Рабочая программа по факультативному курсу «Мир математики» для учащихся 9 класса, обучающихся по АООП О УО(ИН)
рабочая программа по математике (9 класс)

Комлева Елена Валерьевна

Математика в школе для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. Факультативный курс «Мир математики» расширит познания учащихся, поможет освоить дополнительный материал, связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

Содержание курса «Мир математики» включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.

Обучение по данному курсу связано с АООП О УО (ИН), носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл факультатив Мир математики41.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по факультативному курсу «Мир математики» для учащихся 9 класса, обучающихся по АООП О УО(ИН)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по факультативному курсу «Мир математики» для 9 класса составлена на основе:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция 17.02.2023г);
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года № 35850;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
  • Устава МБОУ школы «Надежда»;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ школы «Надежда»;
  • Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Математика»). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2016;  
  • Учебного плана МБОУ школы «Надежда» на 2023-2024 уч. год;
  • Рабочей программы воспитания (утверждена решением ПС протокол №1 от 30.08.2022г);
  • Календарного плана воспитательной работы МБОУ школы «Надежда» на 2023 – 2024 уч. год.

Математика в школе для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. Факультативный курс «Мир математики» расширит познания учащихся, поможет освоить дополнительный материал, связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

Курс рассчитан на 32 часа в год по 1 часу в неделю, в зависимости от выпадения уроков на праздничные дни.

Цель: дать математические знания как средство развития мышления учащихся, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности, подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи:

·         расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

·         развитие краткости речи;

·         умелое использование символики;

·         правильное применение математической терминологии;

·         умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

·         умение делать доступные выводы и обобщения;

·         обосновывать свои мысли.

Основные методы:

1.Словесный метод:

·         Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа,  обсуждение    (информационных  источников, готовых сборников);

·         словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

 2.Метод наглядности:

·         Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

·         Тренировочные упражнения;

·         практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

·         Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

·         Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

 

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.

Обучение по данному курсу связано с АООП О УО (ИН), носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

2. Основное содержание.

Содержание курса «Мир математики» включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.

Вводное занятие (1 ч.)

Числа и вычисления (7 ч.).

Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Магические квадраты.

Геометрические фигуры (5 ч.)

Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.

Ребусы. Кроссворды (3 ч.)

Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.

Логические задачи (4 ч.)

Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.

Решение задач (8 ч.)

Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение. Задачи на бассейны. Старинные задачи. Задачи на переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах. Задачи на взвешивание. Задачи на разрезание. Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)

Прикладная математика. (3 ч.) Содержание: расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.

Творческий вечер «занимательная математика». (1 ч.)

3. Личностные, метапредметные   и   предметные   результаты   изучения   курса «Мир математики».

Личностными результатами изучения данного   факультативного   курса являются:

         развитие любознательности, сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

          развитие внимательности,  настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;

         воспитание чувства справедливости, ответственности;

         развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Базовые учебные действия:

Метапредметные

          Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.

         Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. 

         Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для работы с числовыми головоломками.

         Действовать в   соответствии   с   заданными правилами.

         Включаться в   групповую   работу. 

         Участвовать в   обсуждении   проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

         Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

         Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

         Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

         Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

         Овладение основами мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Результаты изучения курса кружка «Мир математики» будут отслеживаться в процессе участия ребят в школьных предметных олимпиадах, олимпиадах и конкурсах по математике.

4. Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

Числа и вычисления. – 7 ч.

Греческая и римская нумерация.

1

Индийская и арабская система исчисления.

1

Древнерусская система исчисления.

1

Правила и приемы быстрого счета

1

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

1

Магические квадраты.

1

Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел».

1

Геометрические фигуры. – 5 ч.

Треугольник, задачи с треугольниками.

1

Четырехугольники. Геометрические головоломки.

1

Знакомство с пространственными фигурами.

1

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.

1

Конструирование фигур. Заключительное занятие

1

Ребусы. Кроссворды. – 3 ч.

Знакомство с принципами составления ребусов.

1

Составление и решение кроссвордов.

1

Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

1

Логические задачи. – 4 ч.

Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик.

1

Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками.

1

Знакомство с принципом Дирихле. Решение задач на принцип Дирихле.

1

Заключительное занятие «Математический КВН».

1

Решение задач. – 9 ч.

Решение занимательных задач. Решение шутливых задач.

1

Задачи от противного.

1

Задачи на движение. Задачи на бассейны.

1

Задачи на переливания, дележи.

1

Старинные задачи.

1

Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца).

1

Задачи на переправы при затруднительных обстоятельствах.

1

Задачи на взвешивание, на разрезание.

1

Задачи на движение по течению, против течения.

Прикладная математика – 3 ч.

Расчёт семейного бюджета с использованием компьютера.

1

Вырезание из бумаги, изготовление воздушного змея.

1

Математические фокусы, кулинарные рецепты.

1

Творческий вечер «занимательная математика». – 1 ч.

1

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. А.П. Антропов, А.Ю Ходот, Т.Г. Ходот.  Математика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 9-е издание, М. - Просвещение, 2021.
  2. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай: материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Сост. Н.И. Удодова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 111 с.
  3. Н.Е.. Кордина. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс. – Изд. 3-е. -  Волгоград: Учитель, 2020 г. https://www.labirint.ru/books/439968/?ysclid=lljiswp8sj362302575

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

  • компьютер с программным обеспечением.

Технические средства:

  • классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
  • мультимедиапроектор;
  • магнитная доска;
  • экран.

Учебно-практическое оборудование:

  • опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
  • дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»

Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...

Рабочая программа к факультативному курсу "Русское правописание"для 10 класса

Факультативный курс предназначен для повторения изученного по русскому языку...

Рабочая программа по факультативному курсу по литературе для 10 класса

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов  общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа (1 учебный час в неделю)....

Рабочая программа по факультативному курсу "Абитуриент: математика"

Рабочая программа факультативного курса «Абитуриент: математика» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта . Данный  курс посвящен изучению отдельных вопросов...

Рабочая программа по факультативному курсу "Деловой русский язык " 9 класс.

Цель курса – познакомить с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умение составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.Программа рассчит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Занимательная грамматика» для 5 класса на 2015-2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу  «Занимательная грамматика»  для 5 класса  на 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа по факультативному курсу по английскому языку 6а класс

Рабочая программа по факультативному курсу по английскому языку 6а класс...