ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ГРАЦИЯ»
рабочая программа по физкультуре

Проничева Оксана Валерьевна

Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, позволяет детям старшего дошкольного возраста реализовать и развить физические  возможности обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей .

 Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения - дело государственной важности. Своевременная забота о здоровье гарантирует правильное развитие организма, хорошую осанку и координацию движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_gratsiya.docx81.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Калининград центр развития ребенка детский сад №83

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ГРАЦИЯ»

                                                                                   

                                           Автор программы:

                                                                         

                                                                       Инструктор по физической культуре

                                                              Проничева Оксана Валерьевна  

г. Калининград 2019 г

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ГРАЦИЯ».
  2. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ.
  3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
  4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.
  5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
  6. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОТ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ.

1.7. ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

1.8. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 учебный год.

1.9. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

1.10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.11. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

2.1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ.

 3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 5. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ГРАЦИЯ».

Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, позволяет детям старшего дошкольного возраста реализовать и развить физические  возможности обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей .

 Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения - дело государственной важности. Своевременная забота о здоровье гарантирует правильное развитие организма, хорошую осанку и координацию движений.

Нарушения опорно-двигательного аппарата в настоящее время широко распространены в среде дошкольников и школьников младшего возраста. Нарушения осанки оказывают неблагоприятное воздействие на все органы и ткани и, что очень важно, отрицательно влияют на успеваемость, т.к. нарушается питание клеток мозга. Поэтому и была создана программа корригирующей гимнастики для детей дошкольного возраста, направленная на предупреждение и исправление различных нарушений опорно-двигательного аппарата: асимметрия лопаток, сколиозы I и П степени, сутулая спина, плоскостопие.

1.2. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ.

Новизна программы заключается:

- в использовании нетрадиционных методов и приёмов, включая разнообразие их сочетаний,

-  в подходе к отбору содержательной составляющей программы,

- в использовании игровых методов и приемов, позволяющих побуждать детей к здоровому образу жизни через физическое развитие.

1.3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Своевременное оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Но зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно  оказать своевременную коррекционную помощь.

Программа направлена на то, чтобы через физическое развитие приобщить детей к здоровому образу жизни.

1.4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.

Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья детей, выбирать инновационные технологии здоровьесбережения. Всё это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, ответственно относится к своему здоровью. Данная программа способствует повышению эффективности здоровьеориентированной деятельности посредством создания системы здоровьесбережения на основе алгоритма оздоровительной деятельности, обеспечивающей сохранение, укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование индивидуального стиля здорового поведения.   

         1.5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель: содействовать гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья, прфилактике нарушения осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста. Способствовать стабилизации позвоночника посредством  создания мощного мышечного корсета.

Задачи:

  1. Диагностировать ранние нарушения опорно-двигательного аппарата.
  1. Формировать и закреплять на занятиях корригирующей гимнастики навыка правильной осанки.
  2. Тренировать сердечно - сосудистую и дыхательные системы.
  3. Стимулировать устойчивый интерес к систематической двигательной активности и положительной мотивации на здоровый образ жизни.
  4. Развивать мелкую моторику руки ребенка при помощи отработки формообразующих движений.
  5. Расширять и углублять представления детей о здоровье и здоровом образе жизни.
  6. . Формировать навыки общения, партнерства, умения слышать друг друга, считаться с мнением других.
  7. Создавать атмосферу доброжелательности, заинтересованности, сотрудничества.

Методы и приемы, используемые на занятиях корригирующей гимнастики: объяснение, показ упражнений инструктором, ребенком, использование наглядных пособий, имитация, звуковые ориентиры, индивидуальная работа, игровые методы, ритмическая гимнастика для повышения интереса к занятиям.

Принципы построения занятий

  1. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.
  2. Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.
  3. Подбирать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
  4. Выполнение упражнений с различной амплитудой.
  5. Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).
  6. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки -физические упражнения чередуют с отдыхом.

Программа по корригирующей гимнастике включает в себя 3 блока:

1)        диагностический - проводится изучение особенностей опорно-двигательного аппарата, физического развития с выявлением нарушений;

  1. теоретический - приобретаются знания о своем организме, о личной гигиене, о сущности закаливания, а также о влиянии занятий корригирующей гимнастики на организм.
  2. практический - формирует умения и навыки укрепления опорно-двигательного аппарата и физического развития.

Занятие по корригирующей гимнастике состоит из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей. Вводная часть (разминка, направлена на то, чтобы размять и разогреть мышцы спины и конечностей), составляет 15-20% времени. Основная часть (физические упражнения по корригирующей гимнастике) по времени занимает 65-70%. Заключительная часть (восстановление, постепенное снижение физической и психологической нагрузки), занимает 10-20% времени.

Специфика занятий корригирующей гимнастики заключается в том, что структура занятий включает:

  1. диагностический блок;
  2. теоретический блок;
  3. практический блок (общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами);
  4. специальные упражнения (комплекс №1 и т.д.);
  5. подвижные игры.
  1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОТ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ.

Коррекция дефектов осанки - не только задача физического воспитания, но и важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные функции. Слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормального функционирования других систем организма.

Обратив внимание на эту проблему, мы используем и реализуем проект «Грация» по организации деятельности с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата на ранних стадиях развития.

ЛФК применительно к дошкольному учреждению - это применение средств физической культуры с лечебной и профилактическими целями. Она направлена на воспитание и закрепление навыков правильной осанки, укрепления мышц и улучшению крово-лимфообращения.

Основной формой деятельности является корригирующая гимнастика. Она рекомендована   всем детям с нарушением осанки, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет.

В основу реализации программы положен деятельностный подход в решении проблем развития личности. 

1.7. ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Возраст детей:  Корригирующая гимнастика рассчитана на детей 4-7 лет (средний и старший дошкольный возраст), занятия проводятся по 20 – 30 минут.

1.8. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 учебный год.

1.9. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

На занятиях широко используются физические упражнения через игровые приемы, подвижные игры, ритмическая гимнастика. Программа рассчитана на 30 часов. Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю, в индивидуальной или групповой (6-8чел.) форме. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий для детей дошкольного возраста 20-30 мин. Занятие проводится под четким руководством инструктора, за физическим состоянием воспитанников осуществляет контроль медицинский работник.

1.10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты программы:

1. Повышение уровня физического и психического здоровья.

2. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.

3.Улучшение осанки и укрепление мышц свода стопы.

4. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.

5. Положительный результат темпов прироста физических качеств.

6. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

К концу реализации программы дети знают:

-  что такое «мышцы» и как они работают, понятие «правильная осанка», как ее проверить,

       -  что такое «Здоровье», как его сохранить,

       - что такое «плоскостопие»,  из – за чего оно появляется, как лечится, корректируется.

Умеют:

      -  выполнять различные упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа на спине, животе, боку в сочетании с дыханием;

Знают и умеют:

     - выполнять упражнения на профилактику и коррекцию плоскостопия и осанки; работать по схемам.

Инструментарий для определения эффективности освоения детьми      содержания программы:

Для определения эффективности освоения детьми содержания предлагаемой рабочей учебной программы используются результаты медицинского обследования детей, а именно осанка и плоскостопие. Уменьшение количества воспитанников  с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет свидетельствовать о качестве предоставляемой образовательной услуги.

Отбор содержания и условия реализации программы.

Курс корригирующей гимнастики делится на 3 периода.

При нарушениях осанки в подготовительном периоде (1,5 – 2 месяца) используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. В это время создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности.

Основной (3 – 3,5 мес.) и заключительный (2 – 2,5 мес.) периоды направлены на совершенствование навыка правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Для этого используются комплексы специальных упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, дыхательная гимнастика, упражнения и игры с мячами - массажерами (приложение № 1).

1.11. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

К концу прохождения курса занятий по корригирующей гимнастике у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы навыки правильной осанки, а также знания и понятия осанки и умения использования корригирующих упражнений в повседневной жизни, понятия о личной гигиене и закаливании.

 1.Дети знают:

что такое здоровье, почему его надо беречь, что такое правильная осанка, что такое плоскостопие и как его определить.

 2. Умеют:

выполнять различные упражнения из разных исходных положений в сочетании с дыханием, выполнять упражнения на профилактику плоскостопия и осанки, определять нарушение осанки по схемам, играть в игры, связанные с принятием правильной осанки;  организовать игры, с элементами коми подвижных игр;находить выход из сложных ситуаций, принося оздоровление организму.

 3. Имеют представление:

о работе мышц при выполнении упражнений, что такое мышцы и как они работают.

 После прохождения курса занятий, при необходимости возможность проведения подвижных игр для развития двигательной активности детей.

                 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

2.1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

Для реализации программы необходимы:

1. Помещение для проведения занятий –физкультурный и тренажёрный залы.

2. Физкультурный инвентарь и оборудование в соответствии с САНПиН.

3. Мультимедийная установка, дидактические материалы в виде видеофильмов, презентаций.

                            Перечень оборудования

Диагностическое

  1. Сантиметровая лента.
  2. Ростомер.
  3. Медицинские весы.
  4. Динамометр кистевой.

Практическое

  1. Гимнастическая стенка.
  1. Гимнастические палки, скакалки, кубики.
  1. Тренажёры для стимуляции мышц стопы.
  2. Гантели.
  3. Мешочки с песком.
  4. Мячи, массажные мячи.
  1. Гимнастические обручи.
  2. Массажные дорожки.
  3. Кубики.

9. Фитболы.

10. Д етские тренажёры.              

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ.

К работе по программе допускаются педагоги, имеющие физкультурно-педагогическое образование, прошедшие инструктаж по охране жизни и здоровья детей, имеющие медицинское заключение о допуске к работе с детьми дошкольного возраста.

Педагог обязан знать основы физического воспитания, детской дошкольной психологии, возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, владеть методами и приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной программе.  

  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН       

занятий в неделю

занятий в месяц

занятий в год

количество занятий с октября по июнь

2

4

(8 месяцев)

29

(без зимних и весенних каникул)

   

           


Содержание (тема)

Коли

     2 занятия

  1-2

 

1.Теоретический раздел

1.1 Что такое плос-костопие, правильная осанка, здоровье и как его сохранить.

2. Профилактика и коррекция плоскостопия

2.1 Корригирующие упражнения

2.2«Дорожки здоровья»

2.3Упражнения с мячами  массажерами

2.4Стопотерапия

         32 занятия

   3-10

   11-18

           

    19-26

     27-34

3.Профилактика и коррекция нарушений осанки

3.1 Корригирующие упражнения

3.2 Упражнения с мячами

3.3 Упражнения с гимнастическими палками

3.4 Статические упражнения

   

        38 занятий.

       35-44

         

        45-52

        53-62

       63-72

Итого:

       72занятия

 

                                            Объем план

     

Тематический план

Тема занятий

Кол-во часов

№ занятий

1

Диагностический блок

Контрольные осмотры

1,30

Всего по разделу

1 час

2

Теоретический блок

1)        Беседа «Осанка по заказу»

2)        Личная гигиена

3)        Закаливание

4)        Беседа «Влияние занятий корригирующей гимнастики на организм»

1 - 30

Всего по разделу

1 час

3

Практический блок Общеразвивающие упражнения:

1)        -без предметов;

2)        -с гимнастической палкой;

3)        -с гимнастическим обручем;

4)        -с мячами; с фитболами;

5)        -с гимнастической скакалкой;

6)        -с кубиками;

7)        -с гантелями

14 часов

1 – 4

6 – 9

10 – 13

14 – 17

18 – 21

23 – 26

27 - 30

4

Специальные упражнения:

1)        комплекс №1

2)        комплекс №2

3)        комплекс №3

4)        комплекс №4

8 часов

2 – 8

9 – 16

17 – 24

25 - 29

5

Ритмическая гимнастика

2 часа

5, 22

6

Подвижные игры

4 часа

1 - 30

Всего по разделу

30 часов

Итого

30 часов

                                4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Диагностический блок

  1. Первичный осмотр детей врачом-педиатром.
  2. Соматоскопия.
  3. Антропометрические измерения (рост, вес, АД, ОГК), динамометрия
  4. Заключительный осмотр детей врачом-педиатром.

Теоретический блок

  1. Беседа на тему «Осанка по заказу».
  2. Личная гигиена.

Правила личной гигиены. Формирование навыков личной гигиены, поддержание чистоты тела, содержание в порядке спортивной формы.

  1. Закаливание, его сущность, значение для здоровья. Закаливание   в процессе занятий.
  2. Беседа на тему «Влияние занятий корригирующей гимнастики на организм»

Практический блок

I. Общие упражнения. Строевые упражнения применяются на занятиях корригирующей гимнастики. Они являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности; формирования правильной и красивой осанки, походки; навыков коллективных действий через развитие чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их во времени и пространстве.

1)        Стойки: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте и в
движении выполняются по командам: «Напра-во!», «Нале-во!», «Кругом!».

  1. Построение в одну шеренгу, колонну, в круг.
  2. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, три.
  3. Передвижения: обычная ходьба, в обход по кругу.
  4. Ходьба, бег: ходьба на носках, пятках, ходьба в медленном темпе, в среднем темпе, бег трусцой, равномерный бег длительностью (до 1.5мин.) и т.д.

П. Общеразвивающие упражнения для формирования осанки. Общеразвивающие упражнения составляют основное содержание занятий, т.к. повышают общую работоспособность и оказывают избирательное и всестороннее воздействие на организм. На занятиях их применяют для разминки и повышения уровня развития физических способностей занимающихся.

  1. Гимнастические упражнения оказывают действие на различные системы организма, но и на отдельные мышечные группы, суставы, позвоночник, позволяя восстановить и развить ряд двигательных качеств (сила, быстрота, координация и т.д.)

2) Упражнения с предметами. Под воздействием занятий с предметами улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и др.) Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка.

  1. Специальные корригирующие упражнения применяются для коррекции нарушений физического развития и опорно-двигательного аппарата (используются при различных нарушениях осанки раздельно).
  2. Ритмическая гимнастика считается разновидностью оздоровительной гимнастики. Комплекс упражнений составляется из общеразвивающих упражнений, элементов художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике исполнения упражнений. Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы занимающихся. Упражнения ритмической гимнастики являются эффективным средством развития координации движений, быстроты двигательных действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах.
  3. Подвижные игры. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра - самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей. Правила подвижных игр диктуют быстрые и разнообразные физические действия занимающихся. Ситуация игры постоянно изменяется, предъявляя к игроку требования по концентрации внимания, правильному его распределению и переключению хорошей координации движений. Подвижные игры развивают память, инициативу, волевые качества, восприятие пространственной и временной ориентировки, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную систему, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат. Игры помогают формировать эмоционально-волевую сферу и нравственные качества.

                5. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Методические материалы: методическая литература,  диагностические тесты, компьютерные презентации, в т.ч. авторские - созданные автором программы.

                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно– двигательного аппарата в условиях детского сада», С-Птб. Детство – Пресс, 2007;
  2. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников» (при нарушениях опорно – двигательного аппарата), М., Просвещение, 2006;
  3. Козырева О.В. «Оздоровительно – развивающие игры для дошкольников», М., Просвещение, 2007;
  4. Никанорова Т.С. «Здоровячок» система оздоровления дошкольников, Воронеж, 2007.

       5.         Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: методическое пособие [Текст] / Е.А. Бабенкова. – М.: АСТ Астрель, 2003 – 206 с.

       6.      Бурмистрова, М.К. Правильная ли у детей осанка? Дошкольное воспитание [Текст] / М.К Бурмистрова. – 1990 – 30 с.

       7.        Величенко, В.К. Физкультура для ослабленных детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии [Текст] / В.К. Величенко. – М.: Медицина, 1982 – 109 с.

       8.     Епифанова, В.А. Лечебная физическая культура: справочник [Текст]  / В.А. Епифанов, В.Н. Мошков, Р.И. Антуфьева и др.; под ред. В.А. Епифанова – М.: Медицина, 1981 – 528 с.

       9.        Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика  [Текст]: учебное пособие / под научной редакцией Э. М.  Казина; ред. коллегия: Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова и др. – 2-е изд., доп. и перераб. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО,2011. – 355с.

      10.    Коданева, Л.Н. Методика физкультурных занятий в специальной мед. группе общеобразовательного учреждения [Текст]  / Л.Н. Коданева. – М.: издательство «Аркти», 2006 – 64 с.

      11.     Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст]  – М.: Академия, 2001 – 480 с.

      12.       Куликов, В.П. Потребность в двигательной активности. [Текст]  / В.П. Куликов, В.И. Киселев. – Новосибирск: Наука, 1998 – 144 с.

      13.        Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека[Текст]  / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: Владос, 2000 – 420 с.

      14.       Саркисян, С.В. Детское плоскостопие. Дошкольное воспитание. 1991, №7 – 19 с.

      15.     Саркисян, С.В. Как выработать правильную осанку у младших дошкольников. Дошкольное воспитание. 1989, №2 – 46 с.

      16.    Халемский,Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. НЦ Энас. 2004;

     17.       Хамзин, Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. [Текст]  / Х. Хамзин – М.: Знание, 1990 – 185 с.

18.      Фирилёва, Ж.Е, Сайкина.Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей. Санкт-петербург: Детство – пресс, 2000;

     19.        Шилкова, И.К. Здоровье формирующее физическое развитие. [Текст]     – М.: Владос, 2001 – 171 с. 

Приложение  1

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ГРАЦИЯ»

Сентябрь

  1. «Что такое правильная осанка»(обучающее)

Структура занятия

1. Дать представление о правильной осанке.

2. Игра «Угодай, где правильно»

3. П/И «Веселые елочки»

Работа с родителями

Познакомить родителей с п/и «Веселые елочки».

Обратить их внимание на положение различных частей тела ребенка.

  1. «Льдинки, ветер и мороз»

Структура занятия

1. Дать представление о том, что такое плоскостопие

2. ОРУ

3. ОВД

4. Игра «Делим тортик»

Работа с родителями

Консультация «Что такое нарушение опорно-двигательного аппарата»

  1. «Береги свое здоровье»

Структура занятия

1. Развитие умения сохранять правильную осанку во время ходьбы.

2. Комплекс гимнастики «Утята»

3. П/И «Веселые елочки»

4. Упражнение регулирующий мышечный тонус «Дерево»

Работа с родителями

Консультация «С чего начать родителям»

4.»Путешествие в страну Спорта и Здоровья»

Структура занятия

1. Разминка «веселые шаги»

2. ОРУ (с гимнастической палкой)

3. П/И «Теремок»

4. Релаксация «Ветер»

Работа с родителями

Оформление папки-передвижки «Советы родителям»

Октябрь

1. «Почему мы двигаемся? » (познавательное)

Дать понятие об опорно-двигательной системе.

Структура занятия

1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки.

2. Комплекс с гимнастической палкой.

3. П/И «Кукушка»

4. Релаксация «Лес»

Работа с родителями

Предложить родителям обратить внимание на позу ребенка при ходьбе и постановку стопы.

2. «Веселые матрешки»

Структура занятия

1. Ходьба с выполнением упражнений для осанки и стоп.

2. Комплекс «матрешки»

3. Упражнение «Подтяни живот»

4. П/И «Поймай мяч ногой»

Работа с родителями

Устный журнал с участием ортопеда, педиатра детской поликлиники.

3 «По ниточке»

Структура занятия

1. Упражнения с выполнением задания для стоп и осанки

2. П/И «Кукушка»

3. Познакомить с образной композицией с элементами танца «По ниточке»

4. Упражнение на вытягивание живота «Дельфин»

Работа с родителями

Провести с родителями анкетирование по определению привычной позы для ребенка.

  1. «Ловкие зверята»

Структура занятия

1. Комплекс корригирующей гимнастики.

2. Самомассаж

3. П/И «Обезьянки»

4. Упражнение «В лесу»

Работа с родителями

Оформление фотовыставки работы кружка

Ноябрь

  1. «Зарядка для хвоста»

Структура занятия

1. Комплекс корригирующей гимнастики.

2. Познакомить с ритмическим танцем «Зарядка для хвоста»

3. Упражнение «Подтяни живот»

4. Релаксация «Море»

Работа с родителями

Предложить родителям побеседовать с детьми о правильной позе при сидении за столом.

Привлекать детей к оценке своей позы во время рисования, рассматривания картинок.

  1. «Вот так ножки»

Структура занятия

1. Разминка в виде самомассажа (плечевых суставов, спины, коленных суставов, ступней)

2. Комплекс статистических упражнений

3. Расслабление в позе полного отдыха, лежа на спине.

Работа с родителями

Ознакомление родителей с приемами самомассажа.

  1. «Ребята и зверята»

Структура занятия

1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки.

2. Ритмический танец «Зарядка для хвоста»

3. Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики.

4. Релаксация под звучание музыки.

Работа с родителями

Подбор картинок с изображением позы при стоянии, сидении, ходьбе.

  1. «Пойдем в поход» (с родителями)

Структура занятия

1. Упражнение «Встань правильно»

2. Игровое упражнение «Найди правильный след»

3. П/И «Птицы и дождь»

4. Игра «Ровным кругом»

Работа с родителями

Инструктивно-методическое занятие по профилактике нарушений осанки и деформации стопы.

Декабрь

  1. «Веселые танцоры»

Структура занятия

1. П/И «Найди себе место»

2. Упражнение «Бег по кругу»

3. Ритмический танец «Зимушка-зима»

4. Релаксация «Снег»

Работа с родителями

Предложить родителям побеседовать с детьми о положении различных частей тела при ходьбе, стоянии, сидении, о правильной постановке стоп.

  1. Сюжетное занятие «На птичьем дворе»

Структура занятия

1. Разминка «Сорока»

2. Комплекс корригирующих упражнений

3. Упражнение «Ласточка»

Работа с родителями

Дни открытых дверей. Просмотр занятий кружка «Грация»

  1. Закрепление правильной осанки

Структура занятия

1. П/И «Найди себе место»

2. Упражнение «Бег по кругу»

3. П/И «Попляши и покружись -самым ловким окажись»

4. Релаксация «Спинка отдыхает»

Работа с родителями

Познакомить родителей с комплексом упражнений на профилактику сколиоза и плоскостопия. Предложить проводить эти комплексы ежедневно дома с детьми.

  1. «Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику»

Структура занятия

1. Упражнение «Встань правильно»

2. Задание на проверку своего пульса.

3. Комплекс упражнений на дыхание.

4. Упражнение «Жмурки»

5. Контрольное измерение пульса

6. Упражнение «Буратино»

Работа с родителями

Демонстрация видеофильма о работе, проводимой в ДОУ по коррекции осанки и нарушению плоскостопия.

Январь

  1. «Мальвина и Буратино»

Структура занятия

1. Ритмический танец «Кукла»

2. Комплекс корригирующей гимнастики»

3. Упражнения для мышц ног.

4. Упражнение «Буратино»

Работа с родителями

Беседа на тему «Как приучить ребенка делать зарядку»

  1. «Незнайка в стране здоровья»

Структура занятия

1. Разновидности ходьбы и бега.

2. Упражнения «Ровная спина»

3. Упражнения «Здоровые ножки»

4. Самомассаж

5. Релаксация «Отдыхаем»

Работа с родителями

Мастер-класс "Упражнения для укрепления здоровья детей"

Февраль

  1. Закрепление правильной осанки

Структура занятия

1. Упражнение «Бег по кругу»

2. ОРУ (и. п. лежа, сидя, стоя) у гимнастической стенке.

3. Упражнение в висе.

4. Игра «Ходим в шляпах»

Работа с родителями

Информационный блок на тему «Коррекция осанки у детей средствами физического воспитания»

  1. «Мы куклы»(с родителями)

Структура занятия

1. Комплекс пластической гимнастики.

2. Ритмический танец «Куклы»

3. П/И «Ходим в шляпах»

4. Релаксация «Куклы отдыхают»

Работа с родителями

Познакомить родителей с комплексом корригирующей гимнастики.

  1. «Мы танцоры»

Структура занятия

1. Ритмический танец «Аэробика»

2. Упражнения в низких и. п.

3. Упражнение «Делим тортик»

4. П/И «Попляши, покружись, самым ловким окажись»

Работа с родителями

Папка – передвижка «Вместе с мамой, вместе с папой»

  1. «Путешествие в страну Шароманию»

Структура занятия

1. Упражнение «Надуем шары»

2. Упражнения на фитбол-мячах

3. П/И «Закати мяч в ворота ножкой»

4. Релаксация «Шарик»

Работа с родителями

Консультация на тему «Как правильно дышать и сохранять осанку»

Март

  1. «Поможем Буратино»

Структура занятия

1. П/И «Найди себе место»

2. Ритмический танец «Аэробика»

3. Самомассаж спины и стоп.

4. Упражнение «Поможем Буратино стать красивым»

Работа с родителями

Консультация «Лебединая шейка»

  1. «У царя обезьян»

Структура занятия

1. Ходьба с различным выполнением заданий.

2. Упражнение «Пройди через болото»

3. Упражнение в висе.

4. упражнение «Положи банан»

Работа с родителями

Семинар-практикум на тему «Движение и здоровье»

  1. «Отгадай загадки»

Структура занятия

1. Комплекс упражнений «Загадки»

2. Упражнения на больших мячах

3. П/И «Заводные игрушки»

4. Игра «Собери домик»

Работа с родителями

Оформление стенда «Десять советов родителям»

  1. «Детский старт»

Структура занятия

1. Комплекс упражнений «Веселая маршировка»

2. Упражнение «Собери небоскреб» (кубики стопами)

3. «Сиамские близнецы» (упражнения в парах)

4. Самомассаж «Рисунок на спине»

Работа с родителями

Практическое занятие по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Апрель

1. «Будь здоров»

Структура занятия

1. Упражнения Разминка «Дышите - не дышите»

2. Игра «Прокати мяч»

3. Упражнения со скакалками.

Работа с родителями

Консультация «Учим ребенка следить за своим здоровьем»

  1. Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»

Структура занятия

1. Упражнение «Прыгалка»

2. Комплекс пластической гимнастики

3. Упражнения на внимание

4. П/И «Не урони»

Работа с родителями

Дни открытых дверей с просмотром работы кружка.

Структура занятия

1. Массаж стоп.

2. «Дорожка здоровья»

3. Танец «Утят»

4. Упражнения с массажными мячами.

5. Танец ножек «Матрешки»

6. Упражнение «Переложи бусинки»

7. Упражнение «Рисуем ногами»

8. Релаксация «Спокойный сон»

Работа с родителями

Анкетирование на тему «Ваше мнение о работе кружка «Грация»

  1. «Веселый колобок»

Структура занятия

1. Ходьба в чередовании с бегом с выполнением упражнений.

2. Упражнение «Скатаем колобок»

3. П/И «Колобок и звери»

4. Самомассаж массажными мячами.

Работа с родителями

Консультация «Коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Май

  1. «Цирк зажигает огни»

Структура занятия

1. Ходьба с выполнением упражнений для стоп

2. Упражнение «Силачи» (с мячом)

3. П/И «Карусель»

4. Упражнения на дыхание и расслабление.

Работа с родителями

Помощь родителей в изготовлении степ –платформ.

  1. Закрепление правильной осанки и коррекция плоскостопия

Структура занятия

1. Упражнение «Бег по кругу»

2. Упражнение в висе.

3. П\И «Пятнашки»

4. Релаксация «Весна»

Работа с родителями

Беседа «Влияние динамической и статистической нагрузок на организм»

  1. КВН «Я здоровье берегу -быть здоровым я хочу»

Структура занятия

Задания и конкурсы.

Работа с родителями

Оформить папку-передвижку с фотографиями о проведении КВН.

4. Диагностика

Структура занятия

Заключительная беседа «Зачем мы занимаемся физкультурой? »

Работа с родителями

Познакомить родителей с результатами диагностики

Июнь

«Цветочная страна»

Структура занятия

1. Ходьба с различным выполнением заданий.

2. Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрей»

3. Ритмическая гимнастика на фитбол -мячах

4. Упражнение «Колючая трава»

5. Упражнения с обручами

6. Релаксация «Поливаем цветочки»

Работа с родителями

Конкурс «Нестандартное оборудование своими руками».

Июль

«В гостях у морского царя Нептуна»

Структура занятия

1. Упражнение «Море»

2. Игра «Отлив-прилив»

3. Упражнение «Собери камушки»

4. Игра «Спрыгни в море»

5. Игра «море волнуется»

Работа с родителями

Опросник на тему «Что я знаю коррекции опорно-двигательного аппарата у детей»

Август

«Игрушки»

Структура занятия

Задания и конкурсы

Работа с родителями

Подведение итогов конкурс «Нестандартное оборудование своими руками»

приложение 2

Схема занятий корригирующей гимнастики

Части занятия

Задачи

Содержание

Вводная часть (6-8 мин.)

1.        Воспитывать правильную
осанку при строевых упражнениях, ходьбе, беге, ОРУ.

2.        Организация внимания занимающихся и подготовка их к выполнению несложных координационных движений.

1.        Построение, ходьба, бег.

2.        ОРУ без предметов.

3.        Подвижная игра «Затейники».

4.        Упражнения с фиксацией
правильной осанки.

Основная часть (27-30 мин.)

1.        Формирование мышечного
корсета (укрепление мышц туловища).

2.        Фиксирование  внимания  на
осанке.

3.        Повышение эмоционального
состояния детей посредством подвижной игры.

1.        Комплекс №1

2.        У детей мешочек на голове, различная ходьба по скамейке с фиксированным положением рук.

3.        Упражнения с мячом, передача мяча в колонне (влево, вправо, снизу, сверху)

4.        Подвижная игра.

Заключительная часть (5-7 мин.)

1. Совершенствование умения сохранять правильную осанку.

1.        Медленная ходьба с различными движениями рук.

2.        Упражнения на дыхание и расслабление.

Итоги занятия.


приложение 3

Общеразвивающие упражнения для формирования правильной осанки

1.        Без предметов

1). И.п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1 - поднять руки в стороны; 2 - руки вверх, хлопнуть в ладоши над головой. 3 - руки в стороны; 4 - и.п. (8-12 раз).

2). И.п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 присесть, хлопнуть в ладоши перед собой; 3 - встать, руки в стороны; 4 - и.п.(8-12 раз).

3). И.п. - стойка ноги врозь, руки вдоль туловища. 1-2 -наклон вправо, правая скользит по ноге вниз, левая, сгибаясь, скользит вверх; 3-4 - вернуться в и.п. То же влево (по 4 раза.)

4)        И.п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 -
поворот туловища вправо; 3 - выпрямиться; 4 - и.п. То же влево (по 4 раза).

  1. И.п.- стойка на коленях, руки на поясе. 1 - поворот вправо, правую прямую руку отвести вправо; 2 - и.п. То же влево (8 раз)
  2. И.п. - лежа на спине, руки прямые за головой 1-2-поднять вверх правую ногу,3-4 вернуться в и.п. То же левой ногой (8-12раз)
  3. И п. - лежа на животе, руки согнуты перед собой. 1-2-прогнуться, руки вынести вперед,3-4- вернуться в и.п. (8-12раз)
  4. Прыжки (16-20 счетов).

2.        С гимнастической палкой  (повтор упражнений 8-12раз)

1)И.п. - стойка ноги врозь, палка внизу. 1-2 - палку вверх, потянуться (вдох); 3-4 - палку вниз (выдох). Движения выполнять прямыми руками, смотреть на палку. Ширину охвата можно менять.

2)И.п. - стойка ноги врозь, палка за спиной. 1 - наклон вперед прогнувшись,2-        выпрямиться. При наклоне голова поднята, смотреть прямо, ноги прямые.

  1. И.п. - стойка ноги врозь, палка за головой (на плечах) 1- поворот туловища налево; 2 - И.п.; 3-4 - то же в правую сторону. При повороте палка не должна скользить по плечам, ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать. Дыхание равномерное.
  2. И. п. - стойка ноги вместе, палка вертикально впереди. 1 - присесть; 2 -встать. Приседая, колени в стороны, туловище вертикально. Палка выполняет роль опоры.
  3. И.п. - стойка ноги врозь, палка за головой (на плечах) 1 - наклон влево; 2 -выпрямиться; 3-4 -то же в правую сторону. Следить, чтобы плечевой пояс и шея были закреплены, а движения выполнялись без поворотов, в одной плоскости. Дыхание произвольное.
  4. И.п. - лежа на груди, палка вверху, руки свободно лежат на полу. 1-2 -сгибая руки, палку за спину (на лопатки), прогнуться; 3-4 - И.п. Поднимая повыше голову и плечи, стараться не отрывать ноги от пола.
  5. И. п. - стойка ноги вместе, палка внизу, хват на ширине плеч, 1-2-отводя палку немного вперед и сгибая ногу. Перешагнуть через палку; 3-4 продеть ногу обратно. Упражнение выполнять поочередно левой и правой ногой. Перешагивая через палку, высоко поднимать колено и меньше наклоняться вперед.

8) И.п. - стойка в линию, левая (правая) нога впереди, палка на полу между ногами, руки на поясе. Прыжками смена положения ног. Прыгать мягко, на носках, на палку не наступать. Вес тела распределен на обе ноги. Дыхание равномерное.

3. Упражнения с обручем (Повтор 8-12 раз)

  1. И.п. - основная стойка (о.с.) в центре лежащего на полу обруча. 1 -присесть, развести руки, взять обруч; 2 - встать, поднять обруч горизонтально вверх, потянуться; 3 - присесть и положить обруч на пол; 4 - и.п. Обруч взять хватом сверху, поднимая его, следить за сохранением горизонтального положения. Приседая, делать выдох, вставая - вдох.
  2. И.п. - стойка ноги вместе, обруч вертикально над головой, хват немного шире плеч. 1- отставляя правую ногу в сторону на носок, наклон вправо, смотреть на обруч; 2- и.п.; 3 - 4 то же в левую сторону. Все движения выполнять в одной плоскости, не поворачивая обруч. При наклоне плечевой пояс закрепить, вес тела на опорной ноге.
  3. И.п.- стойка ноги врозь, обруч вертикально за спиной. 1- поворот туловища налево; 2- и. п.; 3 - 4 то же направо. При поворотах плечевой пояс и руки фиксировать так, чтобы они находились все время в плоскости обруча, ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать.

4)        И.п.- лежа на спине, обруч горизонтально на уровне груди. 1-2-
приподнять обруч и, сгибая ноги вперед, продеть их в обруч, выпрямить и
опустить на пол; 3 - 4 - продеть ноги назад и вернутся в и.п.. Лежать прямо,
голову не поднимать. Дыхание произвольное.

  1. И.п. - сед ноги врозь, зацепив носками ног и держать его прямыми руками в наклонном положении. Перекат назад на спину до касания лопатками и затылком пола и перекат вперед в и.п. При выполнении упражнения руки и ноги прямые. При движении назад, обруч тянуть руками на себя, а при движении вперед - нажимать на обруч ногами. Дыхание равномерное. Освоив задание -выполнять его под счет.
  2. И.п.- сед ноги скрестно в центре лежащего на полу обруча. 1-2 - поднять обруч горизонтально вверх и, поднимая голову прогнуться; 3-4 - и.п., опуская голову и плечи. Поднимая обруч, стараться отводить руки немного назад, подавая грудь вперед.
  3. И. п.- стойка ноги вместе, обруч за нижний край вертикально перед грудью. Прыжки с ноги на ногу через обруч, вращая его вперед. Прыжки чередовать (вначале с правой ноги, затем с левой). Коротким энергичным движением ускорять внизу вращения обруча (чтобы он завершал круг ). Освоив прыжки с вращением обруча вперед, можно выполнять упражнение с вращением назад. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.

4. Упражнения с мячами  (Повтор 8-12 раз )

  1. И.п. - о.с, мяч в левой руке. 1-2 - руки через стороны вверх, переложить мяч в правую руку; 3-4 - опустить руки вниз в и.п. То же, перекладывая мяч из правой руки в левую.
  2. И.п.- стойка ноги на ширине плеч, мяч в левой руке. 1 - руки в стороны; 2 - наклониться вперед вниз, переложить мяч в правую руку; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - вернуться в и.п. То же, перекладывая мяч из правой руки в левую.
  3. И.п. - о.с, мяч в правой руке внизу. 1 - руки в стороны; 2 - присесть, мяч переложить в левую руку; 3- встать, руки в стороны; 4- вернуться в и.п. То же, мяч в левой руке.
  4. И.п.- стойка на коленях, мяч в правой руке. 1-8- прокатить мяч вправо (влево), поворачиваясь и следя за мячом. То же, мяч в левой руке.
  5. И.п.- лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. 1-2- поднять правую ногу, коснуться мячом носка ноги; 3-4- опустить ногу. То же другой ногой.
  6. И.п.- лежа на груди, мяч в руках вверху ( мяч на полу ). 1-2- сгибая руки, отвести мяч за голову и, поднимая плечи, прогнуться;3-4- и.п. Поднимая голову и плечи, стараться ноги от пола не отрывать.
  7. И.п.- стойка ноги вместе, руки на поясе, мяч на полу сбоку. Прыжки на двух ногах, продвигаясь около мяча по кругу. Прыгать мягко, на носках, сохраняя определенный темп. Прыгать можно по кругу левым боком к мячу, а можно правым. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.

5. Упражнения со скакалкой  (Повтор 8-12 раз)

  1. И.п.- стойка ноги врозь, скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1- поднять скакалку вверх; 2- опустить скакалку за голову, на плечи; 3- скакалку вверх; 4-и.п.
  2. И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу. 1- поднять скакалку вверх; 2-наклониться вправо; 3- выпрямиться; 4- и.п.
  3. И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу. 1- скакалку вверх; 2- наклон вперед, коснуться пола; 3- выпрямиться, скакалку вверх; 4- и.п.
  4. И.п.- лежа на спине, скакалка зацеплена за ступни ног, руки прямые. 1-2-поднять прямые ноги, натягивая скакалку, сделать угол; 3-4- и.п.
  1. И.п.- лежа на животе, скакалка в согнутых руках перед собой. 1-прогнуться, скакалку вверх; 2- вернуться в и.п.
  2. Прыжки на двух ногах на месте через короткую скакалку. Выполняется серией прыжков по 10-15 раз подряд, затем пауза и снова повторить прыжки.

6. Упражнения с кубиками  (Повтор 8-12 раз)

  1. И.п.- стойка ноги врозь, кубик в правой руке внизу. 1-2- руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку; 3-4- опустить через стороны руки вниз, то же левой рукой.
  2. И.п.- стойка ноги врозь, кубик в правой руке.1- руки в стороны; 2-наклониться вперед, положить кубик на пол; 3- выпрямиться, руки в стороны; 4-наклониться вперед, взять кубик левой рукой. То же левой рукой.
  3. И.п.- стойка на коленях, кубик в правой руке. 1- поворот вправо, поставить кубик у пятки правой ноги; 2- выпрямиться, руки на пояс; 3 - поворот вправо - взять кубик правой рукой, вернуться в и.п., переложить кубик в левую руку. То же влево.
  4. И.п. - о.с, кубик в обеих руках внизу. 1-присесть, вынести кубик вперед, руки прямые; 2- вернуться в и.п.
  5. И.п. -о.с. перед кубиком, руки произвольно. Прыжки на правой и левой ноге (на счет 1-8) вокруг кубика в обе стороны в чередовании с небольшой паузой. (2-3 раза).
  6. И.п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 - руки вперед, переложить кубик в левую руку; 2 - руки назад, переложить кубик в правую руку; 3 - руки вперед; 4 - опустить руки в и.п.
  7. Ходьба в колонне по одному с кубиком в поднятой руке.

7. Упражнения с гантелями

  1. Поднятие гантелей.

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, гантели обращены к бедрам. На счет 1 – поднять гантели к подмышечным впадинам, на счет 2 – опустить руки. Темп – средний. Количество повторов: 8-10 раз.

2) Прогибание спины.

И.п. -  лежа на животе. Кисти рук с гантелями прижаты к затылку. При выполнении упражнения ребенок плавно прогибает спину, поднимая голову вверх (ноги необходимо придерживать). На вдохе – прогибание, при опускании – выдох.

3) Поворот корпуса с разведением рук.

 И. п.  – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На счет 1 – выполнить поворот туловища, одновременно поднимая и разводя руки в стороны, на счет 2 – вернуться в исходное положение; на счет 3 – поворот в другую сторону с разведением рук в стороны, на счет 4 – принять исходное положение. Сделать  6 – 8 поворотов в каждую сторону.

4) Поднятие гантелей выше головы.

И. п.– стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук тыльной стороной прижаты к плечам. Аккуратно, без рывков гантели поднимаются вверх. Это упражнение можно выполнять двумя руками одновременно или же попеременно. При поднимании рук делается вдох, при опускании — выдох.

5) Сгибание рук с гантелями.

 И. п.– стоя, руки с гантелями – на уровне груди, ноги на ширине плеч, тыльные стороны кистей обращены вниз. Одновременно или попеременно сгибаем руки в локтевых суставах.

6) Упражнения с гантелями для пресса.

 И.п.– лежа на спине (взрослый придерживает ноги ребенка), гантели прижаты к затылочной части головы. На счет 1 – поднять туловище, на счет 2 – возвратиться в исходное положение. В среднем темпе выполнить 8-10 подъемов. При разгибании туловища – вдох, при подъеме – выдох.

7) Приседания с гантелями.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки с гантелями опущены. На счет 1 – сделать приседание (гантели касаются пола), на счет 2 – встать, руки и голову отвести назад (прогнуться).

8) Прыжки с гантелями.

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки с гантелями согнуты в локтях. Выполнять прыжки на месте, ноги врозь, а после вместе. Дыхание должно быть глубокое, без задержек.

приложение 4

Специальные упражнения для коррекции

нарушений физического развития

Комплекс упражнений при асимметрии лопаток №1

  1. И.п. - о.с, руки к плечам. 1 - Наклон вправо, руки в стороны, кисти разогнуть. 2 - И.п. 3 - Наклон влево, руки в стороны, кисти разогнуть. 4 - И.п. 5 - Наклон вправо, шаг левой влево, руки вверх, пальцы врозь. 6 - И.п. 7 - Наклон влево, шаг правой влево, руки вверх, пальцы врозь. 8 - И.п. 8-16 раз. Темп средний.
  2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - Два пружинящих наклона вправо. 2 - Поворот туловища направо. 3 - И.п. То же в другую сторону. По 8-16 раз. Темп средний.
  3. И.п. - о.с, руки вверх, кисти в замок. 1 - Наклон назад, правая нога назад на носок. 2 - И.п. То же с другой ногой. По 8 раз. Темп средний.
  4. И.п. - широкая стойка, ноги врозь. 1 - Наклон вперед, руками коснуться пола. 2 - Поворот туловища направо, правая рука в сторону - назад. 3 - То же в другую сторону. По 4-8 раз. Темп средний.
  5. И.п. - стойка на коленях, руки за голову. 1 - Два пружинящих поворота туловища направо. 2 - Два пружинящих поворота туловища налево. 3 - Сед на пятках с небольшим наклоном назад, руки вперед ладонями кверху. 4 - И.п. 4 раза. Темп средний
  6. И.п. - стойка на коленях, руки вперед, кисти разогнуть. 1 - Сед на правое бедро, руки влево. 2 - То же в другую сторону. По 4-8 раз. Темп средний.
  7. И.п. - упор на коленях. 1 - Правую ногу назад на носок, левую руку вверх. 2 -И.п. расслабить мышцы спины. То же в другую сторону. По 8 раз. Темп медленный.
  8. И.п. - упор на правом колене, левую ногу в сторону. 1 - Согнуть руки. 2 - И.п. То же с другой ноги. По 4-8 раз. Темп средний.
  9. И.п. - сед ноги скрестно, руки в стороны. 1 - Наклон вправо, правая рука за спину, левую согнуть вверх. 2 - И.п. То же в другую сторону. По 4-8 раз. Темп средний.
  10. И.п. - лежа на левом боку с упором на правую руку, левая рука вверх. 1 -Максимально правой ногой в сторону. 2 - И.п. 3 - Максимально правой согнутой ногой в сторону. 4 - И.п. 8-16 раз. То же в другую сторону. Темп средний.

11.И.П. - лежа на спине, руки за голову. 1 - Приподнять над полом верхнюю часть туловища. 2 - И.п., расслабиться. 3 - Ноги вперед (до угла 30 градусов от пола). 4 - И.п., расслабиться. 4-8 раз. Темп медленный.

12.И.п. - лежа на спине, руки вверх. 1 - Наклон вправо, руки за голову. 2 - И.п., потянуться вверх. То же в другую сторону. По 4-8 раз. То же с пружинящими наклонами. Темп медленный.

13.И.п. - лежа на животе, правую руку вверх, левую вниз. 1 - Прогнуться, руки скрестно перед собой. 2 - Левую руку вверх, правую вниз. 3 - То же в другую сторону 4-8 раз, не возвращаясь в и.п. Темп средний.

14. И.п. - упор лежа на предплечьях. 1 - Упор лежа на бедрах, прогнуться, поворот головы направо, посмотреть на пятки. 2 - И.п., расслабиться. То же в другую сторону. По 4-8 раз. Темп медленный.

15.И.п. - лежа на животе, руки в сторону. 1 - Максимально правой ногой назад. 2 - Правую ногу скрестно за левую, носком коснуться пола. 3 - Максимально правой ногой назад. 4 - И.п. То же с другой ноги. По 4-8 раз. Темп средний.

Комплекс  упражнений при боковом искривлении позвоночника (сколиоз) №2

  1. И.п. - о.с. Принять правильное положение (для проверки воспользоваться зеркалом), зафиксировать его.
  2. Ходьба с правильной осанкой (1 мин.).
  3. Ходьба с высоко поднятыми руками (30-40 сек.).
  4. Ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30-40 сек.).

5)        Ходьба на наружных краях стопы с согнутыми пальцами, на носках,
легкий бег на носках.

  1. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, правая рука на груди, левая - на животе. Дыхательные упражнения (3-4 раза).
  2. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки. С силой выбрасывать поочередно каждую руку вперед, имитируя движения боксера (8-12 раз).

8)        И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. С
противоположной стороны вершины искривления позвоночника поднять руку
вверх, повернуть плечо вперед, не допуская поворота всего туловища, другую
руку согнуть к плечу (6-8 раз).

9)        И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. Присесть, держа спину прямой и
вытянув руки перед собой. Вернуться в и.п. (8-10 раз).

  1. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Выполнить наклоны вправо и влево, скользя руками по туловищу (8-12 раз).
  2. Дыхательное упражнение. Поднять руки вверх, потянуться, глубоко вдохнуть, опустить руки - выдох. (3-4 раза).
  3. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, в опущенных руках гимнастическая палка. Поднять палку вверх с одновременным отведением ноги назад - вдох, вернуться в и.п. - выдох (8-12 раз).
  4. И.п. - о.с, кисти рук сжаты в кулаки, опущены. Поворачивать кулаки тыльной стороной назад и внутрь, сближая лопатки, голову поднимать вверх (8-12 раз).
  5. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Выпрямленную ногу приподнять и завести за другую в сторону, противоположную поясничному сколиозу, стараясь, чтобы бедра не соприкасались. Вернуться в и.п. (8-12 раз).
  6. И.п. - лежа на спине, руки под головой. Приподнять выпрямленные ноги, развести в стороны и скрестить, стараясь, чтобы они не касались пола. Вернуться в и.п. (8-12 раз).
  7. И.п. - лежа на спине, правая рука на груди, левая на животе. Выполнить дыхательные упражнения (3-4 раза).

Комплекс упражнений при сутулой спине (кифотической осанке) №3

1)        Свободная ходьба (2-3 мин.) с выпрямленной спиной, несколько
прогнувшись в шейно-грудном отделе. Подбородок поднять. Контроль с
помощью зеркала.

  1. И.п. - стоя, руки вдоль тела. Отвести руки назад с легким прогибом в грудном отделе позвоночника и одновременно отставить ногу назад на носок -вдох; вернуться в и.п. - выдох (3 раза каждой ногой).
  2. И.п. - стоя, гимнастическая палка в опущенных руках. Полуприсесть, одновременно поднимая руки вперед, вернуться в и.п. (4-5 раз).
  3. И.п. - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх, вернуться в и.п. (5-6 раз). Дыхание произвольное.
  4. И.п. - стоя, руки перед грудью. Резко развести руки в стороны - вдох, вернуться в и.п. - выдох (5-6 раз).

6)        И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги полусогнуты.
Приподнять таз до положения «полумост» - вдох, вернуться в и.п. - выдох (5-6
раз).

  1. И.п. - лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. Прогнуться в позвоночнике (в грудном отделе) с опорой на локти - вдох, вернуться в и.п. -выдох (4 раза).
  2. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на предплечья, прогнуть корпус в грудном отделе - вдох, вернуться в и.п. - выдох (5-6 раз).
  3. И.п. - лежа на животе, руки на поясе. Прогнуться всем корпусом с одновременным разведением ног - вдох, вернуться в и.п. - выдох (5-6 раз).

10)        И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах,
гимнастическая палка на лопатках. Прогнуться всем корпусом, вернуться в и.п.
Дыхание произвольное. (5-6 раз).

  1. И.п. - лежа на животе, в руках гантели. Слегка вытянув шею, прогнуться в грудном отделе, отвести руки в стороны, сблизить лопатки и приподнять выпрямленные ноги, вернуться в и.п. и расслабить мышцы (6-8 раз). Упражнение выполнять с большим напряжением. Голову держать прямо, не откидывая назад. Дыхание не задерживать.
  2. И.п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, в руках гантели, ноги вместе. Слегка вытянув шею, одновременно выпрямить вниз руки, приподнять от пола прямые ноги, затем руки согнуть к плечам и прогнуться в грудном отделе, вернуться в и.п. (6-8 раз).

13)        И.п. - лежа поперек гимнастической скамейки лицом вниз, ноги
зафиксированы, руки в упоре на предплечья. Слегка вытянув шею, одновременно
выпрямить руки. Затем руки согнуть и прогнуться в грудном отделе
позвоночника. Вернуться в и.п. (6-8 раз). При достаточной тренированности
упражнение выполнять с гантелями. Следить за правильным дыханием.

14)        И.п. - лежа на спине, руки с гантелями разведены в стороны, ноги вместе.
Поочередно сгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах (15-20 раз),
следить, чтобы при выполнении упражнения пятки не касались пола, голени были
параллельны полу.

15)        И.п. - стоя на четвереньках. Попеременно вытягивать левую руку и
правую ногу и возвращаться в и.п. То же другой ногой и рукой. При вытягивании
руки выдох (2-3 раза каждой рукой).

  1. И.п. - стоя на четвереньках. Сгибая руки в локтях, прогнуться в грудном отделе позвоночника, слегка приподнять корпус вперед, локти выпрямить, возвратиться в и.п. («подлезание»). (3-4 раза). Дыхание произвольное.
  2. И.п. - стоя спиной к гимнастической стенке, руками взяться за планку на уровне пояса. Наклониться вперед с прогибанием в грудном отделе - вдох, вернуться в и.п. - выдох (3-4 раза).
  3. И.п. - стоя на 4 планке гимнастической стенки, держась руками за планку на уровне плеч. Глубоко присесть, выпрямляя руки (3-4 раза). Дыхание произвольное.
  4. И.п. - стоя прямо, спиной к гимнастической стенке (касаясь ее затылком, лопаточной областью и тазом). Шагнуть вперед, стремясь сохранить правильное положение корпуса, вернуться в и.п. (2-3 раза).
  5. И.п. - стоя, руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой «баранке»). Ходьба с разведением рук в стороны и возвращением их в и.п.
  6. И.п. - стоя, руки на затылке. Вытянуть руки вверх - вдох, вернуться в и.п. - выдох (3-4 раза).

Комплекс упражнений для профилактики начальных форм плоскостопия №4

1.И.П. - сидя на гимн, скамейке, правую ногу вперед. Поворот стопы внутрь

с оттягиванием носка. Повторить 10 раз каждой ногой.

2. И.п. - стоя, руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп (30-60 с).

З.И.п. - стоя с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног

кверху - вернуться в и.п. (10-15 раз).

4.И.П. - стоя, носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки - вернуться в

и.п. (10 раз).

5.И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Присед на

всей ступне - вернуться в и.п. (6-8 раз).

6.И.п. - стоя на носках, руки на поясе (стопы параллельны). Покачиваться в

голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь на пятки (8-10

раз).

7.И.п. - стоя на четвереньках. Передвижение небольшими шагами вперед

(30-40 с). То же прыжками «зайчиком».

8.Ходьба в полуприседе (30-40 с).

9.И.п. - сидя на полу, ноги вместе, работать носками (оттянуть носок, носок

на себя). Упражнение выполняется 10-12 раз.

  1. Ходьба гусиным шагом.
  2. Ходьба и бег на носках, пятках (30-40 с).

приложение 5

Ритмическая гимнастика

Задачи:

1.  Развивать координационные способности детей, выносливость, силу, гибкость.

2. Формировать правильную осанку, культуру движений, музыкальность.

3. Развивать уверенность в себе, прививать любовь к движениям, музыке. Продолжительность 20-25 мин.

Разминка

Ходьба с носка, руки на пояс.

«Кошечка» - ходьба с перекатом с носка на пятку (кошечка крадется). «Кошечка путает следы» - скрестные движения ног. «Кошечка спряталась» - присесть, сгруппироваться.

Ускоренная ходьба, легкий бег, бег-полет - поднимая вперед прямые ноги. Упражнения на дыхание.

Основная часть

  1. «Любопытная кошка» Движения головой: •вниз/вверх на 2 счета; •влево/вправо на 2 cчета. Упражнение повторить 4 раза.
  2. «Плечо с ухом говорит» Движения плечами:

•поднять правое плечо, коснуться правого уха - на 2 счета; •поднять левое плечо, коснуться левого уха - на 2 счета. Упражнение повторить 4 раза.

3.        Танцевальные шаги.

•Шаг вправо - левую ногу приставить, хлопок.

•Шаг влево - правую ногу приставить, хлопок.

•Шаг вперед левой ногой - правую ногу приставить, хлопок.

•Шаг вперед правой ногой - левую ногу приставить, хлопок.

Упражнение повторить 2 раза.

4.        «Кошкины лапки»
Движения руками:

•руки к плечам, вверх, к плечам - на 2 счета; •руки к плечам, в стороны, к плечам - на 2 счета Упражнение повторить 4 раза.

5.        «Посмотри, что вокруг»
Упражнение для талии:

•руки на поясе, поворот корпуса влево - на 2 счета; •руки на поясе, поворот корпуса вправо - на 2 счета; •руки на поясе, поворот корпуса вперед - на 2 счета; •руки на поясе, поворот корпуса назад - на 2 счета.

Упражнение повторить 4 раза.

6.        Танцевальные шаги.

•Шаг вправо - левую ногу приставить, хлопок.

• Шаг влево - правую ногу приставить, хлопок.

•Шаг вперед левой ногой - правую ногу приставить, хлопок.

•Шаг вперед правой ногой - левую ногу приставить, хлопок.

Упражнение повторить 2 раза.

7.        «Кошечка в цирке»
Движения ногами:

•лежа на спине, крутим педали велосипеда вперед - на 4 счета, •лежа на сине, крутим педали велосипеда назад - на 4 счета. Упражнение повторить 4 раза.

8.        «Кошечка крадется»
Упражнение для ступней:

•плавное движение с носка на пятку - на 2 счета. Упражнение повторить 8 раз.

9.        «Кошачьи повадки»
Растягивание тела, позвоночника:

•правую ногу отставить, коснуться правой ступни, вернуться в и.п.; •правую ногу отставить, коснуться правой ступни, вернуться в и.п. Упражнение повторить 4 раза.

10.        «Резвая кошка»
Прыжки:

•ноги в стороны, руки вверх - ноги вместе, руки вниз - 4 раза; •поворот вправо - 2 хлопка; •поворот влево - 2 хлопка.

Заключительная часть

Творчество детей. Танец «Кошки - это кошки». Игра малой подвижности: «Кот и мыши».

Ритмическая гимнастика для детей 6-7лет

Разминка

Ходьба по залу, руки на поясе, следим за осанкой.

Упражнения для кистей рук (круговые движения), руки в стороны.

Ходьба на носках, кисти рук поднимать вверх - вниз.

Пальцы рук переплетены - «волны».

Ходьба  в полуприседе.

Ходьба с высоким подниманием бедра.

Легкий бег, ходьба обычная, упражнения на дыхание.

Основная часть

1.        «Жираф»
Движения головой:
•вверх-вниз - на 8 счетов;
•в стороны - на 8 счетов;

•круговое вращение влево - 2 раза по 4 счета каждое; •вправо - 2 раза по 4 счета каждое.

2.        «Осьминог»
движения плечами:

•пожимание обоими плечами - на 8 счетов; •каждым отдельно - на 8 счетов; •круговое вращение назад - 2 раза по 4 счета каждое; •вперед - 2 раза по 4 счета каждое.

3.        Танцевальные шаги:

•шаг вправо - левую ногу приставить, шаг влево - правую ногу приставить (каждое движение выполнить по 2 раза);

•шаг вперед - подскок (ноги вместе) - хлопок; •шаг назад - подскок - хлопок; •шаг назад - подскок - хлопок. Упражнение повторить сначала.

4.        «Гусь»
движения руками:

•резко поднять - опустить - на 8 счетов;

•попеременное скрещивание перед грудью (ножницы) - на 8 счетов;

•круговые вращения назад - на 8 счетов;

•вперед - на 8 счетов.

5.        «Обезьяна»
Упражнение для талии:

•движения из стороны в сторону - на 8 счетов; •попеременное касание пальцев ног - на 8 счетов;

  • согнуться влево - на 8 счетов;
  • согнуться вправо - на 8 счетов.

6.        Танцевальные шаги:

•шаг вправо - левую ногу приставить, шаг влево - правую ногу приставить (каждое движение выполнить по 2 раза);

•шаг вперед - подскок (ноги вместе) - хлопок; •шаг назад - подскок - хлопок; •шаг назад - подскок - хлопок. Упражнение повторить сначала.

7.        «Лошадка»
Движения коленями:

•поднять правое колено - на 8 счетов, опустить; •поднять левое колено - на 8 счетов, опустить; •попеременно - а 16 счетов.

8.        «Аист»

Упражнение для ступней и лодыжек:

•подняться на носки - на 8 счетов;

•круговые движения левой ступней - на 8 счетов;

•подняться на носки - на 8 счетов;

•круговые движения правой ступней - на 8 счетов.

9.        Танцевальные шаги.

10.        «Кошечка»

Растягивание тела, позвоночника: •потянитесь вверх - на 8 счетов; •потянитесь вперед - на 8 счетов; •дотроньтесь до пола - на 8 счетов; •потянитесь вверх - на 8 счетов.

11.        «Похлопаем, потопаем»

  • боковой галоп вправо, руки в стороны - по 4 счета каждое; •покружиться, на каждый поворот хлопок - 2 раза по 4 счета каждое;
  • боковой галоп влево, руки в стороны - по 4 счета каждое; •покружиться, на каждый поворот хлопок - 2 раза по 4 счета каждое;

Заключительная часть

Творчество детей. Изображение с помощью движений любимых животных (пантомима).

Игра малой подвижности «Совушка».

приложение 6

Подвижные игры

Цель: укрепление мышц туловища (скелета) и конечностей. Формирование правильной осанки.

У ребят порядок строгий

По сигналу педагога занимающиеся расходятся по залу и говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

По команде педагога: «В шеренгу (в колонну по одному) становись!» играющие строятся в указанном педагогом месте.

Возьми приз

Играющие встают в круг. В центре обруч, в обруче - приз. Играющие ходят вокруг обруча, бегают, прыгают, а когда будет дан сигнал, должны взять приз. Самый проворный становится водящим, и игра продолжается.

Речка, кочка, гора

Дети в кругу.

«Речка!» - вытянуть руки перед собой.

«Кочка!» - присесть.

«Гора!» - встать и руки соединить над головой.

Быстро и правильно выполнять команды.

Нос, ухо, голова

Педагог говорит: «А теперь посмотрим, насколько вы внимательны». Если звучит команда «Нос!», вы должны дотронуться до носа, по команде «Ухо!» нужно взять себя за ухо, по команде «Голова!» ладонью коснуться макушки. А я буду вас запутывать». Команды подавать быстро.

Снежинки

(2-3 кружочка по 3-5 человек).

«Снежинка!» - сигнал, дети начинают двигаться в правую сторону, соединившись в центре левыми руками. По сигналу «Ветер!» - снежинки разбегаются по залу и под музыку двигаются самостоятельно. По сигналу «Снежинки!» дети должны занять свои места в своих кружках, соединив руки. Побеждают те дети, которые первыми встали в свой кружок.

Перемени предмет

На одной стороне площадки чертят 4-5 кружков на расстоянии одного шага один от другого, в каждом по мешочку с песком. На противоположной стороне выстраиваются играющие в 4-5 колонн против каждого кружка. Каждый первый в колонне получает кубик (шишку, камешек). По сигналу дети бегут к кружкам, кладут в них кубики, берут мешочки с песком и возвращаются на места.

Правила: предмет нужно класть в кружок, не бросать; если предмет не точно положен в кружок, играющий должен вернуться и поправить предмет.

Пустое место

Участники образуют круг и заводят обе руки за спину. Водящий остается за кругом, обходит его и касается кого-нибудь рукой, затем бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную. Их задача - первым занять пустое место. Оставшийся без места становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности по плаванию «Адаптивное плавание»

Программа является основой в формировании и укреплении растущего детского скелета и мышечного корсета, укрепления всего организма, предотвращения изменений в развитии основных функций опорно-двигатель...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста Направленность: физкультурно-оздоровительная Уровень программы: стартовый (ознакомительный).

Ранний, преддошкольный и дошкольный возраст - исключительно важный период, когда закладываются основы физического и психического развития и здоровья человека. Из-за большой распространенности острых и...