УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
статья по физкультуре

Качимова Любовь Федоровна

Уроки физической культуры с использованием интерактивных методов обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Л.Ф. Качимова учитель физической культуры

(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» им. В.И. Фокина с. Большая Глушица)

 В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию. Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

    Современный школьник уже не хочет просто слушать и воспринимать информацию, которую излагает учитель, он пытается   сам  научиться  выбирать свой уровень  сложности заданий, ставит цели, находит необходимый материал.

Именно такие возможности предоставляет урок физической культуры в условиях реализации ФГОС.

Физическая культура и спорт позволяют обучающемуся раскрыть и воспитать в себе необходимые качества личности, позволяющие реально добиваться заслуженного успеха в любой сфере деятельности.

Поэтому занятия спортом выдвигаются на передовые позиции в процессе самореализации и саморазвития личности, содействующих реализации возможностей человека во всех его духовно-нравственных проявлениях, так как именно во время занятий спортом создаются условия, преодоление которых способствуют формированию всех выше перечисленных качеств. Недаром всесторонне развитие физической культуры и спорта становится на сегодняшний день государственной политикой.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, которые я использую на своих уроках.

Используя творческие задания,  предлагая учащимся составить  комплексы общеразвивающих упражнений и провести их  с классом. Для этого часто использую учащихся подготовительной и специальной медицинской группы, где они могут получить оценку.

 Или на уроках гимнастики предлагаю девушки старших классов составить комбинацию упражнений с лентой,  обручем или скакалкой. Учащимся дается время на подготовку , затем они демонстрируют свои комбинации.. Оценивается подбор упражнений, пластичность, творчество, подвижность. Оценивают сами дети под руководством учителя, обсуждаются недочеты.

     Для эмоционального проведения занятий использую подвижные игры, которые можно включать как в разминку, так и в основную часть урока, эстафеты, что улучшает качество учебного процесса.

Особое внимание уделяю методу круговой тренировки, используя на уроках спортивных игр (волейбол, баскетбол), на уроках гимнастики, легкой атлетики. Где учащиеся выполняют упражнения рассчитывая на свои силы, возможности, особенности. Учащихся в группы или пары ставлю по силам.

Одним из  требований современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо этого, обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

Дифференцированный подход к ученикам, в группах разной подготовленности осуществляется в зависимости от их физических способностей и возможностей  с использованием как одинаковых, так и разных средств, и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная.

Слабоуспевающим учащимся предлагаю снизить нагрузку или закончить упражнения раньше, разрешаю делать упражнения в произвольном темпе.

При выполнении упражнений в игровой или соревновательной форме слабых учеников распределяю по всем командам, а при преодолении полосы препятствий часть упражнений, по усмотрению, исключается для слабых детей.

Все это создает предпосылки для успешного овладения необходимыми навыками и умениями, улучшению работы функциональных систем организма, способствует подготовке к сдаче учебных нормативов. В результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем

Результаты наблюдений позволили сделать вывод, что дети с различным физическим развитием требуют тонкого индивидуального подхода при подборе общеразвивающих упражнений, более вдумчивого отношения к их физическому совершенствованию.

Исходя из этого особое внимание, я уделяю, индивидуальной работе с учащимися. Индивидуальная работа способствует повышению уровня физической подготовленности каждого ученика.  Самое главное это заинтересованность учащихся в занятиях физическими упражнениями, которая проявляется в зримом результате своей работы. Сильным учащимся, которые освоили уже материал, предлагаю поработать со «слабыми», где они стараются помочь усвоить материал, и в то же время, совершенствуя свои умения, или сильной группе усложняю задание. Особая работа ведется с одаренными детьми.

Современный урок физической культуры – это урок воспитывающий творческую личность, владеющую коммуникативными, информационными умениями, личность готовую к продолжению образования, которая действительно хочет учиться и знает, что сможет применять полученные знания в будущем. Именно такими должны быть уроки в условиях ФГОС.

Список источников:

1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно техническое издание «Наука и образование» - № 4 – 2011 г. [Электронный ресурс]. http://technomag.edu.ru/

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000

3. Шишминцева А. П., Суртаева Ю. Н. Интерактивные технологии в процессе обучения в школе // Вестник ТГПУ – № 8 - 2012г. [Электронный ресурс].http://vestnik.tspu.ru

31%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Формирование гражданско-правовой культуры подростков через использование интерактивных методов обучения

В правовом воспитании важно опираться на жизненные факты, близкие ребятам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом  ребят, который предполагает расширение, углубление и обогащ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

В статье  рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках ИЗО....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...

Конспект урока физической культуры по технологии активных методов обучения

конспект разработан по технологии активных методов обучения...

Конспект урока по физической культуре. Урок по физической культуре с использованием ИКТ Тема: «Обучение защитным действиям в баскетболе», 10 класс

Представлен опыт обучения защитным действиям в баскетболе, совершенствования зонной защиты и развития « чувства мяча и координационных способностей» ...

Методическая разработка из опыта работы "Организация урока физической культуры с использованием модели смешанного обучения и индивидуально-ориентированного подхода"

Разработка открытого урока с целью знакомства обучающихся 2-3 классов с комплексом ГТО, используя ИКТ-технологии и метод круговой тренировки. Данный урок разработан на основе рабочей программы по физи...