Упражнения на развитие крупной моторики (Обучение технике броска мяча в Паралимпийском виде спорта «Бочче» обучающихся ОВЗ с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) с детским церебральным параличом.)
учебно-методический материал по физкультуре

Аипов Гильфан Ахметшович

Пояснительная записка.

Бочче–это вид спорта, который развивает многие группы мышц, в основном мышцы верхних конечностей, мышцы бедра и брюшные мышцы. Тренируясь играть в бочче, совершенствуется моторная координация и общая физическая подготовка. В течение матча игроки совершают около 100 приседаний, прыжков и наклонов. Преимущество игры заключается в том, что она не требует интенсивной физической активности и правила игры очень просты. Играющие в бочче развивают ловкость, когда бросают, и совершенствуют координацию. В Специальных Олимпийских играх, игра «бочче» входит в раздел летние виды спорта. «Игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры при выполнении любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску, привлекают занимающихся детей эмоциональностью, доступностью, разнообразием, состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств, в первую очередь развивают координационные способности.

В игре могут принимать участие от двух до восьми человек (малый набор) или от двух до двенадцати человек (большой набор) или, при объединении наборов, от двух до двадцати человек. На одного игрока или одну команду полагается по четыре шара одного цвета. Один игрок или одна команда играют только одним цветом шаров. Одна команда может состоять из четырех или двух человек. В игре могут принимать участие две команды (малый набор) или три команды (большой набор) или, при объединении наборов, пять команд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_otkrytyy_urok_bochche.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Технологическая карта

по коррекционному курсу

 «Двигательное развитие»

Тема: Упражнения на развитие крупной моторики (Обучение технике броска мяча в Паралимпийском виде спорта

«Бочче» обучающихся  ОВЗ с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) с детским церебральным параличом.)

Разработчик: учитель физической культуры

Аипов Гидьфан Ахметшович

г.Ульяновск, 2020 г.

Пояснительная записка.

Бочче–это вид спорта, который развивает многие группы мышц, в основном мышцы верхних конечностей, мышцы бедра и брюшные мышцы. Тренируясь играть в бочче, совершенствуется моторная координация и общая физическая подготовка. В течение матча игроки совершают около 100 приседаний, прыжков и наклонов. Преимущество игры заключается в том, что она не требует интенсивной физической активности и правила игры очень просты. Играющие в бочче развивают ловкость, когда бросают, и совершенствуют координацию. В Специальных Олимпийских играх, игра «бочче» входит в раздел летние виды спорта. «Игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры при выполнении любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску, привлекают занимающихся детей эмоциональностью, доступностью, разнообразием, состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств, в первую очередь развивают координационные способности.

В игре могут принимать участие от двух до восьми человек (малый набор) или от двух до двенадцати человек (большой набор) или, при объединении наборов, от двух до двадцати человек. На одного игрока или одну команду полагается по четыре шара одного цвета. Один игрок или одна команда играют только одним цветом шаров. Одна команда может состоять из четырех или двух человек. В игре могут принимать участие две команды (малый набор) или три команды (большой набор) или, при объединении наборов, пять команд.

Категория обучающихся : дети ОВЗ с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) с детским церебральным параличом, в ОГКОУШ№39.

Цель:

формирование и обучение технике броска мяча в Паралимпийском виде спорта «Бочче»  обучающихся ОВЗ с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) с детским церебральным параличом.

Задачи:

Обучающие: формировать у обучающихся умение бросать мяч бочче; закреплять правила игры бочче, как средство развития двигательной активности, коммуникации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Развивающие: закреплять знания о паралимпийском виде спорта бочче.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся наблюдательность и внимание при выполнении броска мяча в «бочче», формировать навыки сотрудничества с партнерами по команде.

Оздоровительные: развитие технике броска в игре «бочче» у детей  ОВЗ с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) с детским церебральным параличом.

Двигательные коррекционные задачи: 

  • основные - развитие пространственной ориентировки и точности движений, корректировка мышечных усилий; формирование правильной осанки;
  • вспомогательные - улучшение подвижности в суставах (профилактика и разработка контрактур); улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений; формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной); улучшение деятельности сердечно -сосудистой, дыхательной и других систем организма; развитие предметно -манипулятивной деятельности рук (пальцев рук), формирование вестибулярных и антигравитационных реакций статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве; коррекция постановки стоп при ходьбе.

Оборудование и инвентарь: 

 Инвентарь и приспособления для игры бочча; маты;коврик;2 мягких.

Форма занятия : подвижные и спортивные игры, групповые упражнения.

Методы обучения, используемые на уроке 

  • собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных заданий;
  • решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения;
  • целостного упражнения, который основывается на том, что с самого начала движения осваиваются обучающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (бросок мяча «бочче» и др.);
  • собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектом изучения;
  • целостного упражнения с постановкой частных задач;

Содержание учебного материала 

  • игровой;

На основном этапе урока – обучение технике броска мяча в параолимпийском виде спорта «Бочча» обучающихся ОВЗ с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) с детским церебральным параличом, в форме игр с корректировкой действий; выполнение упражнений в игровой форме с формированием правильной осанки.

Использование на уроке технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся

Здоровьеразвивающие технологии

Здоровьесозидающие технологии

  • соблюдение

температурного режима в зале;

  • создание условий для психологического комфорта;
  • соблюдение правил по технике безопасности для обучающихся.
  • развитие двигательных навыков;
  • развитие дыхательной системы;
  • формирование навыков правильной осанки;
  • развитие пространственной ориентировки и точности движений;
  • обеспечение эмоциональной комфортности;
  • развитие темпов ритма;
  • обучение навыкам игры «бочче»;
  • формирование навыков партнёрства и сотрудничества;
  • развитие внимания, формирование творческих способностей.
  • формирование знаний о здоровом образе жизни;
  • актуализация значения зарядки в режиме дня;
  • обеспечение личностного комфорта;
  • использование разнообразных видов деятельности;
  • соблюдение гигиенических требований.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

1.Организационный этап.

1. Приветствие.

2.Выяснение самочувствия

3 Инструктаж по технике безопасности( Приложение 1).

4.Разминка

( Приложение№2)

Вспоминают правила поведения  на уроках физкультуры.

Устанавливают контакт  зрительный с учителем

Понимают словесные указания, выполняют инструкции и команды учителя

Дети вспоминают технику безопасности на уроке.

 Понимают значение  разминки  при занятиях физическими упражнениями.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Сообщение цели и задач урока.

Тема нашего урока: Обучение технике броска мяча в Паралимпийском виде спорта

«Бочче»

Цель: формирование и обучение технике броска мяча в Паралимпийском виде спорта «Бочче»  

2.Эмоциональный настрой на изучение нового материала

3.Танец «Маленькие утята»

( Приложение №3)


Вопросы учителя и ответы учащихся по правилам игры бочча

Слушают учителя

Музыкальное сопровождение, выполнение заданий за учителем, смотреть вперед, следить за правильной осанкой

 Формирование интереса

3. Актуализация знаний.

1.Беседа о паралимпийском виде спорта бочча(Приложение 4)

2.Объяснение правил игры бочча(Приложение 5)

Знакомятся о паралимпийском виде спорта бочча и с правилами игры

Вопросы учителя и ответы учащихся на паралимпийскую тему .

.Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Проявляют положительные качества личности и управляет своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; умеют проявлять дисциплинированность, упорство в достижении целей; оказывают бескорыстную помощь сверстникам, находят с ними общий язык и общие интересы

4. Первичное усвоение новых знаний.

1 Фронтальная работа:

Упражнения с теннисными мячами

- подбрасывания правой, левой рукой

- ловля мяча правой, левой рукой

- ударные упр-я и ловля

- броски мяча правой и левой рукой

Знакомятся с техникой выполнения новых упражнений.

Умеют договариваться со сверстниками; принимает другое мнение и позицию.

Осуществляют итоговый и шаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; действует с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимает оценку учителя.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.

5. Первичная проверка понимания.

Работа в парах:

Упражнения с мячами по бочча

- броски нижние

- броски верхние

- подкаты

Понимают информацию, правильно ее переносят в движение

 Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.

 Оценивают выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам.

Упражнения выполняют на точность попаданий

6.Первичное  закрепление.

Работа в группах:

- броски на точность на заданное расстояние 3, 5, 7 м.

Понимают информацию, правильно ее переносят в движение.

Оказывают посильную помощь и   моральную поддержку сверстника.

Упражнения выполняют на точность попаданий

Выполняют движения в выбранном ритме, взаимопомощь и взаимодействие со сверстниками .

 7.Вторичное закрепление.

Учебная игра

Участвуют в игре.

Выполняют игровое задание

Принимают инструкцию педагога и четко следует ей; принимают и сохраняют учебную задачу в процессе участия в игре; адекватно воспринимают оценку учителя. 

Стремятся одержать победу в играх; дают адекватную позитивную самооценку

8. Рефлексия (подведение итогов урока).

1.Игра на внимание: «Запрещенное движение»

2. РЕФЛЕКСИЯ: «Чем понравился урок?», «Что нового вы узнали?», «Чему научились?»

Спасибо. Молодцы. Мы хорошо поработали.

Понимают значение знаний для человека и принимают его. Учащиеся повторяют все, кроме предварительно обозначенного "запрещенного движения"..

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.

Приложение №1

Учащийся должен:

- внимательно слушать и чётко выполнять задания учителя;

- брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

- во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточные интервал и дистанцию, избегать столкновений;

- выполнять упражнения с исправным инвентарём и заниматься на исправном оборудовании.

Учащимся нельзя:

- покидать место проведения занятия без разрешения учителя;

- мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений;

 Приложение№2

1.И.п.сидя.Повороты головы вправо-влево .

2. .И.п.сидя.Круговое движение головы .

3 .И.п.сидя.Наклоны  туловища: вправо, влево, вперед ,назад.

4. И.п.сидя.Повороты туловищам тела вправо, влево

5. И.п.сидя. Одновременное и поочередное поднимание и опускание плеч.

6.И.п.сидя..Отведение рук в стороны.

7.И.п.сидя.Круговые движения кисти. (руки на замок)

8.И.п.сидя.Упражнения на потягивания.

(руки на замок)

9. И.п.сидя. Руки через стороны поднять вверх- вдох (через нос), опустить руки вниз- выдох

 Приложение №3

«Танец маленьких утят» слова Ю. Энтина, музыка неизв. автора.

Весь 
танец состоит из четырех движений на куплет и последовательного движения по кругу  на колясках на припев.

Клювики:
"На танцующих утят..." - танцоры четыре раза складывают поднятые кверху ладони рук, как будто имитируя движения утиного клюва.

Крылышки:
"Быть похожими хотят..." - танцоры четыре раза прижимают согнутые в локтях руки к туловищу и возвращают их в исходное положение, как будто имитируя движения коротких крыльев маленьких утят.

Хвостики:
"Быть похожими хотят..." - движения напоминают 
твист, или скручивание, как будто утята переминаются на месте с лапки на лапку или отряхиваются после купания.

Хлопаем в ладоши:
"Не зря, не зря" - танцоры четыре раза хлопают в ладоши.
Все движения последовательно повторяются по четыре раза на каждую строчку песни до самого припева.

Прогулка:
Во время припева движения по кругу  на колясках
В конце припева все дружно крякают и хлопают в ладоши.

Приложение№4

Бочча — Паралимпийский вид спорта. Это спортивная игра на точность, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу, петанку и боулзу, имеющих общие истоки в античных играх распространенных на территории Римской империи. Впервые была включена в программу VII Паралимпийских летних игр 1984 года

Приложение №5

В игре могут принимать участие от двух до восьми человек (малый набор) или от двух до двенадцати человек (большой набор) или, при объединении наборов, от двух до двадцати человек.

   На одного игрока или одну команду полагается по четыре шара одного цвета.

   Один игрок или одна команда играют только одним цветом шаров.

   Одна команда может состоять из четырех или двух человек.

   В игре могут принимать участие две команды (малый набор) или три команды (большой набор) или, при объединении наборов, пять команд.

   Суть игры заключается в следующем: жребий определяет игрока, бросающего стартовый шар (маленький, белый). Следующим броском игрок стремится разместить свой шар как можно ближе к стартовому. Следующий игрок бросает свой шар с таким расчетом, чтобы его шар оказался ближе к стартовому. При этом разрешается выбивать шары противника на дальние позиции. При игре командами сначала бросает игрок команды вытянувший жребий, потом игрок следующей команды и так до тех пор пока все игроки во всех командах не сделают свой бросок. После чего игроки определяют чьи шары располагаются наиболее близко к стартовому и начисляют очки. Наиболее близкий, к примеру шар получает 20 очков, следующий - 19 и т.д.

Приложение№6

Учитель начинает показывать различные движения. Задача участников - повторить все, кроме предварительно обозначенного "запрещенного движения". Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся участник.

Литература.

1.Паралимпийский игры, Википедия, Интернет-ресурс URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ 


2.Бочче, Википедия, Интернет-ресурс
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%F7%F7%E5 

План-конспект открытого занятия по лечебной физкультуре для детей с ДЦП.

Время проведения: 30-35мин.

Место проведения: зал КППК.

Одежда и обувь: спортивная.

Оборудование и инвентарь: большой гимнастический мяч (фитбол), гимнастические палки, мягкий мат, стульчики детские, тактильные дорожки, рама, палочка для игры, детские тренажеры, сухой бассейн.

Цель: способствовать коррекции психомоторного, речевого, эмоционального, общего психического и физического развития детей.

Задачи:

-развитие силовой выносливости мышц спины;

-совершенствование координации движений во время ходьбы;

- закрепление правильной осанки;

- воспитание умения слушать учителя

-развивать мелкую моторику, координацию движений и речь детей.

Подготовительная часть. 

Психолого-педагогический настрой.

Пальчиковая гимнастика.

-На базар ходили мы.

-Много груш там и хурмы.

-Апельсины, мандарины,

-Виноград и курага.

-Но купили мы арбуз!

-Замечательный на вкус!

Ходьба с помощью рамки.

Зарядка.сидя на стуле.

Ручки вверх мы поднимаем, Ручки вниз мы опускаем,
Кулачки мы крепко сжали, Кулачками постучали:
Ножками потопали:
Топ-топ-топ-топ.Ручкамипохлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

3-4 мин

1-2 круга

2-3 раз

в медленном темпе контролировать дыханиеС помощью, следить за правильной постановкой стопы.

Темп средний, следить за дыханием.

Выполнять энергично.

Спина прямая.

  1. Основная часть.

ОРУ с гимнастической палкой

на мягком мате.

  1. И. п. – лежа на животе руки с палкой вперед, «лодочка», сч.1-4 прогнуться, вдох, сч.5-8 и.п. выдох. (выполнять с помощью).

  1. И. п. – лежа на животе руки с палкой вперед, ноги прямые вместе; сч.1-4 подтянуть палку к груди, сч. 5-8 вернуться в и.п.-  выдох. 

  1. И.п.- лежа на животе, руки вдоль туловища, палка на ногах; сч.1-2 согнуть ноги зажать палку, счет 3-4 разогнуть. Дыхание произвольное.

  1. И.п.- лежа на спине колени согнуты, стопы врозь, руки вдоль туловища; сч.1-2 поднять таз, прогнуться-вдох, сч.3-4 вернуться в и.п.-выдох выполнять с помощью.

  1. И.п.- лежа на спине, руки в стороны; правая нога согнута с опорой на мат, левая прямая;. Поднимание прямой ноги 3- раза; затем с другой ноги; дыхание произвольной.

  1. И.п- сидя на мате ноги с опорой на пол палка на коленях; сч 1-2 поднять палку вверх, сч.3-4 опустить на шею, сч.5-6 поднять палку вверх, сч.7-8 –и.п.

  1. И.п-сидя на мате палку держать перед собой; сч.1-2 встать (с помощью)-вдох, сч.3-4 сесть, выдох.

Игра «Кто быстрее» с палочкой.

Вращать палочку пальцами, пока привязанная игрушка не окажется в руках.

Упражнения на тренажере;

-ходьба;

-гребля.

3-4 раз.

3-4 раз.

3-4 раз.

3-4 раз.

3-4 раз.

3-4 раз.

5-6 раз.

2 раза.

3-4 мин.

Выполнять в медленном темпе

Контролировать дыхание

Ноги прямые, вместе.

Пятки касаются ягодиц.

Ноги на ширине плеч, дыхание свободное..

Движения выполнять по команде, не спешить, нога прямая.

Спина прямая, следить за осанкой.

Колени не сгибать, сохранять осанку.

Выполнять сидя или стоя с помощью.

Следить за дыханием, правильной осанкой, правильным положением стопы.

  1. Заключительная часть.

-Ходьба в сухом бассейне с помощью бортиков, лежа на спине медленные вращения руками (разгребать шарики).

-упражнения на дыхание и расслабление.

В зале, стоя , ноги на ширине плеч упражнения на внимание.

3-4 мин.

Привести организм в относительно спокойное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темы занятий по паралимпийскому виду спорта - бочче.

Темы занятий по бочче для детей с ДЦП и неврологическими нарушениями....

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллекту...

Речевые нарушения при детском церебральном параличе.

У детей с церебральным параличом выделяют следующие ос­новные формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия.Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолирован­но...

Развитие эмоционального мира обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через применение нетрадиционных художественных техник рисования.

+Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства создает условия для творческого самовыражения ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...