданными координатами

ПР

24

Практическая задача «История отрицательных чисел».

УПЗУ

Знать правила сложения и вычитания чисел с разными знаками.

Уметь складывать и вычитать числа с разными знаками.

ИЗ

25

Итоговое занятие

УПКЗУ

Рекомендуемая литература

1. Акимова, С. Занимательная математика / С. Акимова. — СПб. : Тригон, 1997. — 608 с.

2. Аксёнова, Е. Н. Развитие логического мышления школьников. Занимательные задачи в русских сказках : кн. для учителей и родителей / Е. Н. Аксёнова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 124 с.

3. Большая книга головоломок / Д. А. Гусев и др. — М. : АСТ: Астрель, 2008. — 478 с.

4. Гейдман, Б. П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2–4 классы / Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. —4-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2008. — 128 с.

5. Гин, А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина : для детей младшего школьного возраста / А. А. Гин. — М. : Вита-пресс, 2002. — 80 с.

6. Дендюк, Л. А. Решение математических задач и заданий повышенной сложности в начальной школе : уч. пособие / Л. А. Дендюк. — М : Илекса; Народное образование; Ставрополь : Сервис-школа, 2007. — 280 с.

7. Дорофеев, Г. В. Математика. 5 класс. Ч. 1–2 / Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон. — М. : Ювента, 2007.

8. Захарова , О. А . Практические задачи по математике . 5-6 класс. Москва : Академкнига ,2007

9. Занимательная математика на уроках и во внеклассных мероприятиях. 5–8 классы / авт.-сост. Ю. В. Щербакова. — М. : Глобус, 2008. — 174 с.

10. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай (материалы для занятий с учащимися 1–4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения) / сост. Н. И. Удодова. — Волгоград : Учитель, 2008. — 111 с.

11. Занятия математического кружка. 3–4 классы / авт.-сост. О. И. Белякова. — Волгоград : Учитель, 2008. — 92 с.

12. Кандауров, И. Н. Решаем задачи по математике / И. Н. Кандауров. — СПб. : Изд. Дом «Литера», 2008. — 64 с.

13. Керова, Г. В. Нестандартные задачи по математике: 1–4 классы / Г. В. Керова. — М. : ВАКО, 2008. — 240 с.

14. Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в третьем классе / Г. Г. Левитас. — М. : Илекса, 2008. — 60 с.

15. Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в четвертом классе / Г. Г. Левитас. — М. : Илекса, 2008. — 72 с.

16. Лонг, Л. Загадочная геометрия / Л. Лонг; пер. с англ. Т. И. Попова. — Минск : ООО «Попурри», 2006. — 128 с.

17. Лонг, Л. Удивительное деление / Л. Лонг; пер. с англ. Т. И. Попова. — Минск: ООО «Попурри», 2006. — 128 с.

18. Математика. 2–4 классы: олимпиадные задания / сост. Г. Т. Дьячкова. — 2-е изд., стереотип. — Волгоград : Учитель, 2008. — 96 с.

19. Математика. Тетрадь для закрепления знаний. 3 класс / сост. Т. Н. Канашевич. — Минск : ООО «Современная школа», 2009. — 96 с.

20. Математика. Тетрадь для закрепления знаний. 4 класс / сост. Т. Н. Канашевич. — Минск : ООО «Современная школа», 2009. — 96 с.

21. Непрерывные олимпиады по математике. 5–6 классы / сост. А. М. Лукашенок. — Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2009. — 49 с.

22. Перельман, Я. И. Занимательная арифметика / Я. И. Перельман. — М. : Триада-Литера, 1994. — 167 с.

23. Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : Изд-во Русанова, 1994. — 206 с.

24. Перельман, Я. И. Вторая сотня головоломок / Я. И. Перельман. — М. : АСТ: Астрель; ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 158 с.

25. Сухин, И. Г. Новые занимательные материалы. 1–4 классы / И. Г. Сухин. — М. : ВАКО, 2007. — 384 с.

26. Фарков, А. В. Математические кружки в школе. 5–8 классы / А. В. Фарков. — 4-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2008. — 144 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному занятию «Основы компьютерной грамотности» 11 класс VIII вид

Данная примерная программа разработана  для реализации на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ  VIII вида. Основное содержание курса направлено на формирование умения владеть компьютером как средством решени...

Рабочая программа по факультативным занятиям "Времена года"

рабочая программа и календарно-тематическое планирование  по факультативным занятиям "Времена года" по курсу естествознание  для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с...

Рабочая программа по факультативному курсу "Абитуриент: математика"

Рабочая программа факультативного курса «Абитуриент: математика» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта . Данный  курс посвящен изучению отдельных вопросов...

Рабочая программа по факультативному занятию «ОБЖ» для 8е/9г/10б класса на 2020-2021 учебный год

Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8.Л...

Рабочая программа по факультативному занятию «Общее физическое развитие» для обучающихся 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год

Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8.Л...

Рабочая программа по факультативному курсу «Мир математики» для учащихся 9 класса, обучающихся по АООП О УО(ИН)

Математика в школе для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике...