Буклет на тему: "Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
методическая разработка

Горя Анастасия Алексеевна

Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Заучивание скороговорок»

Цель: развитие мнемической памяти

Формируются умения познавательных БУД: пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями.

Применяется на уроках: речевой практики, чтения, русского языка.

Скороговорки зашифрованы картинкой.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673466541_gas-kvas-com-p-detskie-shkolnie-risunki-29.jpg

«Шифр»

Цель: развитие произвольности запоминания

Формируются умения познавательных БУД: пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; читать, писать.

Применяется на уроках: русского языка.

Учитель произносит слова. Необходимо запомнить их и записать первые буквы запомненных слов. Если записали правильно – должно получиться новое слово.

Например: Озеро, Клен, Нос, Орех - ОКНО

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676690784_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-vospitatel-s-detmi-1.jpg

«Назови, что знаешь».

Цель: развитие словесной ассоциативной памяти, мышления.

Формируются умения познавательных БУД: устанавливать видо - родовые отношения предметов, делать обобщения, сравнивать, классифицировать.

Применяется на уроках: мир природы и человека, речевая практика, русский язык.

Ведущий называет какой-либо один предмет, а дети должны припомнить другие предметы из этой группы. Например, ведущий произносит слово Роза, дети по очереди быстро называют известные им цветы. Прежде, чем перейти к другой группе однородных предметов, ведущий, обращаясь к кому-либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» - и тот должен назвать обобщающим словом те объекты, которые перечислялись до него. Затем ведущий называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п. Игровая ситуация очень активизирует детей.

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации.

С ее помощью ребенок усваивает знания об окружающем мире и о себе самом, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.

Основными свойствами памяти у детей с умственной отсталостью являются замедленный темп усвоения, непрочность сохранения и неточность воспроизведения.

Учитель-дефектолог

Горя А.А.

«Запоминай и отвечай»

Цель: развитие зрительной памяти.

Материалы к заданию: карточки с изображениями предметов для запоминания на каждого ребенка, карточки с вопросами.

Детям предлагается в течение 30 секунд внимательно рассмотреть рисунки, запомнить их расположение, форму, детали. Затем дети закрывают рисунки и отвечают на следующие вопросы:

1. С какой стороны тарелки лежит ложка? (Слева)

2. С какой стороны от мяч нарисованы кроссовки? (Справа)

3. Какое дерево нарисовано на картинке? (Пальма)

4. В какую сторону смотрит заяц? (В левую)

5. Сколько цветов нарисовано на картинке? (Три)

6. Какая игрушка нарисована на рисунке? (Неваляшка)

7. Какой мяч изображен на рисунке? (Футбольный)

8. Есть ли бант у зайца? (Да)

https://studwood.ru/imag_/16/163722/image039.pnghttps://studwood.ru/imag_/16/163722/image040.pnghttps://studwood.ru/imag_/16/163722/image041.pnghttps://studwood.ru/imag_/16/163722/image043.pnghttps://studwood.ru/imag_/16/163722/image042.pnghttps://studwood.ru/imag_/16/163722/image044.png

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа №5»

Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Игра «Я положил в мешок»

Цель: развитие внимания и зрительной памяти.

Формируется умения познавательных БУД: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать.

Применяется на уроках: мир природы и человека, чтение, ИЗО, ручной труд.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

«Вот так позы!»

Цель: развитие зрительной памяти.

Формируются умения познавательных БУД: наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности.

Применяется на уроках: физкультуры, на динамических паузах, мир природы и человека.

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

https://thumbs.dreamstime.com/z/readers-2961369.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через применение нетрадиционных художественных техник рисования.

+Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства создает условия для творческого самовыражения ученика. Техники способствуют: проявлению фантазии и творческого мышления...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

«Сказкотерапия, как эффективное средство развития эмпатии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья на тему "Развитие творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально - трудового обучения"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...